ольга пронина
Конспект организованной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Символы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №21 «Сказка»
Старооскольского городского округа
Конспект организованной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему
«Символы России»
Выполнила воспитатель Пронина Ольга Вадимовна
г. Старый Оскол
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в подготовительной группе „Символы России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Темочки
Цель. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.
Программное содержание.
Образовательная область Познавательное развитие.
1. Формировать знания детей о символах России.
2. Приобщать детей к русской народной культуре, обычаям и традициям русского народа.
Образовательная область Художественно-эстетическое развитие.
3. Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (дымковская, хохломская, городецкая роспись, народной игрушкой (матрешкой).
4. Продолжать знакомить детей с произведениями живописи.
5. Знакомить с традицией чаепития на Руси, историей появления самовара.
6. Расширять кругозор.
Образовательная область. Речевое развитие.
6. Учить отвечать на вопросы полным предложением.
Образовательная область. Социально-коммуникативное развитие.
7. Формировать умение слушать собеседника, не перебивать своих товарищей.
Образовательная область Физическое развитие.
8. Закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом.
Материал. Картина «Березовая роща» И. Левитана, дымковские игрушки (барышня, петушок, уточка, хохломская и городецкая посуда, мультимедийный проектор, слайды с изображением разных видов росписей, с изображением чаепития на Руси, самовар, разрезная картинка с изображением самовара, матрешки, карточки с изображением разных видов матрешек, карандаши.
Предварительная работа. Чтение художественной и научно-популярной литературы о России и ее символах. Беседа на тему «Наша страна – Россия», беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание глобуса, фотографий городов и рек; рассматривание живописных произведений о Родине.
Ход организованной образовательной деятельности.
Дети стоят возле воспитателя полукругом.
В-ель. Послушайте стихотворение М. Исаковского «Поезжай за моря, океаны».
Поезжай за моря-океаны,
Надо всею землё й пролети:
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.
Глубоки наши светлые воды,
Широка и привольна земля,
И гремят, не смолкая, заводы,
И шумят, расцветая, поля.
(М. Исаковский)
В-ель. О какой стране говорится в этом стихотворении?
Дети. О России.
В-ель. Мы рады, что у нас такая хорошая, большая, красивая Родина. Ребята, приглашаю вас сегодня отправиться на экскурсию в музей «Моя Россия».
Их в России очень много,
К ним нахожена дорога,
Люди в них всегда идут,
Экспонаты их влекут.
Дети идут на экскурсию в «музей».
Вот через площадь мы идем
И входим наконец
В большой, красивый красный дом,
Похожий на дворец.
В-ель. Итак, мы пришли в музей. Сегодня я буду экскурсоводом. Давайте подойдем к первому экспонату. Посмотрите на картину, которая называется «Березовая роща». Написал эту картину художник И. Левитан. Береза-воплощение красоты русской природы, о ней пишут стихи поэты, ее часто изображают в картинах художники.
1. Что изображено на картине?
2. Какие цвета художник использовал в своей картине?
3. Какое настроение передано в картине?
Дети. Радостное, много солнца, света.
В-ель. Русская березка считается символом России.
В-ель. Давайте пройдем к следующим экспонатам.
На столе разложены предметы с разными видами росписи (дымковская, городецкая, хохломская)
В-ель. Посмотрите на эти экспонаты и скажите, какая роспись на этих предметах?
Дети. Дымковская, хохломская, городецкая.
В-ель. Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой.
В-ель. Какая это игрушка? Назовите и покажите дымковские игрушки.
Дети находят, называют и показывают дымковские игрушки (барышня, петушок, уточка).
В-ель. Из чего делают дымковскую игрушку?
Дети. Из глины.
В-ель. Какие элементы росписи используют при рисовании игрушки?
Дети. Точки, кружочки, линии и т. д.
В-ель. Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой формой, яркой орнаментной росписью. Когда-то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весёлой и озорной дымковской игрушкой
В-ель. Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым
Земляничка цветом алым
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась
А трава как, бахрома…
В-ель. Ребята о какой росписи идет речь?
Дети. О хохломской росписи.
В-ель. Посмотрите на предметы, какие цвета используются в данной росписи.
Дети. Красный, золотой, черный, зеленый
В-ель. Какой материал используют для росписи?
Дети. Деревянный.
В-ель. А какие элементы хохломской росписи вы знаете?
Дети. Разные ягоды: смородина, малина, клубника, гроздья рябины, травка, завитки, листья, цветы.
В-ель. Есть на Волге город древний, по названью Городец.
Славится он росписью, творец
Распускаются букеты, ярко красками горя,
Чудо - птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.
В-ель. Найдите и покажите городецкие изделия. Посмотрите на эти изделия. Какие элементы росписи используют мастера?
Дети. Листья и цветы.
В-ель. Какие цвета используются в этой росписи?
Дети. Зеленые, розовые, голубые.
В-ель. А еще, какой элемент используют?
Дети. Городецкую птицу.
В-ель. Птицу рисуют в центре изделия, а края изображают другими элементами росписи.
В-ель. А сейчас я на слайдах буду показывать элементы росписи, а вы будете их называть.
Дидактическая игра «Назови, какая роспись?»
Воспитатель показывает на слайдах элементы росписи, дети её называют.
В-ель. Все эти предметы с изображением разных видов росписи так же относятся к символам России.
В-ель. Проходим к следующему экспонату.
Дети подходят к самовару.
В-ель. Посмотрите, какая интересная вещь. Отгадайте, что же это?
На дворе у чудака золотистые бока,
Наелся щепок до отвала,
Пускает струйки дыма, пара.
Пляшет глянцевый сапог,
Из брюха льется кипяток.
В-ель. Правильно, это самовар. Самовар – это устройство для приготовления кипятка. Сам варит – отсюда и слово произошло. Своим появлением самовар обязан чаю. Самовар всегда считался символом русского гостеприимства, символом добра и уюта в доме. Если самовар «пел песни», когда закипал - это к добру. Сверху ставили заварочный чайник, он тоже «пел, фырчал, шипел». Наливая чай, приговаривали – на здоровье! Самовар держали горячим весь день, за чаем проводили долгие часы и бывало выпивали по 20 чашек чая. Стол ломился от разных сластей и угощений. Чаепитие из самовара стало на Руси национальной традицией.
Воспитатель на слайдах показывает, как люди в старину пили чай из самовара.
В-ель. А сейчас мы с вами соберем самовар.
Дидактическая игра «Собери самовар».
Дети из частей собирают картинку с изображением самовара.
В-ель. Вот какой у нас получился красивый самовар.
В-ель. Давайте подойдем к последним экспонатам.
Воспитатель подводит детей к матрешкам.
В-ель. Матрешка - уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом нашей страны- России. Она добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Как вы думаете, из чего сделана матрешка?
Дети. Из дерева.
В-ель. Самый подходящий материал для изготовления матрешки - сухая липа или береза, так как она очень мягкая, легко поддается вырезанию ножом. Дерево спиливается весной, и очищенные от коры бревнышки необходимых размеров заготавливаются впрок. Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, причем вначале вытачивается самая маленькая неразъемная куколка. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще фигурка, и так до десяти-двенадцати куколок.
В-ель. Кто расписывал эти игрушки?
Дети. Художники.
В-ель. Какие цвета использовали художники?
В-ель. Давайте найдем одинаковых матрешек.
Проводиться дидактическая игра «Найди одинаковых матрешек».
Дети садятся за столы, на столах карточки с изображением разных матрешек. Они находят одинаковых и обводят карандашом.
Затем рассказывают, каких матрешек они обвели.
В-ель. На этом наша экскурсия в музей заканчивается. Нам пора отправляться в детский сад.
Свежий воздух мы вдохнем,
По дорожке мы пойдем.
Друг за другом, детвора,
В детский сад идти пора.
Рефлексия.
В-ель. Что интересного и нового вы сегодня узнали?