МААМ-картинки

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Воздух и его свойства»

Ильичева Ирина
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Воздух и его свойства»

Программные задачи:

Обучающие задачи:

• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.

• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.

• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.

• Продолжать закреплять навыки проведения опытов.

Развивающие задачи:

• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.

Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе „Воздух и его свойства“» размещена в разделах

• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.

• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

• Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой.

Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); емкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с водой и горошинками, трубочки для коктейля; гуашь; кисточки; фонарик, самодельные весы. Фрукты: апельсин, лимон. Овощи: лук, чеснок. Веер, воздушный шар, картины с изображением ветра, бури.

Раздаточный материал. Веер, ведерко с водой, стаканы, шарики, соломинки, мелкие предметы: гвоздики, пуговицы.

Предварительная работа:

наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека

Ход занятия:

Введение в игровую ситуацию:

- Ребята, когда я шла в садик, мне в лицо дул такой приятный ветерок. А вы почувствовали прикосновение ветра на своём лице? Посмотрите, этот ветерок побывал в нашей группе и что-то принес. (Воспитатель показывает воздушный шар.)

- Что это к нам прилетел? А почему он называется воздушным? (Это воздушный шарик. В нем спрятался воздух.)

- Ребята, а шарик нам письмо принёс. Интересно, кто же нам его прислал? Наверное, какой-то сказочный герой. Давайте откроем письмо и прочтём.

«Ребята, на Луне, где я жил, нет воздуха. А на вашей планете, как сказал мой друг Кузя, воздух есть. Я его искал, искал, нигде не нашёл. Помогите мне его найти».

- Дети, а вы догадались, кто прислал это письмо? (Это Лунтик)

Актуализация знаний и фиксация затруднения:

- Ребята, нам надо помочь Лунтику. Вы согласны помочь?

Открытие нового знания:

- Где же мы найдём воздух, у меня его нет. Ребята, а вы видите воздух? (Нет)

- Кузя утверждает, что воздух есть везде. И мы сейчас это проверим. А чтобы найти воздух, мы отправляемся в нашу лабораторию, станем лаборантами, будем проводить опыты (дети проходят к столу).

- Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? (Да)

Опыт № 1.

«Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).

- Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? (Он пуст)

- Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет? (Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким)

Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух? (ответы детей).

- У меня есть фонарик. Ребята, сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели? (Свет фонарика проходит через пакет)

- Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный.

Вывод: Значит воздух невидимый, прозрачный. И он не имеет формы. Воздух принимает форму предмета, в котором находится.

- Ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт!

Воздух с вами мы искали,

И в пакет его поймали!

Посмотрели, посветили,

И на волю отпустили!

- Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем. Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? А какой. Когда воздух мы выпустили?

Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик»

Максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.

- Но мы можем обнаружить, почувствовать воздух, если создадим движение. Возьмите веер и помашите в сторону лица. Что вы почувствовали? Какой воздух? При ветерке было тепло или холодно? (Ответы детей.) А теперь подуйте на ладошку. Какой воздух?

Вывод: Также воздух можно почувствовать, создав его движение.

Опыт № 2.

Воспитатель ставит ведерко с водой для каждого ребенка. Дети переворачивают стакан вверх дном и медленно опускают в воду. Воспитатель обращает внимание детей, что стакан надо держать очень ровно.

- Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (Обсуждение вопросов.)

Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт № 3.

Снова опускаем стакан в воду, но теперь держать его не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? (Пузырьки)

Вывод: Значит, воздух есть и в воде.

Опыт № 4.

Ребята кидают камешки, гвозди, пуговицы в ведерко с водой. Дети внимательно наблюдают, что происходит. Что увидели? (Пузырьки)

- Это пузырьки воздуха, которые вышли из предметов. Камень тяжелый он тонет, а воздух – легкий, он поднимается вверх.

Вывод: Значит, воздух есть везде, он вокруг нас, он в предметах, в воде, в пустом стакане.

Опыт № 5.

- А как вы думаете, нам воздух нужен? (Да, нам нужен воздух)

- Зачем нам нужен воздух? (Воздух нам нужен, чтобы дышать)

- Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз).

Вывод: воздух необходим для дыхания.

- Кому еще нужен воздух? (Дети называют объекты живой природы)

- Кому не нужен воздух? (Дети называют объекты неживой природы)

Детям предлагается закрыть нос и рот, поинтересоваться легко им или трудно. (Ответы детей.)

Опыт 6.

«Воздух в человеке».

На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит горох, и коктейльные трубочки.

- Что вы видите в стаканчиках? Какая вода? Потрогайте, аккуратно пальчиками. Что делают горошины? (лежат на дне стаканчика).

- Хотите оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь? (Воздух)

- Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки).

- Что происходит?

- Появились пузырьки - это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины? (Они двигаются)

- Что же нам помогло оживить горошины?

- Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух? (сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку).

- Значит сейчас мы убедились, что в человек есть воздух! Мы им дышим! Ребята, а вы умеете правильно дышать? (Умеем)

- Покажите! Молодцы! Но чтобы лучше дышать, нужно знать некоторые правила: дышите носом, не поднимайте плечи при вдохе, в дыхании должен активно участвовать живот.

Берем стакан с водой, ставим соломинку, выдыхаем воздух, что вы увидели? (Появляются пузырьки)

Вывод: Значит, мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

- Ребята, а вы знаете, каким бывает воздух? (тёплый и холодный)

Воспитатель надевает на горлышко пустой пластмассовой бутылки воздушный шарик, затем ставит ее в миску с горячей водой.

- Что происходит с шаром? (Он надувается)

- Воздух при нагревании расширяется.

(Воспитатель ставит бутылку в таз со снегом.)

- Что происходит с шаром? (Шар сдувается)

Вывод: При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

Игра физкультминутка:

- Давайте изобразим то, как воздух изменяется при нагревании и охлаждении. Изобразим воздух при комнатной температуре. (Дети встают в круг, берутся за руки и опускают руки вниз. Что произойдет с воздухом, если его нагреть? Дети, держась за руки, расширяют круг. Что произойдет с воздухом, если его охладить? Дети, держась за руки, сужают круг, садятся в положении приседа).

Выполнение пробного действия в аналогичной ситуации:

- А теперь мы продолжим наше экспериментирование.

Игра «Узнай по запаху».

- Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах? (Нет) (Воздух не имеет запаха).

- Закройте глаза, зажмите рукой нос. Я мимо вас пронесу предмет, а вы его по запаху определите, что это? Что - то удалось почувствовать? Почему? (Нос закрыт)

- А теперь уберите руки, чувствуете?

(Воспитатель подносит кусочки апельсина, лука и т. д.)

Вывод: Значит, по воздуху распространился запах, и мы его чувствуем.

- У меня в руках два шарика: надутый и не надутый. Как вы думаете, какой из них тяжелее? Как это проверить? Да, можно взвесить.

На самодельных весах, сделанной из дощечки, взвешивают надутый и сдутый шарики.

- Какой шарик тяжелее? (Надутый).

Вывод: Воздух имеет вес.

- Ребята, угадайте вы загадку.

Я березку качну, Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать.

Кто я? Можешь отгадать? (Это ветер.)

- Мы любим с ним играть, шалить. А что такое ветер? (Ответы детей.)

- Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.)

- Молодцы, как можно узнать, куда дует ветер? Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.)

Предложить детям посмотреть картинки с изображением влияния ветра на жизнь человека (дом после урагана, сломанное дерево, корабли во время шторма.) Воспитатель. Сильный ветер- это ураган, смерч. Они очень опасны, почему? Дети. Они ломают, рвут, уносят. Воспитатель. А еще ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как? (Разносит семена, животным помогает охотиться)

- А теперь подумайте и скажите, где воздух чище: в городе, в деревне или в лесу?

- Почему в городе грязный воздух? Что можно сделать, чтобы воздух был чище? (Сажать деревья, растения, не мусорить)

Рефлексия. Итог.

- Ребята, вы отличные воздухоискатели! Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Вместо ответа на утверждения вы будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны. В результате наших поисков мы обнаружили: - Воздух окружает нас со всех сторон.

- Воздух можно услышать.

- Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

- Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.

- Человек может жить без воздуха.

- Ветер – это движение воздуха.

- Воздух тяжелее воды.

- Воздух есть внутри людей.

- Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим.

- Давайте беречь воздух. Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было воздуха, всё живое погибло в палящих лучах Солнца днём, а ночью от холода. Ветер – это движение воздуха. Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты запасаются воздухом с Земли. Воздух необходим всем существам на Земле для того, чтобы дышать и жить. Мы вдыхаем воздух чистым, а выдыхаем – плохой. А растения – наоборот, вдыхают листьями плохой, а выдыхают хороший. Они очищают воздух. Ветер помогает растениям: сдувает пыль с листьев, разносит семена растений по всей Земле. Воздух – это неживая природа, но он тесно связан с живой природой.

Публикации по теме:

Фотоотчёт об итоговой НОД по познавательному развитию «Воздух-невидимка» в средней группеФотоотчёт об итоговой НОД по познавательному развитию «Воздух-невидимка» в средней группе Цель:Развитие познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в процессе проведения элементарных опытов с воздухом. Задачи:Развивать.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства» Елена Владимирова. Цель: Уточнение представлений детей.

Конспект НОД по познавательному развитию «Деревянные изделия» в старшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Деревянные изделия» в старшей группе Цель: познакомить детей с разнообразием деревянных предметов в окружающей обстановке. Задачи: 1. Формировать представление о том, что дерево.

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Мука и её свойства» для детей старшей группыКонспект НОД по познавательному развитию на тему «Мука и её свойства» для детей старшей группы .

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Как помочь Карлсону?» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Как помочь Карлсону?». Цель: создавать предпосылки для проявления у детей.

Конспект НОД по познавательному развитию «Воздух вокруг нас» Цель: создать условия для развития здоровьесберегающей компетентности в процессе экологического образования, посредством исследовательской.

Конспект НОД по познавательному развитию «Зима» в старшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Зима» в старшей группе Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное. Цель: Углубить, закрепить, упорядочить знания.

Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе «На помощь к доктору Айболиту. Четырехугольники. Способы измерения объема жидких тел» Тема: «На помощь к доктору Айболиту». Тип занятия: интеллектуально – развивающее. Вид занятия: формирование элементарных математических.

Конспект занятия по познавательному развитию «Невидимка — воздух» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Непосредственно-организованная образовательная деятельность по познавательному развитию «Удивительные свойства воздуха»Непосредственно-организованная образовательная деятельность по познавательному развитию «Удивительные свойства воздуха» Цель: способствовать развитию любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование. Задачи. Образовательные: - способствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Воздух и его свойства»
Опубликовано: 27 сентября 2020 в 01:04
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД