Лучший педагог года

Конспект организованной образовательной деятельности педагога с детьми в старшей группе «Воздух вокруг нас» (1 фото)

Ольга Иванченко
Конспект организованной образовательной деятельности педагога с детьми в старшей группе «Воздух вокруг нас»

Цель:

Формировать представления детей о воздухе и его свойствах.

Задачи:

• развитие познавательной активности

• способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

• развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности педагога с детьми в старшей группе „Воздух вокруг нас“» размещена в разделах

• развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;

• воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

Оборудование: Большая прозрачная емкость с водой, одноразовые стаканчики с водой, соломинки для коктейля, мед. шапочки, 2 ведёрка, пакет целлофановый, зубочистка, салфетка, муляжи – грибы, кирпич, мел, мыльные пузыри, костюм царевича, рюкзак, полотенце, апельсин, царская грамота, печать из сургуча, клубок ниток.

Предварительная работа:

Беседа на тему: «Значение воздуха для жизни растений, животных, людей»,беседа о профессии ученый, дидактическая игра «Живая и неживая природа»,чтение и заучивание стихов, загадки о воздухе, чтение сказки «Как Дуняша от ветра пряталась»

Ход занятия:

Воспитатель,– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

– Что это?

(ответы детей)

Воспитатель: – Правильно, это воздух.

(Раздаётся стук в дверь)

Воспитатель: Интересно кто это там стучит? Ребята, давайте посмотрим. Вижу здесь письмо и сейчас я вам его прочту. Рассаживайтесь поудобней, да слушайте внимательно.

(Дети садятся на ковёр)

Читаю письмо:

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И был у него один единственный сын, звали которого Иван-Царевич. Когда Иван вырос, он полюбил прекрасную царевну Василису – дочь царя из царства Природного. А Василиса была очень умной царевной и решила она проверить, насколько умён её жених. Загадала она Ивану-Царевичу три мудрё ные загадки и сказала: «В большом месте сидеть – много надобно ума иметь. Отгадаешь мои загадки – пойду за тебя замуж, а если нет – не обижайся!»

Загоревал Иван-Царевич, а царь-отец молвил: «Сиденьем города не берут. Иди, сын мой милый, по белу свету походи, поучись, мудрости наберись. Быть может, тогда и отгадаешь загадки Василисы.

Взял тогда Иван ниток клубок, бросил его впереди себя и пошё л: куда клубок катится, туда и царевич идёт…

(Звучит волшебная музыка и появляется клубочек.)

(Заходит в группу Иван-Царевич с заплечным мешком)

Иван: Много дней и ночей иду я по свету за своим клубочком. Вижу: теперь привёл он меня в детский сад. Здравствуйте, дети.

Дети и воспитатель: Здравствуй, Иванушка. Проходи, присаживайся. Слышали мы про твою беду. Может и могли бы тебе помочь, да вот жаль, что загадок не знаем.

Иван (радостно) : Так я вам их загадаю! А вы мне поможете?

Дети и воспитатель: Постараемся.

(Иван раскрывает заплечный мешок и говорит)

Вот первая загадка: Подарила мне Василиса ведёрко с грибами. Грибы велела высыпать, а что в ведёрке осталось – ей показать. Только что же ей показывать? В ведёрке-то пусто!

Воспитатель: Вот как раз об этом я сегодня хотела поговорить с ребятами и я приготовила всё необходимое для нашего занятия. Ребята, и ты, Иванушка, проходите к этому большому столу и приготовьтесь слушать меня внимательно.

А расскажу я вам сегодня о том, что всех нас окружает воздух. Он находится везде-везде: вокруг предметов, игрушек, строений, заполняет все пустые места. Но мы его в обычной жизни не видим. Скажите, а вам хотелось бы увидеть воздух?

(Ответы детей)

Дети и Иванушка: очень, только как это можно сделать?

Воспитатель: Для этого я приглашаю вас в лабораторию и мы поговорим о воздухе как настоящие учёные – исследователи. (предлагаю детям одеть шапочки)

Воспитатель: Я догадывалась, что вам интересно будет увидеть воздух и заранее приготовила всё необходимое для опытов.

Итак, смотрите. Я приготовила обычный пакет и положила в него полотенце. А теперь это полотенце из пакета убираю.

(Широко раскрываю пустой пакет и закручиваю)

Как видите, в нём ничего больше нет. Но почему я не могу свернуть пакет, что мне мешает? Оказывается, это воздух, который я закрыла в пакете. Проверим? Для этого я попробую опустить этот пакет на дно ёмкости с водой. Смотрите, как ведет себя мой пакет: он не хочет лежать, выпрыгивает наверх. Это потому, что воздух очень лёгкий и вода его выталкивает.

(Повторяю несколько раз)

А теперь я попробую заставить пакет с воздухом опуститься на дно. Для этого мне нужно надавить на пакет. Но открою вам секрет: в моём пакете есть маленькие дырочки. Через них будет выходить воздух. Будьте внимательны и говорите всё, что увидите.

(Провожу опыт, дети комментируют)

Дети: Пузыри появились, их много, они крупные, большие, играют в догонялки, бурлят, как фонтан.

Воспитатель: Верно. А сейчас я раскрою пакет и наберу ещё воздуха, а потом снова опущу его в воду и попробую раскрыть в воде.

Конспект организованной образовательной деятельности педагога с детьми в старшей группе «Воздух вокруг нас»

(Ответы детей)

Дети: Огромный пузырь поднялся наверх и исчез.

Воспитатель: Вот, ребята, оказывается, в пустом пакете был воздух и с помощью опытов мы смогли его увидеть.

Иванушка: Я тоже видел. Очень интересно.

Воспитатель: А сейчас давайте проведём опыт с этим стаканом, на дно которого я с помощью кусочка пластилина прикрепила кусочек салфетки. Обратите внимание, какие у неё края: они загнуты вверх, словно лепестки у ромашки. Как вы думаете, если я опущу этот стакан в воду, салфетка намокнет?

(Ответы детей)

Дети и Иванушка: Конечно, обязательно.

Воспитатель: Давайте проверим.

(ровно опускаю стакан вверх дном в воду)

И что же мы видим? Салфетка сухая.

Воспитатель: Интересно,как же это получилось?

(Ответы детей)

Дети: Мы знаем, почему салфетка не намокла! Потому что воздух был в стакане.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Сейчас я снова проведу этот опыт, но немного по-другому. Сначала также опущу стакан в воду, а потом его наклоню. А вы наблюдайте.

(Провожу опыт)

Дети и Иванушка: Из стакана воздух вышел в форме больших пузырей.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Давай-ка, Иванушка, проведем опыт с твоим ведёрком.

(Провожу аналогичный опыт с комментариями детей)

Воспитатель: Вот тебе, Иванушка, отгадка на первую загадку: в пустом ведёрке находится, что?

( Ответы детей: воздух.)

Иванушка: Спасибо. Вижу, вы ребята умные, сообразительные. Помогите, пожалуйста, и вторую загадку отгадать.

Дети: Загадывай, Иванушка! А мы постараемся.

Иванушка: Спрашивает меня Василиса: без чего я не могу жить?

Воспитатель: А ты, Иванушка, попробуй не дышать.

Иванушка: Как, совсем?

Воспитатель: Хоть минуточку!

Иван: Никогда не пробовал. Ну-ка… (задерживает дыхание) Ой, не могу! Что такое?

Дети: Потому что всего нужнее человеку воздух!

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы всё сказали правильно. Вспомните, только ли человеку необходим воздух?

Дети: Ещё воздух нужен птицам, рыбам, животным, деревьям, растениям, всей живой природе.

Воспитатель: Замечательно! Вот, Иванушка, ответ на твою вторую загадку: человек не может жить без воздуха! А чтобы убедиться в этом, предлагаю снова перейти к опытам.

Давайте проверим, чем мы дышим. Для этого я буду вдыхать воздух через нос, а выдыхать через трубочку в стакан с водой. Смотрите, что у меня получается.

(Провожу опыт, дети комментируют увиденное)

Ребята, а может у меня стакан волшебный? Интересно, у вас получится этот опыт? Попробуйте самостоятельно провести его. Помните, как надо правильно вдыхать и выдыхать воздух?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда начинайте.

Иванушка: А мне можно?

Воспитатель и дети: Конечно.

(Проводится опыт с комментариями)

Иванушка: Я так увлекся опытами, что чуть не забыл про третью загадку. Но она такая трудная.

Дети и воспитатель: Не горюй, Иванушка, загадывай свою загадку. Поможем, чем сможем.

Иванушка: Дала мне Василиса ещё одно ведерко (достаёт из заплечного мешка, а в нём – кусочек кирпича, мела. Спросила, что в них общего? А я не знаю, никак не могу догадаться! Как быть – ума не приложу!

Воспитатель: Не волнуйся, Иванушка. Смотри и слушай очень внимательно. Нам снова помогут опыты. Для начала, ребята, давайте вспомним, к какой природе относятся кирпич, мел?

Дети: К неживой.

Воспитатель: Да, ответ правильный. А почему?

Дети: Потому что они не питаются, не растут, не дышат, не передвигаются.

Воспитатель: Очень хорошо. Но раз Василиса придумала такую загадку, значит, что-то общее в них всё же есть. Давайте проведём опыты. Вначале я в ёмкость с водой брошу кусочки кирпича, и мы с вами проверим, что с ними будет происходить?

(Провожу опыт, дети комментируют)

Воспитатель: Теперь в воду опускаю кусочки мела. Что вы видите?

(Дети комментируют)

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам предлагаю самостоятельно проделать этот опыт. Подойдите к столам. Опустить кусочек кирпича в один стакан, а в другой мел.

Дети и Иванушка обмениваются наблюдениями и выводами, что в кусочках кирпича и мела есть воздух. Его вода выталкивает наверх, потому, что воздух очень лёгкий.

В кусочках кирпича воздуха было немного, в кусочках мела – побольше.

Иванушка: Как я рад, что мой волшебный клубочек привёл меня именно к вам, ребята! Вы так мне помогли! Большое спасибо! Теперь я смогу не только отгадать загадки Василисы, но и опыты показать. Поспешу. До встречи!

(Уходит в смежное помещение)

Воспитатель (вслед) : Иванушка, мешок забыл.

Иванушка (из-за двери) : Это вам в подарок.

Воспитатель: Дети, давайте посмотрим, что же нам Иванушка оставил.

(Дети подходят к столу)

Воспитатель: заглядывает в мешок и говорит детям: «Вижу, что ещё один опыт можно провести. Закройте глаза и попробуйте по запаху определить, что в мешке?»

(Достаю контейнер с нарезанными апельсинами, открываю его и подношу к детям, предлагаюпонюхать)

Дети: Вкусно пахнет апельсинами.

Воспитатель: Отгадали! Открывайте глаза и смотрите, сколько их здесь много. Все сможете угоститься после занятия. А пока продолжим. Вот сейчас вы вдохнули воздух, который пропитался запахом апельсинов. Значит, воздух можно не только увидеть с помощью опытов, но и почувствовать. Верно?

Дети: Да, и догадаться, чем пахнет.

Воспитатель: Конечно. Но и это не всё. Есть у меня для вас ещё интересные опыты и эксперименты. Потрогайте свою руку ладошкой. Какая она?

Дети: Теплая.

Воспитатель: Значит, у нас в группе…

Дети продолжают: Тепло.

Воспитатель: Правильно. А знаете, почему? Потому, что воздух в группе кроме горячих батарей греем ещё и мы сами.

Дети: Как?

Воспитатель: Очень просто. Проведём ещё один эксперимент. Смотрите на меня: я вдохну воздух через нос, а выдохну на ладошку, которую поднесу ко рту. Сделайте, как я и отгадайте, что я почувствовала.

(Дети проводят эксперимент)

Дети: Когда мы вдохнули воздух, он был прохладный, а на ладошку выдохнули теплый.

Воспитатель: Ребята, у всех так получилось? Очень хорошо!

Дети: Да!

Воспитатель: Вы у меня просто молодцы! Но хочу заметить, что свежий воздух полезнее для нашего организма, поэтому нужно всегда проветривать помещения и гулять на улице.

(открыть окно)

(звучит шум ветра)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это?

Дети: это свежий воздух с нами играет.

Физминутка:

Ветер дует нам в лицо.

(помахать руками на лицо)

Закачалось деревцо.

(покачаться из стороны в сторону)

Ветер тише, тише, тише.

(присесть, помахать руками вверх-вниз)

Деревцо всё выше, выше.

(потянуться вверх)

Ребята, в завершение нашего занятия давайте вспомним, что нового и интересного вы сегодня узнали о воздухе.

(Ответы детей)

(Итог) Стихи

Воздух – это-то, чем дышим.

Через воздух звук мы слышим.

В воздух, в небо и в полет

Улетает самолёт.

Птица в воздухе летает.

Разным воздух наш бывает,

Воздух может быть прозрачным,

Пахнуть может дымом дачным.

Может пахнуть апельсином,

Кофе, завтраком, бензином.

Он из фена вылетает,

Тёплым он тогда бывает.

А когда вокруг мороз,

Щиплет больно он за нос.

Шторой в комнате играл,

Бурю в море он поднял…

Воздух разный, он такой! Где найдём его с тобой?

Воспитатель: А знаете ли вы, что у воздуха есть одно удивительное свойство – с воздухом можно поиграть.

(проводится игра с мыльными пузырями под музыку)

Публикации по теме:

Конспект организованной образовательной деятельности «Воздух-невидимка» Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательно - исследовательской деятельности. Тема:.

Культурные практики детей средней группы. Конспект организованной образовательной деятельности «Воздух-невидимка» Тема: «Воздух - невидимка» Цель: создание условий для развития исследовательской деятельности при расширении знаний о воздухе. Задачи: 1.

Конспект организованной образовательной деятельности педагога с детьми в подготовительной группе «Волшебный камень-магнит»Конспект организованной образовательной деятельности педагога с детьми в подготовительной группе «Волшебный камень-магнит» Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов. Задачи: • Знакомство с понятием "магнит".

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Гость наш — Капитошка» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №65 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга.

Конспект экспериментальной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух вокруг нас» Цель: создание условий для формированияпознавательной активности воспитанников через использование опытно-экспериментальной деятельности.

Открытое занятие по экспериментированию в средней группе «Воздух вокруг нас» Цель: 1. Познакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, передаёт запахи и т. д.) 2.

Проект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Природа вокруг нас» Проект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему: «Природа вокруг нас» Содержание: 1. Пояснительная записка.

Экспериментирование «Воздух вокруг нас» Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Воспитывать любознательность, расширять кругозор детей,делать.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух вокруг нас» для подготовительной группы Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства опытным путем. Задачи: развивающие - развивать познавательный интерес,.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух вокруг нас» для подготовительной группы Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства опытным путем. Ход занятия: Воспитатель: - Здравствуйте, мои дорогие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект организованной образовательной деятельности педагога с детьми в старшей группе «Воздух вокруг нас»
Опубликовано: 26 апреля 2017 в 20:38
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД