Конспект организованной образовательной деятельности педагога с детьми в старшей группе «Воздух вокруг нас»

Ольга Иванченко
Конспект организованной образовательной деятельности педагога с детьми в старшей группе «Воздух вокруг нас»

Цель:

Формировать представления детей о воздухе и его свойствах.

Задачи:

• развитие познавательной активности

• способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

• развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

• развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;

• воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

Оборудование: Большая прозрачная емкость с водой, одноразовые стаканчики с водой, соломинки для коктейля, мед. шапочки, 2 ведёрка, пакет целлофановый, зубочистка, салфетка, муляжи – грибы, кирпич, мел, мыльные пузыри, костюм царевича, рюкзак, полотенце, апельсин, царская грамота, печать из сургуча, клубок ниток.

Предварительная работа:

Беседа на тему: «Значение воздуха для жизни растений, животных, людей»,беседа о профессии ученый, дидактическая игра «Живая и неживая природа»,чтение и заучивание стихов, загадки о воздухе, чтение сказки «Как Дуняша от ветра пряталась»

Ход занятия:

Воспитатель,– Ребята,внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

– Что это?

(ответы детей)

Воспитатель: – Правильно, это воздух.

(Раздаётся стук в дверь)

Воспитатель: Интересно кто это там стучит? Ребята, давайте посмотрим. Вижу здесь письмо и сейчас я вам его прочту. Рассаживайтесь поудобней, да слушайте внимательно.

(Дети садятся на ковёр)

Читаю письмо:

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И был у него один единственный сын, звали которого Иван-Царевич. Когда Иван вырос, он полюбил прекрасную царевну Василису – дочь царя из царства Природного. А Василиса была очень умной царевной и решила она проверить, насколько умён её жених. Загадала она Ивану-Царевичу три мудрёные загадки и сказала: «В большом месте сидеть – много надобно ума иметь. Отгадаешь мои загадки – пойду за тебя замуж, а если нет – не обижайся!»

Загоревал Иван-Царевич,а царь-отец молвил: «Сиденьем города не берут. Иди, сын мой милый, по белу свету походи, поучись, мудрости наберись. Быть может, тогда и отгадаешь загадки Василисы.

Взял тогда Иван ниток клубок, бросил его впереди себя и пошёл: куда клубок катится, туда и царевич идёт…

(Звучит волшебная музыка и появляется клубочек.)

(Заходит в группу Иван-Царевич с заплечным мешком)

Иван: Много дней и ночей иду я по свету за своим клубочком.Вижу: теперь привёл он меня в детский сад. Здравствуйте, дети.

Дети и воспитатель: Здравствуй, Иванушка. Проходи, присаживайся. Слышали мы про твою беду. Может и могли бы тебе помочь, да вот жаль, что загадок не знаем.

Иван (радостно): Так я вам их загадаю! А вы мне поможете?

Дети и воспитатель: Постараемся.

(Иван раскрывает заплечный мешок и говорит)

Вот первая загадка: Подарила мне Василиса ведёрко с грибами. Грибы велела высыпать, а что в ведёрке осталось – ей показать. Только что же ей показывать? В ведёрке-то пусто!

Воспитатель: Вот как раз об этом я сегодня хотела поговорить с ребятами и я приготовила всё необходимое для нашего занятия. Ребята, и ты, Иванушка, проходите к этому большому столу и приготовьтесь слушать меня внимательно.

А расскажу я вам сегодня о том, что всех нас окружает воздух.Он находится везде-везде: вокруг предметов, игрушек, строений, заполняет все пустые места. Но мы его в обычной жизни не видим. Скажите, а вам хотелось бы увидеть воздух?

(Ответы детей)

Дети и Иванушка: очень, только как это можно сделать?

Воспитатель: Для этого я приглашаю вас в лабораторию и мы поговорим о воздухе как настоящие учёные – исследователи. (предлагаю детям одеть шапочки)

Воспитатель: Я догадывалась, что вам интересно будет увидеть воздух и заранее приготовила всё необходимое для опытов.

Итак, смотрите. Я приготовила обычный пакет и положила в него полотенце. А теперь это полотенце из пакета убираю.

(Широко раскрываю пустой пакет и закручиваю)

Как видите, в нём ничего больше нет. Но почему я не могу свернуть пакет, что мне мешает? Оказывается, это воздух, который я закрыла в пакете. Проверим? Для этого я попробую опустить этот пакет на дно ёмкости с водой. Смотрите,как ведет себя мой пакет: он не хочет лежать, выпрыгивает наверх. Это потому, что воздух очень лёгкий и вода его выталкивает.

(Повторяю несколько раз)

А теперь я попробую заставить пакет с воздухом опуститься на дно. Для этого мне нужно надавить на пакет.Но открою вам секрет: в моём пакете есть маленькие дырочки. Через них будет выходить воздух. Будьте внимательны и говорите всё, что увидите.

(Провожу опыт, дети комментируют)

Дети: Пузыри появились, их много, они крупные, большие, играют в догонялки, бурлят, как фонтан.

Воспитатель: Верно. А сейчас я раскрою пакет и наберу ещё воздуха, а потом снова опущу его в воду и попробую раскрыть в воде.

Конспект организованной образовательной деятельности педагога с детьми в старшей группе «Воздух вокруг нас»

(Ответы детей)

Дети: Огромный пузырь поднялся наверх и исчез.

Воспитатель: Вот, ребята, оказывается, в пустом пакете был воздух и с помощью опытов мы смогли его увидеть.

Иванушка: Я тоже видел. Очень интересно.

Воспитатель: А сейчас давайте проведём опыт с этим стаканом, на дно которого я с помощью кусочка пластилина прикрепила кусочек салфетки. Обратите внимание, какие у неёкрая: они загнуты вверх, словно лепестки у ромашки. Как вы думаете, если я опущу этот стакан в воду, салфетка намокнет?

(Ответы детей)

Дети и Иванушка: Конечно, обязательно.

Воспитатель: Давайте проверим.

(ровно опускаю стакан вверх дном в воду)

И что же мы видим? Салфетка сухая.

Воспитатель: Интересно,как же это получилось?

(Ответы детей)

Дети: Мы знаем, почему салфетка не намокла! Потому что воздух был в стакане.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Сейчас я снова проведу этот опыт, но немного по-другому. Сначала также опущу стакан в воду, а потом его наклоню. А вы наблюдайте.

(Провожу опыт)

Дети и Иванушка: Из стакана воздух вышел в форме больших пузырей.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Давай-ка, Иванушка, проведем опыт с твоим ведёрком.

(Провожу аналогичный опыт с комментариями детей)

Воспитатель: Вот тебе, Иванушка,отгадка на первую загадку: в пустом ведёрке находится, что?

(Ответы детей: воздух.)

Иванушка: Спасибо. Вижу, вы ребята умные, сообразительные. Помогите, пожалуйста, и вторую загадку отгадать.

Дети: Загадывай, Иванушка! А мы постараемся.

Иванушка:Спрашивает меня Василиса: без чего я не могу жить?

Воспитатель: А ты, Иванушка, попробуй не дышать.

Иванушка: Как, совсем?

Воспитатель: Хоть минуточку!

Иван: Никогда не пробовал. Ну-ка… (задерживает дыхание) Ой, не могу! Что такое?

Дети: Потому что всего нужнее человеку воздух!

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы всё сказали правильно. Вспомните, только ли человеку необходим воздух?

Дети: Ещё воздух нужен птицам, рыбам, животным, деревьям, растениям, всей живой природе.

Воспитатель: Замечательно! Вот, Иванушка,ответ на твою вторую загадку: человек не может жить без воздуха! А чтобы убедиться в этом, предлагаю снова перейти к опытам.

Давайте проверим, чем мы дышим. Для этого я буду вдыхать воздух через нос, а выдыхать через трубочку в стакан с водой. Смотрите, что у меня получается.

(Провожу опыт, дети комментируют увиденное)

Ребята, а может у меня стакан волшебный? Интересно, у вас получится этот опыт? Попробуйте самостоятельно провести его. Помните, как надо правильно вдыхать и выдыхать воздух?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда начинайте.

Иванушка: А мне можно?

Воспитатель и дети: Конечно.

(Проводится опыт с комментариями)

Иванушка: Я так увлекся опытами, что чуть не забыл про третью загадку. Но она такая трудная.

Дети и воспитатель: Не горюй, Иванушка, загадывай свою загадку. Поможем, чем сможем.

Иванушка: Дала мне Василиса ещё одно ведерко (достаёт из заплечного мешка, а в нём – кусочек кирпича, мела. Спросила, что в них общего? А я не знаю, никак не могу догадаться! Как быть – ума не приложу!

Воспитатель: Не волнуйся, Иванушка. Смотри и слушай очень внимательно. Нам снова помогут опыты. Для начала, ребята, давайте вспомним, к какой природе относятся кирпич, мел?

Дети: К неживой.

Воспитатель: Да, ответ правильный. А почему?

Дети: Потому что они не питаются, не растут, не дышат, не передвигаются.

Воспитатель: Очень хорошо. Но раз Василиса придумала такую загадку, значит, что-то общее в них всё же есть. Давайте проведём опыты. Вначале я в ёмкость с водой брошу кусочки кирпича, и мы с вами проверим, что с ними будет происходить?

(Провожу опыт, дети комментируют)

Воспитатель: Теперь в воду опускаю кусочки мела. Что вы видите?

(Дети комментируют)

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам предлагаю самостоятельно проделать этот опыт. Подойдите к столам. Опустить кусочек кирпича в один стакан, а в другой мел.

Дети и Иванушка обмениваются наблюдениями и выводами, что в кусочках кирпича и мела есть воздух. Его вода выталкивает наверх, потому, что воздух очень лёгкий.

В кусочках кирпича воздуха было немного, в кусочках мела – побольше.

Иванушка: Как я рад, что мой волшебный клубочек привёл меня именно к вам, ребята! Вы так мне помогли! Большое спасибо! Теперь я смогу не только отгадать загадки Василисы, но и опыты показать. Поспешу. До встречи!

(Уходит в смежное помещение)

Воспитатель (вслед): Иванушка, мешок забыл.

Иванушка (из-за двери): Это вам в подарок.

Воспитатель: Дети, давайте посмотрим, что же нам Иванушка оставил.

(Дети подходят к столу)

Воспитатель:заглядывает в мешок и говорит детям: «Вижу, что ещё один опыт можно провести. Закройте глаза и попробуйте по запаху определить, что в мешке?»

(Достаю контейнер с нарезанными апельсинами, открываю его и подношу к детям, предлагаюпонюхать)

Дети: Вкусно пахнет апельсинами.

Воспитатель: Отгадали! Открывайте глаза и смотрите, сколько их здесь много. Все сможете угоститься после занятия. А пока продолжим. Вот сейчас вы вдохнули воздух, который пропитался запахом апельсинов. Значит, воздух можно не только увидеть с помощью опытов, но и почувствовать. Верно?

Дети: Да, и догадаться, чем пахнет.

Воспитатель: Конечно. Но и это не всё. Есть у меня для вас ещё интересные опыты и эксперименты. Потрогайте свою руку ладошкой. Какая она?

Дети: Теплая.

Воспитатель: Значит, у нас в группе…

Дети продолжают: Тепло.

Воспитатель: Правильно. А знаете, почему? Потому, что воздух в группе кроме горячих батарей греем ещё и мы сами.

Дети: Как?

Воспитатель: Очень просто. Проведём ещё один эксперимент.Смотрите на меня: я вдохну воздух через нос, а выдохну на ладошку, которую поднесу ко рту. Сделайте, как я и отгадайте, что я почувствовала.

(Дети проводят эксперимент)

Дети: Когда мы вдохнули воздух, он был прохладный, а на ладошку выдохнули теплый.

Воспитатель: Ребята, у всех так получилось? Очень хорошо!

Дети: Да!

Воспитатель: Вы у меня просто молодцы! Но хочу заметить, что свежий воздух полезнее для нашего организма, поэтому нужно всегда проветривать помещения и гулять на улице.

(открыть окно)

(звучит шум ветра)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это?

Дети: это свежий воздух с нами играет.

Физминутка:

Ветер дует нам в лицо.

(помахать руками на лицо)

Закачалось деревцо.

(покачаться из стороны в сторону)

Ветер тише, тише, тише.

(присесть, помахать руками вверх-вниз)

Деревцо всё выше, выше.

(потянуться вверх)

Ребята, в завершение нашего занятия давайте вспомним, что нового и интересного вы сегодня узнали о воздухе.

(Ответы детей)

(Итог) Стихи

Воздух – это-то, чем дышим.

Через воздух звук мы слышим.

В воздух, в небо и в полет

Улетает самолёт.

Птица в воздухе летает.

Разным воздух наш бывает,

Воздух может быть прозрачным,

Пахнуть может дымом дачным.

Может пахнуть апельсином,

Кофе, завтраком, бензином.

Он из фена вылетает,

Тёплым он тогда бывает.

А когда вокруг мороз,

Щиплет больно он за нос.

Шторой в комнате играл,

Бурю в море он поднял…

Воздух разный, он такой! Где найдём его с тобой?

Воспитатель: А знаете ли вы, что у воздуха есть одно удивительное свойство – с воздухом можно поиграть.

(проводится игра с мыльными пузырями под музыку)

Публикации по теме:

Конспект организованной образовательной деятельности «Воздух-невидимка» Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательно - исследовательской деятельности. Тема:.

Культурные практики детей средней группы. Конспект организованной образовательной деятельности «Воздух-невидимка» Тема: «Воздух - невидимка» Цель: создание условий для развития исследовательской деятельности при расширении знаний о воздухе. Задачи: 1.

Конспект организованной образовательной деятельности педагога с детьми в подготовительной группе «Волшебный камень-магнит»Конспект организованной образовательной деятельности педагога с детьми в подготовительной группе «Волшебный камень-магнит» Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов. Задачи: • Знакомство с понятием "магнит".

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Гость наш — Капитошка» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №65 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга.

Конспект экспериментальной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух вокруг нас» Цель: создание условий для формированияпознавательной активности воспитанников через использование опытно-экспериментальной деятельности.

Открытое занятие по экспериментированию в средней группе «Воздух вокруг нас» Цель: 1. Познакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, передаёт запахи и т. д.) 2.

Проект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Природа вокруг нас» Проект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему: «Природа вокруг нас» Содержание: 1. Пояснительная записка.

Экспериментирование «Воздух вокруг нас» Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Воспитывать любознательность, расширять кругозор детей,делать.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух вокруг нас» для подготовительной группы Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства опытным путем. Задачи: развивающие - развивать познавательный интерес,.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух вокруг нас» для подготовительной группы Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства опытным путем. Ход занятия: Воспитатель: - Здравствуйте, мои дорогие.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект организованной образовательной деятельности педагога с детьми в старшей группе «Воздух вокруг нас»
Опубликовано: 26 апреля 2017 в 20:38
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Международный день ветеринарного врача

Добрым и самоотверженным людям, которые лечат братьев наших меньших, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес к профессии...

24 апреля. День российского стоматолога

В православной традиции есть покровитель зубных врачей и их пациентов – это святой Антипа. День его памяти – 24 апреля – и стал Днём российского стоматолога. Есть смысл воспользоваться этим поводом, чтобы...


Горячие темочки