Ирина Антонова
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми средней группы «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы по познавательному
развитию c элементами экспериментирования «Воздух-невидимка»
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Задачи:
- познакомить детей со свойствами и способами обнаружения воздуха;
- развивать навыки проведения опытов; - расширять и активизировать словарь детей;
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми средней группы „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Материалы и оборудование:
- игрушка кукла Даша и домик; - полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);
- таз с кипяченой водой;
- капсулы из-под киндер
- сюрпризов;
- стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;
- веера по количеству детей;
- воздушные шары по количеству детей.
Предварительная работа: наблюдения в природе, чтение детских энциклопедий, просмотр презентаций по теме, работа в уголке экспериментирования.
Ход образовательной деятельности:
1. Введение в игровую ситуацию (Игра на общение)
Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что изменилось в нашей группе?
Дети рассматривают обстановку в группе, дают ответы.
Воспитатель: А вы знаете, как называют людей, которые делают опыты?
Дети: Ученные, исследователи.
Воспитатель: Их называют исследователями. Хотите побывать в роли исследователей?
Дети: Да, очень хотим.
Основная часть:
Воспитатель: Уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. В нашей лаборатории есть всё необходимое для этого. А вот что мы будем исследовать? (Предположительные ответы детей)
Загадка:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.
Сюрпризный момент.
Кукла, появившись из окошка домика: Здравствуйте! А что это вы собираетесь тут делать?
Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.
Кукла: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! А вы, ребята?
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Кукла: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!
Воспитатель: Погоди, погоди! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Кукла: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
Воспитатель: Ребята, докажем кукле Даше, что воздух всё-таки есть? (Ответы) Итак, начнем наши опыты. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите поймать воздух?
Дети: Да.
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пустой.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Какой стал пакет? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Значит, ребята, воздух какой? (Ответы детей) - Смотри, Даша! Мы с ребятами сделали вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Ребята, мы с вами знаем игру «Пузырь», я предлагаю поиграть.
Раздувайся пузырь.
Раздувайся большой
Да не лопайся
Он летел, летел, летел
И за веточку задел
Лопнул пузырь «Ш – ш – ш»
Опыт 2. Ветер – это движение воздуха.
Кукла: А мне всегда было интересно, откуда берется ветер?
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, откуда берется ветер? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас я предлагаю проделать опыт. (Берет веер) Что это?
Дети: Веера!
Воспитатель: А как вы думаете, для чего нам нужен веер?
Дети: Чтобы на себя помахать и было прохладно.
Воспитатель: помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок.
Воспитатель: Какой делаем вывод?
Дети: Когда воздух движется, получается ветер.
Физминутка:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
ветерок все тише, тише.
Деревце все выше, выше
Опыт 3. Воздух в человеке.
Кукла: Ребята, как у вас все здорово получается! А вот мне интересно внутри людей есть воздух?
Воспитатель: Как вы думаете, ребята? (Ответы детей) - Давайте проверим? Для этого нам нужно взять трубочку, опустить один конец в стакан с водой, а в другой подуть. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите! Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. (Пробуют еще раз)
Кукла: Понятно. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? (Ответы детей)
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Как здорово, ребята, а давайте теперь поиграем с мыльными пузырями. И загоним воздух в мыльную оболочку. (Выполняют) Вам понравилось?
Дети: Да.
Опыт 4. Воздух легче воды.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю проверить, имеет ли воздух вес? Как это можно узнать? (Ответы детей) - Что вы видите на столе?
Дети: Капсулы от киндер- сюрпризов и таз с водой.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам опустить предметы в воду и понаблюдать за ними. Что происходит?
Дети: Капсулы держатся на поверхности воды.
Воспитатель: Как вы думаете почему?
Дети: Внутри капсул есть воздух, поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды. Значит, воздух легче воды. Рефлексия
Кукла: Вот спасибо! Как много я сегодня узнала о воздухе: - воздух постоянно нас окружает; - воздух легче воды; - воздух есть внутри предметов; - воздух есть внутри людей; - без воздуха невозможна жизнь; - ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: Да, все именно так. Ребята, а вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да, очень.
Воспитатель: Какой опыт понравился больше всего? (Ответы детей)
Воспитатель: Ой, а куда исчезла кукла?
Кукла: Я тут! (дует).
Воспитатель: Что ты там делаешь?
Кукла: Я запираю воздух в красивые нарядные шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнала сегодня. До свидания!
Воспитатель: До свидания. Молодцы, ребята!
Дети играют с воздушными шарами.