Татьяна Жерлицина
Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе детей с ТНР «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Воздух-невидимка»
Цель: формировать представления детей о воздухе, его свойствах и способах сохранения.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с понятием «воздух», его ролью в жизни человека, животных, растений;
познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения;
формировать представление детей о том, что чистый воздух – условие жизни для всех живых существ на земле.
Развивающие :
Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе детей с ТНР „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Развивать любознательность и познавательный интерес к живой и неживой природе;
совершенствовать навыки проведения экспериментальных опытов;
развивать умение логически рассуждать, строить умозаключения; активизировать и обогащать словарь.
Воспитательные:
Воспитывать экологическую культуру, любовь к природе, интерес к исследовательской деятельности.
Оборудование:
мультимедийное оборудование, компьютерная Презентация;
прозрачная емкость для опытов, киндер сюрпризы с разными натуральными ароматами, воздушный шарик, прозрачный стакан;
по количеству детей : стаканы с водой, камешки, салфетки, ёмкости с водой, коктейльные трубочки, веера, колпачки от фломастеров, крышки, дудочки, свистульки, бутылочки, краски.
Ход ОД
В группу «залетает» Знайка в руках у него много шаров. (звучит музыка – шум ветра).
Знайка: Ой, где я оказался? Как много здесь детей!
Дети: В детском саду, в старшей группе.
Знайка: Раз я здесь оказался, тогда давайте здороваться и знакомиться.
Знайка: А вы, знаете почему меня так назвали?
Дети: Потому, что хочешь много знать.
Знайка: Да я хочу много знать и все время узнавать что-то новенькое. Но больше всего я люблю делать разные опыты.
А хотите, я вас научу делать опыты и раскрывать разные тайны как настоящие ученые?
А что мы с вами будем исследовать, вы узнаете, разгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим…
Дети: Воздух!
Знайка: Правильно, воздух.
А что вы знаете о воздухе, какой он?
Для чего нужен воздух прежде всего?
Давайте в этом убедимся.
Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание, кто сколько сможет.
Дети выполняют задание.
Что вы почувствовали, что испытали?
Подумайте и скажите, без чего человек не сможет прожить более 5 минут? Без еды, без воды или без воздуха? Почему?
Ответы детей
Знайка: А вы знаете где находится воздух?
Ответы детей
Слайд
Знайка: Воздух есть везде : вокруг нас, и на земле, и под землёй, и высоко в небе, и в воде. Воздух может заполнять любое пространство.
У воздуха есть еще много интересных свойств.
Хотите узнать, их?
Знайка: Я предлагаю вам стать учеными, пройдите в нашу лабораторию и наденьте спецодежду.
Ребята, а вы знаете какие правила поведения надо соблюдать в лаборатории?
Дети: Не шуметь, не перебивать друг друга, на столах ничего не трогать без разрешения.
Знайка: А еще вы должны быть, спокойными, аккуратными, внимательно следит за результатами опытов, и делать выводы.
Нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает и как сохранять воздух чистым.
Предлагаю вам символами обозначать все, что мы узнаем о воздухе, согласны?
1 Опыт с камнем.
Знайка: Возьмем в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь?
Дети: (твердый, жесткий, крепкий, холодный, гладкий.)
Знайка: камень – это твердое тело…
Знайка: Какие еще твердые предметы и вещества вы можете назвать?
Ответы детей.
Знайка: А можно ли взять в руку воздух и сжать его?
Дети: Нет, нельзя.
Знайка: Делаем вывод: воздух – не твердое тело, а газообразное вещество (газ).
Знайка: Ребята, скажите, а вы видите воздух глазами? И я его не вижу, Значит, воздух, какой? Какими словами его можно назвать?
Дети: Невидимый, прозрачный, бесцветный.
2 Опыт «Воздух-невидимка».
Возьмите салфетку, скомкайте её и поместите в стакан.
Как вы думаете, в стакане кроме салфетки еще что-нибудь есть?
Предположения детей.
Знайка: Предлагаю проверить ваши ответы.
Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с салфеткой, она намокнет, или останется сухой?
Ответы детей.
Знайка: Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду (стакан надо держать прямо, пока он не коснется дна.
Что получается? Попадает ли вода в стакан?
Почему нет?
Затем достаем стакан из воды. Посмотрите, салфетка мокрая или сухая?
Почему салфетка на дне стакана осталась сухой?
Ответы детей.
Знайка: Вы правы, в стакане есть воздух, это он не дал воде намочить салфетку, он не пропустил воду в стакан.
А теперь я опущу стакан с салфеткой в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? (Воздух выходит из стакана и его место занимает вода). Что произошло с салфеткой? Она намокла. Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила салфетку. Почему мы не увидели воздух в стакане, если он там был?
Дети: Потому что воздух прозрачный, невидимый.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный
Знайка: Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Знайка: Ребята, а вы хотите увидеть воздух?
3. Опыт «Как увидеть воздух?»
Знайка: Воздух, он объект особый,
Его руками не потрогать.
Чтоб его увидеть глазом - В трубочки подуем разом.
Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте. Что произошло?
- Откуда взялись пузырьки?
Дети: Это воздух, который мы выдыхали.
Знайка: Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно? Воздух лёгкий или тяжелый?
Дети: Воздушные пузырьки поднимаются вверх.
Знайка: Правильно, воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.
Вывод: Воздух легче воды.
Обозначим символом, чтобы не забыть.
Знайка: Ребята, а как вы думаете, как я оказался у вас в гостях?
Я гулял по дорожке, держал в руках воздушные шарики и вдруг меня подхватил ветер и принес к вам.
Ветер-это и есть движение воздуха.
Знайка: Как вы думаете, а мы можем почувствовать движение воздуха? Почему? А можем увидеть движение воздуха?
Ответы детей.
Слайд
Знайка: Вы правы, на прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, идет пар изо рта).
А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как?
Дети: Вентилятор.
Слайд
4. Опыт «Движение воздуха»
Знайка: А как вы считаете, сами мы сможем создать движение воздуха? Каким образом?
Возьмите веера и помашите им в лицо. Что вы чувствуете?
Дети: Чувствуем движение воздуха, ветерок
Знайка: От движения окружающий воздух качается, словно говорит нам: «Я есть! Я вокруг тебя!»
Возьмите бутылочки, что в нутрии бутылочек есть?
Дети: Блестки.
Знайка: Что с ними происходит?
Дети: Ничего.
Знайка: Подуйте через трубочку. Что сейчас происходит с блестками?
Дети: Они летают.
Знайка: Почему?
Дети: Их двигает воздух.
Вывод: Воздух движется.
Знайка: Теперь мы знаем, почему колышутся ветки деревьев, плывут облака, облетают одуванчики.
Физкультминутка:
Мы работали, мы устали.
Воздух дружно изучали.
А теперь пришла пора.
Отдохнуть нам, детвора.
Встали дружно, потянулись,
Хлопнули в ладоши
И друг другу повернулись,
Всем друзьям мы улыбнулись,
Наклонились: раз и два,
Чтоб не болела голова.
И закончим отдыхать
Дальше будем узнавать
Знайка: Продолжаем исследование воздуха.
5. Опыт-эксперимент «Слышим воздух»
Знайка: У меня на столе много разных предметов. Посмотрите, что я буду сейчас делать. (Берет пустую бутылочку и дует).
Что вы слышите?
Ответы детей (образуется звук).
Возьмите по предмету и, давайте, организуем духовой оркестр, подуйте в них.
Воздух всегда звучит по-разному, звук рождается, когда дрожит воздух.
С помощью чего мы услышали воздух?
Дети: Нам помогли крышки, свистульки и т. д.
Вывод: воздух можно услышать разными способами.
Знайка: Теперь мы знаем, почему так происходит. А как в природе вы слышите воздух?
Когда дует ветер, он гонит воздух, и так можно услышать различные звуки. У Весны ветер ласковый и нежный, теплый - ф-ф-ф-ф. У Лета - жаркий, согревающий - х-х-х. У Осени - прохладный - с-с-с. У Зимы - холодный, студеный - в-в-в-в. (Вдох производится носом, выдох ртом - без напряжения. Для создания образа теплого ветра, дети широко открывают рот и дуют на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом, через вытянутые губы).
Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть.
6. Игра-эксперимент «Узнай по запаху»
Знайка: Ребята, а вы любите яблоки? Какое яблоко на вкус?
Ответы детей.
Ребята, а у воздуха есть вкус? Как мы можем это проверить? Наберите ртом воздух, у него есть вкус?
Вывод: воздух не имеет вкуса, он безвкусный.
Знайка: Ребята, а как вы думаете, у воздуха есть запах? Как мы можем это проверить? Вдохните носом воздух. Какого он запаха?
Дети: Без запаха.
Знайка: Да, вы правы, чистый воздух не имеет запаха, но может переносить, передавать разные запахи.
Как вы думаете, чем может пахнуть воздух?
Возьмите киндер сюрприз и определите, какой запах вам передал воздух?
Дети: Чеснока, апельсина, лимона, банана, кофе, конфет, яблока, духов.
Вывод: чистый воздух не имеет запаха, но может передавать различные запахи.
Знайка: Ребята, а кому нужен свежий воздух?
Ответы детей.
Слайд
Вывод: Свежий воздух нужен людям, большим и маленьким животным, рыбам, растениям, насекомым, всему живому.
Знайка: Чистый воздух – залог нашего здоровья, его надо беречь.
Какие факторы загрязняют воздух?
Слайд
Дети: дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…
Знайка: А что можно сделать для того, что бы воздух был чистым?
Дети: (возможные ответы детей : на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, нужно поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; надо часто проветривать помещения, бороться с пылью).
Знайка: С помощью чего мы смогли узнать свойства воздуха?
Дети: Опытов и экспериментов.
Знайка: Как вы думаете, то, что вы сегодня узнали, пригодится вам в жизни?
Ответы детей.
Знайка: Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать о других свойствах воздуха и прочитать о «великом невидимке» в энциклопедиях.
Знайка: У меня в руках Шар удивлений. В нём собрались все удивления, которые мы сегодня пережили. Передаю его вам, а вы, передавая друг другу, скажите, чему вы сегодня очень удивились, узнав новое о воздухе? А помогут вам наши символы подсказки.
Шарик передаётся со словами - Я удивилась (ся) (ребёнок продолжает)
Знайка: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать?
Ответы детей.
Знайка: Эта техника называется кляксография. Я вас сейчас научу. Раскрасьте шары.
Воздух, очень много может!
Он нам рисовать поможет!
В трубочки подуем - Капельки раздуем!
Знайка: Какие красивые шары у вас получились, мне очень хочется подарить их своим друзьям из цветочного города. А эти воздушные шарики, на которых я прилетел к вам, я дарю вам дети. А теперь мне пора прощаться с вами, меня заждались мои друзья из цветочного города. До свидания!
Литература:
1. «Воздух» сост. Ю. И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007.
3. Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование» – М. : Педагогическое общество России, 2005.
4. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М. : Педагогическое общество России, 2003.
5. Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М. : Т. Ц. Сфера, 2006.
6. Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов)/ пер. с англ. М. М. Жуковой, С. А. Пылаевой. – М. : ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.
7. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н. М. – СПб: Речь, 2009.
8. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.
9. Интернет ресурсы.