Ирина Савельева
Конспект организованной образовательной деятельности в форме игровых ситуаций «Путешествие в страну красок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности в форме игровых ситуаций
Тема: «Путешествие в страну красок»
Возрастная группа: старший дошкольный возраст детей с нарушением зрения.
Основная образовательная область : «Художественно-эстетическое развитие».
Интеграция с образовательными областями : «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Программные задачи:
Образовательные :
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности в форме игровых ситуаций „Путешествие в страну красок“» размещена в разделах
1. Закреплять знания детей о зелёном, жёлтом и красном цвете, их оттенках.
2. Развивать эстетическое восприятие колорита в природе и искусстве пейзажа.
3. Учить создавать декоративную композицию, располагая изображения по всей поверхности листа.
4. Учить отображать состояние погоды в рисунках (ветер, дождь) цветом, линиями, оттисками.
Воспитательные:
1. Воспитывать эстетическое отношение к природе и её изображению в пейзаже.
2. Стимулировать творческое самовыражение детей.
3. Гармонизировать эмоциональное состояние.
Специальные:
1. Упражнять цветовосприятие отбором тонких оттенков холодного, печального и экспрессивного колорита поздней осени.
2. Побуждать к выбору необходимой техники, способов, материала, цветового решения, соответствующих времени года (осень, используя нетрадиционные техники в изобразительной деятельности.
Материал: репродукции картин, детские рисунки за прошлые годы, осенние листья с различных деревьев зелёного, оранжевого, красного, жёлтого, коричневого цветов, педагогические эскизы с цветовыми композициями, материалы для печати (гуашь, листья, кисти, палитра для смешивания красок, чёрная бумага формата А4, материалы для набрызга (жёсткие кисти, картон или пластик (55см, трафареты с изображением различных листьев, чёрная бумага формата А4, восковые мелки, акварель, белая бумага формата А4, кисти).
Аудиозаписи:
1. П. И. Чайковский. Времена года – «Осенняя песенка».
2. М. Красев. «Падают листья».
3. Т. В. Юрченко. Стихотворение «Осень». Звукозапись.
4. Т. Попатенко. «Листопад».
5. «Музыкальная палитра №5, 2010 г. ; №8 «Дефиле осенних листьев».
Сказочные персонажи: Дождевая туча, жители заколдованного города, королева – золотая Осень, принцесса – Кисточка.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: «Ветер тучи зазывает,
Очень быстро холодает.
Листья все перемешало,
Королевство всё заколдовало»…
Звучит музыка М. Красева «Падают листья».
Сценический эпизод: туча, падающие и кружащие листья.
Воспитатель разбрасывает листья на ковре игровой комнаты, обыгрывая листопад поздней осени. Предлагает детям собрать все листья в корзину, объясняет, что это заколдованные жители волшебного города, где царствует королева Осень.
- «Ребята, нам нужно срочно расколдовать их и в этом нам поможет принцесса Кисточка и её помощница волшебная Палитра. Но без вашей помощи, ребята, им не справиться! Мы с вами сейчас пойдём на поиски принцессы Кисточки и её помощницы Палитры. Кто же нам укажет дорогу?»
-Зелёный клубок!
Воспитатель: «Он то нам и укажет дорогу в царство-государство. Клубок не простой – волшебный. Чтобы он указал нам дорогу, надо прослушать стихотворение и определить о каком времени года идёт речь».
Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение Н. Заболоцкого о ранней и поздней осени; прослушать звукозапись стихотворения Т. В. Юрченко «Осень» и определить время года.
«Суровой осени печален вид,
Уныло спят безмолвные растения.
Над крышами пустынного селения
Заря небес болезненно горит.
И небо хмурится, и мчится ветер к нам,
Рубаху дерева сгибая пополам!» (Н. Заболоцкий)
Дети: «Осень»
Воспитатель: «Правильно, осень. А какая осень? Поздняя или ранняя?»
Дети: «Поздняя».
Воспитатель: «Молодцы. Зелёный клубок нам укажет дорогу к принцессе Кисточке. А с кем может она дружить?»
Дети: «с красками!»
Воспитатель: «Правильно. Это царство красок».
Воспитатель обращает внимание детей на репродукции картин великих художников, пишущих осенние пейзажи: И. Левитана, М. Сурикова и т. д., на рисунки своих сверстников за прошлые годы; вместе с детьми определяют гамму красок (красный, зелёный, жёлтый, коричневый, чёрный, серый, бордовый, оранжевый, мало жёлтый и т. д.); колорит поздней осени сравнивается с колоритом золотой осени. Воспитатель рассказывает какой техникой рисования работали. Вспоминаются пословицы и поговорки об осени, загадки и т. д.
Зрительная гимнастика в стихах:
«Глазки все сейчас закрыли,
На минутку всё мы отложили.
Я цвета вам назову,
Может,что-то упущу?
Если вправо посмотрю – красный цвет определю…
Если влево посмотрю – там оранжевый найду!
Наверху горит звезда, но зелёная она!
А внизу листа, листва, поздней осени пора!
Все ль назвали мы цвета?
Красный, жёлтый обронили!
Глазки вниз мы опустили!
Вверх – зелёный мы нашли!
Про оранжевый забыли.
И опять глаза закрыли.
Я ещё раз повторю,
Может новый цвет найду!
О коричневой забыли.
Все цвета мы в ряд сложили».
Воспитатель обращает внимание детей на корзину.
-«А про жителей заколдованного города мы совсем забыли! Надо срочно их расколдовать!»
-«Вот какое цветное и красивое королевство. Это королевство красок. А вот и сама принцесса – Кисточка. Она приглашает всех детей в своё королевство. Помощницы принцессы Палитры и разноцветные краски помогут детям расколдовать жителей заколдованного города. Но для этого надо ребятам угадать с какого дерева лист (игра «Угадай, с какого дерева лист?», а после перейти к волшебству на листе бумаги. В ходе игры сказочные персонажи упражняют детей в полученных ранее знаниях в названии листьев и соответствии их с деревьями, развивают цветовое восприятие: называя дерево, ребёнок ищет лист от него, а затем показывает, какими красками и какой техникой рисования он бы его нарисовал. Воспитатель и принцесса Кисточка рассказывают об интересных и неизвестных приёмах рисования кистью и без кисти («набрызги через щётки», «резерв из воскового мелка», «мыльные пузыри», «кляксография с ниточкой», пейзаж в технике выдувания», «раздельный мазок», «рисуем губкой, ватной палочкой, листиком, веточкой и шишкой», «рисуем ручками, ножками, пальчиками и ладошками» и т. д. Дети самостоятельно выбирают понравившиеся и вызвавшие интерес художественные техники для изображения осеннего пейзажа. Воспитатель поясняет, что осенние листья можно изображать по-разному и показывает педагогические эскизы, выполненные в различных изобразительных техниках.
Дети рассматривают их и выбирают понравившиеся и непонравившиеся под музыку «Дефиле осенних листьев». Обсуждаются возможности каждой техники, повторяются основные приёмы работы. Ребята выбирают технику, листья и их цвета. При затруднении воспитатель и сказочные персонажи объясняют технологию тем, кто её выбрал, даёт установку на свободное расположение листьев по пространству всего листа. По ходу и окончанию рисунки рассматриваются, обсуждаются, какие и для чего ребёнок подобрал материалы, краски и технику рисования.
Принцесса Кисточка предлагает сделать паузу-зарядку, пока высыхают рисунки и происходит волшебство.
Физкультминутка с принцессой Кисточкой.
Листья
Листья осенние тихо кружатся.
(Дети кружатся, расставив руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся. (Приседают)
И под ногами шуршат, шелестят.
(Движения руками влево - вправо)
Будто опять закружиться хотят.
(Снова кружатся на носочках) (Н. Нищева)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что произошло волшебство и жители заколдованного городка приобрели прежний вид.
Дети благодарят принцессу Кисточку, её помощницу Палитру и их друзей краски за помощь, и провожают, прощаясь с ними в их славный и великолепный «Цветоград».
Воспитатель предлагает детям под музыку Т. Попатенко «Листопад» взять свои рисунки, где произошло превращение, и принести королеве Осени, сидящей на троне. Она в ожидании чуда, когда же её жители заколдованные будут освобождены руками, творением детей. Королева Осень благодарит детей за помощь, прощается с ними до следующего года.
Возвращение в детский сад.
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, сесть в кружочек на коврике игровой комнаты и прослушать величайшие произведения П. И. Чайковского из цикла Времена года «Октябрь», «Осенняя песенка».
-Воспитатель: «Откройте глазки и потянитесь сидя.
Медленно вставайте и друг другу улыбайтесь.
Потянитесь на носках.
Руки вверх – глубокий вдох,
Выдох медленный – как смог.
Вот и детский смех кругом.
Настроение – кувырком!»
«До свидания».
Литература:
1. Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники».
2. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки».
3. Р. Ф. Ендрихенская «Копилака мудрости».
4. Н. В. Нищева «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики».