Юшкова
Конспект НОД в группе старшего дошкольного возраста 5–6 лет «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в группе старшего дошкольного возраста (5-6лет)
по теме "Моя семья"
Автор конспекта НОД :
Юшкова Виктория Валерьевна, воспитатель, первая квалификационная категория, МБДОУ №4 «Умка». г. Сургут
Цель. Формирование общих представлений о семье, знакомство с понятиями «родословная», «Генеалогическое древо».
Задачи.
• Развивать у детей интерес, любознательность, познавательную мотивацию;
Публикация «Конспект НОД в группе старшего дошкольного возраста 5–6 лет „Моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
• Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью, учить понимать свое место в семье. Закрепить знания детей о членах семьи.
• Познакомить детей с понятиями «родословная», «Генеалогическое древо».
• Воспитывать в детях чувство любви, уважения и милосердного отношения к близким.
• Активизировать словарь детей (семья, родственники, генеалогическое древо, родословные). Закреплять составление рассказа о семье по плану.
Приоритетные образовательные области: познавательно- коммуникативное, социальное.
Предварительная работа:
Рисунки детей «Моя семья»
Дети и родители изготавливали дома семейные генеалогические древа.
Выставка семейных фотографий
«Раскроем тайну пословиц» - совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье.
Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Детский сад».
Беседа: «Я и мой дом», «Если бы у меня была волшебная палочка», «Моя семья»
Чтение – русских народных сказок
Заучивание стихотворений о маме, папе, бабушке, дедушке, брате
Оборудование: иллюстрации с изображением семьи, силуэт дерева, портреты родителей, семейные фотографии, мяч, клей, снежинки с эмблемами.
План НОД:
Вводная часть
2. Основная часть
2.1 Что такое семья
2.2 Пословицы о семье
2.3 Дидактическая игра «Скажи ласково»
2.4 Понятие о родословном древе (семейном древе)
2.5 Дидактическое упражнение «Составь генеалогическое древо»
2.6 Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире?»
3. Итог НОД.
Ход НОД.
Вводная часть
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, что слово зашифровано на этом ребусе (цифра 7 и буква Я). Правильно семья.
С. И. Ожегов: «Семья - группа живущих вместе близких родственников. Объединение людей сплоченных общими интересами».
Звучит песня: «Моя семья» А. Ермолаева
- Строки песни очень близки многим из вас ребятам. Ведь семья для каждого из вас это забота, дружба, защита, любовь ваших родных. Когда они с вами рядом вы чувствуете себя весело, радостно, вас не пугают неудачи и неприятности, потому что вы знаете, что вам помогут и вас защитят ваши любимые родные люди.
- У каждой семьи есть своя история образования, что бы последующие поколения помнили о корнях своей семьи, наши далёкие предки из поколения в поколение хранили документы, письма, книги, вещи - всё то, что могло бы рассказать о родных и близких. Они составляли генеалогическое древо, писали свою родословную. По ней можно было изучать историю своей семьи, родного края, своей страны.
2. Основная часть НОД
2.1. - Посмотрите ребята, на эти фотографии, которые висят на стене
- Кого вы видите на этих фотографиях? (маму, папу, бабушку, дедушку, детей)
- Да ребята, а как мы можем иначе назвать этих людей (это семья).
- А фотография называется семейной фотографией. Давайте подумаем и скажем: кого мы называем семьей? (маму, папу, бабушку, дедушку и детей.)
- Скажите ребята, а как вы понимаете что такое семья? (ответы детей)
(Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья- это когда живут вместе папа, мама, дети.)
- А члены одной семьи всегда живут в одном доме? (вместе, бабушка и дедушка могут жить отдельно) .
- А какие бывают семьи? (маленькие и большие, дружные и гостеприимные, счастливые и веселые, трудолюбивые) .
2.2 - Издавна семья на Руси почиталась, семью оберегали, с любовью и почтением относились к отцу и матери. Поэтому до нас дошло много пословиц и поговорок. В народе говорят: «Семьей дорожить — счастливым быть». А какие пословицы и поговорки знаете вы?
Братская любовь крепче каменной стены
В дружной семье и в холод тепло.
В недружной семье добра не бывает.
В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
Согласие да лад - в семье клад.
Согласную семью горе не берёт.
Когда нет семьи, так и дома нет.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Семейный горшок всегда кипит.
В семье и каша гуще.
В семье разлад - то и дому не рад.
Не будет добра, коли в семье вражда.
В хорошей семье хорошие дети растут.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Мой дом - моя крепость.
Не тот отец и мать кто родил, а тот - кто вскормил.
Не прячь свои неудачи от родителей
При солнышке тепло, при матери добро.
Родителей чти — не собьешься с истинного пути.
2.3. - А вы любите своих родных? Назовите их ласково.
Давайте поиграем в игру «Скажи ласково» (в кругу с мячом) .
Мама-мамочка, мамуля, матушка; папа- папочка, папуля, папенька, батюшка, дочь- доченька, дочурка, сын – сынок, сыночек, дед – дедушка, дедуля, бабушка – бабулечка, сестра – сестрёнка, внук – внучок, внучка – внученька, брат – братишка.
- Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье.
- Скажите, кто еще есть в вашей семье? (тетя, дядя, двоюродные братья и сестры, крестные)
2.4. - Мы знаем, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках.
-А как память о семье, родственниках мы сохраняем сейчас в наше время? (фотоаппарат, видеокамера)
- А каким образом память о родных сохраняли в давние времена, когда не было фотоаппаратов, камер? (делали записи)
-А эти записи назывались родословные
- А как назывались зарисовки своей родословной? (семейным древом, генеалогическим древом)
- Правильно, для того, чтобы было легче рассказать о своих родных и чтобы знать своих предков, люди составляют дерево или древо семьи.
Каждый из вас уже составлял свое генеалогическое древо, давайте сейчас вспомним, как это нужно правильно делать.
2.5. Дидактическое упражнение «Составь генеалогическое дерево» (дети на силуэт дерева раскладывают карточки с изображением членов семьи по «ярусам») .
- Кто располагается на нижнем ярусе древа? - бабушка и дедушка
Бабушка.
Мы с моею бабушкой старые друзья.
До чего хорошая бабушка моя!
Сказок знает столько, что не перечесть, Маргарита П.
И всегда в запасе новенькое есть.
А вот руки бабушки - это просто клад!
Быть без дела бабушке руки не велят.
Золотые, ловкие. Как люблю я их!
Нет, других, наверное, не найти таких!
(Л. Квитко)
(Рассказ 1-2 детей о своей бабушке, показывая ее портрет) .
Дедушка.
Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой! Руслан К.
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя во всём равняться!
(А. Чурбанова)
(Рассказ 1-2 детей о своем дедушке, показывая его портрет) .
-Кто располагается на среднем ярусе древа? – мама и папа.
Мама.
Много мам на белом свете,
всей душой их любят дети.
Только мама есть одна, Саша Н.
Всех дороже мне она,
Кто она?
Отвечу я: это мамочка моя.
(В. Руссу)
Папа.
У меня есть папа!
Спросите, какой он? Егор Ю.
Самый сильный папа,
Самый храбрый воин!
Добрый, умный самый
Как не похвалиться?
Папой только с мамой
Можно поделиться.
У меня есть папа!
Все равно, какой он!
Лучший в мире папа,
Потому что мой он!
(Рассказ 2-3 детей о папе, показывая его портрет) .
-Кто располагается на верхнем ярусе древа? – Дети.
Младший брат.
Есть у меня братишка
Смешной такой мальчишка!
Мне во всём он подражает Варвара Г.
И ни в чём не уступает.
Если мы играем в мячик,
Я скачу, он тоже скачет,
Я сижу - и брат сидит,
Я бегу - и брат бежит.
Такой смешной мальчишка
Младший мой братишка.
(И. Лопухина)
(Рассказ ребенка о своем младшем брате, показывая его фотографию) .
2.6. Физкультминутка «Кто живёт у нас в квартире?»
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)
Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево)
Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)
3. - Давайте внимательно посмотрим на дерево, которое находится перед нами. Оно стоит голое, не очень красивое, а на улице у нас весна. Давайте сделаем наше дерево красивым, украсим его листьями. А каждый листочек– это качества, которыми должен обладать каждый член семьи, для того, чтобы семья была крепкая и дружная ( дети украшают деревья снежинками и называют качества: доброта, щедрость, забота, понимание, любовь, сочувствие, уважение, дружба, бережливость, достаток, терпимость, преданность, доверие, сотрудничество, здравомыслие и т. п.).
- Молодцы ребята! Посмотрите, какое красивое весеннее дерево у нас получилось. В нем сочетаются бабушкина мудрость и доброта, дедушкина щедрость и понимание, папина сила и смелость, мамина любовь и забота. А все вместе - это семья!
Но к счастью жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите;
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья,
Какая хорошая ваша семья!
Давайте закончим нашу встречу песней «Моя семья»
(исполняется детьми песня «Моя семья» музыка Л. Семёновой, слова В. Семернина, под аккомпаниатор музыкального руководителя).