Конспект открытого просмотра по исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возрата

Анастасия Бобровская
Конспект открытого просмотра по исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возрата

Тема: «Вулканы»

Цель: Обогащение сознания детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире о таком явлении природы как вулканы.

Задачи.

Образовательные:

– познакомить детей со строением земной коры, образованием гор и природным явлением - извержение вулканов; сформировать представления о типах вулканов.

Развивающие:

– развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме;

- развивать аккуратность в работе, взаимопомощь;

- закреплять умения детей в конструировании из бумаги, и в технике работы с клеем и ножницами.

– формировать у детей умение делать умозаключения и поощрять их за самостоятельное формулирование выводов по итогам беседы, эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность);

- воспитывать аккуратность в работе при выполнении заданий, трудолюбие – убирая своё рабочее место.

– закладывать основы экологической культуры личности (поведение в природной среде).

Интеграция образовательных областей.

Познание: расширение представлений детей об объектах и явлениях неживой природы; развитие активности, инициативности и самостоятельности в познавательной деятельности; развитие познавательной активности детей в процессе выполнения опыта.

Коммуникация: расширение словарного запаса на основе формирующихся у детей представлений о мире: лава, жерло, вулкан, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан и т. д. ; активизирование их в речевой практике.

Социализация: воспитание интереса и стремления к созидательному познанию окружающего мира; создание условий в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей; поддержание стремлений ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми; формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками.

Здоровье: укрепление здоровья детей, используя здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, смену статический поз, разнообразную деятельность детей.

Безопасность: повторение с детьми правил: работы с ножницами, поведения во время работы с незнакомыми продуктами и новыми явлениями природы.

Материалы и оборудование:

Для опыта: пластиковые стаканчики и стаканчики с водой (на каждого ребенка, глубокие пластиковые тарелки (на каждого ребенка, сода, моющая жидкость (любая, красная пищевая краска, лимонная кислота, макет вулкана, набор маленьких стаканчиков (на каждого ребенка, салфетки.

Для творчества: картон, ножницы, клей карандаш, салфетки, доски для аппликации.

Наглядные пособия: географическая карта, фоторепродукции гор, вулканов, макет вулкана, горы, вулканический камень, схема проведения опыта, карточки с правилами поведения во время опытов.

Предварительная работа: знакомство с явлениями природы, картой, глобусом, беседы по теме: «Что такое горы», «Дымящиеся горы», знакомство с минералами; исследование камней, проведение опытов с песком, глиной, мелом.

Ожидаемые результаты: дети получат возможность занять активную позицию, принять участие в проведении экспериментов и опытов, под моим руководством сделать выводы и произвести самостоятельные обобщения. Самостоятельный творческий поиск позволит увлечь, заинтересовать, пробудить в детях жажду познания, развить желание довести начатое дело до конца. Такому развитию помогает расположение детей в течение одного занятия, смена обстановки (на ковре, вокруг педагога, стоя или сидя за столами). Такая организация мероприятия даст простор для выдумок и творчества детей, позволит им быть свободными и утверждаться в своих силах.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я рада встрече с вами. Меня зовут Анастасия Викторовна. Давайте улыбнёмся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнём, а для этого проходите, присаживайтесь на свои коврики, которые я для вас приготовила.

2. Мотивация.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я шла, мне передали конверт адресованный детям из группы…. Мне было так интересно, что там, но я не стала его открывать без вас, давайте прочитаем что там, а может что-то важное написано?

(открывается письмо там панно – карта)

Воспитатель: Как вы думаете, что это такое?

Дети: Карта.

3. Основная часть: (Познание, Коммуникация)

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем на удивительной планете, которая называется.

Дети: Земля.

Воспитатель: На карте, изображены реки, моря, суша, горы разными цветами. Давайте рассмотрим и вспомним, каким цветом изображены моря, океаны, реки.

Дети: Синим.

Воспитатель: Суша? Горы?

Дети: Зеленым, желтым, коричневым.

Воспитатель: А почему одни горы имеют светлый оттенок коричневой краски, а другие более темный?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а что же такое горы?

Дети: Это высокие холмы.

Воспитатель: А из чего состоят горы?

Дети: Из камней.

Воспитатель: Все вы зимой катаетесь с ледяной горки. А можно ли ледяную горку назвать горой? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, потому что горы состоят из камней, а ледяная горка - только изо льда. Горы бывают очень высокими.

Воспитатель просит одного из детей показать на карте части горы.

Воспитатель: Молодцы! Вы уже знаете, что горы имеют свое строение. Как называется верх горы?

Дети: Вершина.

Воспитатель: А еще у горы есть бок, который называется.

Дети: Склон.

Воспитатель: Ребята, а как вы думайте, как образуется гора?

Чтобы разобраться в этом, нужно хорошо знать строение Земли.

(в панно воспитатель открывает карман, на котором показано в разрезе строение Земли)

Земля состоит из несколько слоев, образованных разными горными породами. Мы живем на наружном, самом тонком слое, который называется – земная кора.

4. Практический эксперимент

Воспитатель: Представьте, что карта, это земная кора, а наши ладони, это каменные пласты, из которых состоит земля. Эти пласты постоянно двигаются, но очень медленно. Давайте подвигаем ладонями, что происходит?

Дети:

Воспитатель: А вот места, где большие плиты отходят друг с другом, что получилось – углубление, впадина, а вот одна плита находит на другую, на них ещё, ещё, что получилось?

Дети: Гора!

Воспитатель: На Земле, ребята, есть и необычные горы. Когда они спят, то почти ничем не отличаются от других гор. Но иногда эти горы «просыпаются».

Магма по жерлу рвется наружу,

Выход из кратера очень ей нужен.

Если проход на поверхность ей дан,

Значит проснулся грозный… (вулкан).

Как называются такие горы?

Дети: Вулканы.

Воспитатель: А как называется это явление, когда гора «просыпается»?

Дети: Извержение вулкана. Для того, чтобы узнать когда вулканы могут проснуться, предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется». Хотите сами сделать извержение вулкана, разбудить его?

5. Физминутка. (Здоровье, Социализация)

Воспитатель: Прежде чем провести опыт по оживлению вулкана, хотелось бы проверить умеете ли вы быть внимательными, осторожными, не делать запрещенных движений.

Игра называется «Запрещенные движения». Правило: запрещено делать вот такие движения …. Будьте внимательны, я буду показывать и запрещенные движения.

Воспитатель: Все старились быть внимательными. Значит, и во время опыта будете работать осторожно и аккуратно, следуя инструкции. Что такое вулкан? Кто знает? Вы хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана?

(Подводит детей к столу, на котором находится макет вулкана)

Воспитатель показывает указкой и рассказывает детям, что если смотреть сверху, можно увидеть большую яму – воронку. Это часть называется кратер. Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне красно – оранжевая часть – это жерло – дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Лава это растопленные камни. Она течет вниз по склону и вытекает очень- очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает все живое и неживое, превращая в пепел. Когда лава утечет далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни.

(Звучит громкая музыка).

Воспитатель: Ребята, кажется наш вулкан «оживает», давайте отойдем подальше от вулкана.

(дети наблюдают извержение вулкана)

Воспитатель: Интересно! Хотите сами сделать вулкан и самостоятельно, в лаборатории проделать опыт: извержение вулкана? Я приглашаю вас в исследовательский центр.

6. Работа в центрах.

А) Центр Изо. (Художественное творчество)

(дети рассаживаются за столы).

Проводится закрепление новых слов, дети рассказывают, какой формы вулкан, сравнивают его с пирамидой, с сосудом, с конусом.

Изготовление макета вулкана.

Воспитатель: На какую фигуру похож вулкан? (Конус)

(показ с комментарием)

Воспитатель: Возьмите лист картона и сверните его, так, чтобы граница одной стороны легла на нарисованную линию на другой стороне. Свернули? Что получили? А теперь развернем, намажем выделенный край клеем и сделаем тоже самое.

Воспитатель наблюдает за работой детей, предлагая и оказывая помощь детям.

Воспитатель: Мы говорим, что вулкан это огнедышащая гора. А чем дышит вулкан? (Кратером)

Воспитатель: Давайте в своём вулкане тоже сделаем отверстие, ножницами. Покажите, не направляя на себя и других, как вы все держите ножницы. Другой рукой возьмитесь за низ конуса, широко раскройте ножницы и срежем верх конуса по нарисованной линии.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что мы создали? (Макет, образ вулкана). Покидая мастерскую, давайте проверим порядок на столах: ножницы на место, клей закрыт, обрезки в специальной урне, стульчики задвинуты. Теперь можно пройти в следующий центр.

(дети проходят в лабораторию)

Б) Центр «Познания» (опытно-экспериментальная деятельность)

Воспитатель: Занимаем рабочие места.

(У каждого свой макет вулкана, набор для проведение опытов. Схема проведения опыта, вода лежат в центре на двоих. Надо будет договариваться, чтобы не помешать другому аккуратно провести опыт).

Воспитатель: Посмотрите, на столах оборудование, которое поможет нам разбудить вулканы, но до него мостик из карточек. Каких? Посмотрите.

Чтобы не навредить себе и окружающим, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения.

(Знакомство с правилами безопасности)

(Дети самостоятельно готовят состав лавы).

Воспитатель: Чтобы разбудить вулкан, надо:…

- Извержение начинается после того, как добавили воду.

Дети проводят опыт.

(Воспитатель консультирует, следит за соблюдением правил безопасного поведения).

Воспитатель: Какие красивые, замечательные, необычные вулканы вы оживили.

- У кого очень быстро изливалась лава? …

ИТОГ занятия:

Воспитатель: Итак, мы сегодня говорили об извержении вулкана. Вам понравилось? … Какие вулканы бывают?

- А сможете ли вы рассказать об этом другим детям группы? … Я думаю, что у вас все получиться. А для этого я дарю вам альбом с фотографиями вулкана, схему опыта, состав для опыта и макет вулкана. От вас я хочу получить письмо или сообщение, о том, что у вас получилось. Нарисуете? Я буду ждать. До новых встреч, дети!

Публикации по теме:

«Опасные предметы вокруг нас». Конспект открытого просмотра непосредственно образовательной деятельности в средней группе Цель: закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости.

Форма познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по карте» Слайд 1: название презентации Путешествие по карте – тип исследования, предложенный Н. А. Коротковой в ее монографии «Образовательный процесс.

Конспект интегрированного открытого просмотра непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Сыскное агенство» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по.

Конспект открытого просмотра образовательной деятельности по математике «Чебурашка к нам пришёл» «Чебурашка к нам пришёл» Программное содержание: 1. Учить детей различать геометрические фигуры. Закреплять умение группировать предметы.

Конспект открытого просмотра образовательной деятельности в подготовительной группе «Эколята-дошколята, друзья природы» Инструктор по ФК МБДОУ ДС ОВ №16 МО Темрюкский район, ст. Курчанская Овдиенко Г. П. Конспект открытого просмотра образовательной деятельности.

Конспект открытого просмотра образовательной деятельности по экспериментированию в средней группе «Невидимка воздух» Задачи: Воспитательные: - воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами. - воспитывать.

Конспект открытого занятия по исследовательской деятельности «Путешествие капельки» .

Конспект открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для подготовительной группы «Вода»Конспект открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для подготовительной группы «Вода» ЦЕЛЬ: - вспомнить свойства воды: прозрачность, отсутствие вкуса, запаха - познакомить со свойствами – текучесть, возможность растворять.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Волшебные краски радуги» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Волшебные краски радуги». Подготовила.

Программа организации кружка по экспериментальной и исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №144» г. Перми Программа организации.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Пазлы
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Конспект открытого просмотра по исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возрата
Опубликовано: 1 мая 2016 в 19:47
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Аппликация из полосок цветной бумаги в старшей группе»
Мастер-класс «Аппликация из полосок цветной бумаги в старшей группе» Создавать павлина из цветной бумаги очень интересно и весело! Ведь он имеет шикарный...
Тест для родителей «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым?»
На продолжительность жизни и здоровье человека влияет множество разнообразных факторов. Некоторые из них – окружающая среда, генетическая...
Консультация для родителей «Ребёнок и гаджеты»
Консультация для родителей. Тема: « РЕБЁНОК И ГАДЖЕТЫ». GAME OVER… С каждым годом гаджеты всё сильнее затягивают в виртуальный мир и нас, и наших...
Герои и декорации авторской сказки «Зернышко — колосок, колосок-зернышко,...
Задачи: 1. Развивать и обогащать знания детей о хлебе, труде людей. 2. Формирование представлений о выращивании хлеба от зерна до колоска. 3. Развивать у...
Тематическое планирование по рисованию с задачами на весну (старшая группа)
МАРТ Занятие 1. «Мы нарисуем мамочке» Задачи: вызывать желание поздравить мам с праздником. Закрепить умение рисовать цветы. Создавать условия для...