Татьяна Каргина
Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ТНР «Речевое развитие с использованием приёма «Кластер»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщить знания детей по теме «Осень».
Задачи: Способствовать развитию познавательных интересов, мыслительных операций.
Поощрять высказывания детьми собственных суждений.
Закрепить знания детей о характерных признаках осени, об изменениях осенью в природе, жизни людей.
Продолжать развивать психические процессы : память, внимание, наглядно-действенное мышление.
Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, побуждать эмоциональную отзывчивость детей : не рвать, не ломать, не ловить
ХОД:
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ТНР „Речевое развитие с использованием приёма „Кластер“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Восп. : О чём мы будем сегодня говорить на занятии, вы узнаете из стихотворения Фё дора Тютчева:
- Пустеет воздух, Птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь-
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
Восп. : Красавица Осень приглашает нас в гости в своё Королевство! Давайте её порадуем и покажем ей свои знания об Осени. Чтобы все эти знания улеглись у нас в голове, мы изобразим их на этом большом листе.
Восп. : Итак, в центре расположен портрет Осени.
Восп. : Осень – это кто? Это что?
Дети: Время года.
Восп. : А как мы узнаём, что наступила Осень?
Дети: желтеют листья, погода становится холоднее, чаще идут холодные, затяжные дожди, день становится короче, а ночь длиннее, птицы улетают в тёплые края, на улице часто облачно, пасмурно…
Восп. : Правильно. А всё, что вы сейчас перечислили, это?
Дети: Осенние признаки.
Восп. : Записываем в нашу схему знаний: ОСЕННИЕ ПРИЗНАКИ.
1 команда найдёт картинки с Осенними признаками и принесёт их мне.
Восп. : Вы сказали, что на улице часто облачно и пасмурно. А это не одно и то же? Чем отличаются эти понятия?
Дети: Облака могут уплыть, и появится солнце. А в пасмурную погоду солнце не появляется.
Восп. : Посмотрите на этот знак: З. Как вы думаете, это цифра или буква? Какое отношение он имеет к Осени? (располагаю на листе).
Дети: Это цифра 3. Мы знаем 3 осенних месяца.
Восп. : Назовите их.
Дети: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.
Восп. : Молодцы! Вносим на наш макет знаний об осени.
По-другому сказать: у Осени есть 3 периода. Как они называются? В сентябре Осень - какая? В октябре -? В ноябре -?
Дети: Ранняя, золотая, поздняя.
Восп. : А какой цвет соответствует каждому периоду Осени?
Дети: Ранний период-Зелёно-жёлтый, Золотой-Жёлто-оранжевый, Поздний-Коричневый.
Восп. : Всё отметили на Макете.
Восп. : А признаки Осени мы с вами можем только увидеть или её приход можем почувствовать и другими органами чувств?
Давайте вспомним стихотворение М. Садовского:
-Осень одевается пёстро-пёстро,
Осень пахнет остро-остро,
Осень стелет мягко-мягко,
Осень кормит сладко-сладко!
Восп. : Какие Органы чувств нам помогают почувствовать Осень?
Дети: Глаза, Нос, Руки, Язык.
Восп. : Все ли органы чувств мы назвали? Внимание! (Звучит шум дождя, шорох листьев).
Дети: Орган слуха -Ухо!
Восп. : Заносим всё на наш Макет.
Восп. : Скажите, а чем занимаются люди осенью?
Дети: Сажают деревья, Перекапывают землю, Убирают листья, Собирают Урожай, Делают запасы на зиму.
Люди собирают урожай на полях, в садах, огородах. Всё нужно не только убрать, но и сохранить: делают запасы на зиму. Кто еще делает запасы?
Дети: Люди и Животные.
Восп. : Урожай чего собирают люди?
Дети: Зерно, Овощи, Фрукты.
Восп. : Где это всё собирают?
Дети: В полях, Огородах, Садах.
Восп. : А ещё можно собрать дары леса, которыми так богата наша русская земля.
Какие дары леса мы собираем?
Дети: Грибы, Орехи, Лекарственные травы.
Восп. : А для поделок что набираем?
Дети: Листья. Жёлуди, Шишки. Каштаны.
Восп. : Отметили.
Скажите, а каким трудом мы занимаемся в самом начале Осени и нам ещё помогают дворники?
Дети: собираем листья. Подумайте, а надо ли убирать опавшую листву на зиму? В природе так всё правильно создано: деревья сбрасывают листья, т. к. по ним не течёт сок, листья укрывают корни деревьев, чтобы они не замёрзли зимой. Опавшие листья – это и удобрение для земли. А можно ли сжигать листья?
Дети: нет. Можно устроить пожар. Дым отравляет воздух, сжигает нужный нам кислород. А ещё в листьях на зиму прячутся насекомые.
Восп. : А сейчас к нам в гости пришла сама Королева Осень. Она проведёт с вами физминутку.
ОСЕНЬ: А сейчас мы отдохнём, физминутку проведём. МУЗЫКА.
Листья на ветках всё лето висели (руки поняты вверх и раскачиваются вправо-влево)
Сентябрь наступил, и они полетели (руки наверху, повороты кистей «шарики-фонарики»)
Октябрь с собою принёс листопад (плавно опускаем вниз руки)
Листья слетают и в танце кружат (вращение вокруг себя в одну и другую сторону)
Ноябрь пришёл, и весь лист облетел (присели)
И под ногами у нас зашумел (трём ладонь о ладонь, имитируя шуршание листьев)
Восп. : Скажите, а можно ли приход Осени считать законом природы?
А может ли Осень поменяться местами с другими Временами года?
В природе всё закономерно: и не бывать Осени позже Зимы или раньше Лета… В какой сказке произошли такие нарушения? (12 месяцев)
Восп. : Мы сегодня много говорили об Осени. Вам нравится Осень? Конечно. Никто не может быть равнодушен к этому прекрасному Времени года.
Обозначим новый блок наших познаний: ИСКУССТВО.
Поэты воспевают Осень в своих стихах.
Писатели – в своих рассказах.
Композиторы – выражают своё отношение к Осени – в музыке. Художники- пишут прекрасные картины.
Мы сейчас объединим произведения искусства в единое целое. Дети будут читать стихи под музыку. А все мы будем любоваться работами великих художников. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
СТИХИ:
Осень-швея. Т. Гусарова
Чтоб крошка Земля без хлопот зимовала
Ей осень лоскутное шьёт одеяло.
Листок аккуратно к листку пришивает,
Сосновой иголкой стежок подгоняет.
Листочки на выбор- любой пригодится.
Вот рядом с багровым лиловый ложится,
Хоть очень по вкусу швее золотистый,
Сгодится и бурый, и даже пятнистый.
Скрепляет их бережно нить паутины.
Прекрасней, чем эта, не сыщешь картины.
Ёжик-ворчун. Татьяна Казарина
Осень разыгралась, ветерком кружа.
Осыпала листьями серого ежа.
Ёжик не доволен, фыркает, ворчит:
- Спрятался грибочек, под листвой молчит.
Как найти дорожку? Как найти грибок?
Прилипают листья на колючий бок.
- Не ворчи, колючий! – я ему сказала
И тропу к грибочку точно указала.
А. Плещеев
Лес задумчивый овеян голубою дымкою,
Каждый листик серебрится тонкой паутинкою.
Листья клёнов пёстрой стайкой
Тихо-тихо падают,
От реки притихшей веет Лёгкою прохладою.
Молчаливые тропинки в даль уходят синюю,
Над лесами пролетают стаи журавлиные!
Восп. : Вам понравилось наше Путешествие в Королевство Осени?
-Что понравилось больше всего?
-Что надо делать для сохранности нашей природы? (любить, охранять, сажать, беречь, ухаживать).
-Что нельзя делать с природой? (ломать, пилить, жечь)
-Мы хорошо, плодотворно сегодня поработали. Заполнили огромный лист нашими знаниями об Осени.
Мы в любое время можем подойти и освежить свои знания. А еще добавить то, что сегодня не успели.
Природа дарит Жизнь, Воздух, Здоровье!
Восп. : А сейчас оцените свою работу на занятии.
Выберите листочек и прикрепите на дерево: ДЕРЕВО, ЛИСТЬЯ
- Жёлтый цвет – старались на занятии изо всех сил.
- Красный - старались, но не всё получилось.
- Оранжевый - могли бы постараться побольше.
-Коричневый - совсем не старались.
Восп. : А Осень тоже оценила ваши старания и дарит вам свои медальки с оценкой ваших стараний.
Восп. : Мне бы хотелось завершить нашу встречу отрывком из рассказа О. Иваненко «Спокойной ночи» :
«В лесу шуршали листья, и, казалось, что будто кто-то ходит по клёнам и берёзам, и там, где пройдёт, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу Зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к тёплым синим морям».
Восп. : Мы прощаемся с этим замечательным временем года и говорим Осени: До свидания!