Кузнецова Юлия
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Сказки Пушкина бродят по свету»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к творчеству А. С. Пушкина.
Задачи:
• Активизировать речевую деятельность детей. Совершенствовать произносительную сторону речи. Учить детей самостоятельно размышлять, делать умозаключения на основе суждений.
• Развивать мыслительные операции, воображение детей, творчество, фантазию, совершенствовать умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные, развивать слуховую память и слуховое восприятие.
• Развивать фонематический слух через дифференциацию звуков Л – ЛЬ, Р – Рь.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе „Сказки Пушкина бродят по свету“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
• Воспитывать мотивационную готовность детей к познавательной деятельности.
• Воспитывать культуру речевого общения.
• Воспитывать у детей интерес к творчеству Пушкина, любовь к его сказкам.
• Воспитывать у детей на примере А. С. Пушкина, любовь к Родине, верность друзьям.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о творчестве поэта и писателя А С. Пушкина, чтение и обсуждение сказок А С. Пушкина, рассматривание иллюстраций ко всем сказкам, просмотр фрагментов мультфильмов «Сказка о царе Салтане…»; «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», рисование, аппликация по пушкинским сказкам; заучивание наизусть отрывков из сказок, речевые игры; лексические упражнения на материале художественных произведений писателя.
Оборудование и материалы: презентация «Жизнь А. C.Пушкина, выставка книг с произведениями А. С. Пушкина; иллюстрации по сказкам поэта; корабль из бумаги, аудиозапись «Шум моря», «Полет шмеля» Римского-Корсакова, корзинка с разрезными картинками, музыкальная шкатулка, сундучок с яблоком, карточки с изображениями для игры «Сказочные последовательности», дощечки из картона для мостика.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые!
Сегодня у нас необычный день. Куда мы пришли? В литературный музей. А что такое литературный музей, это здание, где хранятся важные документы о жизни и творчестве писателей. Здесь организуют литературные праздники, вечера, встречи с писателями. Музеи помогают лучше узнать жизнь и творчество писателей. Мы собрались здесь, чтобы поговорить о великом русском поэте, писателе, сказочнике.
Есть имена, как солнце! Имена -
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине : поэте,
Действительном, в любые времена!
(ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН)
Воспитатель: А. С. Пушкин великий русский поэт (обращаю внимание детей на портрет А. С. Пушкина).
Ребята, расскажите, а что вы знаете о Пушкине?
1 реб. Александр Сергеевич Пушкин жил очень давно. Он родился тогда, когда не было ещё не телевидения, ни радио, не было даже железных дорог.
2 реб. Пушкин родился в Москве. Вот таким он был маленьким мальчиком с голубыми глазами и с кудрявой головкой. У Саши Пушкина была сестра Ольга, с которой он играл и которую очень любил всю жизнь, и младший брат Левушка. (Слайд)
3 реб. Маленький Саша был шаловливым и смышленым мальчиком. В 6 лет он сочинил свое первое стихотворение. А в 8 и 9 лет писал басни, пьесы и поэмы со сказочным сюжетом.
4 реб. Родители поэта Сергей Львович и Надежда Осипова были не богатыми, но умными, образованными, они очень любили литературу. Поэтому у них в доме была большая, богатая библиотека. (Слайд)
5 реб. Маленький Саша часто засиживался там. А отец не запрещал ему брать и читать самые взрослые, самые сложные книги.
6 реб. А читать, писать и говорить прекрасным русским языком его научила бабушка Мария Алексеевна. А еще его любимая няня Арина Родионовна, которая знала много песен, сказок и замечательно их рассказывала (Слайд)
7 реб. Он часто ласково называл «мамушкой». Саша садился на скамейку у ее ног, няня брала в руки вязание, и начиналась сказка».
Воспитатель: Он прожил недолгую, но очень яркую жизнь. Но Пушкина не забыли. О нем знает каждый человек в нашей стране, и даже в других странах. И в нашем городе его тоже помнят, любят. Мы находимся с вами в литературном музее, в котором есть зал, посвященный творчеству поэта. Давным-давно он проезжал по нашим дорогам. Смотря на пейзаж из окна кибитки, он произнес восторженно: «Воронежские равнины». В центре города стоит памятник А. С. Пушкину. Его именем названы улица, библиотека. (Слайд)
Воспитатель: Великий поэт написал много замечательных произведений, поэм, романов в стихах, создал удивительный мир сказки, который находится далеко-далеко, на острове Буяне.
Лежит этот остров посреди моря-океана, не то на юге, не то на востоке. Остров этот волшебный. На нем рождаются все чудеса, все волшебные истории, все сказки. Оттуда они разлетаются по всему миру. Эти сказки добрались и до нас. Так кто же в долгие зимние вечера рассказывал Александру Сергеевичу сказки, пел песни.
Дети: Арина Родионовна
Ребёнок читает стихотворение
Он няню мамой называл,
Он называл ее голубкой,
А ветер сыпал снежной крупкой,
Пути в деревню заметал.
Не гас так долго огонек
В уютной няниной избушке,
И слушал, слушал няню Пушкин,
Каталась сказка, как клубок.
Смеялся Пушкин, говоря:
«Какая прелесть эти сказки!»
А ночь текла к своей развязке,
Воспитатель: Кто знает, может, к Арине Родионовне сказки прилетали именно с острова Буяна? Ребята, а не отправится ли нам в сказочное путешествие, на остров Буян?
Ребята, я приглашаю вас в удивительную страну чудесных сказок А. С. Пушкина. Давайте прогуляемся с вами по «неведомым дорожкам» и вспомним героев пушкинских сказок
Реб. зачитывает отрывок: «У лукоморья дуб зеленый»
Из поэмы "Руслан и Людмила"
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух. там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Воспитатель: Но чтобы попасть на этот остров, нам нужен корабль. Ведь не можем мы вплавь перебраться через море. А вот и части корабля, их нужно собрать. Конструирование корабля (взрослый и дети)
Наш чудесный корабль к плаванию готов! Давайте закроем с вами глаза и представим, что мы отплываем. (Звучит аудиозапись «Шум моря»).
Логоритмическое упражнение «Кораблик» (дети перемещаются на «Сказочный остров»)
Воспитатель: Ну, вот мы и на острове. Посмотрите, какое большое дерево! Кто знает, как оно называется?
Дети: Дуб.
Воспитатель: Верно, дуб. Но дуб не обычный! Смотрите: на нем есть цепь, и возле него… Узнаете. Кто это?
Дети: Кот (ребенок в костюме кота, у него в руках корзинка).
Воспитатель: Да это ученый, черный кот.
Кот: Мяу! Мур! Здравствуйте, а я вас давно поджидаю. Заскучал я. Мне хочется вместе с вами, ребятишки, отправиться в мир сказок. У меня для вас волшебная корзинка.
Игра «Волшебная корзинка»
Кот: В моей волшебной корзинке
Лежат расписные картинки.
Ну-ка, ну-ка, вы давайте
Быстро сказку угадайте.
Дети собирают разрезные картинки из «Сказки о рыбаке и рыбке».
Воспитатель: Картинки из какой сказки у вас получились?
Д: Из «Сказки о рыбаке и рыбке».
Воспитатель: : Ребята, а покажите отрывок из сказки.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод -
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод -
Пришёл невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод -
Пришёл невод с одною рыбкой,
С не простою рыбкой - золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
Рыбка: "Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь".
Воспитатель: Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово :
Старик: "Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе".
Воспитатель: Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо :
Старик: "Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю
Не посмел я взять с неё выкуп;
Так пустил её в синее море".
Воспитатель: Старика старуха забранила:
Старуха: "Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше-то совсем раскололось".
Воспитатель: Друзья мои, замечательно. Как вы поняли из этой сказки, какая рыбка? (старуха, старик, землянка)
Игра «Рыбку передай, красивое слово называй» (подбор признаков к предметам».
Рыбка – золотая, добрая, справедливая, умная, красивая, волшебная.
Старуха – злая, грубая, сварливая, жадная, завистливая
Землянка – ветхая, старая, дряхлая, дырявая, низенькая, маленькая
Старик – добрый, отзывчивый, ласковый, заботливый
Воспитатель: Ребята, а помните, как старуха спорила со стариком, требуя свое. Давайте и мы поиграем в слова-спорщики.
Игра «Наоборот» (Из сказки)
Прекрасный – ужасный
Жадный – щедрый
Сварливый – приветливый
Ветхий - новый
Грубый – нежный
Умный – глупый
Широкий – узкий
Белый – черный
Воспитатель: Сколько лет жили старик и старуха? 30 лет и 3 года
Какую просьбу старика не выполнила золотая рыбка? – Чтобы старуха стала владычицей морскою. Правильно. Молодцы!
Воспитатель: Путешественники мои, посмотрите чьи – то следы. Необычные. Наверное, следы невиданных зверей. Но пойти по следам сможет тот, кто закончит фразу.
Игра «Доскажи словечко»
Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой … (погнался).
"Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный. (рожок)
Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду… (доложи) :
Я ль на свете всех милее,
Всех …. (румяней и белее)
Учитель-логопед: Из какой сказки эти слова?
Д: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Дети находят сундучок. Открывают его и находят яблоко.
Воспитатель: Яблочко нам поможет вспомнить эту сказку. Вы будете ловить его, и у кого яблочко окажется в руках ответит на вопрос
1. Как звали королевича, жениха царевны в "Сказке о мертвой царевне? (Елисей)
2. У кого в тереме гостила пропавшая царевна? (У семи богатырей)
3. Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (солнце, месяц, ветер)
4. Сколько богатырей было в "Сказке о мертвой царевне. "? (7)
5. Что случилось со злой царицей в конце сказки?
Мимические упражнения
Покажите, как выражает свое хорошее настроение царица, глядя на себя в зеркало.
Как она злится, когда недовольна ответом?
А вот Чернавка отвела царевну в лес, в глушь лесную. Как испугалась царевна?
Братья вернулись домой, а в доме чисто и красиво. Как они удивились?
Физкультминутка
Ветер по морю гуляет (руки через сторону вверх)
И кораблик подгоняет (помахивание руками)
Он бежит себе в волнах (волнообразные движения руками)
На раздутых парусах. Мимо острова крутого (присели)
Мимо города большого (встали)
Пушки с пристани палят (хлопки в ладоши)
Кораблю пристать велят (топают ногами)
Дети находят музыкальную шкатулку. Слушают музыкальное произведение «Полет шмеля».
Воспитатель: В какую сказку мы попали? (Сказка о царе Салтане)
Какие три чуда встречаются в сказке : «О царе Салтане»? (белочка, 33 богатыря, царевна – лебедь)
Игра «Потому что…»
Лебедь исполняла желания Гвидона, потому что …. (он спас лебедь от погибели).
Гвидон превратился в комара, потому что… (ему захотелось попасть в дом отца Салтана).
Все удивлялись чудесной белке, потому что (она пела песенки, грызла золотые орешки, а внутри орехов были изумруды).
Князь Гвидон превратился в муху, потому что (ему снова захотелось побывать в доме отца и услышать, о чем там говорят).
Князь Гвидон попросил лебедь исполнить еще одно чудо, потому что… (хотел, чтобы царь Салтан узнал о чуде и приехал в гости к сыну Гвидону).
Гвидон в образе шмеля укусил сватью бабу Бабариху не в глаз, а в нос, потому что (пожалел "очи старой бабушки своей").
Игра «Сказочные последовательности»
На мольберте выложены картинки с изображением насекомых из «Сказки о царе Салтане». Дети должны разложить их в «сказочной» последовательности: князь Гвидон сначала превратился в муху, потом в комара и, наконец, в шмеля.
Кем стали девицы по приказу Салтана? (ткачихой, поварихой, царицей)
На мольберте выложены картинки с изображением месяца, солнца и ветра. Дети должны расставить их в той последовательности, в которой Царевич Елисей из сказки «О мёртвой царевне» обращался к ним с вопросом о своей невесте.
Воспитатель: В каждой сказке есть начало, середина и конец. И в словах звуки слышатся в начале, середине и в конце. Давайте вы их услышите.
Игра «Различай звуки Л – ЛЬ»
Начало, середина, конец.
Твердый, мягкий. (у детей в руках синий камушек и зеленый листик) Если услышали твердый Л поднимите камешек, если мягкий Ль – зеленый листик.
Салтан, лебедь, Балда, Елисей, белка, Соколко, солнышко, шмель
Вариант: Р – РЬ.
старуха, Черномор, царевна, царь, рыбка, богатыри, коршун, дворянка, царица, ветер, Чернавка
Пантомимы.
Воспитатель: Вы будете движениями показывать эпизод из сказки, который я нашепчу на ухо, а остальные дети угадают, что это за сказка.
- старик тянет невод из моря.
- изображает Гвидона, натягивающего стрелу.
- белка щелкает орешки.
- царица любуется собой в зеркало.
Воспитатель: Друзья мои, наше замечательное путешествие по сказкам заканчивается. В будущем мы познакомимся и другими сказками А. С. Пушкина, но, чтобы вернуться в зал музея необходимо выстроить мостик из сказочного волшебного времени в настоящее современное. Каждая дощечка - это ваше объяснение старорусских слов, которые встречаются в сказках Пушкина, которые мы не употребляем. Итак, первая дощечка и слово
1. Старче (старик)
2. Чело (лицо)
3. Очи (глаза)
4. Перст (палец)
5. Бояре (богатые и знатные люди, приближенные царя)
6. Колымага (старинная разукрашенная карета)
Воспитатель: Мостик выстроен. Вы молодцы! Мы переходим по мостику в музей.
Воспитатель: Ребята вам понравилось наше приключение? Какие игры особенно понравились? А в чем вы испытывали трудность?
А чему учат сказки А. С. Пушкина? Они учат понимать жизнь, учат видеть в них добро и зло, учат отстаивать добро и бороться против злобы и несправедливости.
Пушкин, это чудо, это прелесть без конца
В нашей жизни вечно будут
Этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта?
Их не много и не мало.
Но все Пушкинские – это
Наше вечное начало.