Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Геолог-нефтяник. Нефть и ее свойства»

Анастасия Сметанина
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Геолог-нефтяник. Нефть и ее свойства»

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

1. Закреплять представления детей о разных полезных ископаемых.

2. Совершенствовать действия экспериментального характера, направленные на выявление скрытых свойств объекта.

Образовательная область: «Социально коммуникативное развитие»

1. Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества.

2. Обогащать и конкретизировать представления детей о профессии Геолог - Нефтяник.

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместного туда, договариваться, помогать друг другу.

Образовательная область «Речевое развитие»:

1. Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.

Оборудование к занятию:

Экран; мультимедийная установка; музыкальное и звуковое сопровождение; презентация для детей; макет слоев земли и нефтедобывающей вышки; рюкзаки и кепки; Фартуки, перчатки, разносы, стаканчики, салфетки, пинцеты, вода, молоко, нефть, перья птиц, палочки.

Предварительная работа:

Беседа «Полезные ископаемые»; рассматривание иллюстраций «Полезные ископаемые. Слои земли»; участие в занятии «Профессия Геолог».

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель и дети входят в группу и видят на экране видео звонок по скайпу.

Слайд 1

Воспитатель: Ребята нам кто то звонит. Давайте ответим?

Дети: давайте

Слайд 2 На экране появляется Буратино и говорит

- «Здравствуйте ребята! Выручайте! Мне Мальвина сказала изучить материал на тему «Геология», а у меня не получается! Там загадки…какие то картинки, я ничего не понимаю. Если я не выучу эту тему, то Мальвина меня оставит на каникулы учиться. Я видел в одной газете заметку о том, что вы занимались даже поиском и добычей полезных ископаемых. Вы ведь много знаете и в школу собираетесь. Пожалуйста помогите!»

Воспитатель: Ребята поможем?

Дети: Да.

Воспитатель: Наши дети действительно были в экспедиции и многое знают. Показывай свои задания Буратино.

Слайд 3

Буратино: Здесь нужно отгадать загадку.

Воспитатель: Послушайте внимательно загадку и отгадайте.

Как назвать двумя словами,

То, что нам дает земля,

Мы используем в хозяйстве,

Для машин и для себя.

Человек их добывает,

Прямо из недр земли берет,

а потом для обработки

на заводы их везет.

Дети: (полезные ископаемые)

Правильно. Полезные ископаемые, которые люди добывают из недр земли и используют в своей жизни.

Воспитатель: Какие вы знаете полезные ископаемые?

Дети: песок, известняк, уголь, нефть и т. п. (просмотр картинок полезных ископаемых)

Воспитатель: Где использует человек полезные ископаемые?

Слайд 4.

Дети: в строительстве, в изготовлении удобрения, бензина, выплавке металлических частей, в медицине и т. д. (просмотр картинок)

Все верно ребята. Запоминай Буратино. Используют в строительстве, в выплавке металлических изделий, в сельско-хозяйственной деятельности (удобрения, топливо для машин и даже в медицине.

Слайд 5.

Посмотри Буратино.

Вот так выглядят слои полезных ископаемых земли.

- Ребята какие слои земли вы здесь видите и можете назвать?

Дети: песок, земля, твердые породы, вода, нефть, газ…

- Какими полезными ископаемыми богата наша Тюменская область?

дети: (нефтью и газом) правильно ребята.

Обратите внимание, что нефть находится над водой. Газ находится над нефтью, потому что нефть его выделяет, он легче и поэтому его еще называют «газовая шапка». Вода, нефть и газ всегда вместе.

Слайд 6.

Ребята здесь опять спряталась загадка, отгадайте ее.

Богатство недр он изучает,

Где нефть и газ отлично знает.

Не журналист и не астролог,

Он по профессии.

Дети: геолог.

Правильно ребята. (картинка Геолога) Это геолог.

Воспитатель: Что геолог делает?

Дети: Геолог изучает слои земли и ищет залежи полезных ископаемых.

Но есть геологи, которые занимаются поиском месторождений только нефти и газа. Его главной задачей является поиск новых месторождений этих полезных ископаемых.

Специалист работающий именно в направлении поиска нефти и газа называется Геолог-нефтяник.

Слайд 7.

(картинка Геолога-нефтяника)

Геолог – нефтяник не только находит месторождение, но и исследует его.

Давайте посмотрим, в чем же заключается работа Геолога-нефтяника?

Слайд 8.

- Как вы думаете, что они делают?

Дети: (предположения детей)

Для начала Геолог-нефтяник отправляется в экспедицию со своей командой. Ищет внешние признаки месторождения.Например: плёнки на поверхности воды; выход нефти на поверхность земли; запах фракций и т. д.

Слайд 9.

Они нашли внешние признаки присутствия нефти.

- Как вы думаете, что они делают дальше?

Дети: (предположения детей)

Затем они изучает слои земли и месторождение с помощью специального оборудования.

Слайд 10.

И вот им удалось добыть нефть.

- Как вы думаете, что они теперь с ней будут делать?

Дети: (предположения детей)

Найденную нефть отправляют на экспертизу в лабораторию.

Если по данным исследования Геолога-нефтяника в этом месторождении можно добывать нефть и газ, то начинают бурить скважину. (картинки нефтеперекачивающих установок) Устанавливают насос и качают нефть отправляя ее по трубам на нефтеперерабатывающую станцию.

Слайд 11.

Вот так выглядит нефтеперекачивающая станция. Ее еще называют нефтяная платформа.

Слайд 12

Воспитатель: Смотри Буратино.

(показ макета слоев земли и нефтедобывающей вышки)

У нас тоже есть нефтедобывающая вышка и видны слои земли.

- Среди этих пород земли есть нефть?

Дети: да

Значит, нефтедобывающая вышка расположена в правильном месте.

- Как устроена нефтедобывающая станция?

Дети: (труба, насос, резервуар….)

Посмотрите, как она работает (показ воспитателя добычи нефти на макете).

Ребята вы уже были геологами, а сейчас я вам предлагаю стать геологами-нефтяниками и отправиться в экспедицию. Мы с вами найдем нефть и с помощью нашей нефтедобывающей вышки сможем ее добыть. Хотите?

Дети: да.

Воспитатель: тогда одеваем рюкзаки, кепки и в путь.

(Проходят в спальню)

Физминутка

- Мы геологами станем?

Дети: Да! Да! Да! (Хлопок над головой)

- Будут все гордится нами.

Да! Да! Да (Хлопок над головой)

-Что ждёт нас впереди?

Высокая гора (показывают руками)

Бурная река (показывают руками)

Её не обойдёшь (топают ногами)

Её не проплывёшь(«плывут»)

Её не пролетишь(«крылья»)

Надо напрямик.

Всё мы сможем, всё сумеем

И своей достигнем цели.

Да! Да! Да! (Хлопок над головой)

(Входят в спальню где имитация леса, водоема и внешние признаки присутствия нефти в природе).

Воспитатель: Ребята, вы что ни будь замечаете необычного в природе?

Дети: в водоеме и на растениях следы нефти…. (дети находят нефть)

Воспитатель: Если на поверхности земли повсюду следы нефти, то под землей есть ее залежи?

Дети: да

Воспитатель: Что мы тогда будем делать?

Дети: установим вышку и накачаем нефть.

(устанавливают вышку и добывают нефть)

Воспитатель: Мы с вами добыли нефть. Что мы будем с ней делать?

Дети: в лабораторию

Воспитатель: Тогда возвращаемся.

(Проходят в группу)

Физминутка

- Мы геологами станем?

Дети: Да! Да! Да! (Хлопок над головой)

- Будут все гордится нами.

Да! Да! Да (Хлопок над головой)

-Что ждёт нас впереди?

Высокая гора (показывают руками)

Бурная река (показывают руками)

Её не обойдёшь (топают ногами)

Её не проплывёшь(«плывут»)

Её не пролетишь(«крылья»)

Надо напрямик.

Всё мы сможем, всё сумеем

И своей достигнем цели.

Да! Да! Да! (Хлопок над головой)

(дети возвращаются в группу, снимают рюкзаки)

Воспитатель: Буратино посмотри, что мы нашли. Дети скажите Буратино, что это?

Дети: нефть; черное золото.

Буратино: Ничего себе! Как здорово! Вот интересно, какая она эта нефть?

Воспитатель: Мы сейчас это и узнаем. Я предлагаю стать лаборантами и отправиться в лабораторию, что бы исследовать нефть. Но нужно вспомнить правила поведения в лаборатории.

Буратино: Оооо это я знаю! В лаборатории нельзя ничего пробовать на вкус. Нужно одевать перчатки и фартуки. Нельзя бегать. Ничего не трогать без разрешения. Не кричать. Работать нужно на своем рабочем месте. Соблюдать осторожность.

Воспитатель: Молодец Буратино. Тогда одеваем фартуки, перчатки и проходим в лабораторию.

В процессе наших исследований нам с вами предстоит оставлять пометки в таблице «Свойства нефти»

Опыт 1. Цвет нефти.

На белую салфетку капнуть одну каплю нефти. Рассмотреть растекающуюся жидкость.

- Ребята какого цвета нефть на салфетке?

Дети: желто-коричневая

Делаем пометку в нашей таблице: нефть желто-коричневого цвета.

Опыт 2. Прозрачность.

Показать детям две баночки: одну с водой, другую с нефтью. В обе баночки положить палочки.

- В баночке с водой мы видим палочку?

Дети: да.

- А в баночке с нефтью?

Дети: нет.

- Какую делаем пометку в нашей таблице?

Дети: вода прозрачная, а нефть – нет.

Опыт 3. Запах.

- Понюхайте воду. Что вы чувствуете? Есть заах?

Дети: нет.

- А теперь понюхайте салфетку на которой нефть. Что чувствуете? Есть запах?

Дети: есть.

- На что похож этот запах?

Дети: предположения детей.

- Какую делаем пометку в нашей таблице?

Дети: у нефти есть запах.

Опыт 4. Текучесть.

Перелить нефть из одной емкости в другую. Показать, что нефть льется, потому что жидкая. Если бы нефть не была жидкой, ее не смогли бы качать насосы – качалки из глубин земли. (Показ иллюстраций с изображением добычи нефти).Вывод: нефть – жидкая.

Опыт 5. Смешиваемость и растворяемость.

Дети налейте в воду молоко и размешайте.

- Что произошло с молоком?

Дети: молоко в воде растворилось.

- Налейте немного нефти в воду и размешайте. Что произошло с нефтью?

Дети: плавает на поверхности.

- Какую делаем пометку в таблице?

Дети: нефть не растворяется, она легче воды.

Опыт 6. Птицы и нефть.

- Подбросьте перышко и внимательно проследить за его плавным полетом. Затем обмакнуть перо в нефть и еще раз подбросить вверх.

- Как летело первое перышко?

Дети: легко, плавно.

- Как летело перышко испачканное нефтью?

Дети: быстро, как будто тяжелое.

- Ребята, строение перьев позволяет птицам летать, “отталкивая” крыльями воздух вниз, сами же при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица (утка, чайка, гагара, лебедь) садится на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность “отталкивать” воздух, а значит, птица не может взлететь и может погибнуть. И не только птицы и животные водоплавающие. Животным и птицам очень сложно отмыть нефть самим, без помощи людей. Они могут погибнуть.

Теперь вы знаете, что такое нефть. Что нефть нужна человеку, но она очень опасна при неосторожном обращении. Поэтому нефтяники при добыче нефти соблюдают осторожность, чтобы беречь природу. Ведь на месте, где разлита нефть,долгое время не будет жизни: не будет деревьев, цветов, травы, животных.

Ребята снимайте перчатки и фартуки и проходите к Буратино.

Слайд 13 (Буратино)

Воспитатель: Напомните Буратино, о чем мы сегодня говорили?

Дети: (рассказы детей)

Воспитатель: Что понравилось больше всего?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: С какой профессией мы сегодня познакомились?

Дети: Геолог-Нефтяник

Буратино: Ребята! Большое спасибо! Теперь мне все понятно стало. Побегу расскажу Мальвине. Воот она удивиится! Что я все знаю. Спасиибооо! Всем покаааа!

Прикреплённые файлы:

geolog-neftjanik_mbnn5.pptx | 12235,75 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект «Наблюдение за ледоходом» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект «Наблюдение за ледоходом» с детьми старшего дошкольного возраста Цели: —создание условий для формирования представления о каждом сезонном изменении в неживой природе; — закреплять представление о переходе.

Конспект наблюдения за яблоней с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект наблюдения за яблоней с детьми старшего дошкольного возраста «…День, проведенный с ребенком среди рощ и полей… заменяет много недель на учебной скамье». (К. Д. Ушинский) Наблюдение в природе является.

Конспект НОД «Как образуется тень» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект НОД «Как образуется тень» с детьми старшего дошкольного возраста Конспект НОД «Как образуется тень»с детьми старшего дошкольного возраста Цель. Создание условия для формирования у детей представлений.

Конспект НОД по экологии с детьми старшего дошкольного возраста «Бархатцы»Конспект НОД по экологии с детьми старшего дошкольного возраста «Бархатцы» Цель: Обобщать знания детей об условиях роста растений, их развития и размножения. Задачи: 1. Углублять знания детей о цветах и их разнообразии.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки: купить, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Геолог-нефтяник. Нефть и ее свойства»
Опубликовано: 17 октября 2021 в 12:37
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 декабря. День прав человека

У тебя есть права! Не хочешь, чтобы они нарушались? Тогда не молчи, не стесняйся бороться за них! – Об этом напоминает каждому ребёнку День прав человека – официальный праздник ООН, отмечаемый с 1950...

9 декабря. День Героев Отечества в России

 Сегодня Россия чествует Георгиевских кавалеров, Героев Советского Союза, Героев России и кавалеров ордена Слава и ордена Святого Георгия. 9 декабря — памятный день в истории страны. День Героев Отечества...


Горячие темочки