Ольга Дащенко
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Тема «Лес. Деревья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгрупповой НОД с детьми старшего дошкольного возраста.
Область «Речевое развитие»
Тема «Лес. Деревья».
Цель: Научить детей составлять рассказ с опорой на схему.
Коррекционно-образовательная:
Публикация «Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста, Тема „Лес, Деревья“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
закреплять у детей правильное употребление в речи относительных прилагательных, закрепление словаря по лексической теме «Лес деревья». обобщать знания о деревьях.
Коррекционно-развивающая:
- развивать умение задавать вопросы и отвечать на них;
Коррекционно-воспитательная:
- Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе, воспитывать чуткость и восприятие красоты окружающего мира.
Оборудование: магнитная доска «Чудо - грузовик», предметные картинки (ель, берёза, сосна, клен, дуб, лиственница); мнемотаблица описания деревьев; листья, магнитофон.
Предварительная работа:
Чтение и обсуждение рассказов и стихов о природе, о лесе, о его пользе откладывание загадок, заучивание пословиц и поговорок, рассматривание и наблюдение за природой. Знакомство со значением мнемоквадратов из мнемотаблицы «Деревья».
Игра «Чего много?».
Непосредственно образовательная деятельность
1. Организационный момент:
Логопед: Здравствуйте дети. Я очень рада вас видеть! Дети, давайте представим,что мы с вами пришли в лес. На земле лежат разные листья. Мы их сейчас соберем и спросим друг у друга, чьи листья вы собрали.
Игра «Узнай дерево по листику»
Дети с листочками и веточками в руках от разных деревьев встают парами, и друг другу задают вопросы, затем отвечают на них полным ответом.
- Чей это листочек? /Это листочек клёна, он кленовый/.
- Чей это лист? /Это клена, он кленовый/
- Чей это листочек? /Это листочек осины, он осиновый/ и. т. д.
Логопед: Листья падают. Как мы скажем иначе? – листопад.
Давайте представим, что вы листики и начался листопад. Дети кружатся и приседают (звучит музыка)
2. Знакомство с темой:
Логопед: Листья мы рассмотрели, а теперь давайте поговорим о деревьях.
Где растут деревья?
Игра «Добавь словечко»
Встал стеною до небес
Перед нами чудо. (лес.)
Логопед: Что такое лес?
Дети: Лес – это целый мир! В нем обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Лес называют природным сообществом.
В нем живут звери, птицы, насекомые.
Логопед: Что значит лес для нас с вами? Почему в лесу так легко дышится? (ответы детей).
Как и чем очищается воздух в лесу? (Потому что деревья выделяют такие вещества, которые очищают воздух, которым мы дышим, особенно это ощущается, когда деревья начинают цвести — это черемуха, рябина, лиственница и другие.)
Логопед: – А теперь отгадайте загадку:
Это дерево не елка.
Хоть есть шишки и иголки.
Как колонна каждый ствол,
Сверху крона, как шатер. (Сосна.)
Логопед: А как называется место, где растут одни сосны? (Сосновый бор.)
2. Игра “У медведя во бору”
Логопед: А почему полезно гулять в сосновом бору( ответы детей)
Правильно, в нем чистый воздух, и в нем светло и просторно.
Ребенок загадывает загадку:
Зимой и летом одним цветом (Ель.)
– А как называется лес, где растут одни ели? (Ельник.)
– А почему в ельнике так сыро и темно? ( ответы детей)
Логопед:Правильно – ветки елей опускаются до самой земли и не пропускают свет. В таком лесу всегда темно и сыро. В летний жаркий день можно укрыться от жары в ельнике.
Загадка:
Мои мягкие иголки – длиннее, чем у сосны и елки. (Кедр.)
Лес, в котором растут одни кедры, называется кедрачом. Кедр светолюбивое дерево, оно тянется к солнцу и поэтому оно очень высокое. А чем отличается кедровая сосна от обыкновенной сосны? Кедровые шишки можно употреблять в пищу.
Загадка:
Есть у родственницы елки неколючие иголки,
Но в отличие от елки – опадают все иголки. (Лиственница.)
А чем отличается елка от лиственницы? (ответы детей)
Логопед: Правильно, иголки у елки круглый год, а у лиственницы поздней осенью они опадают.
3. Сообщение нового:
Логопед; в народной медицине от лиственницы используют лиственничную бумагу – Слой, расположенный между корой и древесиной. Эту бумагу использовали при порезах и нарывах. Лес, в котором растут ель, сосна, кедр, лиственница, называется хвойный лес. Из хвои этих деревьев приготавливают таблетки, настои, особенно полезна хвоя лиственницы, молодые побеги хвои лиственницы содержат витамин С в большом количестве. Угощает детей витамином.
Ребенок загадывает загадку:
Клейкие почки
Зеленые листочки,
С белой корой
Расту под горой. (Береза.)
Логопед: Береза – одно из самых красивых деревьев. В старину на Руси поклонялись березе как живому существу, водили вокруг нее хороводы, пели песни, сочиняли много стихов.
Ребенок рассказывает стихотворение.
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчике,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Логопед: Как называется лес, в котором растут одни березы? (Березняк, березовая роща)
Что весной собирают с деревьев березы? – Березовый сок,
Логопед : Это явление называется “сокодвижением”. Березовый сок очень полезен, в нем много витаминов, он утоляет жажду в жару. Сок собирают только со старых берез, взрослых и высоких.
Как вы думаете, после сбора сока, что необходимо сделать с ранкой на стволе березы?
Дети: залепить смолой сосны или пластилином.
Логопед: Лес, в котором растут березы, осины, рябина, называют лиственным лесом.
4. Физ. минутка. Речь с движением.
Ветер по лесу гулял взмахи руками в право-лево
Ветер листики считал, соединяют пальчики поочередно с большим
пальцем
Этот лист дубовый,
этот лист кленовый,
этот лист рябиновый резной,
этот лист березы золотой,
И последний лист осинки ветер бросил на тропику. приседают, руками имитируя
падающие листья
5. Беседа по предметным картинкам с опорой на мнемотаблицу
- Рассмотрите картинку.
- Как называется это дерево?
- Какое оно по величине?
- Где чаще всего растёт?
- Из каких частей состоит?
- Какую пользу может принести людям?
- Как изменяется в разные времена года?
- Что можно сделать из этого дерева?
- Почему люди сажают деревья на улицах города?
6. Рассказ по схеме.
Логопед: Сейчас я составлю рассказ по схеме из ваших ответов, а затем вы составите свои рассказы о других деревьях.
Рассказ о березе.
Это берёза. У неё белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается берёза с помощью корней. Берёза – это лиственное дерево. Чаще всего растёт в лесу. В городе люди сажают берёзы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры берёзы делают различные поделки. Весной на берёзе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зелёной береза стоит всё лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки берёзы покрыты снегом.
6. Рассказы детей
По желанию о ели, о берёзе, о клёне, о дубе и т. д.
7. Итог занятия:
- Какие деревья растут в лесу?
- О каких деревьях составили свои рассказы?
Вам понравилось составлять рассказы?
- Какую пользу приносят деревья человеку и лесному сообществу?
Молодцы! Вы меня очень порадовали своими знаниями и рассказами о деревьях.