Светлана Карачина
Конспект ООД по развитию связной речи в старшей группе «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем».
Цель: Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект ООД по развитию связной речи в старшей группе „Пересказ сказки В, Сутеева „Кораблик“ с использованием опорных схем“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Сутеев В.Г.
- «Кораблик», Сутеев
- Темочки
Обучение детей приемам планирования собственного пересказа с применением опорных схем. Формирование у детей активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа. Активизация и обогащение словарного запаса с помощью подбора синонимов.
Развивающие :
Развитие связной речи, слухового внимания, фонематического восприятия, мышления. Активизировать использование в речи грамматических форм, при помощи которых образуются ласковые обращения и названия животных. Развитие умения понимать и объяснять смысл поговорок.
Воспитательные:
Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи и понимания.
Методические приемы: Чтение, беседа, рассматривание графических схем; подбор слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами; выстраивание серии опорных схем к сказке.
Оборудование: опорные схемы, сказка В. Сутеева «Кораблик», портрет В. Г. Сутеева, подбор и выставка книг Сутеева, «Нравственная лесенка Н. В. Нижегородцевой.
Предварительная работа:
• Чтение сказки В. Сутеева «Кораблик».
• Обсуждение нравственных поступков героев произведения.
• Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.
• Рисование, аппликация, лепка по содержанию сказки.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Педагог: Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза). А теперь пожелайте доброго утра друг другу и нашим гостям!
Дети отгадывают загадку про дружбу:
Педагог: Ребята! А вы любите отгадывать загадки? Сейчас я загадаю вам очень интересную загадку. Скажите, кто это?
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный. (друг).
II. Основная часть.
1. Подготовка к восприятию текста
Педагог: Что значит «верный друг»? Кого можно назвать настоящим другом?
2. Чтение сказки. Развитие слухового внимания и памяти.
- Внимательно послушайте сказку Владимира Сутеева «Кораблик».
Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Пришли на речку.
- Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
- Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не захлебнулся!
Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.
Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку.
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик!
Столкнули кораблик в воду.
Сели на него и поплыли!
Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!
3. Содержательный и языковой разбор текста
Беседа по содержанию сказки, словарная работа.
Педагог: О ком рассказывается в этой сказке?
Дети: Эта сказка о Лягушонке, Мышонке, Муравье, Жучке, Цыпленке.
Педагог: Что придумали друзья?
Дети: Они придумали построить кораблик, чтобы поплавать на нем, так как они сами не умеют плавать.
Педагог: Как они построили кораблик?
Дети: Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку. И, пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик!
Педагог: Чем заканчивается сказка?
Дети: Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!
Педагог: Какими словами?
Дети: И не догонишь!
(Характеристика героев сказки с помощью «Нравственной лесенки» Н. В. Нижегородцевой)
Педагог: Каким показан лягушонок в этой сказке? На какую ступеньку вы бы его поставили? Обоснуйте.
Дети: На самую нижнюю потому, что он хвастливый, насмешливый, озорной.
Педагог: А его друзья, какие? А их на какую ступеньку? Почему?
Дети: На самую верхнюю, так как они смелые, находчивые, трудолюбивые, деловые.
Педагог: Как вы понимаете, что значит поговорка «Один за всех, все – за одного?»
Дети: Это значит помогать друг другу, дружить, заботиться друг о друге.
Педагог: Про кого из сказки «Кораблик» можно сказать : Один за всех, все за одного? Перечислите.
Дети: отвечают.
Педагог: А к лягушонку подходит эта поговорка? Как вы думаете?
Дети: Нет.
Педагог: Почему нет, объясните.
Дети: Он плохой, не помогал друзьям, смеялся над ними.
Педагог: Подумайте про кого из ваших товарищей можно сказать : Один за всех, все за одного.
Педагог: Молодцы, ребята.
4. Лексико-грамматические упражнения по тексту:
Игра «Назови ласково»
Педагог: А сейчас поиграем в игру «Назови ласково».
Маленький - лягушонок, желтенький - цыпленок, серенький – мышонок, лист – листочек, скорлупа – скорлупка, солома – соломинка, веревка – веревочка, корабль – кораблик.
Игра «Подбери синонимы»
Думать – размышлять, вникать, раздумывать; обидеться – расстроиться, разозлиться, рассвирепеть; хохотать – смеяться, ухмыляться, усмехаться; принести – притащить; друзья- приятели, товарищи, доброжелатели; дружба- дружелюбие, мир, согласие и т. д.
5. Повторное чтение текста по частям с усложнением. (Педагог читает текст и преднамеренно допускает ошибки смыслового характера)
Педагог: Я буду читать рассказ по частям, а вы скажете, всё ли правильно я прочитала.
Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Пришли в аквапарк.
- Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Дети: Не в бассейн, а на речку.
Педагог: (читает дальше).
- Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не подавился!
Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.
Дети: Чуть было не захлебнулся.
Педагог:
Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку.
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили самолетик!
Дети: И построили кораблик.
Педагог:
Столкнули кораблик в воду.
Сели на него и поплыли!
Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще поплакать, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!
Дети: Не поплакать, а посмеяться.
Педагог: Молодцы, ребята! Нашли все ошибки и поправили меня. А теперь я посмотрю умеете ли вы плавать!
6. Физкультминутка
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись:
Раз, два, три, четыре-
Вот как славно.
Освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – кроль.
Все, как один.
Плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Имитация движений по ходу чтения
7. Моделирование сказки с помощью опорных схем
(Педагог показывает серию опорных схем к сказке. Среди них есть схемы, которые не подходят к данной сказке).
Педагог: Кто пошел гулять? Куда они пришли?
Дети: Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок пришли на речку.
Педагог: Кто прыгнул в воду? Что он сказал?
Дети: Лягушонок.
Педагог: Отберите эту схему.
Педагог: Почему остальные не стали купаться?
Дети: Они не умеют.
Педагог: Что сказал Лягушонок своим друзьям? Как стал хохотать Лягушонок?
Дети: Он сказал «Куда вы годитесь» и так засмеялся, что чуть не захлебнулся.
Педагог: Найдите эту схему.
Педагог: Как отнеслись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок к словам Лягушонка?
Дети: Они обиделись и начали думать.
Педагог: Что принесли Цыпленок и Мышонок?
Дети: Листочек и ореховую скорлупку.
Педагог: Отберите эту схему.
Педагог: Что притащил Муравей? Жучок?
Дети: Муравей притащил соломинку, Жучок – веревочку.
Педагог: Что построили друзья? Что они сделали потом?
Дети: Кораблик. Столкнули в воду и поплыли
Педагог: Отберите схему.
Педагог: А что в это время делал Лягушонок?
Дети: Он голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик далеко уплыл. И не догонишь!
Педагог: Посмотрите на схемы. Все ли схемы подходят к нашей сказке?
Дети: В сказке не было Паучка и Котенка. Эти картинки лишние.
Педагог: Уберем лишние схемы.
8. Пересказы детей с наглядной опорой в виде графических схем.
(по возможности подбирать слова синонимы при пересказе)
а) пересказ по цепочке (по одному) с опорой на полную серию опорных схем.
б) пересказ с опорой на серию предметных картинок, где вместо картинок героев начальные буквы (для сильных детей); пересказ сказки по телефону заболевшему другу.
III. Подведение итогов занятия
Педагог: Какую сказку вы сегодня пересказывали? О чем эта сказка?
Дети: Мы пересказывали сказку про то, как друзья построили кораблик.
Педагог: Кто больше всех вам понравился? Почему? А кто не понравился? Почему?
(Ответы детей)
Задание воспитателя
Педагог: Мне очень понравилось, как вы работали на занятии. Я приготовила вам подарок: раскраски с героями сказки. Дома раскрасьте картинки и расскажите сказку родителям.
Педагог: Я желаю вам добра, добрых дел и добрых слов. Я желаю, чтобы с вами Людям было веселей, чтобы добрыми глазами Вы смотрели на людей.