Елена Киселёва
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие с Фиксиками»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие с Фиксиками».
ЦЕЛЬ:
Посредством познавательно-исследовательской деятельности дать детям представление о таком явлении природы, как вулкан.
ЗАДАЧИ:
-Развивать внимание, сосредоточенность;
-Расширять словарный запас детей;
-Способствовать развитию логического мышления и речи;
- Закреплять знания о геометрических фигурах;
- Развивать мелкую моторику рук.
. Закрепить умение выявлять свойства материалов.
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Путешествие с Фиксиками“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
-Знакомить дошкольников с природным окружением, формировать интерес к явлениям природы.
Методические приемы:
- игровая ситуация, беседа, эксперимент, обобщение.
Материал:
- камни, пластилин, тазики, лупы, салфетки, халаты, стаканчики с водой, макет вулкана, трубочки, пробирки, смесь для изготовления извержения вулкана.
Ход занятия:
Дети заходят в группу.
Разминка. Собрались все дети в круг
Ты – мой друг и я твой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, давайте поздороваемся друг с другом глазами, а теперь улыбками.
(слайд№1)
Воспитатель:
Посмотрите на волшебный экран. Кто нам машет рукой? (фиксики)
В: Я получила от фиксиков смс (зачитывает послание) :
-Дорогие, ребята, мы сейчас находимся в экспедиции, поэтому не смогли к вам прийти, но самое интересное мы запечатлели на фото и выслали вам, т. к. очень хочется, что бы вы увидели этот волшебный мир своими глазами и мысленно побывали с нами. Желаем приятного путешествия. (Ваши друзья)
Воспитатель:
Интересно, о каком волшебном мире говорят Фиксики и что здесь не обычного мы узнаем, разгадав ребус, который для нас приготовили Нолик и Симка.
(слайд№2)
(Загадка-ребус размещена на мольберте).
Р В С У Ф Л Ь К Ш А Е Н
Задание к детям:
- Уберите первый звук?
- Какой это звук? (Р)
- Какой второй звук? (В)
- Внимание задание загадки-ребуса:
Нужно убирать каждый второй звук, начиная со звука (в)
(Дети убирают буквы, называют их)
Давайте прочитаем, какое же слово у нас получилось?
ВУЛКАН
- Сколько в этом слове согласных звуков, назовите их?
- Сколько звуков гласных, какие?
(слайд№3)
(Воспитатель обращает внимание на экран с изображением вулкана)
У нас есть ребята, которые подготовили стихотворения о вулкане
Гул раздался тут и там:
Просыпается вулкан.
Вот гора вся задрожала,
Магма лавой побежала,
Камни, пепел полетели,
Небо видно еле-еле.
Не ходи ты, милый там,
Где проснувшийся вулкан.
Воспитатель:
Ребятки, где же мы очутились? Куда нас привели Фиксики?
Дети:
-К вулканам.
Воспитатель:
-Верно. Обратите внимание, с чем можно сравнить вулкан?
Дети:
-С горой.
Воспитатель:
-Верно, на гору, и сейчас нам предстоит забраться на неё.
Путь будет не близким. Поэтому в дорогу нам надо собрать всё самое необходимое.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ СУМКУ»
На столе лежат разнообразные предметы: ручка, тетрадь, компас, молоток, бутерброд, одна мягкая игрушка, бинт, йод, вата…
Дети должны выбрать нужные предметы для похода и объяснить свой выбор.
Ну а теперь, когда у нас есть все необходимое, мы можем отправляться в дорогу! Построились друг за другом и собрались в путь. Путешествие не из лёгких, нам надо подняться высоко-высоко в горы, где будем проводить наши исследования.
ФИЗМИНУТКА
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём.
- Вот мы и пришли на гору.
(слайд№4)
Воспитатель:
- А из чего состоят горы? (из камней).
Воспитатель:
- Посмотрите, какой красивый у меня мешочек (мешок ощущений). В этом мешочке много разных предметов,
- Но вам нужно будет достать только камни.
- Как ты узнал, что в руках у тебя камень? Какой он на ощупь?
(гладкий, шершавый, тяжелый, легкий, крепкий и др.)
Предложить взять в одну руку камень, а в другую - пластилин. Сожмите обе ладони. Что произошло с пластилином?
Дети:
- пластилин изменил форму.
- Что произошло с камнем?
Дети:
- камень остался таким же по форме.
- Ребята, опустите камень в таз с водой, что произошло?
Дети:
- Камень утонул.
Воспитатель:
- А почему?
Дети:
- Потому что тяжелый.
Воспитатель:
- Верно.
- Ребята, а вы знаете, что с камушками можно поиграть? Садитесь за стол и
выложите из камешков первую букву своего имени (положить перед детьми картинки с буквами).
С каждым ребёнком чётко проговорить первый звук имени.
Воспитатель:
- Ребята, у меня еще есть необычные камни. Я предлагаю вам подойти к нашему экспериментальному столику. Возьмите лупы и рассмотрите их внимательно. Что вы можете сказать об этом камне? Какой он? Что в нём есть?
Дети:
- Дырки.
Воспитатель:
- Давайте его тоже опустим в ёмкость с водой.
Воспитатель:
- Что произошло с камнем?
Дети:
- Он не утонул, как другие камни.
Воспитатель:
- Как вы думаете, почему он не утонул?
Дети:
Там дырочки.
Воспитатель:
Дырочки пустые или в них что-то есть?
Дети:
- Потому что в дырочках спрятался
воздух, благодаря воздуху который заполнил дырочки, камень стал легким. Воспитатель:
- Этот камень называется пемза.
Воспитатель:
- Что легче пемза или камень?
Дети:
- Пемза.
Воспитатель:
А откуда появляется пемза, мы узнаем позже. (Кусочки пемзы дети берут с собой, предварительно высушив их салфетками)
- Фиксики нам приготовили ещё кое-что интересное. Проходите к волшебному экрану и рассаживайтесь поудобнее.
(слайд№5)
"Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди все огнедышащие горы стали называть вулканами".
(Слайд№6)
Посмотрите на вулкан, что можно сказать о нём. Мы уже сказали, что вулкан похож на гору, а с какой геометрической фигурой его можно сравнить? (конус).
(Слайд№7)
-На что похожа верхняя часть вулкана? (на большую яму, воронку и называется кратер)
-Произнесём вместе слово кратер.
Магма, вырвавшаяся из вулкана, называется лавой. Она вытекает из жерла вулкана в виде потока. В начале лавовый поток имеет температуру 1000 градусов и течет по склонам вулкана, сжигая всё на своём пути (деревья, дома, в которых живут люди). Но на воздухе лава остывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы и есть пемза. Внутри этого камешка пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.
(Слайд№8)
Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно».
Вывод:
-Как называется верхушка вулкана?
-Что вытекает из жерла вулкана, когда он извергается?
-Как называется камень из застывшей на воздухе лавы?
Воспитатель:
-А вы сами хотели бы своими глазами увидеть извержение вулкана?
Дети:
-Да
Воспитатель:
- Тогда приглашаю вас в мою лабораторию «Интересных открытий».
-Я для вас и для себя приготовила халаты (дети надевают халаты).
-Как вы думаете, для чего нужно надевать халаты? (ответы детей).
-Скажите ребята, для чего мы с вами приходим в лабораторию?
Дети:
-Чтобы узнавать что-то новое и интересное.
Воспитатель:
-Посмотрите, я изготовила для вас макет вулкана! (Дети вместе с воспитателем подходят к макету вулкана, организуется обсуждение).
Интересно!
Воспитатель:
-Хорошо. Всё готово для проведения опытов, но сначала мы должны познакомиться с правилами поведения в нашей лаборатории.
(На столе лежат знаки с правилами поведения, нарисованные детьми.) Каждый ребёнок рассказывает, что изображено на схеме.
-Теперь, когда мы знаем правила, пора начинать эксперемент!
- Ребята этот опыт проведу я сама, а вы мне поможете.
- Для опыта мне понадобиться сода в пробирке под №1, моющая жидкость в пробирке под № 2, красная краска в пробирке под №3 и уксус в пробирке под №4. Уксус, ребята, опасен и поэтому я его обозначила запрещающим знаком, пользоваться им можно только взрослым. Следите за моими действиями. Выливаю всё в жерло вулкана, перемешиваю аккуратно. После чего, вливаю осторожно уксус.
Воспитатель:
- Ребята, ЧТО ПРОИСХОДИТ?
ДЕТИ: кажется, наш вулкан оживает и по склонам нашего вулкана вытекает лава. Посмотрите, она бурлит и скоро превратится в пемзу. Посмотрите ещё раз на ваши кусочки пемзы.
Вывод: Какое природное явление мы с вами попытались воспроизвести в нашей лаборатории?
-
Воспитатель:
- Вы знаете, а вулканы бывают не только на суше, но и под водой и они тоже иногда просыпаются.
- А кто мне скажет, что происходит с водой, когда подводный вулкан извергается?
Дети (ответы детей)
- Предлагаю сделать извержение подводного вулкана. (на столе стоят стаканы с водой и коктейльные трубочки).
-Возьмите трубочку, вставьте её в стакан с водой и подуйте. («Буря в стакане»)
Вывод: Почему возникает цунами?
- Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные.
Воспитатель задаё т вопросы:
-Дети, вам понравилось путешествие?
-Вспомните, куда мы путешествовали вместе с Фиксиками?
- Где вам было труднее всего?
- А в каком месте вам было наиболее интересно?
-Что такое вулкан? Чем отличается от гор?
-На что похоже жерло вулкана?
-Из чего получается пемза.
- Как возникает цунами?
Воспитатель:
- Сколько много интересного мы сегодня узнали благодаря нашим учёным друзьям Фиксикам. Они будут рады узнать о нашем путешествии, наших экспериментах. Поэтому я предлагаю вам сделать селфи и отослать Фиксикам, что бы они о нас не забывали и приглашали нас в другие интересные путешествия. Вы согласны? Помашем рукой нашим друзьям! (Делаем селфи)
МОЛОДЦЫ!