Нэля Русанова
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Лукоморье» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый …» с использованием мнемотехники.
Задачи:
1. Обучающие: продолжать знакомить детей с творчеством поэта; учить пользоваться мнемотаблицой при заучивании стихотворения; расширить словарь детей, обогатить речь образными выражениями, уточнить значение устаревших слов.
2. Развивающие: развивать речь (художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворения, логическое мышление, память, слуховое, зрительное восприятие и внимание.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по речевому развитию „Лукоморье“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
3. Воспитательные: формировать чувство причастности к культурному наследию России; воспитывать любовь и уважение к русским поэтам, прививать любовь к родному слову; воспитывать устойчивую потребность в общении со сказкой.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка, игра-эстафета, зрительная гимнастика.
Словарная работа: лукоморье, бродит, на неведомых дорожках, невиданных зверей.
Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы детям, ТРИЗ.
Материалы и оборудование: ноутбук, музыкальная колонка; слайдовая презентация; магнитная доска, наборное полотно; колокольчик; игра «Логические цепочки»; портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к сказкам; картинки с изображением яблока, собаки, богатыря, старушки с тросточкой, терема, зеркала, распечатанные золотые рыбки 6 шт., удочки 6 шт. (для игры «Поймай рыбку»; орешки на каждого ребенка (киндер-капсулы такие, чтобы легко открывались, внутри крупная бусина, 1 ведерко, 2 миски (для игры-эстафеты); сказочная коробка в коробке – сосновая ветка, шишка, кедровые орешки, парашют, картинки с изображением шубки серого и рыжего цвета, распечатанные слова: трудолюбивая, серебристая, летучая, ловкая, рыжая. В словах выделено по одной букве (для ТРИЗ); распечатанные картинки с изображением мусорной корзины и чемодана, цветные стикеры (для рефлексии).
Предварительная работа:
знакомство с писателем – краткая биография, рассматривание портрета;
оформление книжной выставки «Книги А. С. Пушкина»;
знакомство со сказками – чтение сказок, рассказывание, слушание в записи, объяснение старинных слов, просмотр мультфильмов, драматизации, рассматривание иллюстраций и книг.
Ход образовательной деятельности
Дети входят в зал под музыку Владимира Дашкевича к песне «Там, на неведомых дорожках» (заставка передачи «В гостях у сказки»). Как только музыка прекращается, воспитатель и дети приветствуют гостей.
I. Организационный момент.
Цель. Эмоциональный настрой перед занятием, интерес к деятельности, организация детей.
Воспитатель. Дети, посмотрите в окно.
Солнце светит, шлет нам свои яркие лучи,
Приветствует нас.
Давайте и мы всех поприветствуем.
Улыбнемся друг другу и нашим гостям.
Солнце яркое, здравствуй!
Небо ясное, здравствуй!
Люди взрослые и малыши,
Здравствуйте от всей души!
Воспитатель звенит в колокольчик. Дети поворачиваются лицом к воспитателю, стоящему возле мольберта, на котором размещены
картинки к игре «Логические цепочки».
Воспитатель. Колокольчик звенит-заливается,
Дети вокруг собираются.
Колокольчик звенит-заливается
И звоночек его всем нам нравится!
II. Вводная часть.
Цель. Мотивация на деятельность. Совместная деятельность взрослых и детей.
Слайд №2
Воспитатель. Дети, что вы видите на картинках?
Дети. Рыбка, дом, корыто, невод (сеть, море.
Воспитатель. Какая сказка объединяет эти предметы?
Дети. «Сказка о рыбаке и рыбке».
Слайд №3
Воспитатель. Дети, скажите, пожалуйста, кто автор этой сказки?
Дети. А. С. Пушкин.
Слайд №4
На наборном полотне воспитатель размещает портрет А. С. Пушкина и иллюстрацию к сказке.
Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по сказкам Александра Сергеевича Пушкина.
Воспитатель приглашает детей к столу. На столе голубая ткань и рыбки.
Игра «Поймай рыбку»
Воспитатель. Я предлагаю вам удочкой поймать рыбку и найти на столе картинку, под таким же номером, как у вашей рыбки.
На столе лежат картинки с изображениями:
1. Яблоко. 2. Собака. 3. Зеркало. 4. Старушка с тросточкой
5. Богатырь. 6. Терем
Дети называют изображения.
Воспитатель. Дети, из какой сказки предметы, изображенные на картинках?
Дети. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Слайд №5
На наборном полотне воспитатель размещает иллюстрацию к сказке.
Воспитатель приглашает детей к магнитной доске.
У доски на столе сказочная коробочка. В коробочке предметы и картинки.
ТРИЗ «Белка»
Дети рассматривают картинки и предметы:
гриб, шишка, серая шубка, парашют, ветка еловая, рыжая шубка.
Воспитатель. Дети, как выдумаете, для кого эти предметы.
Дети. Для Белки.
Воспитатель. А ведь действительно дети, белка запасает на зиму грибы, орехи, белочка трудолюбивая. Зимой у белки шубка теплая, серая блестит на ярком солнышке, белочка … серебристая. При прыжке белка распушает большой хвост, который поддерживает равновесие в воздухе и обеспечивает плавность полета и безопасное приземление, белочка какая … летучая. Белка ловко прыгает с ветки на ветку, белочка какая … ловкая. А летом у белки шубка какая … (рыжая).
Воспитатель выкладывает на доске слова:
1 – трудолюбивая, 2 – серебристая, 3 – летучая, 4 – ловкая, 5 – рыжая.
В словах выделено по одной букве.
Воспитатель (предлагает ребенку). Разложи слова друг под другом, так чтобы в вертикальном столбце сошлись все выделенные буквы.
Дети хором читают слово БЕЛКА.
Слайд №6
Воспитатель. В какой сказке А. С. Пушкина упоминается белка?
Дети. В «Сказке о царе Салтане».
Слайд №7
Воспитатель. А сейчас я приглашаю вас отдохнуть и поиграть.
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
У нас тоже есть непростые орешки, а с секретом.
Игра-эстафета «Орешки»
На столе 2 миски и 1 ведерко, в ведерке орешки
(киндер-капсулы, внутри – бусина) по количеству детей.
Воспитатель. Ребята постройтесь в 2 колонны. Ваша задача по очереди добежать до стола, раскрыть орешек, скорлупки сложить в одну мисочку, а ядрышки – в другую.
Звучит музыка Владимира Дашкевича к песне «Там, на неведомых дорожках» (заставка передачи «В гостях у сказки»).
III. Основная часть.
Заучивание стихотворения. Совместная деятельность взрослых и детей.
Воспитатель предлагает детям сесть полукругом на стульчики перед экраном.
Слайд №8
«Иллюстрация к стихотворению «У лукоморья дуб зеленый»
Воспитатель. Послушайте стихотворение А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый …».
Воспитатель читает стихотворение.
Вопросы детям
Воспитатель. Как называется стихотворение?
Воспитатель. Кто автор стихотворения?
Воспитатель. Как вы думаете, о чем это стихотворение?
Дети. О сказках.
Воспитатель. Стихотворение о сказочном месте, где происходит множество невероятных чудес. А где находится это сказочное Лукоморье.
Дети. На берегу моря.
Воспитатель. Что возвышается на берегу морского залива?
Дети. Могучий дуб.
Воспитатель. Чем перехвачен ствол дерева?
Дети. Золотой цепью.
Воспитатель. Как вы думаете, кто главный герой стихотворения?
Дети. Кот.
Воспитатель. Говорящий кто без сна и отдыха ходит по цепи. Автор называет кота учёным, кот рассказывает … (сказки) и напевает … (песни). На ветвях высокого дуба сидит … (сказочная русалка).
Воспитатель. А кто еще бродит (ходит) около дуба?
Дети. Леший.
Воспитатель. Далее говорится о неведомых дорожках, не известных дорожках. Никто о них не знает, не ведает. На которых видны следы «невиданных зверей».
Воспитатель. Дети, как вы понимаете выражение «невиданных зверей»?
Дети. Существа, которые обитают только в сказках.
Воспитатель. Там же, на курьих ножках, топчется … (избушка, в которой нет … (ни окон, ни дверей). Её обитательница Баба Яга волшебным образом выбирается из неё и садится в свою любимую ступу.
Разминка:
Ветер по морю гуляет (поднимают руки через стороны вверх)
И кораблик подгоняет (помахивают руками)
Он бежит себе в волнах (сцепляют пальцы в замок)
На раздутых парусах (опускают руки)
Мимо острова крутого (расцепляют руки, садятся на корточки)
Мимо города большого (встают)
Пушки с пристани палят (хлопают)
Кораблю пристать велят (топают).
Воспитатель. А сейчас послушайте стихотворение еще раз, но теперь слушаем внимательно и запоминаем. Мы будем его заучивать. А помогут нам картинки-подсказки.
Слайд №9.
«Живая мнемотаблица к стихотворению»
Хоровое запоминание стихотворения с помощью картинок.
Воспитатель. Кто из вас расскажет стихотворение?
Воспитатель предлагает прочитать стихотворение более сильному ребенку.
Воспитатель. Не забывайте читать стихотворение выразительно, не торопясь, чтобы оказались в сказке.
Воспитатель вызывает по очереди 2-3 детей
Дети рассказывают.
VI. Заключительная часть.
Цель. Обсуждение результатов, открытый выход из деятельности.
Воспитатель:
Дети, о чем мы с вами говорили сегодня? (О сказках А. С. Пушкина)
Как называется стихотворение, которое мы выучили? («У лукоморья дуб зеленый …»)
Как вы думаете, что помогло вам так быстро запомнить и прочесть стихотворение? (Картинки-подсказки)
На занятии мы выполняли игровые задания. Какое задание для вас было легкое, интересное?
Какое задание было трудное?
Рефлексия «Багаж знаний».
На доску прикрепляются картинки: чемодан и мусорная корзина.
Детям раздаются цветные стикеры.
Воспитатель. Дети, что такое багаж?
Дети. Это упакованные вещи, которые берет с собой человек в дорогу.
Воспитатель. Багаж знаний – это то, чему мы научились и что узнали.
Если вы узнали что-то новое, чему-то научились, то стикеры прикрепляете на чемодан. Если нет – то на мусорную корзину.
Воспитатель вручает медали «Лучший знаток сказок А. С. Пушкина.
Дети берутся за руки и произносят слова, обозначающие завершение занятия.
Мы очень подружились
За нашею игрой.
Игра игрой сменяется,
Закончилась игра.
А дружба не кончается.
Ура! Ура! Ура!
(В. Берестов «За игрой»)
Под музыку Владимира Дашкевича к песне «Там, на неведомых дорожках»
дети выходят из зала.