Ирина Юрченкова
Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности с детьми средней группы «Эксперименты с бумагой и тканью»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности с детьми средней группы Тема : «Эксперименты с бумагой и тканью»
Цель:
- познакомить детей со свойствами бумаги и ткани;
- дать сравнительную характеристику этим материалам;
- учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет и способом использования предмета;
- расширять словарный запас детей, учить правильно формулировать высказывания.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности с детьми средней группы „Эксперименты с бумагой и тканью“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Сравниваем бумагу и ткань
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Образовательные: закреплять представления о свойствах бумаги и ткани.
Развивающие: развивать мыслительные операции: сравнение, сопоставление; совершенствовать опыт восприятия сенсорных свойств предметов путём активного включения органов чувств.
Воспитательные: поддерживать интерес к совместному с педагогом и самостоятельному обследованию и экспериментированию, воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Интеграция образовательных областей:
1. Социально-коммуникативное развитие:
- Развивать необходимые психические качества - внимание, память, мышление
- Учить детей отвечать, не выкрикивая и не перебивая товарища.
-Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия.
- Создавать основу для развития и содержания детских игр: обогащать представления о мире, развивать воображение, интерес к игровому экспериментированию.
2. Познавательное развитие :
- Закрепить знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах.
- Учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет и способом использования предмета
- Развивать познавательный интерес к экспериментированию, развивать любознательность.
- Формировать умение самостоятельно называть признаки и качества обследуемого предмета, действия обследования данного предмета.
- Формировать умение овладевать навыками поисковой деятельности, анализировать и сравнивать результаты своего поиска, делать выводы.
3. Речевое развитие:
- Развивать связную, монологическую речь, учить составлять описательные рассказы о предметах и объектах.
- Учить подбирать сравнительные обороты к предметам, развивать фантазию, воображение.
- Активизировать словарь: Бумага – жесткая, холодная, гладкая. Ткань – мягкая, теплая, шершавая. Бумага шуршит, ткань не издает звуков, шарф бумажный размокнет, шарф из ткани намокнет, мятая, ткань состоит из ниток.
- Воспитывать желание включаться в диалог, задавать вопросы воспитателю и сверстникам.
- Упражнять в названии определений по качеству.
- Формировать умение рассказывать о выполняемом или выполненном действии (по вопросам).
4. Физическое развитие:
- Формировать эмоционально-положительное отношение к физической активности.
- Развивать внимание и умение соотносить свои действия с действиями воспитателя.
- Совершенствовать двигательные умения и навыки.
5. Художественно-эстетическое развитие:
- Слушание мультипликационного героя, идти с ним на контакт.
- Сохранять положительно-эмоциональный настрой.
Методы и приемы:
- практические (обследование, эксперименты, игры, упражнения, решение проблемных ситуаций)
- наглядные (рассматривание, показ способов действий)
- словесные (рассказ педагога и детей, беседы, вопросы-ответы, объяснения, решение проблемных ситуаций)
Оборудование, необходимое к занятию: шарфики из ткани и бумаги по количеству детей, лупы, тазик с водой.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! До меня дошло известие, что одному сказочному герою нужна помощь таких умных и смелых ребят, как вы. Скажите, вы любите сказки? А путешествовать? Я тоже. Тогда давайте вместе с вами отправимся в путешествие в одну очень добрую сказку. Итак, берем с собой смелость и ум и отправляемся в путь. Только запомните дорогу, чтобы не заблудиться на обратном пути.
2. Основная часть.
“Путь в сказку”.
Воспитатель:
1. Идем по снежным сугробам, высоко поднимаем ноги (ходьба с высоким подниманием колен).
2. Перепрыгиваем с сугроба на сугроб (прыжки по “кочкам”).
3. Впереди низкий тоннель (ходьба “гусиным шагом”).
Вот мы и пришли в сказку. Кто же нас встречает?
Воспитатель: отгадайте загадку:
Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы?
Дети: заяц.
Воспитатель: Совершенно верно, это конечно заяц!
Заяц: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуй Зайчик!
Воспитатель: Что случилось Зайчик? Почему ты такой грустный?
Заяц: Ребята, моя подружка Мила попросила помочь ей разобрать вещи вот в этой коробке, они сделаны из ткани и бумаги. А я ничего не знает ни про бумагу, ни про ткань. Помогите мне пожалуйста разобраться.
Воспитатель: Ребята, поможем Зайчику?
Дети: Да!
Заяц: Я буду очень внимательно вас слушать и запоминать все, что вы будете говорить.
Воспитатель: Но для того, чтобы помочь Зайчику мы и сами должны многое узнать о бумаге и ткани.
Пожалуйста, проходите вот к этому столу, рассаживайтесь на свои места.
(Дети рассаживаются по своим местам.)
(Определяем на ощупь, какая ткань и бумага. Вместе с детьми определяем свойства бумаги и ткани, сравниваем.)
1. Воспитатель: Дети, посмотрите, на столе лежат шарфики из бумаги и шарфики из ткани.
Воспитатель: Сейчас возьмите в руки сначала шарф из бумаги, потрите его пальчиками. Какая бумага?
Ответы детей. Бумага – жесткая, холодная, гладкая.
Воспитатель: Отложите. А теперь возьмите шарф из ткани, потрите его пальчиками.
Ответы детей. Ткань – мягкая, теплая, шершавая.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мне очень понравились ваши ответы! А тебе, Зайчик? Что ты запомнил?
Зайчик: Мне понравилось, как дети весело отвечали. А запомнил я то, что ткань теплая, мягкая, шершавая, а бумага холодная, жесткая и гладкая.
(Рассматриваем бумагу и ткань на свет.)
2. Воспитатель: А теперь следующий эксперимент! Давайте повернемся лицом к окошку и посмотрим на свет сначала на шарф из бумаги, а потом на шарф из ткани.
Что мы видим, когда рассматриваем шарф из ткани?
Дети. Видим ниточки.
Воспитатель. А когда рассматриваем шарф из бумаги?
Дети. Ниточек нет.
Воспитатель. Давайте запомним, что шарф из ткани состоит из ниток, а из бумаги нет. Посмотрите на экран.
Ткань изготавливают из нитей на ткацкой фабрике, а бумагу прессуют из опилок на бумажной фабрике.
Воспитатель: Зайчик, ты запомнил?
Зайчик: Да я запомнил, что ткань состоит из ниток, а из бумага нет.
(Мнем бумагу и ткань.)
3. Воспитатель: Ребята, а хотите узнать, могут ли бумага и ткань разговаривать?
Дети: Да!
Воспитатель: Но для этого нужно, чтобы к нам пришла тишина. Зайчик, расскажи нам, пожалуйста, стихотворение про тишину.
Зайчик:
Тишина у пруда,
Не колышется вода,
Не шумят камыши,
Засыпают малыши.
Воспитатель: Сидим тихо-тихо и берем сначала шарф из бумаги, начинаем его мять. Что вы слышите?
Дети: Она шуршит, разговаривает.
Воспитатель: Правильно, она шуршит.
Теперь возьмите шарф из ткани, начинаем его мять. Прислушайтесь, разговаривает ли ткань? Вы слышите что-нибудь?
Дети: Ничего!
Воспитатель: Правильно, шарф из ткани не разговаривает, не издает никакого звука.
Значит, что мы можем объяснить Зайчику?
Дети: (Обращаются к Зайчику) Зайчик, когда мнешь, шарф из бумаги он шуршит, а из ткани – он не издает звука.
Зайчик: Спасибо, ребята, я понял.
(Разглаживаем бумаги и ткани.)
4. Воспитатель: Ребята, посмотрите какие наши шарфики стали мятыми, давайте попробуем их расправить. Сначала разглаживаем шарф из бумаги руками. Что у вас получилось?
Дети: Не получается разгладить!
Воспитатель: Да, вы правы! Шарф из бумаги настолько мятый, что не распрямляется.
Давайте попробуем разгладить руками шарф из ткани. Что получилось?
Дети: Он разглаживается!
Воспитатель: Правильно, шарф из ткани распрямляется при разглаживании.
Зайчик: Спасибо ребята я понял. Я хочу с вами поиграть!
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем! Зайчик будет рассказывать весёлое стихотворение, а мы будем с вами выполнять движения.
Физкультминутка
Зайчик: (Выскочили «маленькие зайчики». Лапки поджали к груди. Им весело, они скачут.)
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (Дети показывают.)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть, (Дети показывают.)
Раз-два, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (Дети скачут.)
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг — и убежал. (Дети садятся.) (Повторяется 2 раза.)
Воспитатель: Молодцы! Хорошо играли!
(Стираем бумагу и ткань)
5. Воспитатель: А теперь нас ждет еще один эксперимент. Проходите вот к этому столу. Занимайте места. Теперь мы узнаем, если наши шарфики испачкаются, и мы решим их постирать, что с ними будет?
Воспитатель: Берем сначала шарф из ткани, погружаем в воду, отжимаем. Что мы видим?
Дети: Он стал мокрым.
Воспитатель: Теперь погрузите в воду шарф из бумаги, отожмите его, попробуйте распрямить. Что вы видите?
Дети: Он размок, стал рваться.
Воспитатель: Правильно, если мы решим постирать шарф из ткани, он намокнет, но не порвется. А если постирать шарф из бумаги, он размокнет, начнет рваться и его придется выбросить. Значит, какой из шарфов прочнее – из ткани или из бумаги?
Дети: Из ткани шарф прочнее.
Воспитатель: Ребята, а мы можем из бумаги пошить одежду?
Дети: Нет, она не прочная и скоро порвется.
Воспитатель: А из ткани?
Дети: Можем, одежда из ткани прочная и долго носится.
Воспитатель: Зайчик, теперь ты понял, чем отличаются бумага или ткань?
Зайчик: Да, ребята, спасибо, я всё понял.
Воспитатель: Вот теперь, Зайчик, когда мы знаем все о бумаге и о ткани, мы можем тебе помочь! Вставайте полукругом у коробки, сейчас мы ее откроем.
(Открыли коробку.)
Здесь вещи Милы из бумаги и из ткани. Давайте разложим их на 2 коробки:
– в коробку с цифрой 1 положите вещи из бумаги;
– в коробку с цифрой 2 положите вещи из ткани.
(Дети раскладывают вещи.)
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, правильно ли вы помогли Зайчику. Всё верно вы разложили вещи. Молодцы.
Зайчик: Спасибо, ребята! Вы мне очень помогли!
Мне пора идти к Миле. Она очень обрадуется. До свидания. До новых встреч!
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Пришла пора и нам возвращаться домой. А вы помните дорожку, по которой мы пришли в сказку? (Дети в обратном порядке выполняют движения “Путь в сказку”.)
3. Впереди низкий тоннель (ходьба “гусиным шагом”).
2. Перепрыгиваем с сугроба на сугроб (прыжки по “кочкам”).
1. Идем по снежным сугробам, высоко поднимаем ноги (ходьба с высоким подниманием колен).
4. Рефлексия.
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. Посмотрите у меня на подносе сердечки разных цветов. Если вам понравилось наше путешествие, то возьмите красное сердечко. Если нет то синее сердечко. (Дети выбирают). Мне тоже понравилось с вами путешествовать. Вы были очень добрыми, отзывчивыми и старательными. Большое, вам, за это спасибо!
Определяем на ощупь, какая ткань и бумага. Вместе с детьми определяем свойства бумаги и ткани, сравниваем.
Рассматриваем бумагу
и ткань на свет.
Мнем бумагу и ткань.
Пробуем разгладить бумагу и ткань.
Стираем бумагу и ткань.
Пробуем распрямить бумагу и ткань.
Игра «Разложи одежду»