Занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух вокруг нас» для подготовительной группы

Юлия Ломакина
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух вокруг нас» для подготовительной группы

Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства опытным путем.

Задачи:

развивающие - развивать познавательный интерес, умение делать выводы по результатам собственной опытно - экспериментальной деятельности;

образовательные – познакомить с физическими свойствами воздуха;

воспитательные – продолжать воспитывать умение самостоятельно выполнять задание, умение слушать не перебивая, воспитывать ответственное и заботливое отношение к природе, к чистому воздуху.

Расширение словаря: гипотеза, сжатие, атмосферное давление.

Закрепление словаря: вес, легче, тяжелее, опыт, эксперимент.

Необходимые материалы и оборудование:

СД – диск с музыкальной записью, ватный диск с запахом духов, альбом тканей, костюм ученого Ивана Гермогеновича (белый медицинский халат, белые усы и борода, очки, парик, ватные палочки, стаканы с раствором сахара, пищевой соли и соком лимона, воздушные шарики по числу детей и еще столько же для «весов», деревянные палочки для изготовления весов (количество детей разделить пополам) – одни весы на пару детей, большой таз с водой, два таза с холодной и горячей водой, свеча,пластиковая прозрачная банка (можно срезать пластиковую бутылку, скотч, швейная игла, нитки, целлофановые пакеты по количеству детей, мешочки с апельсиновыми корочками и мятой, слайды презентации с картинками по загрязнению окружающей среды.

Ход занятия:

Воспитатель: - Здравствуйте, мои дорогие дети! Хотите узнать, о чем сегодня пойдет речь? (Да) Тогда отгадайте загадку!

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь,

Он невидим, и все же,

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Что мы вдыхаем? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать где находится воздух? Какой воздух легче холодный или теплый?

Сюрпризный момент.

(Появляется взрослый в костюме ученого)

Ив. Герм.: - Здравствуйте, дети! Узнали меня? Правильно, я ученый, а зовут меня Иван Гермогенович, а в руках у меня портрет великого ученого М. В. Ломоносова.

Больше всего на свете, как и этот великий человек, я люблю выдвигать гипотезы. Кто знает что это? Правильно, это предположения. А еще больше я люблю проверять свои гипотезы. Так ли это? Верно ли, я предположил? А для этого я провожу научные опыты. А вы любите опыты? (Да) Но для этого необходимо уметь наблюдать. А вы - наблюдательные? (Да) Тогда отвечайте, с помощью чего мы можем наблюдать? (С помощью органов чувств) Да! А сейчас я проверю, хорошо ли работают ваши органы чувств.

Игра «Нюхаем, пробуем, видим, слышим, ощущаем»

Ив. Герм.: (Звучит вальс П. И. Чайковского) - Что мы делаем? (Слушаем) Руками трогать (осязать : гладкое – шершавое, холодное – горячее). Как вы думаете, какая ткань более гладкая креп или шелк? (Предложить потрогать образцы ткани в альбоме тканей). Руками трогать (осязать : гладкое – шершавое, холодное – горячее). Как вы думаете, какая ткань более гладкая креп или шелк? (Предложить потрогать образцы ткани в альбоме тканей). А теперь приготовьте свои языки, мне понадобится помощник. (Ватные палочки по количеству детей смачивают отдельно в соленом, сладком и кислом (с соком лимона) водном растворах и дают детям попробовать, угадать вкус). Так, уши и языки у вас что надо! Носом мы можем почувствовать запах (обонять) А теперь проверим ваши носики. (Детям дают понюхать ватный диск, с запахом духов) Что вы почувствовали? (Запах духов) Я вижу вы очень наблюдательнее и готовы к опытам.

Опыт № 1 «Почувствуй воздух». (Стол № 1)

Ив. Герм.: - Дети, возьмите картонные веры и помашите им возле лица. Что вы почувствовали? (Ветерок. Воздух.)

Вывод 1: Правильно! Это воздух. Его не видно, но он повсюду, вокруг нас.

Опыт № 2 «Есть ли воздух в пустой банке. (Стол 2)

На столе таз с водой и пустая пластиковая банка. Банку опускают в таз, отверстием вниз, наклоняя, наблюдают, как из нее выходят пузырьки воздуха. Что происходит?

Вывод 2: В пустой банке есть воздух.

Опыт № 3 «Можно ли сжать воздух (Стол 2)

Предложить детям, не наклоняя банку, опустить ее в таз и попробовать надавить. Сделать это очень трудно. Почему?

Вывод 3: сжать воздух очень трудно.

Опыт № 4 «Как проткнуть картофелину соломинкой» (Стол 2)

Предложить детям проткнуть картофелину соломинкой для коктейля. Соломинка не выдержит и сломается, но если заткнуть пальцем отверстие на соломинке, проткнуть твердый картофель вполне возможно.

Вывод 4: воздуху некуда выходить, он давит на картофелину, соломинка прорезает отверстие.

Ив. Герм.: - Я знаю, ребята, что в прошлом году у вас было интересное занятие «Ветер: друг или враг?» А что такое ветер? (Перемещение воздуха, воздушных масс). Хотите послушать сказку о том, как появился ветер? (Да) Хорошо. А вы мне потом напомните, как же ветер может нам помогать и как может навредить. Договорились? (Да) Эту сказку для вас сочинила Мария Юнак, а называется сказка «Легенда о ветре». Присаживайтесь на ковер.

«Когда- то во всем мире стоял покой и тишина, воздух везде был теплый и такой приятный. Иногда в нем чувствовались ароматы пахучих трав и цветов (детям предлагается понюхать саше с мятой, спелых фруктов (саше и мандариновыми корками).

Жил в то время на пустынном острове, затерянном в океане, Великий Дракон. И не было у него ни одного друга, даже поговорить было не с кем. Но однажды на остров приплыла маленькая лодочка. В ней сидел мальчик, такой же, как вы. Он без разрешения решил взять лодку покататься, но у него сломалось весло и его течение вынесло в открытый океан и выбросило на берег. Он очень устал, проголодался и хотел домой к маме. Когда мальчик впервые увидел дракона, то очень испугался, но со временем они подружились. Однажды мальчик заметил, что когда дракон раздувает костер, то воздух становится неспокоен, а летит быстро- быстро.

-Что это такое? - спросил мальчик.

- Я могу дунуть на дерево, и оно сломается. Могу сдуть целую гору песка. Давай назовем это «ветер»?

- Давай! А что такое ветер и как он получается?

- Я набираю много воздуха в грудь и живот (вдыхаю, потом выдыхаю, сдавливая воздух, ему становится тесно, давление с которым он давит на меня внутри становится большим, чем снаружи, поэтому он быстро вылетает назад (я выдыхаю).Запомни: воздух из зоны высокого давления всегда движется в зону низкого давления.

- А ты сможешь на мою лодку подуть так сильно, чтобы она доплыла до моего дома?

-Наверное, да! - вздохнул дракон, - но мы с тобой больше не увидимся. Но мы ведь друзья, а друзья должны помогать друг другу. А ты, я знаю, очень хочешь вернуться домой, к маме и я тебе в этом конечно помогу. Я ведь твой друг.

Мальчик смастерил парус, чтобы дракону было легче дуть на лодку.

- Я буду вспоминать о тебе!- закричал мальчик.

Лодочка уплывала все дальше и дальше, и скоро скрылось из виду. Ночь сменяла день, а ветер все не прекращал дуть. Оказывается дракон так перемешал воздух, что теперь давление стало разным. Из области с высоким давлением, воздух двигался в область с низким давлением. Так мальчик и добрался до родного берега. А на земле появился ветер».

Я предлагаю искусственно создать высокое давление, высокое давление внутри сильно надутого шарика, затем прикрепим к нему трубочку скотчем, через трубочку проденем нить, которую протянем между стульями. А теперь проткнем шарик, воздух устремиться наружу и шарик полетит вдоль нитки

Физкультминутка.

Ветер, ветер,

Ты – могуч!

Ты гоняешь стаи туч,

Всюду веешь на просторе… (Дети двигаются свободно)

Раз, два,три: замри! (Дети замирают, шелохнувшиеся – выбывают)

Воспитатель: - Дети, Иван Гермогенович попросил вас вспомнить, как ветер может помогать человеку. Вспомните великие изобретения человечества, в которых используется сила ветра (парус, ветряные электростанции, парашют, воздушный шар, ветряная мельница, пылесос и вентилятор, самолет, вертолет).

Вариативная часть: пересказ сказки с опорой на схематические картинки.

Опыт № 5 «Что происходит с воздухом при нагревании (Стол 3)

Надуваем два шарика, одинаковыми по размеру, измеряем сантиметровой лентой. Проверяем одинаковый ли вес у шариков. (Одинаковый) Опускаем

один в таз с холодной водой, другой в таз с горячей. Измеряем шарики лентой. Что произошло? (Теплый воздух расширяется, холодный сжимается) Проверяем вес (Одинаковый)

Вывод 5: воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, становится более плотным.

Если воздух холодный более плотный, то он будет стремиться вверх или в низ? Кто из вас был в 2-х этажном доме? Зимой, где обычно теплее внизу или наверху, на 2 этаже. (Наверху). Правильно! Проверим нашу гипотезу, наше предположение?

Опыт № 6 «Куда движется воздух (Стол 3)

Бумажной лентой проверим, куда движется теплый воздух от батареи? (Вверх) Свечой проверим около дверного проема, куда движется воздух. Внизу перемешивается холодный воздух, движение его направлено снаружи вовнутрь, теплый воздух движется из комнаты наружу.

Вывод 6: холодный воздух опускается, теплый поднимается.

Опыт №7 «Как поймать воздух (Стол 3)

Опускаем открытые целлофановые пакеты и завязываем. Что у вас получилось?

Вывод 7: воздух можно «поймать» (набрать) в пакет.

Опыт № 8 «Имеет ли воздух вес

Возьмем два одинаковых надутых шарика, взвесим их на простых рычажных весах. Теперь проткнем один их них и выпустим воздух, затем опять взвесим.

Надутый шарик тяжелее.

Вывод 8: воздух имеет вес.

Ив. Герм.: - Если воздух имеет вес, то на нас с вами постоянно действует вес воздуха, находящегося над нами, который называется атмосферное давление.

Опыт 9: «Что легче воздух или вода

Опустим в воду надутый и сдутый шарики. Сдутый шарик утонет, а надутый- нет. Наберем в пустой, плавающий кораблик воду, он утонет.

Вывод: воздух легче воды

Опыт10: «Может ли воздух что-нибудь переносить?»

Иван Герм.: - Можете, ребята, догадаться, что у меня в мешочках, не заглядывая в них? (Проносит открытые мешочки из непрозрачной ткани, в одном из которых мандариновые корочками, а в другом - мята) Из чего мы можем сделать вывод, что воздух может переносить (Дети: - Запахи) Да, вы правы! Но запахи бывают и плохими, например, когда воздух засоряют. Тогда воздух может переносить не только плохие запахи, но и вредные вещества и пыль. Таким воздухом всему живому станет трудно дышать.

Слайд презентации

Воспитатель: - Когда это бывает? (Возможные ответы детей: при неосторожном обращении с огнем во время лесных пожаров, при выбросе отходов людьми и предприятиями) Да! А скажите, мы с вами можем участвовать в защите воздуха от загрязнений? (Дети: - Да! Не разжигать костров в лесу, не поджигать сухую траву, с помощью родителей сообщать в экологическую службу о незаконных свалках мусора и выбросах)

Воспитатель: - Предлагаю подвести итог нашему занятию. Что мы с вами изучали на занятии? (Воздух) Скажите, чем мы пользовались при проведении опытов (органами чувств, различным оборудованием). Чтобы проводить опыты, необходимо выдвинуть (какое- нибудь предположение, гипотезу) Чтобы убедиться в правильности гипотезы, мы проводили (Опыты) Какие выводы мы с вами сделали после проведения опытов?

Дети вспоминают проделанные опыты и соответствующие выводы.Например: когда мы пускали надутый шарик по веревочке, мы поняли, что воздух трудно сжимается и всегда стремится из зоны высокого давления в область низкого.

Воспитатель помогает детям вспомнить проведенные опыты и обнаруженные свойства воздуха.

Вывод 1: воздух не видно, но он повсюду, вокруг нас.

Вывод 2: в пустой банке есть воздух.

Вывод 3: сжать воздух очень трудно.

Вывод 4: воздуху некуда выходить, он давит на картофелину, соломинка прорезает отверстие, воздух трудно сжать.

Вывод 5: воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, становится более плотным.

Вывод 6: холодный воздух опускается, теплый поднимается.

Вывод 7: воздух можно «поймать» (набрать) в пакет.

Вывод 8: воздух имеет вес.

Вывод 9: воздух легче воды.

Вывод 10: воздух может переносить запахи и пыль, и мы можем помочь в защите чистого воздуха.

Воспитатель: - Спасибо вам за активное участие. Иван Гермогенович приготовил всем подарки (всем детям раздают мыльные пузыри).

(Иван Гермогенович уходит)

Воспитатель: Скажите, дети, как мы называем перемещение воздуха на улице (как атмосферное явление?

Дети: - Ветер.

Воспитатель: - Правильно. А скажите, может ли ветер людям помогать, быть другом. Презентация.

Воспитатель: На какой картинки ветер нам является другом? (Слайд 3)

Воспитатель: - Правильно, ветер помогает паруснику, попутный ветер раздувает паруса. (Слайд 4)

Воспитатель: - А кто из вас придумает устройства, в которых воздух нам помогает. (Слайд 5- 8)

Воспитатель: - На какой картинке воздух нам враг? (Слайды 9 и 10)

Воспитатель: - А как вы думаете, кто является самым главным врагом чистого воздуха? Человек. (Возможные ответы детей: при неосторожном обращении с огнем во время лесных пожаров, при выбросе отходов людьми и предприятиями) Да! А скажите, мы с вами можем участвовать в защите воздуха от загрязнений? (Слайд 11-12)

Дети: - Да! Нельзя разжигать костров в лесу, нельзя поджигать сухую траву, с помощью родителей сообщать в экологическую службу о незаконных свалках мусора и выбросах, не разбрасывать мусор, перерабатывать отходы, ставить фильтры и очистные сооружения на предприятиях, контролировать выхлопные газы у автомобилей…

Воспитатель: - Правильно. Природу надо беречь. Беречь легкие нашей планеты – леса. Мы с вами ежегодно участвуем в посадке деревьев, чем тоже помогаем сохранению чистого воздуха, охране природы. (Слайд 13)

Итог занятия:

Воспитатель: - На сегодняшнем занятии мы убедились, что повсюду вокруг нас находится невидимый нам воздух. Мы познакомились с его свойствами: мы можем его «поймать» (набрать в пакет, его трудно сжать, он легче воды, он имеет массу, он перемещается из зоны высокого давления в зону с низким давлением (сказка Марии Юнак про дракона, холодный воздух более плотный и опускается вниз, теплый – поднимается вверх, воздух переносит запахи и пыль. Мы поняли, что загрязняет воздух и как его сохранить.

Чистый воздух - наше всеобщее богатство и его необходимо беречь!

Прикреплённые файлы:

proekt-dlja-menja_4ph42.ppt | 20440 Кб
 
Публикации по теме:

Интегрированное занятие по познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной логопедической группы Тема: «Что такое воздух?» Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Образовательные.

Конспект ОД для детей старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности «Что такое воздух?» Видео муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида№10 «РАДУГА» Бугульминского муниципального.

Конспект познавательно — исследовательской деятельности в средней группе Тема «Где можно найти воздух». Конспект познавательно – исследовательской деятельности в средней группе Тема «Где можно найти воздух» Цель: Создать социальную ситуацию.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух — невидимка» (фотоотчет)Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух — невидимка» (фотоотчет) Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух – невидимка» (фотоотчет)Старшая группа "Солнышко"Воспитатель:.

Конспект совместной исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Воздух-невидимка» Конспект совместной исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Воздух – невидимка» Цель: показать,.

«Воздух-волшебник». Конспект занимательной познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе«Воздух-волшебник». Конспект занимательной познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Тема: "Воздух-волшебник". Цели: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования Задачи: • расширять представления детей.

Конспект занятия для старшей группы с элементами исследовательской деятельности «Воздух. Атмосферное давление» Цели: Образовательные: - познакомить детей с атмосферным давлением; - закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха,.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Занятие по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Программные задачи: 1. Развивать умение фиксировать действия.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Экскурсия на Крайний Север» Занятие по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группеЭкскурсия на Крайний СеверЦель: создавать условия для.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Воздух повсюду» Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Воздух повсюду» Задачи: • Расширение.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух вокруг нас» для подготовительной группы
Опубликовано: 12 марта 2017 в 10:56
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 апреля. День кубиков на МААМ

Игрушкам, в которые играют дети на протяжении столетий, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы провести этот день с детьми за играми и занятиям с...

14 апреля. День петуха на МААМ

Предлагаем посвятить наш очередной тематический день большому начальнику. Таковым считает себя каждый петух в курятнике, и все основания для этого у него есть. Птица эта красивая и интересная, с...

Сценарий выпускного праздника в детском саду «До свиданья, детский сад!»
Звучит торжественная музыка, выходят Ведущие. 1 Ведущая: Есть одна страна на свете Не найти другой такой. Не отмечена на карте И размер то небольшой....
Конспект занятия по лепке в младшей «Ракета»
Цель: Дать первоначальные представления о космосе и космическом корабле. Учить детей раскатыванию пластилина прямыми движениями ладони, заостряя один...
Фотоотчет «Экскурсия в школу»
Фотоотчет «Экскурсия в школу» Основной целью экскурсии в школу было: а) знакомство дошкольников со школой, правилами внутреннего распорядка школы; б) вызвать...