Медведева Татьяна
Конспект открытого музыкального занятия в старшей группе «Музыкальные образы в творчестве Д. Кабалевского»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальный руководитель : Медведева Т. Н.
Программное содержание. Знакомить детей с творчеством композитора Д. Б. Кабалевского; учить различать структуру произведений; формировать у детей положительные эмоции при слушании музыки; развивать творческое воображение; формировать осознанное восприятие музыкального образа с помощью двигательной, художественно-речевой деятельности, музицирования и театрализации; воспитывать оценочное отношение к музыке.
Публикация «Конспект открытого музыкального занятия в старшей группе „Музыкальные образы в творчестве Д, Кабалевского“» размещена в разделах
Оборудование: муз. центр; портрет Д. Кабалевского; картинки к пьесам; карточки с изображением веселого и грустного клоуна; деревянные ложки и маракасы по количеству детей; фишки по количеству детей, коробочки для голосования.
Музыкальный материал :
1. Д. Кабалевский «Наш край»
2. Приветствие «Здравствуй, небо голубое»
3. Д. Кабалевский «Кавалерийская»
4. Д. Кабалевский «Три подружки»
5. Д. Кабалевский «Клоуны»
6. «Улыбка», музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского
Ход занятия.
1. Вход. «Наш край». Дети входят в зал друг за другом свободным шагом, становятся в круг.
Музыкальное приветствие «Здравствуй, небо голубое».
МР: Ребята, во время вашего входа в зал звучала красивая песня о любви к Родине «Наш край» композитора, с творчеством которого мы знакомились на наших занятиях. Назовите его. (показывает портрет Д. Кабалевского). Сегодня мы закрепим наши знания о музыке Кабалевского : вспомним пьесы, которые слушали, дадим им музыкальную характеристику, будем музицировать на шумовых инструментах и даже двигаться. И начнем с ритмического упражнения.
2. Музыкально-ритмические движения. «Кавалерийская».
Педагог предлагает послушать фрагмент знакомой пьесы, определить ее название, показывает иллюстрацию к произведению.
- Какие образы композитор изобразил в этой пьесе? (скачущие лошади и всадники – кавалеристы)
- Какой характер кавалеристов передает музыка? (смелые, отважные, храбрые, сильные)
- Предлагаю вам сейчас под музыку пьесы «Кавалерийская» изобразить храбрых, смелых кавалеристов, стремительно скачущих на своих конях. Для этого мы используем движение «прямой галоп». (педагог напоминает показом это движение сам или просит показать одного из воспитанников).
Дети движутся по кругу прямым галопом.
(Садятся на стулья.)
3. Слушание. «Три подружки».
Педагог обращает внимание детей на изображения трех девочек-подружек.
- Мы с вами уже знакомы с этими подружками. Назовите их имена. ( дети говорят имена подружек: Плакса, Злюка, Резвушка)
- Благодаря им мы узнали, что музыка с помощью специальных музыкальных средств может отображать характер человека. Сейчас будет звучать музыка какой-либо девочки, а вы своей мимикой лица, жестами рук покажите, кому музыка принадлежит.
Дети слушают пьесы, отгадывают и показывают мимикой и жестами характер соответствующей подружки. Дают краткую характеристику музыки.
Игра «Лишнее слово». Педагог зачитывает ряд слов, характеризующих какую-либо подружку. Дети определяют подружку по описанию и говорят лишнее слово, несоответствующее данному портрету.
«Резвушка» : веселая, озорная, вредная, игривая, легкая.
«Плакса» : грустная, печальная, жалобная, колючая, слезливая.
«Злюка» : резкая, грубая, мягкая, сердитая.
4. Музицирование на шумовых инструментах. «Клоуны».
Звучит фрагмент пьесы «Клоуны», дети называют ее.
- Почему пьеса называется «Клоуны»? Сколько их «участвует в цирковом представлении»? ( два клоуна: веселый и грустный)
Педагог предлагает кому-либо из детей выложить на доске карточки с изображением клоунов в той последовательности, в которой они появляются в музыке (веселый – грустный – веселый). Обращает внимание на то, что пьеса состоит их трех частей.
После этого дети играют ровными длительностями на шумовых инструментах: на 1 и 3 части – деревянные ложки; на 2 часть – маракасы.
5. Пение. «Улыбка».
- Скажите, что общего у подружки Резвушки и веселого клоуна в характере? А как это отражается на их лицах? (улыбкой). Предлагаю завершить наше занятие исполнением песни «Улыбка».
Дети становятся в круг, поют песню и выполняют движения в соответствии с текстом.
6. Рефлексия.
- Итак, сегодня мы подвели небольшой итог нашим знаниям о творчестве какого композитора?
- Назовите его произведения, которые звучали сегодня на занятии.
Педагог предлагает каждого ребенка проголосовать за понравившийся музыкальный образ (положить фишку в коробочку, обозначенную картинкой с персонажем: кавалерист, клоуны, три подружки). После голосования педагог благодарит детей за работу на занятии, прощается.
Под музыку песни «Наш край» дети выходят из зала.