Ковалева Ирина
Конспект ООД по «Познавательному развитию» в подготовительной группе «История посуды»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «История посуды».
Цели: познакомить с историей возникновения посуды.
- формировать обобщающее понятие «посуда»;
- уточнить с детьми название посуды;
- уметь называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду; закрепить понимание назначения посуды.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить и расширить представления о посуде, ее назначении, о материалах из которых она сделана.
Публикация «Конспект ООД по „Познавательному развитию“ в подготовительной группе „История посуды“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Закреплять названия предметов посуды и ее виды.
Расширять кругозор ребенка на основе установления временных отношений.
Развивающие :
Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.
Развивать память, слуховое и зрительное внимание, познавательный интерес.
Воспитательные:
Воспитывать интерес, чувство уважения к традициям русского народа, чувство прекрасного.
Предварительная работа: беседа, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, отгадывание загадок и др.
Материалы и оборудование: презентация, интерактивная доска, ноутбук, картинки посуды к загадкам, картонные шкафчики и карточки посуды для классификации, раскраски русской традиционной посуды.
Ход:
Дети сидят полукругом на стульчиках.
В: Ребята, вы обратили внимание, что к нам на занятие пришли гости? Давайте встанем и поздороваемся с гостями!
Проводится приветствие друг с другом и гостями: «Давайте поздороваемся».
Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определё нным образом:
Один хлопок - здороваются за руку,
Два хлопка – здороваются плечиками,
Три хлопка – здороваются спинками.
Четыре хлопка – «Здравствуйте!»
В: Вот мы и поприветствовали дуг дуга и гостей. Наше занятие я начну с загадок, из которых вы и узнаете тему нашего занятия.
Воспитатель загадывает загадки:
Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду. (Ложка).
Он пыхтит, как паровоз, важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится — пригласит чайку напиться. (Чайник)
На плите стоит горячей
Вкусноту под крышкой прячет,
Кашу варит в ней мамуля,
Ручки две, одна. (Кастрюля).
Она бывает глубока.
Она бывает мелка.
Однако, это не река. (Тарелка).
Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. (Нож).
Из железа, чугуна -
С длинной ручкой и кругла,
Жарь на ней ты без труда!
Это что? (Сковорода).
В: Молодцы, ребята, все загадки разгадали! Каким одним словом можно назвать все эти предметы?
Д: Посуда.
В: Правильно. Теперь вы догадались, о чём мы с вами сегодня будем говорить?
Д: Да, о посуде.
В: Верно. А какие виды посуды вы знаете?
Д: Столовая, чайная, кухонная.
В: Верно.
Вбегает Федора.
Ф: Ой беда, беда, беда!
В: Тише-тише бабушка, успокойтесь! Вы сначала скажите кто вы?
Ф: Я Федора.
В: Я поняла кто вы. А вы ребята, догадались, кто это?
Д: Это Федора из сказки К. Чуковского «Федорино горе».
В: Верно. А что случилось ребята, в сказке с Федорой?
Д: От Федоры убежала вся посуда, потому что она за ней не ухаживала, не мыла.
В: И что, она к ней не вернулась?
Д: Вернулась. Федора обещала, что будет теперь за ней ухаживать, мыть.
В: Федора, так что у Вас случилось? Посуда же вернулась к Вам? Или вы опять перестали за ней ухаживать?
Ф: Что вы, что вы! Конечно я ухаживаю за ней. Всю посуду я перемыла, перечистила, но вот беда не знаю, как её распределить? Разложила чашки, а половник не помещается. Поставила кастрюли, а потом тарелки, и они стали проваливаться в кастрюли. Что делать не знаю? Боюсь, что опять они разбегутся от меня. Помогите пожалуйста.
В: Ребята, как вы думаете, почему это всё произошло с Федорой?
Д: Федора не правильно раскладывала посуду. Федора с чайной посудой положила половник, а половник - это кухонная посуда, столовые тарелки Федора положила вместе с кухонными кастрюлями. У каждого вида посуды должен быть свой ящик или полка.
Ф: Ребята, помогите мне правильно разложить посуду.
Проводится игра «Разложи посуду по местам».
Федора приглашает троих детей, которые: один ребёнок раскладывает чайную посуду, второй – столовую, третий – кухонную.
В: Молодцы, ребята, справились с заданием!
Ф: Теперь я знаю в чём была моя ошибка. Теперь я чашку чайную больше не положу со сковородкой кухонной.
В: Федора, оставайся с нами, ты ещё много что интересного узнаешь. Но, сначала давайте немного разомнёмся.
Проводится физкультминутка «Про посуду».
Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес. (делать большой круг)
В: Вот как много разной посуды в доме. И вся она может бить изготовлена из разных материалов. Как вы думаете, какая посуда появилась первой? (Ответы детей). А хотите узнать историю возникновения посуды? (Ответы детей). Тогда устраивайтесь поудобнее и слушайте!
1 Слайд:
История посуды уходит своими корнями в глубь веков, ее богатую родословную окружают всевозможные легенды, мифы, а также занимательные исторические описания. Сейчас я вам расскажу, как появилась посуда.
2 Слайд:
Поначалу древние люди обходились без посуды. Овощи и фрукты ели сырыми, а мясо жарили на огне и ели его руками. Потом люди стали призадумываться, и очень скоро поняли, что это очень не удобно. Как вы думаете почему? (Предположения детей). Еда с огня была очень горячая, обжигало руки, и всё что люди приготавливали, надо было съедать сразу, т. к. хранить оставшуюся еду негде.
3 Слайд:
Самый старый столовый прибор – это нож. Есть мнение, что именно костяной или каменный нож, а не палка, стал первым инструментом человека умелого. Много тысячелетий нож использовался как оружие –для защиты, для охоты – т. е. это связанно с поиском, выслеживанием, преследованием добычи, и всех видов работ.
4 Слайд:
Около пяти тысяч лет назад человек все-таки освоил добычу и обработку металла, и стал изготавливать ножи из меди, бронзы и стали. С течением времени в ножах менялись рукоятки. Простые бронзовые с деревянной ручкой ножи уступили место универсальным стальным с рукоятками из пластика.
5 Слайд:
Острую необходимость в таком столовом приборе, как столовая ложка, люди почувствовали тоже еще в далекой древности. Ложки, люди –разумные, изготовляли из костей крупных животных. И ложка появилась намного раньше, чем столовая вилка. Вот такие вилки и столовые приборы были в древности. А сейчас мы используем вот такие красивые, глянцевые, блестящие приборы.
6 Слайд:
Считается, что первая посуда появилась примерно семь тысяч лет назад. Лепили ее из простой глины и вручную. Люди лепили её руками, сушили на солнце. Посуда была непрочной, в ней могли находиться только сухие продукты.
7 Слайд:
Потом древние люди придумали первый гончарный станок и печь для обжига глиняной посуды. Люди научились обжигать посуду из глины в печи, и в такой посуде можно было хранить воду и молоко, готовить пищу на огне.
8 Слайд:
Со временем люди поняли, что не любая глина подойдет для изготовления прочной посуды. Тогда в нее стали добавлять другие вещества. Так появилась керамика. Керамическая посуда – это посуда из красной глины.
9 Слайд:
На Руси посудой пользовались с древних времён. Русская национальная посуда как была в древности деревянной и глиняной, так и осталась. Сначала она была простая, без особой красоты.
10 Слайд:
Но со временем русские мастера начали создавать красивую посуду, которую знают до сих пор во всем мире. Название этой посуды дали по месту ее происхождения: Сергиево-Посадская, Мезенская, Гжель и Хохлома.
11 Слайд:
Потом появилась металлическая посуда –из чугуна выплавляли чугунки. Ими пользуются и в наше время. Как вы думаете, где и когда? (Предположительные ответы детей). В наше время до сих пор пользуемся чугунными сковородами, котлами, казанами. А посудой из стали, такие как наши любимые кастрюли, столовые приборы и т. д.
12 Слайд:
Со временем появилась стеклянная посуда.
Люди стали добывать белую глину и из неё изготавливать изящную фарфоровую посуду. Которой до сих пор мы используем в своём быту.
13 Слайд:
И после долгого развития до наших домов дошла посуда прочная, красива, удобная.
В: Ну что, ребята, вы устали? Давайте намного разомнёмся! Федора, присоединяйся к нам!
Проводится динамическая пауза: «Игра с ускорением: Мы пойдём на лево».
Движения выполняются как поётся в музыкальном сопровождении.
В: Размялись? А теперь скажите, вам понравилась история посуды? (Ответы детей).
В: Федора, а тебе понравилась история возникновения посуды?
Ф: Очень! Я даже и не предполагала, какой долгий путь прошла посуда! Теперь я ещё бережней к ней буду относиться! Ребята, что - то я засиделась у вас! Мне очень было с вами интересно, я много чего интересного узнала, но мне пора бежать домой. Мне ещё полы почистить надо, стены, потолки. Но уйти просто так я не могу. Приготовила я для вас посуду, простую, традиционно – русскую, но особенную вы её сделаете сами. Помните, как рассказывалось в истории : что сначала посуда была простой, а после того как мастера её расписали, она стала красивой. Вот и вы побудете немого мастерами.
В и Д: Спасибо тебе большое, Федора! Приходи к нам ещё в гости.
В: Мы посуду твою распишем во второй половине дня. Ну и нам пора прощаться и с Федорой и с гостями.
Проводится ритуал: «Прощание!»
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!