Юлия Агаподченко
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной логопедической группе «Мыльное» путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: актуализировать знания детей по теме «Средства гигиены»
Задачи:
- познакомить детей с историей мыла, его свойствами, разновидностями, процессом его изготовления; актуализировать словарный запас по теме: «Средства гигиены», «Одежда», «Головные уборы»; пополнить словарный запас глаголами, относительными, притяжательными прилагательными; учить образовывать сравнения; закрепить изученные предлоги; развивать фонематическое восприятие, навык различения твердых и мягких согласных; упражнять в подборе родственных слов; учить составлять рассказ по опорной схеме;
Публикация «Конспект ООД по развитию речи в подготовительной логопедической группе „Мыльное“ путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыльные пузыри. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- развивать внимание, мышление, память, творческие возможности; развивать знаково-символическую деятельность;
- воспитывать культурно-гигиенические навыки; закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни, как им пользоваться, как беречь; учить договариваться в ходе деятельности;
- сохранять здоровье детей путем проведения дыхательных упражнений, самомассажа, физкультминутки, психогимнастики.
Оборудование: мультимедийная установка; презентация; герой – старый Пират; карта путешествий; мыло разных форм и цветов, запахов; рисунок «Разложи мыло в коробке»; карандаши; массажные мячики; картонные фигурки мыла синего и зеленого цвета; предметные картинки – платье, пальто, плащ, купальник, полотенце, покрывало, платок, кусочки декоративного мыла для подарка по числу детей.
Ход занятия
Подведение к теме:
- Я сегодня получила письмо от отважного пирата.
Появляется картинка пирата. Воспитатель читает его письмо.
- Дорогие ребята, я уже стар и не могу отправиться в путешествие. Я поручаю вам собраться в путь и отыскать мой клад. Спрятан он далеко, но вы сможете его найти, если выполните все мои задания. Вы согласны отправиться в путешествие?
Может быть пора начать,
Клад заветный наш искать!
Я вручаю карту вам,
Следить буду по часам!
На доске появляется карта Пирата.
- Чтобы отправиться в путь, нужно отгадать загадку:
Не люблю грязнуль, нерях,
Грязных шортиков, рубах.
Чтоб без сажи были лица,
Предлагаю всем умыться.
А чтоб тело чистым было,
Вам поможет в этом… (мыло)
- Да, ребята, это мыло. Мы на первой станции «Исторической»!
(История возникновения мыла)
- Послушайте рассказ старого пирата о том, как появилось мыло.
Когда-то, в давние времена, о мыле еще не было известно. Древние греки, например, очищали тело мелким песком. Египетские археологи после раскопок пришли к выводу о том, что производство мыла началось 6 тыс. лет назад. Древние египтяне умывались с помощью пасты из пчелиного воска, растворенной в воде. В некоторых египетских папирусах содержатся рецепты, согласно которым для получения мыла животные и растительные жиры нагревали вместе с определенными солями. Длительное время люди мылись глиной, золой, которую заливали горячей водой, бобовой мукой, клеем. Дикие племена древних германцев делали из сала и золы букового дерева мазь, которую использовали для мытья волос.
Потом стали делать мыло из козьего, бараньего и бычьего жира с добавлением золы.
Кто же на самом деле изобрел мыло, до сих пор неизвестно. Ясно одно, что компоненты – это натуральные жиры (растительные и животные) или искусственные (полученные на химических предприятиях, ароматические масла. Высшие сорта мыла варят на природном сырье – кокосовом и пальмовом масле. Раньше мыло стоило очень дорого, поэтому его могли купить только богатые люди. Сейчас мыло доступно всем.
- Вот такая история у мыла. Давайте докажем старому пирату, что знаем о мыле все. Итак, двигаемся на следующую станцию.
Станция «Словесная»
(Образование относительных прилагательных)
- Итак, мы узнали из письма пирата, что в производстве мыла используют жиры, масла.
- Жир барана – какой? (бараний)
- Жир козы - … (козий, быка - … (бычий)
- Масло из абрикоса какое? (абрикосовое)
- Масло из апельсина -, из оливок -, из миндаля -, из кокоса -, масло пальмы - …
- Мыло бывает разного запаха. Запах зависит от наполнителя, отдушки. Если мыло с лимоном – оно какое? (лимонное)
- Если с клубникой -, с грушей -, с апельсином -, с абрикосом -, с вишней - …
Дыхательные упражнения
На столе на подносах лежат кусочки мыла.
- Ребята, давайте понюхаем, как и чем пахнет мыло.
Дети делают несколько дыхательных движений, вдыхают носом, выдыхают ртом.
- Молодцы, мы справились с этим заданием. Двигаемся дальше.
Станция «Почемучкино»
(Глагольный словарь)
- Что можно делать с помощью мыла? Какими свойствами оно обладает? (Оно мылится, скользит, падает, моет, очищает)
- А еще им можно стирать, но для этого больше подходит не туалетное мыло, которым мы умываемся и моем руки, а хозяйственное мыло.
Демонстрация хозяйственного мыла.
- Давайте поторопимся на следующую станцию.
Станция «Доскажи-словечкино»
(Образование приставочных глаголов)
- Ребята, на этой станции, пират предлагает поиграть со словом «мыть».
Руки мыли-мыли, чисто … (помыли, вымыли)
Пятна водой и мылом … (смыли)
От грязи … (отмыли)
Но не вся грязь отмылась, надо … (перемыть)
Под струей воды … (промыли)
Станция «Сравнительная»
(Пополнение словаря прилагательными. Образование сравнения)
- Какое мыло по форме? (круглое, овальное, прямоугольное)
- Запаху? (душистое, ароматное)
- Другим качествам? (мыло скользкое, гладкое, цветное)
- Сравним качества мыла со свойствами других предметов. Мыло твердое как… (камень)
- Ароматное, как… (цветок)
- Нежное, как… (облако)
- Скользкое, как… (рыбка, льдинка)
Самомассаж мячиками для массажа
- Чтобы мыло не ускользало, наши руки должны быть крепкими. Для этого мы их помассажируем.
Дети делают массаж мячиками.
- Ура! И это задание нам оказалось по плечу! Едем дальше!
Станция «Мыслительная»
(Развитие внимания, мышления)
- Мы узнали, что мыло бывает разной формы. Уложим его в коробку.
Детям раздаются карандаши и листки с заданием. Дети дорисовывают в клетках «коробки» недостающее мыло.
- Стоит поторопиться!
Станция «Звуковая»
(Игра «Синее и зеленое мыло». Развитие фонематического восприятия, навыка различения твердых и мягких согласных)
В одной коробке лежит синий кусок мыла (картонная фигурка, в другой – зеленое.
- Мы помним, что бывает не только туалетное, но и хозяйственное мыло для стирки. У меня в коробке синее и зеленое мыло. Синим мылом мы постираем те вещи, в названии которых есть твердый звук Л, а зеленым мылом – в названии которых есть мягкий звук ЛЬ.
Платье, пальто, плащ, купальник, полотенце, платок.
Картинки, в названии которых есть твердый звук, дети кладут в коробку с синим мылом, а картинки, в названии которых есть мягкий звук, - к зеленому мылу.
- Назовите одежду, которую вы постирали синим (зеленым мылом).
- Молодцы!
(Физкультминутка)
Станция «Отдыхайкино»
Дружно мыться мы идем.
Мыло скользкое берем. Маршируют.
Рукава мы закатаем, Имитируют закатывание рукавов одежды, массаж предплечья.
Тихо воду открываем. Показывают, как открывают воду.
Пальцы долго промываем, Делают массаж пальцев от кончиков ладони.
Мыло под водой смываем. Потирают ладони. Движения, имитирующие мытье рук под водой.
Ускользнуло мыло вниз –
К умывальнику нагнись. Нагибаются несколько раз.
А потом мы дружно встанем. Встают.
Вот нашлось оно, ура!
Скачет, скачет детвора! Прыгают на месте.
- Едем дальше!
Станция "Чейная"
(Образование дательного падежа имен существительных, притяжательных прилагательных. Развитие внимания)
- Давайте посмотрим, кому принадлежит то или иное мыло, а так же чье оно.
Дети: это мыло принадлежит Никите. Это Никитино мыло, а это нужно Яне – это Янино мыло, и т. д.
- И с этим заданием вы справились на «отлично»!
Станция «Рассказкино» (Составление рассказа о мыле по опорной схеме)
- Ребята, мы прибыли на последнюю станцию. Надеюсь, пират отдаст свои сокровища, если мы все правильно сделаем. Посмотрите, перед вами схема. Давайте составим рассказ о мыле по этой схеме.
Дети вместе с воспитателем рассматривают схему. Воспитатель дает образец составленного рассказа, а затем 1-2 ребенка рассказывают по схеме.
1. Что это?
2. Из чего изготавливают?
3. Цвет?
4. Форма?
5. Жидкое или твердое.
6. С чем, какое бывает мыло?
Итог занятия:
- Ну что ж, молодцы! Вы достойно справились со всеми испытаниями старого пирата. Давайте посмотрим, какие сокровища он нам приготовил.
Воспитатель открывает сундук и демонстрирует кусочки мыла, которые дарятся детям.