МААМ-картинки

Конспект образовательной деятельности «Составление рассказа по серии сюжетных картин к сказке «Курочка Ряба»

Ирина Масакова
Конспект образовательной деятельности «Составление рассказа по серии сюжетных картин к сказке «Курочка Ряба»

Цель: Формирование у детей навыков составления связного рассказа на основе последовательно выложенной серии картинок.

Оборудование и материалы: Серия сюжетных картин к сказке «Курочка Ряба» формата А4 («Курицы и петух», «Золотое яичко», «Дед и баба», «Дед и баба разбивают яйцо», «Мышка разбивает яйцо», «Дед и баба плачут», «Курочка снесла простое яйцо», корзина с яйцом и перьями, силуэт курицы, бумажные салфетки или перья, 3 схемы («Петух», «Курица», «Гусыня»).

Публикация «Конспект образовательной деятельности „Составление рассказа по серии сюжетных картин к сказке „Курочка Ряба“» размещена в разделах

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба», рассматривание сюжетных картин с использованием приёма «вхождения в картину», знакомство с бытом и приметами эпохи, в которой жили герои, составление схем методом наглядного моделирования, рассматривание куриных перьев разной окраски.

Ход деятельности:

Дети свободно располагаются на ковре.

В: Ребята, посмотрите, что я обнаружила сегодня в группе, пока вас не было (показывает детям корзину с яйцом и перьями. Под соломой спрятаны Киндер-сюрпризы). Что это такое?

Д: Это яичко

В: А откуда оно взялось?

Д: Его снесла курочка.

В: А какая курочка?

Д: Рябая курочка

В: Почему вы так думаете?

Д: Потому что пёрышки, которые она оставила в корзинке рябые.

В: «Рябые» это какие?

Д: Это значит с пятнышками другого цвета на основном фоне, пёстрые.

В: Молодцы, правильно.

В: Ребята, а вы знаете сказку про рябую курочку?

Д: Да, это сказка «Курочка Ряба»

В: Какое яичко снесла курочка в сказке?

Д: Золотое

В: «Золотое» – это какое?

Д: Это значит жёлтого цвета и очень ценное и дорогое, блестящее, сияющее.

В: А наша курочка, какое яичко нам оставила?

Д: Простое, его можно съесть.

В: Ребята, а теперь давайте вспомним русскую народную сказку «К. Р.» и попробуем рассказать её с помощью картинок.

Дети садятся полукругом, на доске вывешена серия сюжетных картин к сказке «Курочка Ряба», картины развешены в произвольном порядке

В: Посмотрите внимательно на картину («Курицы и петух», постарайтесь рассмотреть её очень внимательно. Кто изображён на ней?

Д: На ней нарисованы курочки и петух.

В: А где они находятся?

Д: Все домашние птицы живут в специальных домах – птичниках, там же они высиживают свои яйца.

В: А как вы думаете, какая из этих курочек героиня нашей сказки?

Д: Та, которая рябая, она с чёрными пятнышками.

В: Ребята, давайте снова превратимся в волшебников – " Я трогаю», давайте «потрогаем» нашу курочку, какая она?

Д: Она мягкая, гладкая, нежная, тёплая, пушистая.

В: А теперь рассмотрим следующую картину (картина «Дед и баба»). Кого вы видите?

Д: Деда.

В: Почему? Как вы догадались, что это дед?

Д: Потому что у него длинная борода, он лысый, на лбу и на руках у него морщины.

В: Где сидит дед и что он делает?

Д: Дед сидит около печки на деревянной скамейке и подшивает валенки.

В: Кто ещё изображён на картине?

Д: Бабушка

В: Почему?

Д: Она в платочке, у неё седые волосы.

В: А что она делает?

Д: Она подметает пол и что-то моет, п. ч. в руках у неё веник, а на полу стоит кадка с водой.

В: Ребятки, а эти дедушка и бабушка похожи на ваших дедушек и бабушек?

Д: Нет, п. ч. они одеты не так, как одеваются наши бабушки и дедушки. На ногах у них лапти, а сейчас в лаптях никто не ходит, в такой одежде (безрукавка, сорочка, длинная юбка, рубаха, штаны) тоже никого не увидишь.

В: То есть, в такой одежде ходили очень давно. А как вы ещё догадались, что дед и баба, которые изображены, жили в далёкие времена? (Посмотрите внимательно на то, в каком доме жили дед и баба)

Д: Дед и баба живут в избе. Там всё сделано из дерева: полы, скамейки, стены, дверь. В избе мы видим печку, в которой раньше готовили еду, а ещё на ней можно было спать.

В: Теперь попробуем превратиться в волшебников – «Я нюхаю», какие запахи вы ощущаете? Чем пахнет в избе?

Д: В избе пахнет пирогами, луком (на стене висят луковицы, едой, деревом….

В: Ребята, давайте рассмотрим следующую картину («Золотое яйцо»). Что вы видите?

Д: Яйцо.

В: Какое это яйцо? Как вы догадались?

Д: Оно золотое, п. ч. оно жёлтого цвета, блестит, сверкает, светится, как солнце.

В: А откуда берутся яйца вообще?

Д: Их несут курочки.

В: Посмотрите на картину («Дед и баба разбивают яйцо»). Что делают дед и баба?

Д: Хотят разбить золотое яичко.

В: Скажите, какие чувства переживают дед и баба. Они рады, огорчены, озадачены? Почему?

Д: У них не получается разбить яйцо. Они озадачены, задумчивы (Дед почёсывает голову, разводит в стороны руки, не понимая, что делать дальше. Баба сидит, подперев голову руками. На их лицах мы видим удивление).

В: Кто ещё нарисован на картине?

Д: Мышка

В: Какое имя мы можем дать мышке?

Д: Мышка-Норушка.

В: А что делает мышка?

Д: Она тоже задумалась ( она стоит с задумчивым видом: лапкой держит мордочку, глаза подняты наверх, наверное, тоже хочет помочь деду и бабе.

В: Ребята, а когда вам покупают яичко «Киндер-сюрприз», что для вас главное игрушка внутри или шоколад?

Д: Игрушка.

В: То есть мы можем предположить, что дед и баба пытаются разбить яйцо, тоже ожидая какого-то чуда, сюрприза, ведь первое, что хочется сделать, увидев яйцо – это разбить его и посмотреть, что же там внутри.

В: Посмотрим на другую картину («Дед и баба плачут»). Кого вы видите?

Д: Мы видим бабушку и деда.

В: Что они делают?

Д: Они плачут (У бабушки в руках платок, которым она вытирает слёзы, дед успокаивает её)

В: Ребята, почему же они плачут?

Д: Потому что яичко разбилось

В: Но ведь они же сами пытались его разбить?

Д: Яйцо разбилось, но в нём ничего не оказалось, никакого сюрприза, поэтому-то они и расстроились.

В: А что делает курочка в это время?

Д: Она озабочена (клюв раскрыт, крылышки подняты, ей хочется помочь деду и бабе.

В: Что она говорит им?

Д: «Не плачь дед, не плачь баба, я снесу вам новое яичко, но золотое, а простое».

В: Посмотрите на другую картину («Мышка разбивает яйцо»). Что мы видим?

Д: Мышка разбивает яйцо хвостиком.

В: Посмотрим на другую картину («Курочка снесла простое яичко»). Кто изображён на ней?

Д: Курочка и мышка.

В: Что они делают?

Д: Курочка держит яйцо, мышка стоит рядом.

В:Какое яичко снесла курочка деду и бабе на этот раз?

Д: Простое, не драгоценное.

В: Ребята, а как вы думаете от какого яйца, на ваш взгляд, больше пользы для героев от золотого или от простого?

Д: Больше пользы от простого яйца.

В: Почему?

Д: Потому что его можно сварить, пожарить, с помощью него можно испечь пироги, блины и т. п.

В: То есть для бабушки и деда привычнее иметь дело с простым яйцом, нежели с золотым. Посмотрите внимательно, чем занята мышка на картине?

Д: Мышка чувствует, что виновата (стоит, опустив голову и прижав уши к голове, лапы за спиной).

В: А как вы думаете, в какое время года происходят события в сказке и почему?

Д: Наверное, летом, когда тепло, п. ч. дед и баба обуты в лапти (лапти носили только летом, а дед подшивает валенки, только готовясь к зиме. Ещё за окном можно увидеть зелёную траву и цветы, небо голубое и чистое, значит светит солнце.

В: Молодцы, ребята, теперь давайте составим «Паровозик из картинок, разместим картинки так, чтобы события, которые на них изображены, следовали одно за другим (дети расставляют картины с учётом логической последовательности действий).

В: А теперь, ребята, давайте попробуем сочинить свою сказку. Помогут нам в этом картины, которые мы уже с вами рассмотрели.

Один ребёнок рассказывает сказку, ориентируясь на сюжет картин. Воспитатель помогает воспитаннику, сопровождая его рассказ показом объектов, изображённых на картине.

Сказка :

Жили-были в избе дед и баба. Целыми днями они были заняты работой: дед сидел на деревянной лавочке и подшивал валенки к зиме, бабушка подметала и мыла пол. В птичнике у них было много домашней птицы. Однажды одна из курочек – Курочка Ряба снесла золотое яичко. Обрадовались дед и баба, решили проверить, что же там внутри. Дед его бил-бил – не разбил, баба била-била – не разбила. Мышка-Норушка захотела помочь деду и бабе. Она разбила яичко хвостиком. Дедушка с бабушкой очень расстроились, потому что внутри-то было пусто. Но курочка сказала им : «Не плачь дед, не плачь баба, я снесу вам другое яичко, не золотое, а простое, от него вам больше пользы будет, будете из него пироги и блины печь».

В: Молодцы, ребята. Теперь давайте сделаем свою Курочку-Рябу и поселим её в тот домик, где она могла бы жить (заранее заготовлен силуэт курочки, дети наклеивают на него перья).

На доске развешены 3 модели избы (применяем метод наглядного моделирования, где могла бы жить курочка. Дети должны объяснить, в какой дом нужно поселить героиню.

В: Ой какие вы молодцы. Посмотрите наша курочка оставила нам какой-то сюрприз в корзинке (воспитатель достаёт из корзины, где лежало яйцо киндер-сюрпризы, раздаёт их детям). Оказывается, ребята, и наша курочка снесла для нас не только простое яйцо, но и яичко с сюрпризом, как в сказке.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин» Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картин» Программные задачи: 1. Продолжать учить детей составлять повествовательный рассказ.

Конспект НОД по ОО «Речевое развитие». Составление рассказа по серии сюжетных картин «Мальчик и собака» с детьми 5–6 лет Задачи: Образовательная область «Речевое развитие» Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинки, выделять главную мысль.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Составление рассказа по серии сюжетных картин» Конспект регламентируемой образовательной деятельности по серии из 5-ти картинок «Волшебное семечко». образовательные цели - Совершенствование.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление сказки по серии сюжетных картин» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление сказки по серии сюжетных картин Программное содержание. Учить детей.

Конспект занятия по развитию связной речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Семейный ужин» Цели: -обучение детей составлению связного последовательного рассказа по серии сюжетных картинок; -развивать у детей умение передавать предметное.

Конспект занятия в старшей группе «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как Миша варежку потерял» Цель: Активизировать и актуализировать словарь. Формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу).

Подготовительные лексические упражнения по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?» I. Интеллектуальная разминка Логопед предлагает вспомнить и назвать зимующих птиц, а затем просит детей внимательно послушать стихотворения.

Составление рассказов по серии картин Составление рассказов по серии картин. Цель: Учить детей составлять рассказы по серии картин на основе раннее полученных знаний. Обогащение.

Составление творческого рассказа по серии картин «Заяц и морковка» Цели: обучать навыкам составления рассказа по серии сюжетных картин. Обучающие: формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии.

Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Зайка и снеговик»Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Зайка и снеговик» Программное содержание:- Формирование умения составлять рассказ по серии сюжетных картин. - Учить строить сложноподчиненные предложения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности «Составление рассказа по серии сюжетных картин к сказке «Курочка Ряба»
Опубликовано: 9 ноября 2015 в 10:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД