Лучший педагог года

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Часы и время»

Любовь Смирнова
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Часы и время»

Программное содержание.

1. Качественно дополнить и систематизировать представление детей о часах и времени.

2. Упражнять детей в умении классифицировать и обобщать предметы по определённому признаку

3. Продолжать формировать понятие об идеальности как уменьшении вредных и увеличении полезных функций в ходе исторического совершенствования предметов.

4. Подвести к пониманию того, что преобразователем предметов является человек, его постоянно растущие потребности.

5. Развивать чувство времени, управляемое воображение, восприятие, мышление, умение аргументировать.

Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе „Часы и время“» размещена в разделах

6. Воспитывать уважение к человеку труда.

Подготовка : презентация «Из истории возникновения часов», презентация на классификацию «Какие бывают часы», выставка часов, песочные часы из расчёта 1 шт. на пару, атрибуты для практической деятельности детей.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной, энциклопедической литературы о часах, создание коллекции часов. Практические занятия с детьми развивающие чувство времени.

Ход.

Воспитатель: Ребята, подумайте, чтобы люди никуда не опаздывали и везде успевали, что является им помощником? Вы сделали правильные предположения и уже, наверное, догадались, о чём сегодня пойдёт наш разговор. Правильно о часах. «Как вы думаете, часы существовали всегда? Кто-нибудь знает, как люди раньше узнавали время, когда еще не было часов?» - Ответы детей

Воспитатель обращает внимание детей на экран:

Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Встало солнышко – пора людям вставать, за работу браться. Поднялось оно, прошло пол дороги по небу – надо людям отдохнуть и пообедать. А спряталось солнышко за леса, за горы, за синее море, пришло время идти людям по домам на покой. И вдруг человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся и заметил, что тень не стоит на месте. Она движется вслед за солнцем. Кончился день, солнце сделало по небу круг, и тень тоже пробежала.

Но со временем солнечные часы перестали устраивать человека. Как вы думаете, почему? (дети высказывают свои предположения, воспитатель обобщает ответы, и предлагает продолжить рассказ)

Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку – ка – ре – ку!”. Догадались, что это за живые часы?

Еще солнце не взошло, а петух уже кричит: «Скоро утро! Довольно спать!»

Как вы считаете по пению петуха можно определить точное время? Почему?

То петух во сне с жердочки свалится – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест.

А если нет петуха?

И как узнать время ночью или в пасмурную погоду, когда нет солнца?

Цветы-часы. Давным – давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, третьи – только ночью, а днем они всегда закрыты. Открываются не когда им вздумается, а в “свое собственное” время. Так появились цветочные часы. Но “ходят” они только в солнечную погоду.

Рано утром навстречу солнечным лучам поднимают свои головки золотистые одуванчики, а за ними открывает лепестки гвоздика полевая, шиповник, лен и другие.

Цветы, которые рано раскрыли свои лепестки, днем начинают засыпать.

Но в пасмурную погоду цветочные часы не “работают” совсем. Цветки у них остаются закрытыми. Поэтому люди их используют только для украшения клумб.

Часы-свечи. На свечу наносили деления и в нижнее деление втыкали иголку с привязанным грузом. Свеча догорала до иголочки, груз падал. Это означало, что прошел определенный промежуток времени.

Водяные часы.

Вспомните, какие еще природные ресурсы были в то время в распоряжении человека? (вода). И люди действительно придумали водяные часы.

Краткий рассказ воспитателя об устройстве водяных часов.

В начале человек был рад новому изобретению, так как новые часы не зависели от того, есть солнышко на небе или нет. Но… прошло время, и водяные часы перестали устраивать человека.

Чем они были не удобны? А если вместо воды налить в них молока, что произойдет?

Песочные часы.

После неудач с солнечными и водяными часами люди стали голову ломать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем, и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали вот такие часы (песочные).

Как они называются? В чём удобство этих часов?

У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло 3, 5, 10 минут. Часы переворачивают и счет времени продолжается. У меня в руках песочные часы на 1 минуту. Как вы думаете, что можно успеть сделать за одну минуту? Пользуются ли теперь песочными часами? Кто? Люди каких профессий и сейчас пользуются песочными часами? (Врачи и медсестры в поликлиниках, больные по этим часам получают процедуры. Даже повара пользуются ими, чтобы сварить яйца всмятку или вкрутую.)

Воспитатель предлагает детям самим определить что хорошего, а что плохого в песочных часах (работа в подгруппах).

Первая подгруппа отвечает на вопрос : «Песочные часы – это хорошо, потому что…». Вторая подгруппа : «Песочные часы – это и плохо, потому что…».

Как люди решили противоречие с песочными часами? (Придумали часы с механизмом). Рассказ воспитателя о работе механических часов

Работа в четвёрках «Цена минут».

Далее воспитатель предлагает детям поработать в парах, каждой паре выдаются песочные часы на 1 минуту. За одну минуту одному ребёнку пары предлагается рисовать геометрические фигуры быстро, но качественно, а второй ребёнок следит за временем по песочным часам. Далее дети в паре меняются. После подводится итог: кто больше нарисовал фигур, тот больше ценит время.

Механические часы. Прошло много времени с тех пор, как человек придумал часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина. (если это возможно, то можно дать детям рассмотреть часовой механизм)

Электронные часы. Есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки. Такие часы заводить не надо. А заводная головка служит только для перевода стрелок.

Физкультминутка.

А часы идут, идут: тик-так, тик-так, (Ходьба на месте)

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Воспитатель: Дети вы теперь знаете, кто придумал часы, увидели, как с течением времени человек совершенствовал часы в соответствии с собственными желаниями. Видите, ребята, какой сложный путь прошли часы. И все это придумал и сделал человек

А вы знаете, где собирают часы? А когда часы ломаются, где можно их отремонтировать? Как называют человека, который занимается ремонтом часов (часовых дел мастер или просто часовщик)

Я приглашаю вас посетить часовую мастерскую. Часовых дел мастер взял сегодня выходной и предоставил нам возможность самим познакомиться с его коллекцией часов.

Посмотрите, есть карманные, настольные, настенные, наручные часы, часы – кулон и много других часов - какие интересные и красивые часы разработали люди! (демонстрирует различные виды современных часов).

Но человек не остановился и изобрел часы без стрелок. В таких часах светятся только цифры. Они очень быстро меняются, только успевай их разглядеть. Эти часы электронные и работают на батарейках или от электричества.

Как вы думаете, что больше всего нравилось людям в механических часах? А почему они придумали электронные часы?

Воспитатель: Дети, как вы думаете, чем все современные часы похожи между собой? (Все часы одинаковы только тем, что у них есть цифры и они показывают время.)

А вот различие часов можно проследить по многим параметрам (далее воспитатель озвучивает обобщающий параметр, а дети определяют его составляющие) (возможно использование картинок, по каждому параметру подводится итог:

1. По величине: большие (часы на башнях, в метро, настенные часы, маленькие (наручные часы, кулоны, кольца)

2. По форме: часы бывают разнообразные : круглые, квадратные, овальные, в виде фигурок, предметов и т. п.

3. По месту расположения:

• наручные – носят на руке; сюда же можно отнести часы-кольцо и часы-кулон;

• настенные – висят на стене; особый вид настенных часов –башенные часы, куранты, часы с кукушкой;

• настольные – располагаем на столе, будильники;

• напольные – стоят на полу, очень крупные, с прозрачной дверкой и маятником или гирьками;

• каминные – располагались на каминах, тяжелые, с определенным сюжетом;

• карманные – брегеты.

4. Кто носит часы? (По возрастному и половому признаку) : взрослые и дети; у взрослых часы бывают мужские и женские.

Воспитатель: Мы с вами сегодня очень много говорили о часах, для чего же человек столько внимания уделяет часам? Для чего они нам нужны? Правильно определять время. А давайте проведём эксперименты, может быть совсем не важно, знать точное время?

Эксперимент-игра «Заколдованный путник».

1. Играющие ходят вокруг ведущего, который хлопает в ладоши и говорит:

Входишь ты в волшебный круг,

Замирает все вокруг!

Три минуты лишь пройдет,

Путник снова отомрет.

Можно назначать различные промежутки времени :

полминуты лишь пройдет,

две минуты лишь пройдет,

но минутка лишь пройдет,

пятьдесят секунд пройдет,

двадцать пять секунд пройдет,

семь секундочек пройдет и т. п.

С последним словом ведущий нажимает кнопку секундомера и начинает отсчет времени. Тот, кто наиболее точно почувствовал нужное время, становиться ведущим.

2. Играющие ходят вокруг ведущего, который хлопает в ладоши и говорит:

Входишь ты в волшебный круг,

Замирает все вокруг

Но как время истечет,

Путник снова отомрет.

С последними словами играющие застывают, а ведущий включает секундомер. Через некоторое время секундомер выключается и раздается звонок, по которому «застывшие» путники вновь оживают. Им предлагается отгадать, сколько времени они были заколдованы. Кто называет самое близкое к действительному значению число, становиться ведущим.

В конце эксперимента делается общий вывод о том, что чувство времени у каждого человека своё, поэтому часы необходимы….

В завершении занятия детям предлагается самостоятельная работа:

нарисовать на часах минутную и часовую стрелки. Если кто-то из детей умеет определять время можно спросить, остальных детей нацелить на то, что эти часки помогут им в будущем научиться определять время по часам;

В конце - итог занятия. Для чего всё-таки нужны часы? А для чего нужны часы вам, детям?

Публикации по теме:

Дидактическая игра из фетра по познавательному развитию «Часы с секретом» в подготовительной группе детей с ЗПРДидактическая игра из фетра по познавательному развитию «Часы с секретом» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область Дидактическая.

Календарный план образовательной работы на неделю «Зима. Календарь. Время. Части суток. Часы» в подготовительной группеКалендарный план образовательной работы на неделю «Зима. Календарь. Время. Части суток. Часы» в подготовительной группе План работы с 30 ноября по 4 декабря Тема: «Зима. Календарь. Время. Части суток. Часы.» Задачи: - Закрепить знания детей о зиме и зимних.

Конспект игровой ситуации в подготовительной к школе группе по познавательному развитию «Весёлое путешествие» .

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Мы — россияне»Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Мы — россияне» Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию. Тема: «Мы – россияне» Образовательная.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности»Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности» Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности» Цель: закрепить.

Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой»Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой» Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) по теме «Знакомство с линейкой». Цель: Формировать умение измерять длину предметов с помощью.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе «Деду, бабе помогали, мы Снегурушку искали» Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе «Деду, бабе помогали, мы Снегурушку искали» Программное содержание - Дать первоначальное.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «В гостях у Мойдодыра» Цель: В процессе опыта сформировать у дошкольников знания о свойствах и значение мыла. ЗАДАЧИ: 1. Познакомить детей со способами образования.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе «Маша варежку надела» МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №13 «Чебурашка» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей.

Конспект регламентировано образовательной деятельности по познавательному развитию «Найди пару» в первой младшей группе Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Часы и время»
Опубликовано: 8 ноября 2021 в 17:58
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД