Папки-передвижки

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «О чём рассказали птицы»

Венера Мидихатовна Гинина
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «О чём рассказали птицы»

Интегрированная организованная образовательная деятельность педагога с детьми подготовительной к школе группе «О чём рассказали птицы».

Задачи:

- познакомить детей с традициями отношения человека к природе в японской культуре;

-развивать интерес к природоохранной деятельности людей в разных странах;

- обогащать представления детей об охране природы;

-стимулировать применение результатов познания в экологически ориентированной деятельности;

Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию „О чём рассказали птицы“» размещена в разделах

-развивать связную образную речь детей на основе восприятия своеобразия литературного языка японской народной сказки;

- обогащать словарь детей (оригами, иероглиф, криптомерия, камфарное дерево и др.);

- развивать литературные и музыкальные интересы и предпочтения;

- совершенствовать восприятие красоты весенней природы, стимулировать желание отразить многообразие впечатлений от восприятия в собственной творческой художественной деятельности;

-способствовать развитию положительных эмоций, эмпатии в двигательной деятельности;

- обогащать специфику восприятия различных органов чувств (слуха, зрения);

- обогащать представления детей о роли растений в укреплении здоровья.

Предшествующая работа: знакомство детей с камфарным деревом и криптомерией, нюхание камфорного масла, чтение японских народных сказок «Онгоро, Нэнгоро и Норо» и др., слушание народной японской музыки «Цветущая сакура», проведение подвижной игры «Аист и лягушка», аппликация «Цветущая вишня».

Оборудование: письмо- свиток, проектор, слайды с видами природы Японии, аудио запись народной японской музыки «Тихая луна», иллюстрации к сказке «О чем рассказали птицы», набор карточек с изображением времен года (4 шт.) и листы серой бумаги по количеству детей.

Ход:

I часть.

Воспитатель сообщает детям, что им пришло письмо (свиток с надписью в виде японского иероглифа) и предлагает рассмотреть его. Дети отмечают, что на листе бумаги изображен иероглиф, он может обозначать целое слово или даже предложение. Воспитатель сообщает, что дети из Японии очень хотят подружиться с нами и рассказать о своей стране.

Воспитатель говорит: Японские дети, как и мы, любят слушать сказки, Послушайте одну из них, а называется она «О чём рассказали птицы» (Воспитатель сопровождает рассказывание наглядным показом)

Давно-давно это было. Жил в одной деревне старик. Ходил он по горам, хворост собирал да продавал его на базаре. Как-то раз нашёл он в лесу красный колпак. Обрадовался старик находке : хоть и дырявый колпак, да ведь у него и такого не было. «В пору ли он мне?» - подумал старик и нахлобучил его на голову. И что же? Слышал он до того только щебет и крики птиц, а тут вдруг весь лес наполнился спорами и разговорами.

- Отдай моего червяка! Отдай моего червяка!

- Фить, фить, не отдам! Давай пополам.

- Сова-то увидела меня и кричит: «Угу-угу!»

- А ты что?

- А я ни гугу. Так и спасся.

- Дети мои, дети, голубяточки, давайте я вас приголублю.

Вон на той ветке ссорятся, а на этой идёт дружная беседа. И вдруг:

- Р-разбой! Разбой! Держи вора! Кар-р! Кар-р!

Старик даже в сторону шарахнулся от испуга! Сбила ветка колпак у него с головы, и сразу стихли речи, снова зазвенел непонятный птичий щебет. Поднял старик колпак с земли, надел на голову, и опять послышались разговоры и вверху, на ветках, и внизу, в кустах. Снял колпак - снова птичий щебет да шорох листьев. Надел колпак - опять разумные речи.

«Вот оно что! - догадался старик.

- Не простой колпак я нашёл, а волшебный: зовут его в народе колпак «Чуткие уши». Кто его наденет, тот научится понимать язык птиц и зверей, цветов и деревьев». Пошёл старик дальше в лес, присел отдохнуть под большим деревом и задремал. Разбудило его карканье ворон.

«Что это я, задремал, кажется?» - встрепенулся старик. Видит он: сидят на ветке над самой его головой два ворона и хрипло каркают.

«О чём это они?» - подумал старик. Надел он свой красный колпак и стал слушать.

- Давно мы с тобой не встречались, друг Кангарасу,- говорит один ворон другому. - Ты откуда путь держишь?

- Был я на морском берегу, но пропала там рыба, нечем стало кормиться, вот я и прилетел сюда,- отвечает другой. - А ты где летал, брат?

- Возле деревни на рисовых полях охотился, да только ныне на улиток неурожайный год. И ещё мало того - дети дразнятся:

Вор-вор-ворон,

Где ты закоптел?

Выкради краски,

Выкраси перья.

- Да, друг, беда нам от этих озорников. Но скажи мне, что на свете нового, небывалого?.

- Тоскливо жить всё в одном и том же городе, мало слышишь нового,- жалуется первый ворон, - поневоле улетишь в другие края.

- Да что ты! - отвечает второй ворон. - А вот у нас, в нашей маленькой деревушке, случилось небывалое. Тяжко заболел один крестьянин, не сегодня завтра умрёт. А всё отчего? Лет пять назад пристроил он к своему дому ещё одну комнату. Чтобы расчистить место, срубил он старое камфарное дерево. Остался пень стоять возле самого дома, и течёт на него дождевая вода с крыши. Не погибли корни дерева, каждую весну дают они новые побеги. Да только их тут же обрезают. И жить дерево не живёт, и умирать не умирает. Вот и постигла крестьянина за это тяжёлая кара.

- А ты каркал на крыше, сказал, от чего болезнь приключилась?

- Каркал, каркал, даже охрип. Да разве люди что понимают!

- Правда твоя. Прошлую ночь у нас в городе воры дом обокрали. Уж как я кричал: «Караул, караул!» И все без проку, не проснулся никто. Но рассказывай дальше.

- Страдает камфарное дерево, мучается, бедное. Каждую ночь из горных лесов приходит множество деревьев навещать своего несчастного друга. Уж дали бы ему люди жить на свободе или выкопали бы, чтоб сразу засохло и не мучилось больше. Тогда бы и крестьянин сразу поправился.

Услышал старик рассказ ворона и отправился в дальний край к больному крестьянину. Пришё л и кричит у ворот:

- Гадатель пришёл, гадатель!

Выбежали люди из дома и зовут старика:

- Гадатель, зайди сюда, хозяин тебя приглашает.

Ввели старика в дом. Видит он: лежит на постели больной, еле дышит. Сел старик у его изголовья и спрашивает:

- О чём же тебе погадать?

- Погадай, долго ли мне мучиться? Или, может, есть на свете какое средство спасти меня.

- Не горюй! - говорит старик.

- Я узнаю причину болезни и вмиг тебя вылечу. Для меня это проще простого.

Забормотал старик про себя:

Гуру-гуру, буру-буру.

Хвороба - вон.

Здоровье - в дом.

Буру-буру, гуру-гуру.

Бормотал-бормотал старик, а потом и сказал:

- Пять лет назад сделал ты, хозяин, пристройку к своему дому.

- Ах, гадатель, откуда ты это узнал? - удивились все кругом.

- Это мне открыло моё гаданье. Оставьте меня одного в той комнате, и за одну только ночь я открою причину болезни вашего хозяина и вылечу его.

Отвели туда старика. Первым делом он приказал:

- Не входите ко мне, пока не позову!

Настала ночь, но старик не лёг спать. Надел он свой волшебный колпак и ждёт, что будет.

В полночь что-то зашелестело, зашуршало под окном:

- Эй, камфарное дерево, отзовись! Как нынче твоё здоровье?

В ответ послышался тихий-тихий голос, точно из-под земли:

- Кто это говорит? Верно, криптомерия с горы Криптомерий? Ты приходишь ко мне каждую ночь. Как мне благодарить тебя за твою заботу? Плохо мне, чуть дышу. Об одном только думаю: как бы мне поскорее умереть.

Стала криптомерия утешать друга:

- Что ты, что ты, нельзя так падать духом! Мужайся! А теперь мне пора. Завтра опять приду.

Ушла криптомерия.

Но не прошло и часа, как снова послышался шорох и чей-то голос спросил:

- Здравствуй, друг, камфарное дерево! Может, полегчало тебе?

- Кто говорит со мной? Уж не сосна ли с Сосновой горы?

- Да, это я.

- Ты пришла издалека. Спасибо тебе. Сама ведь устаешь, да и птиц на своих ветках беспокоишь.

- Полно, полно! Просто я собралась погулять и зашла к тебе по дороге. Настанет весна, и ты непременно поправишься! Не теряй надежды!

И снова послышалось: шурх-шурх! Это уходила сосна.

Старик в своем колпаке «Чуткие уши» слышал все их речи и думал: «Поскорее бы рассвело

Едва наступило утро, старик поспешил к больному и опять забормотал свои заклинания: «Гуру-гуру, буру-буру.». А потом сказал:

- Срубил ты камфарное дерево… а пень возле дома остался. Живой он, растут на нём зелёные побеги. А ты их каждый раз обрезаешь. Чужое горе - вот причина болезни. Ведь не только камфарное дерево страдает - все деревья на высоких горах вокруг горюют о своем друге. Никому в лесах покою нет. Оставьте камфарное дерево, не обрезайте его побеги, тогда ты и поправишься.

- Не трогайте камфарное дерево,- наказал крестьянин своим сыновьям.

- Если нужно, и крышу над ним разберите.

А как зазеленели на камфарном дереве молодые побеги - и крестьянин поправился. Болезнь как рукой сняло.

Построили сыновья крестьянина по соседству дом старику. Возле дома сад разбили. Поселились там самые красивые деревья со всей округи и цвели каждую весну небывалым цветом. И все звери, и птицы тоже дружили со стариком, потому что он их понимал и любил.

Воспитатель с детьми обсуждают содержание сказки:

- О чем говорится в сказке?

- Почему крестьянин тяжело заболел?

- Чему учит нас эта сказка? Какова ее народная мудрость?

Воспитатель подводит детей к выводу, что особенностью традиционного отношения к природе в Японии является понимание «Человека как части природы», понимание того, что любое небрежное отношение, а также загрязнение окружающей среды могут плохо отразиться на физическом и духовном здоровье людей.

II часть.

Воспитатель: Жители Японии не только бережно, трепетно относятся к природе. У японцев с древности существует обычай любоваться природными прелестями и воспевать их в стихах: например, каннами — любование цветами, цукими -любование луной и юкими- любование снегом. Японцы специально собираются для «любования» природой, приглашая на это «торжество» гостей, друзей, любимого человека.

Воспитатель предлагает детям вместе полюбоваться красотой природы. (Показ слайдов цветущей сакуры, красного клена, и т. д., слушание народной японской музыки «Тихая луна»).

Воспитатель: Ребята, я сейчас вам буду загадывать японские загадки про времена года. А вы должны найти ответ-картинку и поднять ее, чтобы я увидела ответ. Какие времена года вы знаете? А какое время года у нас сейчас? (Дети отвечают).

1. Тают снега.

Туманом окутаны горы.

Каркает ворона (Весна)

2. Снежный ком, снежный ком,

До чего же быстро ты вырос,-

Катишь не под силу. (Зима)

3. Большой муравей

Еле топает по циновке.

Какая жара! (Лето)

4. Месяц на небесах

Будто скорчился весь от мороза-

Похолодало… (Зима)

5. Летнюю речку

Так приятно вброд перейти-

Сандалии в руке… (Лето)

6. Травы увяли.

Весть об осени в лес принесла

Рыжая лисица… (Осень)

7. Малыш на качелях-

Как он крепко в ручке зажал

Ветвь цветущей вишни. (Весна)

8. Летняя гроза.

Карпа в заводи

По макушке

Стукнули капли. (Лето)

9. Даже серой вороне

Это снежное утро к лицу-

Ишь, как похорошела! (Зима)

10. Осенняя буря.

Как-то придется сейчас

Тем пяти домишкам? (Осень)

11. Лед растаял в пруду

И снова зажили дружно

Вода с водою. (Весна)

12. Поздняя осень.

Платье из листьев опавших

Пугало надело… (Осень)

Динамическая пауза. «Кагомэ- кагомэ» – детская японская игра.

Один из детей выбирается «демоном», он закрывает глаза и садится. Остальные дети водят вокруг него хоровод и поют игровую песню. Когда песня заканчивается, «демон» называет имя того, кто стоит за его спиной и, если «демон» оказался прав, этот человек заменяет «демона».

Кагомэ, кагомэ,

Птичка в клетке.

Когда, когда же ты выйдешь?

На исходе рассвета

Цапля и черепаха поскользнулись.

Кто стоит у тебя за спиной?

III часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомились со сказкой, интересными занятиями, музыкой, загадками, игрой, которые любят дети в Японии. А сейчас я хочу познакомить еще с одним любимым развлечением японских детей. Это оригами -складывание игрушки- поделки из целого куска бумаги. Мы сделаем с вами «Говорящую ворону» из сказки. (Дети изготавливают игрушку)

Воспитатель: Эта ворона очень добрая и охотно делится своей жизненной мудростью, если легонько потянуть ее за крылья. Ребята, как вы думаете, что сказала бы ваша ворона? ( Дети высказывают свои мнения: «Человек – друг природы», «Если мы не будем беречь природу, то и она помогать людям не будет», «Человек должен дружить с природой, заботиться, охранять её.»)

Последующая работа: чтение японских народных сказок «Соломенные шляпы», слушание народной японской музыки «Мудрость капли воды», проведение подвижной игры «Кукла Дарума перевернулась», проведение совместной с родителями словесной игры «Доскажи стихотворение» на основе японских трехстиший - хокку (хайку, организация выставки детских рисунков по мотивам японских народных сказок и стихотворений.

Публикации по теме:

«Встречаем весну». Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе. Доминирующая образовательная.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Мы — россияне»Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Мы — россияне» Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию. Тема: «Мы – россияне» Образовательная.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Тук, тук, сердечко», посвященной Всемирному Дню сердцаКонспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Тук, тук, сердечко», посвященной Всемирному Дню сердца Цель: познакомить детей с сердцем, показать значение сердца для всего организма. Программные задачи: - обучать правилам сохранения здорового.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в город математических профессий» Программное содержание: совершенствовать умение собирать картинку с помощью числового ряда, развивать умение соотносить цифру с количеством.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История одной спички»Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История одной спички» Тип ООД: комплексное Цель: ознакомление с предметным миром, восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда; создание.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Правила дорожного движения» Задачи: 1. Расширить представления детей о правилах дорожного движения. 2. Систематизировать знания детей о дорожных знаках. 3. Закрепить.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «В гостях у Мойдодыра» Цель: В процессе опыта сформировать у дошкольников знания о свойствах и значение мыла. ЗАДАЧИ: 1. Познакомить детей со способами образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «О чём рассказали птицы»
Опубликовано: 14 ноября 2023 в 11:16
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД