МААМ-картинки

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие с Фиксиками»

Елена Киселёва
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие с Фиксиками»

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие с Фиксиками».

ЦЕЛЬ:

Посредством познавательно-исследовательской деятельности дать детям представление о таком явлении природы, как вулкан.

ЗАДАЧИ:

-Развивать внимание, сосредоточенность;

-Расширять словарный запас детей;

-Способствовать развитию логического мышления и речи;

- Закреплять знания о геометрических фигурах;

- Развивать мелкую моторику рук.

. Закрепить умение выявлять свойства материалов.

Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Путешествие с Фиксиками“» размещена в разделах

-Знакомить дошкольников с природным окружением, формировать интерес к явлениям природы.

Методические приемы:

- игровая ситуация, беседа, эксперимент, обобщение.

Материал:

- камни, пластилин, тазики, лупы, салфетки, халаты, стаканчики с водой, макет вулкана, трубочки, пробирки, смесь для изготовления извержения вулкана.

Ход занятия:

Дети заходят в группу.

Разминка. Собрались все дети в круг

Ты – мой друг и я твой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, давайте поздороваемся друг с другом глазами, а теперь улыбками.

(слайд№1)

Воспитатель:

Посмотрите на волшебный экран. Кто нам машет рукой? (фиксики)

В: Я получила от фиксиков смс (зачитывает послание) :

-Дорогие, ребята, мы сейчас находимся в экспедиции, поэтому не смогли к вам прийти, но самое интересное мы запечатлели на фото и выслали вам, т. к. очень хочется, что бы вы увидели этот волшебный мир своими глазами и мысленно побывали с нами. Желаем приятного путешествия. (Ваши друзья)

Воспитатель:

Интересно, о каком волшебном мире говорят Фиксики и что здесь не обычного мы узнаем, разгадав ребус, который для нас приготовили Нолик и Симка.

(слайд№2)

(Загадка-ребус размещена на мольберте).

Р В С У Ф Л Ь К Ш А Е Н

Задание к детям:

- Уберите первый звук?

- Какой это звук? (Р)

- Какой второй звук? (В)

- Внимание задание загадки-ребуса:

Нужно убирать каждый второй звук, начиная со звука (в)

(Дети убирают буквы, называют их)

Давайте прочитаем, какое же слово у нас получилось?

ВУЛКАН

- Сколько в этом слове согласных звуков, назовите их?

- Сколько звуков гласных, какие?

(слайд№3)

(Воспитатель обращает внимание на экран с изображением вулкана)

У нас есть ребята, которые подготовили стихотворения о вулкане

Гул раздался тут и там:

Просыпается вулкан.

Вот гора вся задрожала,

Магма лавой побежала,

Камни, пепел полетели,

Небо видно еле-еле.

Не ходи ты, милый там,

Где проснувшийся вулкан.

Воспитатель:

Ребятки, где же мы очутились? Куда нас привели Фиксики?

Дети:

-К вулканам.

Воспитатель:

-Верно. Обратите внимание, с чем можно сравнить вулкан?

Дети:

-С горой.

Воспитатель:

-Верно, на гору, и сейчас нам предстоит забраться на неё.

Путь будет не близким. Поэтому в дорогу нам надо собрать всё самое необходимое.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ СУМКУ»

На столе лежат разнообразные предметы: ручка, тетрадь, компас, молоток, бутерброд, одна мягкая игрушка, бинт, йод, вата…

Дети должны выбрать нужные предметы для похода и объяснить свой выбор.

Ну а теперь, когда у нас есть все необходимое, мы можем отправляться в дорогу! Построились друг за другом и собрались в путь. Путешествие не из лёгких, нам надо подняться высоко-высоко в горы, где будем проводить наши исследования.

ФИЗМИНУТКА

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём.

- Вот мы и пришли на гору.

(слайд№4)

Воспитатель:

- А из чего состоят горы? (из камней).

Воспитатель:

- Посмотрите, какой красивый у меня мешочек (мешок ощущений). В этом мешочке много разных предметов,

- Но вам нужно будет достать только камни.

- Как ты узнал, что в руках у тебя камень? Какой он на ощупь?

(гладкий, шершавый, тяжелый, легкий, крепкий и др.)

Предложить взять в одну руку камень, а в другую - пластилин. Сожмите обе ладони. Что произошло с пластилином?

Дети:

- пластилин изменил форму.

- Что произошло с камнем?

Дети:

- камень остался таким же по форме.

- Ребята, опустите камень в таз с водой, что произошло?

Дети:

- Камень утонул.

Воспитатель:

- А почему?

Дети:

- Потому что тяжелый.

Воспитатель:

- Верно.

- Ребята, а вы знаете, что с камушками можно поиграть? Садитесь за стол и

выложите из камешков первую букву своего имени (положить перед детьми картинки с буквами).

С каждым ребёнком чётко проговорить первый звук имени.

Воспитатель:

- Ребята, у меня еще есть необычные камни. Я предлагаю вам подойти к нашему экспериментальному столику. Возьмите лупы и рассмотрите их внимательно. Что вы можете сказать об этом камне? Какой он? Что в нём есть?

Дети:

- Дырки.

Воспитатель:

- Давайте его тоже опустим в ёмкость с водой.

Воспитатель:

- Что произошло с камнем?

Дети:

- Он не утонул, как другие камни.

Воспитатель:

- Как вы думаете, почему он не утонул?

Дети:

Там дырочки.

Воспитатель:

Дырочки пустые или в них что-то есть?

Дети:

- Потому что в дырочках спрятался

воздух, благодаря воздуху который заполнил дырочки, камень стал легким. Воспитатель:

- Этот камень называется пемза.

Воспитатель:

- Что легче пемза или камень?

Дети:

- Пемза.

Воспитатель:

А откуда появляется пемза, мы узнаем позже. (Кусочки пемзы дети берут с собой, предварительно высушив их салфетками)

- Фиксики нам приготовили ещё кое-что интересное. Проходите к волшебному экрану и рассаживайтесь поудобнее.

(слайд№5)

"Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди все огнедышащие горы стали называть вулканами".

(Слайд№6)

Посмотрите на вулкан, что можно сказать о нём. Мы уже сказали, что вулкан похож на гору, а с какой геометрической фигурой его можно сравнить? (конус).

(Слайд№7)

-На что похожа верхняя часть вулкана? (на большую яму, воронку и называется кратер)

-Произнесём вместе слово кратер.

Магма, вырвавшаяся из вулкана, называется лавой. Она вытекает из жерла вулкана в виде потока. В начале лавовый поток имеет температуру 1000 градусов и течет по склонам вулкана, сжигая всё на своём пути (деревья, дома, в которых живут люди). Но на воздухе лава остывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы и есть пемза. Внутри этого камешка пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.

(Слайд№8)

Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно».

Вывод:

-Как называется верхушка вулкана?

-Что вытекает из жерла вулкана, когда он извергается?

-Как называется камень из застывшей на воздухе лавы?

Воспитатель:

-А вы сами хотели бы своими глазами увидеть извержение вулкана?

Дети:

-Да

Воспитатель:

- Тогда приглашаю вас в мою лабораторию «Интересных открытий».

-Я для вас и для себя приготовила халаты (дети надевают халаты).

-Как вы думаете, для чего нужно надевать халаты? (ответы детей).

-Скажите ребята, для чего мы с вами приходим в лабораторию?

Дети:

-Чтобы узнавать что-то новое и интересное.

Воспитатель:

-Посмотрите, я изготовила для вас макет вулкана! (Дети вместе с воспитателем подходят к макету вулкана, организуется обсуждение).

Интересно!

Воспитатель:

-Хорошо. Всё готово для проведения опытов, но сначала мы должны познакомиться с правилами поведения в нашей лаборатории.

(На столе лежат знаки с правилами поведения, нарисованные детьми.) Каждый ребёнок рассказывает, что изображено на схеме.

-Теперь, когда мы знаем правила, пора начинать эксперемент!

- Ребята этот опыт проведу я сама, а вы мне поможете.

- Для опыта мне понадобиться сода в пробирке под №1, моющая жидкость в пробирке под № 2, красная краска в пробирке под №3 и уксус в пробирке под №4. Уксус, ребята, опасен и поэтому я его обозначила запрещающим знаком, пользоваться им можно только взрослым. Следите за моими действиями. Выливаю всё в жерло вулкана, перемешиваю аккуратно. После чего, вливаю осторожно уксус.

Воспитатель:

- Ребята, ЧТО ПРОИСХОДИТ?

ДЕТИ: кажется, наш вулкан оживает и по склонам нашего вулкана вытекает лава. Посмотрите, она бурлит и скоро превратится в пемзу. Посмотрите ещё раз на ваши кусочки пемзы.

Вывод: Какое природное явление мы с вами попытались воспроизвести в нашей лаборатории?

-

Воспитатель:

- Вы знаете, а вулканы бывают не только на суше, но и под водой и они тоже иногда просыпаются.

- А кто мне скажет, что происходит с водой, когда подводный вулкан извергается?

Дети (ответы детей)

- Предлагаю сделать извержение подводного вулкана. (на столе стоят стаканы с водой и коктейльные трубочки).

-Возьмите трубочку, вставьте её в стакан с водой и подуйте. («Буря в стакане»)

Вывод: Почему возникает цунами?

- Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные.

Воспитатель задаё т вопросы:

-Дети, вам понравилось путешествие?

-Вспомните, куда мы путешествовали вместе с Фиксиками?

- Где вам было труднее всего?

- А в каком месте вам было наиболее интересно?

-Что такое вулкан? Чем отличается от гор?

-На что похоже жерло вулкана?

-Из чего получается пемза.

- Как возникает цунами?

Воспитатель:

- Сколько много интересного мы сегодня узнали благодаря нашим учёным друзьям Фиксикам. Они будут рады узнать о нашем путешествии, наших экспериментах. Поэтому я предлагаю вам сделать селфи и отослать Фиксикам, что бы они о нас не забывали и приглашали нас в другие интересные путешествия. Вы согласны? Помашем рукой нашим друзьям! (Делаем селфи)

МОЛОДЦЫ!

Публикации по теме:

«Необходимые условия для роста и развития растений». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе«Необходимые условия для роста и развития растений». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Познавательное развитие». Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность. Цель: выявление необходимых.

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Мы поварята» в старшей группеФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Мы поварята» в старшей группе У нас в саду по календарно – тематическому планированию первая неделя октября называется «Праздник урожая». В течение недели мы с детьми.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Куда делась вода?»Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Куда делась вода?» Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Куда делась вода?» Познавательное развитие Цель: расширять.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Свойство бумаги» в младшей разновозрастной группеКонспект опытно-экспериментальной деятельности «Свойство бумаги» в младшей разновозрастной группе Цель: развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включения в процесс экспериментирования с бумагой. Задачи:.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Огород на окне»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Огород на окне» Цель :Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях,создать огород на окне. Оборудование : 1) Земля для посадки ; 2) Ящики для.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух» Тема: «Волшебный воздух» Возраст воспитанников: старшая группа Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Опыты с тканью» Цель: расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности Задачи: • Познакомить детей с некоторыми.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница» Цель: учить устанавливать причинно-следственные зависимости, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать,.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Леденцы для жителей планеты Нептун»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Леденцы для жителей планеты Нептун» Сегодня, 12 апреля 2018 года, на базе нашего детского сада прошло открытое мероприятие, показ практических занятий, для слушателей Амурского.

Автор публикации:
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие с Фиксиками»
Опубликовано: 11 апреля 2020 в 12:39
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД