Папки-передвижки

Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе детей с ТНР «Воздух-невидимка»

Татьяна Жерлицина
Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе детей с ТНР «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Воздух-невидимка»

Цель: формировать представления детей о воздухе, его свойствах и способах сохранения.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомить детей с понятием «воздух», его ролью в жизни человека, животных, растений;

познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения;

формировать представление детей о том, что чистый воздух – условие жизни для всех живых существ на земле.

Развивающие :

Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе детей с ТНР „Воздух-невидимка“» размещена в разделах

Развивать любознательность и познавательный интерес к живой и неживой природе;

совершенствовать навыки проведения экспериментальных опытов;

развивать умение логически рассуждать, строить умозаключения; активизировать и обогащать словарь.

Воспитательные:

Воспитывать экологическую культуру, любовь к природе, интерес к исследовательской деятельности.

Оборудование:

мультимедийное оборудование, компьютерная Презентация;

прозрачная емкость для опытов, киндер сюрпризы с разными натуральными ароматами, воздушный шарик, прозрачный стакан;

по количеству детей : стаканы с водой, камешки, салфетки, ёмкости с водой, коктейльные трубочки, веера, колпачки от фломастеров, крышки, дудочки, свистульки, бутылочки, краски.

Ход ОД

В группу «залетает» Знайка в руках у него много шаров. (звучит музыка – шум ветра).

Знайка: Ой, где я оказался? Как много здесь детей!

Дети: В детском саду, в старшей группе.

Знайка: Раз я здесь оказался, тогда давайте здороваться и знакомиться.

Знайка: А вы, знаете почему меня так назвали?

Дети: Потому, что хочешь много знать.

Знайка: Да я хочу много знать и все время узнавать что-то новенькое. Но больше всего я люблю делать разные опыты.

А хотите, я вас научу делать опыты и раскрывать разные тайны как настоящие ученые?

А что мы с вами будем исследовать, вы узнаете, разгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим…

Дети: Воздух!

Знайка: Правильно, воздух.

А что вы знаете о воздухе, какой он?

Для чего нужен воздух прежде всего?

Давайте в этом убедимся.

Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание, кто сколько сможет.

Дети выполняют задание.

Что вы почувствовали, что испытали?

Подумайте и скажите, без чего человек не сможет прожить более 5 минут? Без еды, без воды или без воздуха? Почему?

Ответы детей

Знайка: А вы знаете где находится воздух?

Ответы детей

Слайд

Знайка: Воздух есть везде : вокруг нас, и на земле, и под землёй, и высоко в небе, и в воде. Воздух может заполнять любое пространство.

У воздуха есть еще много интересных свойств.

Хотите узнать, их?

Знайка: Я предлагаю вам стать учеными, пройдите в нашу лабораторию и наденьте спецодежду.

Ребята, а вы знаете какие правила поведения надо соблюдать в лаборатории?

Дети: Не шуметь, не перебивать друг друга, на столах ничего не трогать без разрешения.

Знайка: А еще вы должны быть, спокойными, аккуратными, внимательно следит за результатами опытов, и делать выводы.

Нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает и как сохранять воздух чистым.

Предлагаю вам символами обозначать все, что мы узнаем о воздухе, согласны?

1 Опыт с камнем.

Знайка: Возьмем в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь?

Дети: (твердый, жесткий, крепкий, холодный, гладкий.)

Знайка: камень – это твердое тело…

Знайка: Какие еще твердые предметы и вещества вы можете назвать?

Ответы детей.

Знайка: А можно ли взять в руку воздух и сжать его?

Дети: Нет, нельзя.

Знайка: Делаем вывод: воздух – не твердое тело, а газообразное вещество (газ).

Знайка: Ребята, скажите, а вы видите воздух глазами? И я его не вижу, Значит, воздух, какой? Какими словами его можно назвать?

Дети: Невидимый, прозрачный, бесцветный.

2 Опыт «Воздух-невидимка».

Возьмите салфетку, скомкайте её и поместите в стакан.

Как вы думаете, в стакане кроме салфетки еще что-нибудь есть?

Предположения детей.

Знайка: Предлагаю проверить ваши ответы.

Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с салфеткой, она намокнет, или останется сухой?

Ответы детей.

Знайка: Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду (стакан надо держать прямо, пока он не коснется дна.

Что получается? Попадает ли вода в стакан?

Почему нет?

Затем достаем стакан из воды. Посмотрите, салфетка мокрая или сухая?

Почему салфетка на дне стакана осталась сухой?

Ответы детей.

Знайка: Вы правы, в стакане есть воздух, это он не дал воде намочить салфетку, он не пропустил воду в стакан.

А теперь я опущу стакан с салфеткой в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? (Воздух выходит из стакана и его место занимает вода). Что произошло с салфеткой? Она намокла. Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила салфетку. Почему мы не увидели воздух в стакане, если он там был?

Дети: Потому что воздух прозрачный, невидимый.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный

Знайка: Он прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Знайка: Ребята, а вы хотите увидеть воздух?

3. Опыт «Как увидеть воздух

Знайка: Воздух, он объект особый,

Его руками не потрогать.

Чтоб его увидеть глазом - В трубочки подуем разом.

Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте. Что произошло?

- Откуда взялись пузырьки?

Дети: Это воздух, который мы выдыхали.

Знайка: Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно? Воздух лёгкий или тяжелый?

Дети: Воздушные пузырьки поднимаются вверх.

Знайка: Правильно, воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.

Вывод: Воздух легче воды.

Обозначим символом, чтобы не забыть.

Знайка: Ребята, а как вы думаете, как я оказался у вас в гостях?

Я гулял по дорожке, держал в руках воздушные шарики и вдруг меня подхватил ветер и принес к вам.

Ветер-это и есть движение воздуха.

Знайка: Как вы думаете, а мы можем почувствовать движение воздуха? Почему? А можем увидеть движение воздуха?

Ответы детей.

Слайд

Знайка: Вы правы, на прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, идет пар изо рта).

А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как?

Дети: Вентилятор.

Слайд

4. Опыт «Движение воздуха»

Знайка: А как вы считаете, сами мы сможем создать движение воздуха? Каким образом?

Возьмите веера и помашите им в лицо. Что вы чувствуете?

Дети: Чувствуем движение воздуха, ветерок

Знайка: От движения окружающий воздух качается, словно говорит нам: «Я есть! Я вокруг тебя!»

Возьмите бутылочки, что в нутрии бутылочек есть?

Дети: Блестки.

Знайка: Что с ними происходит?

Дети: Ничего.

Знайка: Подуйте через трубочку. Что сейчас происходит с блестками?

Дети: Они летают.

Знайка: Почему?

Дети: Их двигает воздух.

Вывод: Воздух движется.

Знайка: Теперь мы знаем, почему колышутся ветки деревьев, плывут облака, облетают одуванчики.

Физкультминутка:

Мы работали, мы устали.

Воздух дружно изучали.

А теперь пришла пора.

Отдохнуть нам, детвора.

Встали дружно, потянулись,

Хлопнули в ладоши

И друг другу повернулись,

Всем друзьям мы улыбнулись,

Наклонились: раз и два,

Чтоб не болела голова.

И закончим отдыхать

Дальше будем узнавать

Знайка: Продолжаем исследование воздуха.

5. Опыт-эксперимент «Слышим воздух»

Знайка: У меня на столе много разных предметов. Посмотрите, что я буду сейчас делать. (Берет пустую бутылочку и дует).

Что вы слышите?

Ответы детей (образуется звук).

Возьмите по предмету и, давайте, организуем духовой оркестр, подуйте в них.

Воздух всегда звучит по-разному, звук рождается, когда дрожит воздух.

С помощью чего мы услышали воздух?

Дети: Нам помогли крышки, свистульки и т. д.

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Знайка: Теперь мы знаем, почему так происходит. А как в природе вы слышите воздух?

Когда дует ветер, он гонит воздух, и так можно услышать различные звуки. У Весны ветер ласковый и нежный, теплый - ф-ф-ф-ф. У Лета - жаркий, согревающий - х-х-х. У Осени - прохладный - с-с-с. У Зимы - холодный, студеный - в-в-в-в. (Вдох производится носом, выдох ртом - без напряжения. Для создания образа теплого ветра, дети широко открывают рот и дуют на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом, через вытянутые губы).

Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть.

6. Игра-эксперимент «Узнай по запаху»

Знайка: Ребята, а вы любите яблоки? Какое яблоко на вкус?

Ответы детей.

Ребята, а у воздуха есть вкус? Как мы можем это проверить? Наберите ртом воздух, у него есть вкус?

Вывод: воздух не имеет вкуса, он безвкусный.

Знайка: Ребята, а как вы думаете, у воздуха есть запах? Как мы можем это проверить? Вдохните носом воздух. Какого он запаха?

Дети: Без запаха.

Знайка: Да, вы правы, чистый воздух не имеет запаха, но может переносить, передавать разные запахи.

Как вы думаете, чем может пахнуть воздух?

Возьмите киндер сюрприз и определите, какой запах вам передал воздух?

Дети: Чеснока, апельсина, лимона, банана, кофе, конфет, яблока, духов.

Вывод: чистый воздух не имеет запаха, но может передавать различные запахи.

Знайка: Ребята, а кому нужен свежий воздух?

Ответы детей.

Слайд

Вывод: Свежий воздух нужен людям, большим и маленьким животным, рыбам, растениям, насекомым, всему живому.

Знайка: Чистый воздух – залог нашего здоровья, его надо беречь.

Какие факторы загрязняют воздух?

Слайд

Дети: дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…

Знайка: А что можно сделать для того, что бы воздух был чистым?

Дети: (возможные ответы детей : на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, нужно поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; надо часто проветривать помещения, бороться с пылью).

Знайка: С помощью чего мы смогли узнать свойства воздуха?

Дети: Опытов и экспериментов.

Знайка: Как вы думаете, то, что вы сегодня узнали, пригодится вам в жизни?

Ответы детей.

Знайка: Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать о других свойствах воздуха и прочитать о «великом невидимке» в энциклопедиях.

Знайка: У меня в руках Шар удивлений. В нём собрались все удивления, которые мы сегодня пережили. Передаю его вам, а вы, передавая друг другу, скажите, чему вы сегодня очень удивились, узнав новое о воздухе? А помогут вам наши символы подсказки.

Шарик передаётся со словами - Я удивилась (ся) (ребёнок продолжает)

Знайка: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать?

Ответы детей.

Знайка: Эта техника называется кляксография. Я вас сейчас научу. Раскрасьте шары.

Воздух, очень много может!

Он нам рисовать поможет!

В трубочки подуем - Капельки раздуем!

Знайка: Какие красивые шары у вас получились, мне очень хочется подарить их своим друзьям из цветочного города. А эти воздушные шарики, на которых я прилетел к вам, я дарю вам дети. А теперь мне пора прощаться с вами, меня заждались мои друзья из цветочного города. До свидания!

Литература:

1. «Воздух» сост. Ю. И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.

2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!»СПб: Детство-Пресс, 2007.

3. Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование» – М. : Педагогическое общество России, 2005.

4. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М. : Педагогическое общество России, 2003.

5. Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М. : Т. Ц. Сфера, 2006.

6. Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов)/ пер. с англ. М. М. Жуковой, С. А. Пылаевой. – М. : ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.

7. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н. М. – СПб: Речь, 2009.

8. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.

9. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

«Воздух-невидимка» занятие в старшей группе по программе «Детство»«Воздух-невидимка» занятие в старшей группе по программе «Детство» Доброе время суток, мои коллеги!Хочу вас познакомить с нашим занятием "Воздух-невидимка". Цели: расширить знания детей о свойствах воздуха;.

Фотоотчет НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка»Фотоотчет НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка» Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом. Задачи: оразовательные:.

Фотоотчёт об итоговой НОД по познавательному развитию «Воздух-невидимка» в средней группеФотоотчёт об итоговой НОД по познавательному развитию «Воздух-невидимка» в средней группе Цель:Развитие познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в процессе проведения элементарных опытов с воздухом. Задачи:Развивать.

Конспект НОД по опытно — экспериментальной деятельности «Невидимка — воздух» в подготовительной группеКонспект НОД по опытно — экспериментальной деятельности «Невидимка — воздух» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Невидимка воздух» Виды детской деятельности: познавательно.

Конспект НОД по познавательному развитию «Воздух вокруг нас» Цель: создать условия для развития здоровьесберегающей компетентности в процессе экологического образования, посредством исследовательской.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух — невидимка» (фотоотчет)Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух — невидимка» (фотоотчет) Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух – невидимка» (фотоотчет)Старшая группа "Солнышко"Воспитатель:.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка» Цель: Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование. Задачи: Образовательные: - подвести к пониманию того, что воздух.

Конспект занятия по познавательному развитию «Невидимка — воздух» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка» Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Воздух – невидимка» Цель: Систематизировать знания детей о свойствах.

План-конспект НОД в старшей группе «Воздух-невидимка» Интеграция образовательных областей: - Социализация; - Здоровье; - Коммуникация; Задачи: - познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе детей с ТНР «Воздух-невидимка»
Опубликовано: 2 сентября 2021 в 19:14
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе детей с ТНР «Воздух-невидимка»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Жерлицина (УИ 1646306) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД