Лучший педагог года

Конспект НОД «Почва и подземные обитатели» в подготовительной группе

Татьяна Шувалова
Конспект НОД «Почва и подземные обитатели» в подготовительной группе

Образовательная область: Познавательное развитие.

Цели: ознакомление детей с понятием «почва» на основе экспериментов, ее составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира.

Задачи: Повышать уровень развития ребенка, расширять представления детей о почве, ее составе, взаимозависимости почвы, растений, животных. Закрепить знания о представителях животного мира почвы. Развивать познавательный интерес. Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода, уточнить состав почвы. Способствовать развитию речи, внимания, воображения, восприятия. Продолжать учить детей делать выводы на основе практической деятельности, выражать их в своей речи. Воспитывать интерес к исследованию состава почвы; уважительное отношение к труду; бережное отношение к природе. Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры.

Публикация «Конспект НОД „Почва и подземные обитатели“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Предварительная работа: Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»; Беседа по содержанию сказки; Беседа о животных, Наблюдение в природе за дождевыми червями и жуками.

Используемые приемы, технологии обучения, методы : ИКТ, игровая, экспериментирование, сотрудничество; беседа с детьми, рассказ, разъяснение, наблюдение, использование демонстрационного материала, обсуждение, поощрение.

Используемые формы познавательной деятельности детей: опыт, групповая работа, индивидуальная, игра.

Оборудование и материалы: (демонстрационные, раздаточные материалы, Мультфильм «Путешествие дождевого червячка».

Основные источники информации: ПК; презентация: «Состав почвы».

Для опытов: почвы, стаканы с водой, лупы; фартук нарукавники; подносы; палочки; влажные салфетки на каждого ребенка; клеенки.

Прогнозируемый результат: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать.

Ход деятельности:

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Протягивает руку первому ребенку, проговаривая:

Руку другу протяни,

И слегка ее пожми,

Подари улыбку, взгляд,

Каждый здесь другому рад.

Ребенок протягивает руку следующему – таким образом замыкается круг.

Я надеюсь, что такая дружеская атмосфера сохранится на протяжении всей нашей работы. Ребята, поздоровайтесь с гостями и присаживайтесь на стульчики

Воспитатель: Ребята, послушайте и о чём идёт речь. Самый верхний слой земельный. В ней растут трава, деревья, Плодородием обладает, как ее все называют?

Дети : Почва.

Воспитатель: Почва – это земля. Мы привыкли её так называть, потому, что наша планета так называется. А под ногами у нас почва- это её правильное название. Тема нашего разговора – почва и ее обитатели.

- Как вы думаете, что же такое почва? (ответы детей)

Почва – это верхний, плодородный слой земли, в котором развиваются подземные части (корни) растений

- Как же образовалась почва? (ответы детей)

Когда-то давным-давно почва не покрывала плодородным слоем землю. На поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветра, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались, разрушались. Трещины становились все шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину. Ветер приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине, пускали корни, а сгнивая, образовывали тонкий слой перегноя. Так в этот слой попадали другие семена растений, они разрастались, а отмирая, увеличивали слой чернозема. Теперь вы знаете, как образовалась почва. На это ушло тысячи лет.

Воспитатель: Ребята, наверное, вы хотите узнать, как живут разные живые существа под землей. Как там можно дышать? Есть ли там воздух? - Чтобы узнать, я предлагаю вам отправиться в научную лабораторию. Где мы проведем опыты.

Организуется опытническая деятельность.

Воспитатель: Ребята, попрошу вас разбиться на пары и занять рабочие места, надеваем фартуки и нарукавники. (дети проходят к столам с оборудованием для проведения опытов).

Воспитатель: Прежде чем начать работу в нашей лаборатории, давайте вспомним правила работы (показ знаков- правила поведения в лаборатории).

1. Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.

3. Аккуратно обращаться со стеклянной посудой.

4. Советоваться друг с другом.

5. Поддерживать порядок на рабочем месте.

Опыт №1.

1. Постановка проблемы детьми на основе определенной мотивации.

Есть ли в земле, где обитают различные животные воздух?

2. Прогнозирование действий (планирование процесса).

Взять стакан с водой и бросить туда комочек почвы.

3. Реализация замысла.

Возьмем колбу с водой и положим туда комочек почвы.

4. Получение продукта деятельности, значимого для ребенка.

Из почвы выходят пузырьки, значит, в почве есть воздух.

Вывод: в земле есть воздух и животные им дышим. Для жизни нужен воздух, и на земле, и под землей.

Воспитатель: Верхний слой земли называется почва. Она бывает разная. А вы знаете, из чего состоит почва?

Опыт № 2.

1. Постановка проблемы детьми на основе определенной мотивации.

Из чего состоит почва?

2. Прогнозирование действий (планирование процесса).

Взять комочек земли, помять его в руке, опустить в банку с водой и дать воде отстояться. Рассмотреть, что лежит на дне стакана. В лупу рассмотреть, что плавает на поверхности земли.

3. Реализация замысла.

Помять кусочек земли в руке, определить, какая она на ощупь. Опустить землю в банку с водой и дать воде отстояться. В лупу рассмотреть, что плавает на поверхности воды.

4. Получение продукта деятельности, значимого для ребенка.

На дно стакана опустился песок, глина и камешки. На поверхности воды плавают травинки, листики, веточки. Почва состоит из элементов живой и неживой природы.

Рассматривание почвы с помощь лупы. (камешки, крупинки, песок, остатки насекомых, растительность.

Вывод: в почве есть то, что нужно животным для жизни: траву, листочки едят подземные жители, веточками, камушками укрепляют норки, да и растения могут расти только в земле.

Опыт № 3.

Воспитатель: А в почве есть вода? Давайте проверим?

Возьмем бумажную салфетку, положим в нее немного почвы (1 ложку) и сильно сожмем (на столе)

Что осталось на салфетке? (влажное пятно)

Вывод: в почве есть вода, поэтому и растут растения.

Откуда же она берется в почве?

Дети: Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива.

Воспитатель: Все правильно. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.

А сейчас давайте отдохнем.

Проводится физкультминутка.

Ветер веет над полями

И колышется трава

Облако плывет над нами

Словно белая гора.

Ветер пыль над полем носит,

Наклоняются колосья

Вправо-влево, взад-вперед

А потом наоборот.

Мы взбираемся на холм,

Там немного отдохнем.

Воспитатель: Ребята, русский народ, мудрый народ придумал много поговорок и пословиц о Земле, и под словом земля в них имеется в виду почва. А какие вы знаете пословицы о земле?

1. «Без хозяина земля - круглая сирота»,

2. «В землю не положишь - и с земли не возьмешь»,

3. «Где нет земли, там нет травы»,

4. «Нет земли краше, чем страна наша».

Воспитатель: А сейчас мы посмотрим мультфильм о подземных обитателях. (просмотр мультфильма «Путешествие подземного червячка»)

Воспитатель: Ребята! Мы посмотрели мультфильм и увидели, что под землей кроме червяков, которых мы видели на поверхности земли, наблюдали на прогулке, там живет целый подземный мир. Они делают в почве ходы, чтобы она дышала, и по этим ходам идут корни растений. Червяки, насекомые, личинки, слизни и другие подземные обитатели помогают гниению и переработке осенних листьев и травы, превращая их в перегной.

Воспитатель: Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что такое почва?

Дети: Почва – это верхний, плодородный слой земли, в котором развиваются подземные части (корни) растений.

Воспитатель: Из чего состоит почва?

Дети: Мы узнали, что в состав почвы входят воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина.

Воспитатель: кто обитает в почве?

Дети: Кроты, червяки, мелкие животные, клещи, слизни, муравьи, землеройки, жуки. Кроме того, животные, обитающие в почве, рыхлят ее и в почву лучше проникают воздух и вода.

Воспитатель: Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?

Дети: Не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, не разбрасывать мусор оберегать «подземных жителей» - ведь они нужны почве.

Заключительная часть:

Воспитатель: Какие вы молодцы, любознательные дети! Подумайте, как мы сможем исследовать почву на прогулке!

Публикации по теме:

Календарный план образовательной работы на неделю «Широколиственный лес и его обитатели» в подготовительной группеКалендарный план образовательной работы на неделю «Широколиственный лес и его обитатели» в подготовительной группе .

Конспект НОД в старшей группе «Подземные богатства Земли» Цель. Формировать у детей представления о полезных ископаемых, их роли в жизни человека. Задачи: - познакомить с внешним видом полезных.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Почва и ее свойства»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Почва и ее свойства» Программное содержание: формировать у детей представления о почве как компоненте природы, о круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Почва и подземные обитатели» для детей подготовительной группы Конспект НОД по «Ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе» на тему «Почва и подземные обитатели» Цель: Расширять.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Почва» КОНСПЕКТ НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «ПОЧВА» Цель: Ознакомление детей с понятием.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Морские обитатели» для детей подготовительной группы Конспект образовательной деятельности по развитию речи. "Морские обитатели". Подготовительная группа. Задачи: Расширять представления по.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Моря и их обитатели»Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Моря и их обитатели» Цель: закрепить знания детей о морских обитателях, пополнить имеющийся опыт новыми сведениями об образе их жизни. Задачи: Воспитательные:.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Почва»Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Почва» КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Почва» Образовательная область: Познавательное развитие. Воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Почва и подземные обитатели» в подготовительной группе
Опубликовано: 25 сентября 2023 в 17:54
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД