Шульмина Ирина
Конспект НОД в средней группе «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 82 «Сказка»
663300, Красноярский край, г. Норильск, ул. Советская, д. 8 «А», тел. (3919) 46-17-22, Е-mail : mdou82@norcom.ru
«Насекомые»
Конспект по непосредственной образовательной деятельности
И. В. Шульмина
воспитатель высшей
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Средняя группа
- Темочки
квалификационной категории
2017 г.
Программное содержание.
- Расширять представления детей о разнообразии насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни. Подвести к понятию «насекомые» : на брюшке у насекомых есть насечки.
- Учить отгадывать загадки о насекомых.
- Закрепление у детей умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Развивать внимание, зрительную и слуховую память.
- Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Словарная работа.
Обогащение словаря: насечки, майский жук.
Активизация словаря: детей по теме: «Насекомые» - названия насекомых, части тела; трудяга, действия (летают, ползают, прыгают, стрекочут, звенят, жужжат и др.).
Оборудование.
Набор пластмассовых игрушек: майский жук, кузнечик, божья коровка, паук, бабочка, комар, муравей, стрекоза; плоскостные фигурки насекомых, подвешенные на ниточках для упражнения на дыхание, поляна, комар на палочке, картинки с изображением улья, муравейника; аудиозапись «Звуки природы»; раскраски «Насекомые» на каждого ребенка.
Организация.
Всей группой.
Ход НОД.
Сюрпризный момент: в группе дети обнаруживают чудесную полянку.
Воспитатель. Весной просыпается все живое вокруг. Я приглашаю вас сегодня, отправиться в гости на необычную полянку. Для этого надо сказать волшебные слова: «Повертелись, покружились, на полянке очутились». А чтобы узнать, кто на этой полянке живет, я предлагаю вам отгадать загадки:
Черен, да не ворон.
Рогат, да не бык.
С крыльями, а не птица
Ответы детей. Жук.
Показываю игрушечного жука, сообщаю детям, что это майский жук; рассматриваем его части тела.
(В ходе рассматривания всех насекомых обращаю внимание детей на то, что у каждого насекомого есть на брюшке насечки, так же акцентирую внимание на количество лапок у каждого насекомого).
- Как жука можно назвать ласково? (жук - жучок…ответы детей).
- Дом у майского жука на дереве.
Звучит музыка, предлагаю детям по кругу передавать жука, с помощью которого мы узнаем, кто еще живет на полянке.
Выключаю музыку, ребенок, у которого в руках остается игрушечный жук, должен отгадать следующую загадку:
Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга…
Ребенок. Муравей.
Если ребенок затрудняется ответить, помогают другие дети. К ребенку, который первый правильно скажет отгадку, переходит жук.
Рассматриваем игрушечного муравья. Рассказываем о его строении.
- Как можно ласково назвать муравья? (муравей - муравьишка…ответы детей).
- Как называется дом, в котором живут муравьи? (Муравейник). Рассматриваем иллюстрацию муравейника.
Воспитатель. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Правит в муравейнике муравьиная принцесса.
Помещаем муравья на полянку.
Звучит музыка, по кругу начинаем передавать игрушечного жука.
Выключаю музыку. У кого остается в руках жук тот отгадывает следующую загадку:
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
Ребенок. Бабочка.
Правильно, это бабочка!
Показываю игрушечную бабочку. Рассказываем о её строении.
-Почему бабочку можно спутать с цветком? (У бабочки очень красивые крылышки, поэтому они похожи на цветок).
- Питается бабочка нектаром, ее домом является цветок.
- Выполняем с детьми дыхательную гимнастику «Бабочка» :
Бабочка села на цветочек
(давайте подуем на бабочку).
Бабочка вспорхнула и улетела.
Помещаем бабочку на полянку.
Снова звучит музыка и по кругу начинаем передавать жука.
Музыка останавливается, ребенок, у которого в руках игрушечный жук отгадывает загадку:
Он целый день в траве скакал,
Скрипку где-то потерял.
И теперь грустит у речки
Наш зелёненький друг …
Ребенок. Кузнечик.
- Рассматриваем игрушечного кузнечика, рассказываем о его строении.
- Живут кузнечики в траве, питаются листиками, травкой.
Помещаем кузнечика на полянку.
Включаю музыку, по кругу начинаем передавать жука.
Выключаю музыку. Ребенок, у которого игрушечный жук называет отгадку:
Голубой аэропланчик
Сел на желтый одуванчик.
Это…
Ребенок. Стрекоза.
- Сколько крылышка у стрекозы? (четыре)
- Питается она комарами, мошками.
Помещаем стрекозу на полянку.
Физкультминутка. Упражнение на координацию движений с речью.
Вот какая стрекоза - очень круглые глаза
(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)
Вертится как вертолет:
Вправо, влево, взад, вперед
(Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны).
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг- скок, прыг- скок
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Опять прыгай высоко
Прыгай ловко и легко.
Воспитатель. Ребята, чтобы наш жучок мог побежать дальше нам нужно отгадать следующую загадку:
Восемь ног – как восемь рук:
Вышивает шелком круг.
Ребенок. Паук.
- Показываю детям игрушечного паука. Рассматриваем его строение.
- Ребята, а как можно ласково назвать паука? (паук - паучок…ответы детей).
- Питается паук мошками, комарами которые попадают к нему в паутину.
Помещаем паучка на полянку.
Звучит музыка, дети по кругу начинают передавать игрушечного жука. Выключается музыка – у кого в руках жук, тот отгадывает следующую загадку:
Целый день она летает,
Мне спокойно жить мешает,
Прожужжала возле уха
И на стол уселась…
Ребенок. Муха.
Правильно, это муха!
- А как муху можно сказать ласково? (муха - мушка…ответы детей).
- Рассматриваем игрушечную муху и рассказываем о её строении. Предлагаю детям пожужжать как муха.
- Ребята, а муха полезная или она приносит вред?
Появляется комарик на палочке.
Воспитатель. А вот и комарик летит, летит, жужжит.
Зазвенит над ухом и прогонит сон,
Хоботочком тонким больно жалит он!
- А комары – это насекомые? Рассматриваем комара.
– Дети, а вы знаете, что комарами питаются ласточки и стрижи, лягушки, стрекозы, ужи?
- Как вы думаете, есть ли у комара уши?
- Ответы детей
- Оказывается, есть. И прячутся они у комара - мальчика в усах. Конечно, не такие уши, как у человека, но с помощью их комарик - мальчик находит по звону свою подружку.
- Предлагаю детям изобразить, как звенит комарик.
Гимнастика для глаз.
Воспитатель. Следите глазами за комариком, куда он полетит?
Комар летает повсюду:
Налево летит, направо летит.
Комар летает по кругу,
Вверх, вниз…и назад спешит.
Помещаем комарика на полянку.
Звучит музыка и по кругу начинаем передавать игрушечного жука.
Музыка останавливается, ребенок, у которого в руках игрушечный жук отгадывает загадку:
В лугах без устали летает,
Нектар цветочный собирает.
Немного времени пройдёт
И приготовит вкусный мёд?
Ребенок. Пчела.
- Рассматриваем ее строение.
- Пчелы полезное насекомое, они дают мед.
- Свои гнезда они устраивают в дуплах старых деревьев, а люди строят специальные домики - улья (показ картинки).
- Предлагаю детям ласково назвать пчелу (пчела - пчелка…ответы детей).
- Предлагаю детям повторить за мной чистоговорку «Пчелка». Рот открываем хорошо, звуки произносим четко! Готовы?
Жу-жу-жу – над цветами я кружу.
Дети вращают перед собой указательными пальцами.
Жа-жа-жа – испугалась я ежа.
Сжимают и разжимают пальцы.
Жи-жи-жи – пролетели здесь стрижи.
Взмахивают кистями рук.
Ужу-ужу-ужу – я чуть не упала в лужу.
Качают головой вправо-влево.
Помещаем пчелку на полянку.
Звучит музыка, по кругу начинаем передавать игрушечного жука.
Выключаю музыку. У кого остается в руках жук тот отгадывает следующую загадку:
Красный с пятнами жучок
Сел на тоненький сучок.
На кусточке у забора
Он похож на мухомора,
Лишь у пятен чёрный цвет,
А других отличий нет. Кто это?
Ребенок. Божья коровка.
- Рассматриваем ее строение, обращаю внимание детей на ее окраску - она ярко-красная, чтобы все видели: есть ее опасно!
- А как ласково можно назвать божью коровку? (коровка - коровочка…ответы детей).
Помещаем божью коровку на полянку.
Воспитатель. Ребята, а как можно назвать одним словом бабочку, муравья, стрекозу, муху, комара, кузнечика, пчелу и божью коровку?
Дети. Насекомые.
Воспитатель. Как вы думаете, почему их так называют «насекомые»? (Потому что у них на брюшке есть насечки).
Воспитатель. Насекомые самые маленькие и многочисленные жители Царства животных. Ребята, сегодня мы с вами очутились на полянке, в стране «Насекомых». А все ли здесь насекомые? Кто из них не относится к насекомым? (Паук). А почему паук не относится к насекомым? (У паука восемь лапок, а не шесть, как у насекомых, значит паук не насекомое). Пусть паучок погостит у насекомых, а потом мы его отпустим.
Упражнение на дыхание:
- Посмотрите на полянку, какие красивые насекомые прилетели к нам, подуйте на них, чтобы они закружились в воздухе.
Воспитатель. Как Вы думаете, что будет, если уничтожить всех насекомых? (Никто не будет опылять растения, если этого не делать, то не будет и самих растений). Ребята, не обижайте насекомых, не трогайте их, они часть нашей природы.
Воспитатель. А теперь маленькие жители полянки хотят поиграть с вами в прятки.
Игра «Кого не стало».
Дети отворачиваются, воспитатель убирает одно из насекомых с полянки. Дети должны угадать, какое насекомое исчезло. Игра повторяется несколько раз.
Воспитатель. Вы, были сегодня активны, все отвечали и поэтому мы с вами так быстро справились со всеми заданиями. А теперь нам пора возвращаться в детский сад, для этого нам надо сказать волшебные слова: «Повертелись, покружились и в саду мы очутились».
Итог НОД.
- Где мы с вами были? Кого видели? Вам понравилось наше путешествие?
- Я хочу вам сделать небольшие подарочки, это раскраски с насекомыми.