Петрова Ольга
Конспект НОД по экспериментированию «Лаборатория воздушных чудес» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экспериментированию в средней группе
Тема: «Лаборатория воздушных чудес»
Цель: познакомиться детей с объектом неживой природы – воздухом, расширить и углубить знания о воздухе.
Задачи:
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
- обогащать словарный запас детей.
Публикация «Конспект НОД по экспериментированию „Лаборатория воздушных чудес“ в средней группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Оборудование: кукла «Профессор Всезнайкин», воздушные шарики, веер, пакеты полиэтиленовые, стаканы с водой по количеству детей, соломки, тазик с водой, пластиковая бутылка, бумажные салфетки, вата, насос, простынь, резиновые игрушки для ванны, зубочистки.
Ход занятия:
Стук в дверь, заходит Профессор Почемучкин:
Профессор Почемучкин: - Здравствуйте ребята, я пришел к вам в гости.
Воспитатель: Ребята посмотрите, что нам принес Профессор Всезнайкин. (Всезнайкин несет в руках свой волшебный чемоданчик). Какой он интересный и загадочный? (Обследование чемоданчика детьми: по цвету, объему, размеру).
Воспитатель: - Профессор, а почему вы такой грустный?
Профессор Почемучкин: Друзья, вчера вечером, я приготовил для вас сюрприз, надул разноцветные шарики, они были большие и веселые, а сегодня у меня некоторые шарики стали – маленькими и грустными, а некоторые остались такими же веселыми и большими. Я не знаю, что с ним случилось! (Грустит).
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему шарики стали такими маленькими? (Они сдулись.). А что надо сделать, чтобы маленький шар стал большим и веселым? (Шарик надо надуть.)
Воспитатель: А поможет нам шарики надуть…
Отгадайте кто?
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (воздух)
Профессор Почемучкин: А что такое воздух? Я никогда его не видел, его же нет нигде. А вы, ребята, видели когда-нибудь воздух? Воспитатель: А вам интересно узнать, что такое воздух? И есть ли он?
- Сейчас мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые. Учёные работают в помещении, где много приборов для экспериментов, а как это помещение называется (Лаборатория.)
- В нашей с вами «Лаборатории воздушных чудес» мы должны соблюдать правила: внимательно слушать, задавать вопросы, соблюдать тишину, не перебивать друг друга. Ну что ребята, я приглашаю вас занять свои места в нашей «Лаборатории воздушных чудес».
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Воспитатель:Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? (Нет, не видим).
Ребята, давайте докажем Профессору Почемучкину, что воздух все-таки есть! Попробуем его поймать! Хотите, я научу вас ловить воздух?
Эксперимент №1. «КАК ПОЙМАТЬ ВОЗДУХ?»
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? (Он пуст.)
- Набираем в пакеты воздух и закрутим их.
- Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? (Ответы детей).
- Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух прозрачный, бесцветный, его нельзя увидеть, но можно почувствовать.
Воспитатель: У меня в руке пластиковый стаканчик. Что в нем находится? (Воздух, ничего)
- А мы проверим ваши версии с помощью эксперимента.
Эксперимент №2. «ВИДИМ ВОЗДУХ ПРИ ПОМОЩИ СОЛОМКИ И ЕМКОСТИ С ВОДОЙ»
Воспитатель: Перед вами стаканы с водой и соломки. Возьмите в руки соломку, отпустите один конец в воду, а в другой подуйте. Что происходит? (Выходят пузырьки.)
Воспитатель: Подуйте в соломку сильнее. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет). Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью соломки и стаканчиков с водой увидели воздух. Вот видите! Значит, воздух есть внутри нас! Мы дуем в соломку, и он выходит!
- Дети, как воздух попадает к нам в организм? (Через нос и рот.)
- Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы его видим? (Нет.)
- А кто из вас знает, что нужно сделать, чтобы почувствовать воздух? (Да, надо привести его в движение).
Эксперимент №3. «ЕСТЬ ЛИ ВОЗДУХ В БУТЫЛКЕ?»
Воспитатель:
- Переворачиваем бутылку вверх дном, держим ее прямо вертикально и опускаем бутылку в тазик с водой, до дна. Затем вынимаем ее из воды. Посмотрим, намокнут ли стенки бутылки. Что же случилось с бутылкой. (Она сухая)
- Почему? Как считаете? (Ответы детей).
Вывод: стенки бутылки не намокли, потому что в ней есть воздух, он не пускал туда воду.
- Посмотрите, я вновь опускаю в бутылку в тазик с водой, но держу его, немного наклонив. Что появляется в воде? (Пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Да воздух вышел из бутылки, а его место заняла вода. Значит, воздух невидимый, прозрачный!
Воспитатель: Интересно, а внутри человека, есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим!
Эксперимент № 4. «ЧУВСТВУЕМ ВОЗДУХ».
Воспитатель: Давайте попробуем почувствовать его с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (В лицо дует ветерок.)
- А что такое ветер? (Ответы детей).
- Правильно, это движение воздуха. Мы с вами создали искусственный ветер. А ветер можно увидеть глазами? Нет, мы его можем только почувствовать. Какой бывает ветер? (Сильный- слабый, холодный- теплый, злой, колючий, нежный, освежающий, северный- южный.) - Как можно узнать, дует ли на улице ветер? (Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит, есть ветер.)- А что умеет делать ветер? (Свистеть, освежать, дуть, кружить листья, качать деревья, поднимать волны на воде.)
- Сейчас я выберу среди вас четырех самых сильных и ловких экспериментаторов. Сейчас вы почувствуете воздушный поток с помощью нашего ковра самолета (воспитатель выдает детям простынь). Возьмитесь крепко за уголки нашего ковра и поднимите его вверх. А затем резко опустите его вниз. Видите как надулся наш ковер? А почему так происходит, как вы думаете? (Ответы детей).
- Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос «Как услышать воздух?»
Эксперимент №5 «СЛЫШИМ ВОЗДУХ»
Воспитатель: Возьмите по пустую бутылочку и подуйте с краю в горлышко этой бутылки. Что вы слышите? (Звук, воздух.)
- А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? (Писк, воздух.)
Вывод: воздух можно услышать.
- Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?
Эксперимент №6 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из нашей кухни детского сада, мы догадываемся, что повар готовит нам вкусную и ароматную кашу.
- Проведем следующий эксперимент: каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить аромат. Чем пахнет воздух в пакете? (Яблоками.) Вы замечательно справились с заданием, и я предлагаю вам съесть яблочко.
Профессор Почемучкин: Ребята, а зачем нам нужен воздух? Я вот закрою нос и рот и не буду его чувствовать!
Воспитатель: Что ты, Почемучкин! Ребята, объясните Профессору Почемучкину, зачем нам нужен воздух. (Ответы детей).
- Без воздуха ты задохнешься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха все живое на земле просто погибнет.
Профессор Почемучкин: Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!
Воспитатель: А вы, ребята, что нового сегодня узнали? (Воздух легкий, бесцветный, прозрачный, мы его не видим, но можем почувствовать и услышать.)
Профессор Почемучкин: А еще я наконец-то узнал, что такое ветер. Ветер - это движение воздуха.
Я хочу подарить мыльные пузыри всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду, расскажу друзьям все, что узнал сегодня. До свидания.