Получи документы

Конспект ООД по развитию связной речи в старшей группе «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем»

Светлана Карачина
Конспект ООД по развитию связной речи в старшей группе «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем».

Цель: Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Конспект ООД по развитию связной речи в старшей группе „Пересказ сказки В, Сутеева „Кораблик“ с использованием опорных схем“» размещена в разделах

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа с применением опорных схем. Формирование у детей активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа. Активизация и обогащение словарного запаса с помощью подбора синонимов.

Развивающие :

Развитие связной речи, слухового внимания, фонематического восприятия, мышления. Активизировать использование в речи грамматических форм, при помощи которых образуются ласковые обращения и названия животных. Развитие умения понимать и объяснять смысл поговорок.

Воспитательные:

Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи и понимания.

Методические приемы: Чтение, беседа, рассматривание графических схем; подбор слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами; выстраивание серии опорных схем к сказке.

Оборудование: опорные схемы, сказка В. Сутеева «Кораблик», портрет В. Г. Сутеева, подбор и выставка книг Сутеева, «Нравственная лесенка Н. В. Нижегородцевой.

Предварительная работа:

• Чтение сказки В. Сутеева «Кораблик».

• Обсуждение нравственных поступков героев произведения.

• Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.

• Рисование, аппликация, лепка по содержанию сказки.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Педагог: Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза). А теперь пожелайте доброго утра друг другу и нашим гостям!

Дети отгадывают загадку про дружбу:

Педагог: Ребята! А вы любите отгадывать загадки? Сейчас я загадаю вам очень интересную загадку. Скажите, кто это?

Радость делит он со мной,

За меня всегда горой.

Коль беда случится вдруг,

Мне поможет верный. (друг).

II. Основная часть.

1. Подготовка к восприятию текста

Педагог: Что значит «верный друг»? Кого можно назвать настоящим другом?

2. Чтение сказки. Развитие слухового внимания и памяти.

- Внимательно послушайте сказку Владимира Сутеева «Кораблик».

Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Пришли на речку.

- Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

- Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не захлебнулся!

Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.

Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку.

И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик!

Столкнули кораблик в воду.

Сели на него и поплыли!

Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!

3. Содержательный и языковой разбор текста

Беседа по содержанию сказки, словарная работа.

Педагог: О ком рассказывается в этой сказке?

Дети: Эта сказка о Лягушонке, Мышонке, Муравье, Жучке, Цыпленке.

Педагог: Что придумали друзья?

Дети: Они придумали построить кораблик, чтобы поплавать на нем, так как они сами не умеют плавать.

Педагог: Как они построили кораблик?

Дети: Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку. И, пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик!

Педагог: Чем заканчивается сказка?

Дети: Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!

Педагог: Какими словами?

Дети: И не догонишь!

(Характеристика героев сказки с помощью «Нравственной лесенки» Н. В. Нижегородцевой)

Педагог: Каким показан лягушонок в этой сказке? На какую ступеньку вы бы его поставили? Обоснуйте.

Дети: На самую нижнюю потому, что он хвастливый, насмешливый, озорной.

Педагог: А его друзья, какие? А их на какую ступеньку? Почему?

Дети: На самую верхнюю, так как они смелые, находчивые, трудолюбивые, деловые.

Педагог: Как вы понимаете, что значит поговорка «Один за всех, все – за одного?»

Дети: Это значит помогать друг другу, дружить, заботиться друг о друге.

Педагог: Про кого из сказки «Кораблик» можно сказать : Один за всех, все за одного? Перечислите.

Дети: отвечают.

Педагог: А к лягушонку подходит эта поговорка? Как вы думаете?

Дети: Нет.

Педагог: Почему нет, объясните.

Дети: Он плохой, не помогал друзьям, смеялся над ними.

Педагог: Подумайте про кого из ваших товарищей можно сказать : Один за всех, все за одного.

Педагог: Молодцы, ребята.

4. Лексико-грамматические упражнения по тексту:

Игра «Назови ласково»

Педагог: А сейчас поиграем в игру «Назови ласково».

Маленький - лягушонок, желтенький - цыпленок, серенький – мышонок, лист – листочек, скорлупа – скорлупка, солома – соломинка, веревка – веревочка, корабль – кораблик.

Игра «Подбери синонимы»

Думать – размышлять, вникать, раздумывать; обидеться – расстроиться, разозлиться, рассвирепеть; хохотать – смеяться, ухмыляться, усмехаться; принести – притащить; друзья- приятели, товарищи, доброжелатели; дружба- дружелюбие, мир, согласие и т. д.

5. Повторное чтение текста по частям с усложнением. (Педагог читает текст и преднамеренно допускает ошибки смыслового характера)

Педагог: Я буду читать рассказ по частям, а вы скажете, всё ли правильно я прочитала.

Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Пришли в аквапарк.

- Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Дети: Не в бассейн, а на речку.

Педагог: (читает дальше).

- Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не подавился!

Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.

Дети: Чуть было не захлебнулся.

Педагог:

Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку.

И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили самолетик!

Дети: И построили кораблик.

Педагог:

Столкнули кораблик в воду.

Сели на него и поплыли!

Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще поплакать, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!

Дети: Не поплакать, а посмеяться.

Педагог: Молодцы, ребята! Нашли все ошибки и поправили меня. А теперь я посмотрю умеете ли вы плавать!

6. Физкультминутка

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись:

Раз, два, три, четыре-

Вот как славно.

Освежились!

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс,

Одной, другой – кроль.

Все, как один.

Плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Имитация движений по ходу чтения

7. Моделирование сказки с помощью опорных схем

(Педагог показывает серию опорных схем к сказке. Среди них есть схемы, которые не подходят к данной сказке).

Педагог: Кто пошел гулять? Куда они пришли?

Дети: Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок пришли на речку.

Педагог: Кто прыгнул в воду? Что он сказал?

Дети: Лягушонок.

Педагог: Отберите эту схему.

Педагог: Почему остальные не стали купаться?

Дети: Они не умеют.

Педагог: Что сказал Лягушонок своим друзьям? Как стал хохотать Лягушонок?

Дети: Он сказал «Куда вы годитесь» и так засмеялся, что чуть не захлебнулся.

Педагог: Найдите эту схему.

Педагог: Как отнеслись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок к словам Лягушонка?

Дети: Они обиделись и начали думать.

Педагог: Что принесли Цыпленок и Мышонок?

Дети: Листочек и ореховую скорлупку.

Педагог: Отберите эту схему.

Педагог: Что притащил Муравей? Жучок?

Дети: Муравей притащил соломинку, Жучок – веревочку.

Педагог: Что построили друзья? Что они сделали потом?

Дети: Кораблик. Столкнули в воду и поплыли

Педагог: Отберите схему.

Педагог: А что в это время делал Лягушонок?

Дети: Он голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик далеко уплыл. И не догонишь!

Педагог: Посмотрите на схемы. Все ли схемы подходят к нашей сказке?

Дети: В сказке не было Паучка и Котенка. Эти картинки лишние.

Педагог: Уберем лишние схемы.

8. Пересказы детей с наглядной опорой в виде графических схем.

(по возможности подбирать слова синонимы при пересказе)

а) пересказ по цепочке (по одному) с опорой на полную серию опорных схем.

б) пересказ с опорой на серию предметных картинок, где вместо картинок героев начальные буквы (для сильных детей); пересказ сказки по телефону заболевшему другу.

III. Подведение итогов занятия

Педагог: Какую сказку вы сегодня пересказывали? О чем эта сказка?

Дети: Мы пересказывали сказку про то, как друзья построили кораблик.

Педагог: Кто больше всех вам понравился? Почему? А кто не понравился? Почему?

(Ответы детей)

Задание воспитателя

Педагог: Мне очень понравилось, как вы работали на занятии. Я приготовила вам подарок: раскраски с героями сказки. Дома раскрасьте картинки и расскажите сказку родителям.

Педагог: Я желаю вам добра, добрых дел и добрых слов. Я желаю, чтобы с вами Людям было веселей, чтобы добрыми глазами Вы смотрели на людей.

Публикации по теме:

Беседа «Дружба» по сказке в Сутеева «Кораблик». Пересказ сказки в старшей группе Беседа на тему Дружба, по сказке В Сутеева «Кораблик», пересказ сказки в старшей группе. Воспитатель: Загадывает загадку: Радость делит.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Лиса и кувшин» Паспорт занятия: 1. Место проведения: МБОУ «Юркинская СОШ» старшая группа «Топтыжки». 2. Продолжительность: 25 мин. 3. Образовательная.

Конспект ООД по развитию речи с использованием мнемотехники «Пересказ сказки «Репка». Вторая младшая группа Цели: • учить пересказу по мнемоквадратам на примере сказки «Репка»; • активизировать интерес к художественной литературе; • закреплять.

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной логопедической группе «Пересказ сказки про Льва» Конспект ООД по «Развитию речи» в подготовительной логопедической группе «Пересказ сказки про Льва» Автор :Малиенко Наталья Тема: Пересказ.

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» Конспект оод по развитию речи в старшей группе. Тема:Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» Цели: Совершенствование умения.

Конспект занятия для средней группы по развитию связной речи «Теремок». Пересказ русской народной сказки Конспект занятия для средней группы по развитию связной речи Тема: «Теремок» Пересказ русской народной сказки Цель: Развитие связной монологической.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использование графических схем «Пересказ рассказа «Купание медвежат» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использование графических схем. Синица О. Н. Тема: Пересказ рассказа "Купание медвежат".

Конспект занятия по развитию речи с использованием светового песочного стола «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»Конспект занятия по развитию речи с использованием светового песочного стола «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» Тема: Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,«Социально-коммуникативное», «Познавательное.

НОД по развитию речи в старшей группе с использованием опорных картинок. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Спор деревьев» Конспект НОД занятия по развитию речи в старшей группе с использованием опорных картинок на тему: Пересказ рассказа К. Д. Ушинского "Спор.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки Сутеева «Три котёнка» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Вслед за дикими гусями» Тема: Пересказ сказки Сутеева «Три котёнка». Программное содержание:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по развитию связной речи в старшей группе «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем»
Опубликовано: 14 февраля 2019 в 22:33
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД по развитию связной речи в старшей группе «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Карачина (УИ 384366) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД