Екатерина Гольцова
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук и буква Щ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить навык правильного произношения звука [щ].
Задачи:
- обучающие : закрепить знания о правильном произношении звука [щ], давать характеристику звука, научить обозначать звук [щ] буквой Ща.
- развивающие: уточнять артикуляционный уклад при произнесении звуков, автоматизировать правильное произношение звуков в словах, в чистоговорках, развивать фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук, зрительное и слуховое восприятие, уточнять словарный запас.
Публикация «Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе „Звук и буква Щ“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к занятиям, самоконтроль за своей речью, умение слушать друг друга.
Оборудование: настольные зеркала, предметная картинка «Щука», цветные звуковые схемы, предметные картинки, цветные карандаши, простой карандаш, тетрадь в клеточку, кружечки для дыхательной гимнастики.
Ход ОД:
1. Организационный момент.
Логопед : Здравствуйте, ребята! Кто скажет, как еще можно здороваться друг с другом. Дети: Доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет.
2. Сообщение темы занятия.
Логопед : Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие. А кто нам будет помогать изучать новый звук, мы узнаем, разгадав загадку.
Емеля волшебную рыбу поймал,
И много желаний ей загадал.
Оставил хвостатую парень в воде,
Исполнила рыба желания все.
(Щука)
На доску выставляется картинка щуки.
- Какой первый звук спрятался в слове Щука?
Давайте его произнесем! (дети произносят первый звук).
3. Артикуляционный уклад звука и его характеристика. Логопед : Правильно, конечно это звук [ч]. Давайте возьмем зеркала и произнесем этот звук. Какие губы, когда мы произносим этот звук? какие зубы? где находится язык, какой воздух? (на доске схемы помощники)
Дети: Губы в окошечко, зубы видны, слегка разомкнуты, язык за верхними зубами, воздух прохладный.
Логопед : А теперь давайте дадим характеристику этому звуку. А помогут нам наши схемы. Этот звук согласный или гласный? Он твердый или мягкий? каким цветом мы его обозначаем? Дети: [щ]- согласный, всегда мягкий, обозначается зеленым цветом.
4. Развитие фонематического слуха.
Игры: 1) «Покажи щеточку» 2) «Да-Нет» 3) «Веселый поезд» 4) «Добавь словечко»
Логопед : Ребята, а сейчас мы с вами поиграем.
Игра называется «Покажи щеточку». Вы поднимаете щеточку вверх, если услышите звук [щ] : к-щ-л-н-щ-п-щ….; ас, ощ, ац, чо, щу, чу, ищ, сы…; щит, чай, сок, шут, щука, штаны, цветы, щегол, телефон, роща, кочан, плющ, мышь, нос, плащ.
Логопед : «Да-Нет».
- Ребята, убираете картинки, в названии которых нет звука [щ] :щенок, плащ, ящик, щука, овощи, щетка.
«Веселый поезд»
Дети определяют место звука в слове и расставляют картинки в соответствующие вагоны.
«Добавь словечко»
- Дети, попробуйте закончить предложение, добавив словечко со звуком [щ] :
- Письмо опускают в почтовый…. ящик.
- Папа надел коричневый…плащ.
- На огороде выросли сочные …. овощи.
- У собаки маленький …. щенок.
5. Физминутка.
Щуку я тащу, тащу.
Щуку я не упущу.
Вот она какая,
Славная, большая!
Щука плавает кругами.
Щука щелкает зубами.
Ну и зубы-как пила!
Где такие ты взяла?
7. Обозначение звука буквой ща.
Логопед : Ребятки, а теперь наша гостья хочет вас познакомить еще с одной замечательной буквой. Звук [щ] на письме обозначаются буквой Ща. Посмотрите на эту букву и скажите, на что она похожа?
Дети: Буква Ща похожа на щетку.
Логопед : Правильно, давайте рассмотрим эту букву и выучим стихотворение:
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
Щука приготовила для вас задание в тетрадях, напечатайте букву Щ, потом слова: щит, плащ, вещи.
Дети проводят звуковой анализ слова плащ.
8. Дыхательная гимнастика.
Логопед - Щука предлагает нам отдохнуть и попить чай, но он горячий. Делаем глубокий вдох – пауза – длинный выдох.
9. Упражнение «Составь предложение». Дети печатают предложения в тетрадь и составляют схему предложения.
У нас щенок. Он пищит.
10. Итог ОД. Логопед : Ребята, давайте вспомним, чему мы сегодня научились на нашем занятии. - С каким звуком познакомила нас Щука? – Вспомним характеристику звука? - Какой буквой обозначается звук [щ]? -Ребята, вы такие молодцы! Наш гостья, Щука, говорит вам спасибо.