Ксения Батаева
Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.
Задачи:
Обучающие: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть). Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.
Развивающие: Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования, визуальную и мышечную память; стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.
Публикация «Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе „Удивительные камни“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательные: воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе.
Материалы: сундучок ощущений, набор схем-рисунков, шапка магистра, наборы камней, лимонный сок, деревянный брусок, магнитная доска, фартуки, лупы, кусочки теста, песок речной, стаканы с водой, ложки, подносы и салфетки на каждого ребёнка, подарки.
Словарная работа: лаборатория,лупа.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече. Давайте, поделимся, друг с другом своим теплом и добротой, обнимемся крепко- крепко!
И поприветствуем гостей.
Доброе утро.
-Сегодня утром я получила посылку, но открыть её сможем только тогда, когда отгадаем загадку.
Он может быть мелкий-в ладошке лежать,
Тяжелый, большой, одному не поднять
В пыли на дороге ненужным лежать
Кто может предмет по приметам узнать.
Как вы думаете что это? (камень)
Правильно!
А что такое камень? (это горная порода)
Она образуется в результате застывшей лавы вулкана.
Где мы можем с вами увидеть камни? (море, пруд, реки, горы, дороги).
Большое количество разнообразных камней можно увидеть в музеях. Слайд.
Для чего нам нужны камни?
Камни используются в строительстве, для мощения дорог, облицовке, ландшафтного дизайна драгоценные камни широко используются в ювелирной промышленности.
Вы, наверное, догадались, что говорить мы с вами будем сегодня о камнях.
А хотите узнать о них больше? Для более полного их изучения я предлагаю вам пройти в лабораторию.
Воспитатель: Что такое лаборатория?
Дети: Это специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.
Воспитатель: Для работы в лаборатории, необходимо надеть специальную одежду и знать некоторые правила поведения: вести себя тихо и аккуратно, быть внимательными и следовать моим инструкциям, ничего не брать в рот, не размахивать и не кидать камни.
(Дети надевают фартуки и шапочки).
Чтобы запомнить всю информацию о камне мы будем заполнять карточку – схему.
Вывешивается на доске.
Для начала давайте посмотрим на наши камни и скажем, как они называются?
Гравий, щебень, морской камень, гранит.
Из каких парод состоит гранит?
(Сверкающий кварц, темная слюда, цветной полевой шпат)
Опыт № 1. Определение цвета, формы и размера.
Дети делятся наблюдениями, какого цвета и формы камни.
— Покажите мне самый большой ваш камень.
— Выложите все камни в ряд от самого большого к самому маленькому.
— Все ли камни одинакового размера?
Вывод: камни бывают разными по цвету, форме и размеру.
(На магнитную доску вывешивается первая схема).
Опыт № 2. Определение характера поверхности.
Звучит шум моря. Релаксация.
Какие камни вы видели на берегу?
О каком камне значит, мы будем с вами сейчас говорить?
Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики
Найдите морской камень и возьмите в руки, скажите, чем он отличается от остальных камней?
Почему у него нет острых углов?
(Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится круглым.)
Погладьте ваши остальные камешки и скажите, какие они на ощупь?
Выбрать самый неровный, шершавый камень.
Вывод: камни бывают гладкими и шероховатыми.
(На магнитную доску вывешивается вторая схема)
Опыт № 3. Определение твёрдости.
— В одну руку возьмите камешек, а в другую кусочек теста. Сожмите обе ладони.
— Что произошло с тестом? Почему?
— А с камнем? Почему?
— Вы думаете, камень тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево).
Воспитатель. А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. Забивает — не получается. Гвоздь гнется, но не вбивается.
— Ну что, смогла я забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? Какой можно сделать вывод?
Вывод: Камень твёрдый, прочный.
(Вывешивается третья схема)
Опыт № 4. Определение температуры.
Наша кожа может быстро определять температуру.
— Сейчас у нас будет очень сложный опыт. От вас потребуется внимание и сосредоточенность.
Возьмите камень в руку, какой он теплый или холодный?
Как можно сделать так чтобы камень стал теплым?
(Зажать в ладонях, поднести к щеке)
— Как можно согреть холодный камень?
-Я предлагаю вам согреть его своим тёплым дыханием.
Дыхательная гимнастика: Дети берут самый холодный камень, кладут его на ладони.
Делают глубокий вдох через нос, а выдох через рот, губы трубочкой. (3раза)
Вывод: камни имеют разную температуру.
(Вывешивается четвертая схема)
Опыт № 5. Плавучесть.
— Что будет, если положить камешек в воду? (Версии детей)
— Как это можно проверить?
-Дети осторожно кладут камень в воду. Наблюдают. (Камень утонул, от него на поверхность поднимаются пузырьки воздуха, цвет изменился, стал более ярким.)
Достают камень из воды, вытирают его салфеткой
— Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие?
Вывод: камни тонут в воде, потому, что они тяжёлые.
(Вывешивается пятая схема)
Опыт № 6. Камни издают звуки.
-Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки?
— Постучите ими друг о друга. Что вы слышите?
-Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос.
— А сейчас, ребята, на один из камешков я капну лимонный сок. Что происходит?
(Камень шипит, злится, ему не нравится лимонный сок)
Вывод: камни могут издавать звуки.
(Вывешивается шестая схема)
Опыт № 7. Рассматривание камней через лупу.
— Как называется этот прибор? (Лупа.)
— Для чего же он нужен? (Увеличивать изображение.)
— Чтобы лучше увидеть поверхность камней мы посмотрим на них через лупу.
— Что интересного вы увидели?
— Молодцы, вы очень внимательные!
(На доску вывешивается седьмая карточка)
—Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Карточка за карточкой мы составили целый рассказ о камнях. Рассказ в схемах. Кто желает стать настоящим ученым, надеть шапку магистра и прочесть карточку о свойствах камней? (Один ребёнок делает вывод обо всех проделанных опытах)
Ребята из камней можно составлять узоры
Сейчас, возьмите свои подносы и выложим на песке узоры из камней.
А на память о нашей встрече я дарю вам эти разноцветные листы бумаги, на которых вы сможете нарисовать красивые камни и горы.
Вы сможете показать их своим родителям и друзьям и рассказать о нашей лаборатории и о том, что мы здесь делали.
— А в шкатулке находится что-то ещё. Это волшебные, разноцветные и очень вкусные камешки. Возьмите их и угостите своих друзей.
Занятие закончено спасибо.