Папки-передвижки

Конспект ОД для детей старшего дошкольного возраста «Что такое заповедник?»

ирина коростелева
Конспект ОД для детей старшего дошкольного возраста «Что такое заповедник?»

«Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами…

И охранять природу – значит охранять Родину»

(М. М. Пришвин).

Программное содержание:

- познакомить детей с целью создания заповедников;

- рассказать и Приокско - террасном заповеднике;

- формировать ответственное и бережное отношение к родной природе;

- воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.

Материалы: мультимедийное оборудование, презентация «Приокско -террасный заповедник»

Публикация «Конспект ОД для детей старшего дошкольного возраста „Что такое заповедник?“» размещена в разделах

Ход НОД:

Слайд 1.

Воспитатель: Природа имеет важное значение в жизни каждого: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно: солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчела, рыба все это - природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека.

-А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?

Ответы детей.

Воспитатель: А как человек помогает природе?

(Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.)

Воспитатель: А могут ли люди погубить природу?

Ответы детей. (Загрязняют реки, вырубают леса, отлавливают животных и т. д.)

Воспитатель: Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся, нанося огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. С лица земли стали исчезать многие виды животных и растений. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.

Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники.

Как вы думаете, что же такое заповедник? (Ответы детей).

Воспитатель: Заповедник - это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.

В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных.

Туда приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.

Заповедник - это островки спасения природы от человека. Заповедник – это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться.

Слайд 2. Одной из задач деятельности Российских заповедников является пропаганда идей охраны природы и экологическое просвещение. Это в полной мере относится и к Приокско-Террасному государственному природному биосферному заповеднику, созданному 19 июня 1945 года,– настоящей жемчужине природы южного Подмосковья. Он расположен на юге Московской области в двенадцати километрах от города Серпухова. Его площадь составляет 4945 га. 92% площади покрыто лесами. 19 февраля 1979 года заповедник получил статус биосферного заповедника в рамках проекта "8Б" "Биосферные заповедники" программы MAB (человек и биосфера) ЮНЕСКО.

Слайд 3. Территория будущего Приокско-Террасного участка Московского заповедника исходно была предназначена для заповедания потому, что еще в 1861 г. ботаник, профессор МГУ Николай Николаевич Кауфман обнаружил здесь уникальное сообщество степных растений, произрастающих значительно севернее своего основного ареала. Это сообщество степных растений получило название "Окская степная флора». Стремление сохранить и изучать это уникальное растительное сообщество и было первопричиной заповедания данной территории. Много сил к этому приложил выдающийся ботаник профессор МГУ Павел Александрович Смирнов, с 1916 г. до самой кончины в 1980 г. занимавшийся изучением окской флоры.

Слайд 4.На сегодняшний день Приокско-Террасный заповедник представляет природу не только Московской области, но и центра Русской равнины

Показ слайдов. На территории заповедника произрастает более 960 видов высших растений (трав, кустарников и деревьев, в том числе и редких, занесенных в Красную книгу России (венерин башмачок, ятрышник шлемовидный из семейства орхидных и другие). Но жемчужиной заповедника, ради сохранения которой он был и создан, являются участки степной растительности в окружении сосновых боров, расположенные на самом юге заповедника. Это так называемая уникальная «окская флора». Здесь можно увидеть такие редкие для Подмосковья растения как ковыль перистый, типчак, тюльпан Биберштейна, русский рябчик и многие другие растения степной зоны.

Показ слайдов

В заповеднике обитает 56 видов млекопитающих. Распространены характерные для Русской равнины лось, кабан, куница, ласка, барсук, зайцы: беляк и русак. Изредка заходит волк. В последние годы постоянно встречается рысь и выдра. Восстановлены бобр и косуля.

Слайд 15 . В 1948 году в заповеднике был организован Центральный зубровый питомник, ставший центром восстановления и разведения зубра в России. В 1948 году для сохранения и восстановления редкого вида - зубра в северо–западной части заповедника выдающимся российским ученым Михаилом Александровичем Заблоцким был создан Центральный зубровый питомник, ставший в дальнейшем главным учреждением страны, возрождающим почти исчезнувшего под влиянием человека, европейского дикого лесного быка – зубра и основным центром притяжения для посетителей заповедника.

Показ слайдов. Первые четыре зубра в Центральный зубровый питомник были привезены в 1948 году из Польской Народной Республики. Все зубры, содержащиеся в неволе в питомниках, парках, или зоосадах, заносятся поименно в Международные племенные (родословные) книги зубров, где отслеживается вся жизнь каждого зубра вплоть до его кончины.

За 62 года существования Центрального зубрового питомника в нем родилось более 550 чистокровных зубров, значительная часть которых была расселена в равнинные и горные леса России, Украины, Белоруссии, Литвы в пределах прежнего ареала обитания этого вида для жизни в условиях естественной свободы. Они, в свою очередь, дали уже несколько поколений потомства, рожденного в природе. Только за 2010 год в питомнике появилось 12 зубрят, и ожидается рождение еще нескольких. Зубренок, появившийся на свет практически в День рождения заповедника, получил имя Мубилей (На слог Му в соответствии с требованиями Междунаодной племенной книги зубров, должны начинаться имена всех зубров кавказско-беловежской линии, рожденных в нашем питомнике)

Слайд 16 .Фауна птиц заповедника насчитывает 140 видов. Наиболее многочисленны весной и летом зяблики, мухоловки пеструшки, зарянки, большие синицы и пеночки трещетки. Есть тетерев, глухарь, рябчик, ястребы – тетеревятник и перепелятник, черный коршун, пустельга, неясыть, домовый сыч. Среди насекомых немало редких видов - бабочки Мнемозина, махаон, аполлон и др.

Слайд 17 . Стерх – крупная птица с типично журавлиным обликом, почти полностью белого цвета – только концы крыльев черного цвета. Клюв, участок голой кожи на голове, а также лапы у этого журавля красного цвета. Половой диморфизм выражен в общих размерах и длине клюва (самцы крупнее самок). Стершата с рождения имеют симпатичный рыжий цвет.

Показ слайдов. Несмотря на всю свою грациозность и красоту, белые журавли абсолютно нелюдимы. Стерхи не терпят и малейшего беспокойства, что является основным фактором его исчезновения. В период гнездования пара этих журавлей может бросить кладку, если заметит людей или вертолеты в районе размножения даже на значительном расстоянии от гнезда. Эту особенность стерхов издавна знал коренной народ Сибири - ханты, они запрещали своим охотникам посещать болота в период гнездования журавлей.

Стерх – эндемик России. Непременным условием для жизни обеих популяций стерхов является наличие водоемов – постоянных, таких как озера, а также временных – понижений, затапливаемых сезонными паводками.

Стерхи зимуют на территории Индии, Ирана, а также на юго-востоке Китая. Птицы во время перелетов преодолевают огромные расстояния (около 6 тысяч км).

Белые журавли питаются в основном растительной пищей – различными частями осок и злаковых, а также всеми доступными семенами и ягодами. В период размножения стерхи не проходят мимо мелких грызунов, моллюсков и насекомых.

Стерхи типичные моногамы. Постоянные пары формируются в возрасте 6-7 лет, когда птицы становятся половозрелыми. Размножению предшествуют брачные танцы, когда пара белых журавлей в унисон совершает высокие прыжки и пробежки с распростертыми крыльями. Гнезда строят прямо на открытой воде в виде хорошо утрамбованных платформ из стеблей осок. Белые журавли признаны самыми территориальными и агрессивными птицами среди своих сородичей. Плотность гнездования стерхов впечатляет – пары строят гнезда максимально удаленно друг от друга. Гнезда могут использоваться в течение нескольких лет. Кладка стерхов состоит из 1-2 яиц, насиживает которую преимущественно самка примерно 27-28 дней. Вылупившиеся птенцы крайне агрессивны, поэтому сразу после рождения они ожесточенно бьются друг с другом. Обычно старший птенец убивает более слабого младшего.

Белые журавли внесены в Красные Книги России и МСОП (Международный союз охраны природы, как вид, которому грозит полное вымирание. Ученые весьма обеспокоены состоянием стерха и уже несколько десятилетий идет интенсивная международная работа по сохранению и восстановлению дикой популяции белых журавлей. В первую очередь при содействии международных природоохранных организаций создали сеть резерватов в местах его гнездования, зимовок и миграционных остановок, где используются все возможности для сохранения биотопов, пригодных для жизни этих птиц, и, конечно же, снижению фактора беспокойства.

Следующим этапом сохранения этих красивых птиц стала интродукция молодых стерхов, выращенных в особых условиях неволи. Интересно, что изначально для создания родительского поголовья в питомниках, орнитологи изымали одно яйцо из гнезд стерха в природе и инкубировали их искусственным путем. Сейчас яйца стерхов из питомников подкладывают в гнезда серых журавлей, размножающихся в тех же местах, что и стерхи - этот способ интродукции получил название метода приемных родителей.

В России проект по интродукции стерха в дикую природу начал свое существование в 90-х годах прошлого века. С тех пор в природу выпущено более 100 птенцов. Исследования ученых показали, что выживаемость искусственно выращенных птенцов составляет не более 20%, на первый взгляд мало, но если учесть, что в природе в первый год жизни выживает только 30% процентов стершат, родившихся на свободе, то это серьезный вклад в сохранение стерха.

Наиболее известен проект по интродукции белых журавлей «Полет надежды», или метод изолированного воспитания птенцов стерха в неволе, участником которого стал Окский биосферный государственный заповедник.

Стершат воспитывают в условиях особых питомников, сотрудники которых при любом контакте с птенцами одеты в специальный белый костюм, где один рукав выполнен в виде головы взрослого стерха. Они выгуливают стершат, учат их летать и самостоятельно находить корм. Самым сложным делом при этом методе вселения в дикую среду является получение молодыми стерхами навыков к длительным перелетам и ориентации во время миграций. Специалисты нашли выход и из этой ситуации – теперь стерхи летят в свое первое путешествие на зимовки с помощью специальных мотодельтапланов, управляемых человеком. Молодые журавли принимают летательный аппарат за своего вожака и летят за ним до первых миграционных скоплений журавлей, где смешиваются с дикими птицами и дальше летят уже со своими сородичами.

Слайд 25 .

Журавль серый— крупная птица рода журавлей. Вид с сокращающейся численностью, занесен в Красную книгу России.

Недлинный прямой клюв конусообразной формы. Лоб и верх головы у взрослых птиц черного цвета, не оперены и покрыты редкими волосообразными перьями. На задней части темени и на затылке — голое округлое кирпично-красное пятно, покрытое бородавчатой кожей. У молодых птиц вся голова оперена.

Показ слайдов.

Размах крыльев самца составляет более 2 м, длина тела — до 1,2 м, вес достигает 7 кг. Самки несколько мельче самцов. Самцы и самки окрашены одинаково. Общая окраска серая. Лоб и темя покрыты черной кожей, затылок голый, красного цвета. Верх шеи у затылка темно-серый, далее белый. От глаз по бокам головы тянется широкая белая полоса. Шея спереди темно-серая.

Голос громкий, слышен более чем на 2 км. Чаще всего это трубный, курлыкающий крик. Но когда пары птиц на близком расстоянии друг от друга «переговариваются», слышны лишь низкие курлыкающие звуки. Птенцы и молодые птицы издают тонкий протяжный писк, который слышен на большом расстоянии.

Самец и самка сильно привязаны друг к другу. На севере часто рядом с гнездами журавлей устраиваются гнезда гусей, казарок, луней, с которыми журавли мирно уживаются. Гнездо устраивает на земле, в сухом месте. Иногда это просто небольшое углубление в почве, выстланное тонким слоем сухой травы, тростника или камыша, но чаще — куча небрежно набросанного хвороста, выстланная небольшим количеством травы и камыша. Нередко гнездо представляет собой плотно утоптанную кучу перегнившего тростника, почти совершенно плоскую. Размеры гнезда достигают 80 см в диаметре.

В кладке обычно по 2 яйца удлиненной формы, с хорошо выраженным тупым и острым концами. Скорлупа мелкозернистая, плотная. Основной тон скорлупы красновато-бурого или зеленовато-бурого цвета. По нему разбросаны буроватые и буровато-серые глубокие пятна и крапины и буровато-рыжие, более поверхностные пятна. Насиживаются яйца обоими родителями поочередно до 30 дней. Птенцы вылупляются с интерваломв 1—2 дня и еще до 3—4 дней сидят в гнезде, после чего бродят с родителями по гнездовому болоту, при опасности затаиваются. В первые дни их кормят родители, но с недели кормятся сами. Летать начинают с 2 месяцев.

В пищевой рацион входят семена и побеги злаковых, бутоны, цветы и ягоды, беспозвоночные и мелкие позвоночные животные.

Численность популяции серого журавля медленно сокращается. Основной причиной уменьшения численности считается уменьшение площади территорий, пригодных для гнездования. Особенно остро эта проблема стоит в Европе, европейской части России и Средней Азии, где осушаются и высыхают болота.

Слайд 30

Воспитатель: Вот и закончилось путешествие по Приокско-террасному заповеднику. Может быть когда – нибудь Вы с родителями посетите его. Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (Ответы детей).

Слайд 31. Правильно, охранять родную природу надо в любом месте. Давайте сформулируем правила поведения для туристов.

Послушайте стихотворение:

Стремительно вникая в опыт древних

И постигая суть его корней,

Я стойкости учился у деревьев,

А ловкости и силе - у зверей.

У птиц учился чувствовать свободу,

У рыб - сосредоточенно молчать.

Поэтому обязан я природу

От всех врагов достойно защищать.

Старайтесь не забывать эти правила на прогулках в лес, парк, поле.

Используемые материалы: ст. н. с. к. б. н. М. М. Заблоцкая,

начальник отдела экологического просвещения Т. А. Демина

Источник http://www.danki.ru

Публикации по теме:

Досуг для детей подготовительной группы «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: Формировать у детей представление о хороших и плохих поступках. Задачи: -Познакомить с мимическими способами выражения эмоциональных.

Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных наших лесов. Задачи: Образовательные: 1. Упражнять в образовании сложных.

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Что такое семья» Что такое семья? Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Цель: воспитывать чувства любви к своей семье. Задачи:.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель занятия: беседуя с детьми о плохих и хороших поступках, совершенствовать их диалогическую речь. Задачи занятия: создать условия для.

Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Что такое лес?» Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Что такое.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Что такое речь» Цель: познакомить с понятиями «устная речь», «предложение» Задачи: Обучающие: - познакомить с понятиями «устная речь», «предложение» - учить.

Консультация для родителей на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Всем известно, что ребенка формирует окружающая среда. Каким он вырастет, зависит от того какие нравственные ценности были заложены в нем.

Летний праздник «Что такое это лето?» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Сценарий летнего праздника в средней, старшей, подготовительной группах «Что такое это лето?» Ход праздника. Дети заходят, садятся на стульчики.

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Что такое заповедник?» Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшего возраста «Что такое заповедник?» Воспитатель Атрощенко И. И. Тема «Что.

ООД «Что такое деньги?» с детьми старшего дошкольного возраста Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Что такое деньги?» Воспитатель: Т. В. Костюк.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД для детей старшего дошкольного возраста «Что такое заповедник?»
Опубликовано: 8 августа 2017 в 12:03
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД