Папки-передвижки

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Таинственный и необходимый воздух»

Тарасова Светлана
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Таинственный и необходимый воздух»

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе.

Тема: «Таинственный и необходимый воздух»

Романенко С. С.

Образовательная область «Познавательное развитие».

Познавательно-исследовательская деятельность

Цель: Познакомить детей с понятием «Воздух» его своиствами и ролью в жизни человека.

Публикация «Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе „Таинственный и необходимый воздух“» размещена в разделах

Задачи:

1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.

2. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

3. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.

4. Развивать сообразительность, внимание, любознательность.

5. Закрепить правила безопасного поведения во время проведения эксперимента с воздухом.

Интеграция образовательных областей;

-социально - коммуникативное развитие;

-физическое развитие;

-познавательное развитие;

-художественно – эстетическое развитие;

-речевое развитие;

Предварительная работа: чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик….», наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека

Оборудование: оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, мешочек, игрушка резиновая, баночки, листы бумаги по количеству детей, салфетки, трубочки/соломинки, игрушка Буратино, бумага для рисования А3,гуашь, мяч.

Методические приемы:

1. Наглядные:демонстрация опытов;

2. Словесные:вопросы, высказывания детей, рассказывание, беседа, выводы.

3. Игровые:игры с воздухом

4. Практические:эксперименты с воздухом

План НОД

1. Вводная часть: 3 мин.

Приветствие.

Организационный момент

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.

Анализ обследование, выводы

2. Основная часть: 19 мин

Показ иллюстраций, комментирование,

Показ опытов,

Анализ

Экспериментирование

Обследование.

Выводы.

Физкультурная пауза

3. Заключительная часть: 3 мин

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов занятия

Длительность НОД 25 мин. .

Ход занятия

1. Организационный момент (звучит музыка….ребята входят в группу)

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам пришли гости.

Давайте со всеми поздороваемся.

(Игра на общение).

«Здравствуй,солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок! Здравствуй утро!

Здравствуй день!

Нам здороваться не лень.

Здравствуйте гости!

(Шорох из черной коробки)

В. Кто это?

Дети: Буратино!

Воспитатель: Да, это Буратино. Поздоровайтесь с ним тоже!

А что ты ищешь?

Буратино: Мальвина, загадала мне загадку, и сказала, что разгадка находится в этой коробке, вот я ищу отгадку, но пока ничего не нашел. Мне нужна помощь.

Воспитатель: Дети, давайте прочитаем задание и поможем найти отгадку.

Загадка:

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим…

Дети: Это воздух

Буратино: А что такое воздух? Что-то я о нем ничего не слышал, и никогда с ним не встречался. И здесь не видно Воздуха, и тут тоже не видно… Где же он? Может, его вовсе нет?

Воспитатель: Погоди, Буратино, я знаю, что воздух вокруг нас.

Буратино: Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?

Воспитатель: Никуда он не спрятался.

Воздух окружает нас со всех сторон и занимает всё свободное пространство, и при этом он очень таинственен.

Ребята, давайте докажем Буратино, что воздух действительно есть. Оставайся с нами, и ты сам всё поймёшь!

Буратино: Хорошо, ребята! Я останусь!

2. Основная часть.

Воспитатель: А для этого давайте отправимся разгадывать тайны воздуха.

А для этого отправимся в научную лабораторию.

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Вы знаете, что такое лаборатория?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Правильно - это помещение, где проводят разные эксперименты и исследования.

Вы готовы?

А вот и лаборатория. (дверь с надписью «Научная лаборатория») и конверт с правилами).

Воспитатель: Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.

Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием.

Правило 5 .Смотри и слушай внимательно!

(Воспитатель помещает знаки-сигналы определяющие правила).

Дети проходят к 1 столу.

Воспитатель: А вы знаете, что человек может прожить без еды – 30 дней, без воды – 15 дней, а без воздуха не сможет прожить и 5 минут. Давайте, проверим.

Эксперимент «ЗАДЕРЖКА ВОЗДУХА»

Воспитатель: Давайте вдохнём побольше воздуха, зажмём нос рукой и «нырнём», а как только воздух закончится, то «вынырнем»

Вывод: человек не может жить без воздуха.

Воздух везде! Мы дышим им на улице, дома, в садике. Воздух везде вокруг нас и внутри нас. Мы вдыхаем его внутрь себя, когда делаем вдох и выдыхаем, когда делаем выдох. Мы дышим воздухом, и не только мы, но и все живые существа – всем нужен воздух, чтобы дышать.

Воспитатель: Ребята, но, почему же мы его не видим, если он везде, как вы думаете?

Дети: Он прозрачный, через него все видно…

Знаете, как говорят про воздух?

Глазами не увидишь, руками не возьмёшь, но куда ни пойдёшь, ты везде его найдёшь.

Как вы думаете, в стакане есть воздух?

Эксперимент «Воздух - невидимка»

Оборудование: большая прозрачная ёмкость с водой, стакан, салфетка.

На дно стакана необходимо закрепить бумажную салфетку. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой.

Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Вынули стакан из воды и потрогали салфетку, она оказалась сухой.

Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Это доказывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может.

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его.

Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха).

Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

Эксперимент «Где спрятался воздух

Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки.

В. Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим)

Значит, воздух, какой? (невидимый).

Давайте поймаем воздух.

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты.

Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)

Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)

А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим).

Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).

Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?

Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.

Что вы чувствуете? (шипение).

Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.

Какой сейчас можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Буратино. : А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как человек использует такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел в бассейне спасательные нарукавники на детках и даже спасательный круг!

В:все верно,мы можем заполнить воздухом разные предметы.

(мячи, шарики различной формы, игрушка).

Если отпустить надутый развязанный шарик что будет? Он улетит.

Правильно, так как в нём сжатый воздух.

Вывод : воздух принимает разную форму и заполняет весь объем.

(Воспитатель на магнитную доску помещает знаки, определяющие св. воздуха

Вывод: Воздух - невидимка, он прозрачный, бесцветный, мы его не видим, он окружает нас везде, и не имеет формы.

Зарядка для глаз с шариком. Давайте сядем на стульчики. Следите за шариком глазками.

«Я летаю высоко,

Я летаю низко.

Я летаю далеко,

Я летаю близко.

А сейчас глаза закрою,

Ах, какая красота.

А когда я их открою,

Через речку мост построю

Воспитатель: Идем дальше.

Эксперимент «Воздух не имеет вкуса"

Воспитатель : А если вдохнуть воздух ртом, мы узнаем, какой у него вкус?

(Высказывания детей).

Воспитатель: У чистого воздуха нет вкуса.

Вдохните воздух носом….

Какой у него запах? (у него нет запаха)

(карточка)

Эксперимент: «Воздух не имеет запаха"

Воспитатель:- Скажите, а у воздуха есть запах? – нет.

Буратино : Как нет? Пахнет, я всегда чувствую, когда пахнет возле булочной.

Воспитатель: закройте глазки. и глубоко вздохнуть, ощущает ли вы какой -либо запах? Воспитатель: глубоко вздохните, ощущаете ли вы какой - либо запах?

(по очереди подносим к носикам пустые бутылочки, в которых были различные фрукты и сохранили их запахи и пустую чистую без запаха)

Воспитатель: Вдохните аромат, и определите название фрукта.

Воспитатель: имеет ли теперь воздух запах?

Вывод : воздух не имеет запаха.

Физкультминутка

«Воздух невидимка….

Воспитатель: Воздух может быть теплым и холодным

Эксперимент : «Холодный и теплый»

Воспитатель: Представьте, что у вас замерзли ручки, подуйте на них.

Какой воздух.?

А как мы будем дуть, если поранили пальчик? Дуем.

Вывод: воздух может быть теплым и холодным!

Карточка (солнышко, снежинка)

Воспитатель: Хоть мы и не видим воздуха, мы можем его почувствовать. Хотите почувствовать воздух? Для этого давайте возьмем вот эти волшебные веера. Помашите себе на лицо. Что вы чувствуете?

Дети: Мы чувствуем ветер.

Воспитатель: А что такое ветер?

(Высказывания детей)

Воспитатель: Правильно – это движение воздуха. А можно ли увидеть ветер? (Предположения детей).

Воспитатель: - Правильно, ветер невидимка, мы можем увидеть только, как он передвигает предметы, гонит по небу облака, поднимает мусор, песок на дороге, когда от ветра крутится вертушка.

И у нас посмотрите, есть вертушка. Ребята, а можем мы совершить волшебство и заставить вертушку крутиться?

Опыт с вертушкой. Дуют через трубочку на вертушку, и она начинает вертеться.

Воспитатель: Вот такой, ребята, ветер – волшебник, как и мы с вами. Он может раскачивать деревья, крутить вертушку и даже заставлять плыть корабли! Как он заставляет плыть корабли?

Воспитатель: Посмотрите, какой у нас кораблик. Ребята, а почему кораблик не плывет? (Ответы детей) Мы же волшебники, давайте подуем в наши волшебные палочки и он поплывет. Воспитатель предлагает сделать легкий ветерок, подуть на кораблик, чтобы он поплыл по морю. (Дети по очереди дуют в трубочки на кораблик).

Воспитатель: Ветер – это движение воздуха.

- Запишем с помощью вот такой карточки. («качающееся на ветру дерево»)

- А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком

Эксперимент «Воздух в человеке»

- Ребятки, как вы думаете, есть ли воздух в человеке

- Давайте проверим.

Воспитатель:- Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.

- Выходят пузырьки.

- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была

-Ответы

-Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

- Давайте продолжим исследовать воздух и перейдём к следующему опыту.

- Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

-Пузырьки поднимаются. Пузырьки это что?

Вывод: воздух есть внутри нас. Воздух легче воды.

В человеке есть воздух. (карточка «изображение человека»). И он легче воды.

Воспитатель: если воздух есть внутри нас, значит, мы с вами дышим воздухом, а кто ещё дышит им?

Дети:

Ребята, давайте подумаем, кому еще нужен воздух?

Воспитатель : (На коврике разложены картинки). Найдите изображения тех, кому нужен воздух (люди, животные, растения). Молодцы, правильно.

(Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с изображением живой и неживой природы.)

- Кому необходим воздух? Как это можно назвать, одним словом?

- Посмотрите ребятки, я принесла вам сегодня картинку. (картина с изображением заводов, авто, дым.

- Посмотрите, что происходит с воздухом?

- Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха? Как?

- Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.

Воспитатель: Что будет, если воздух исчезнет?

Дети отвечают. Все живое на планете погибнет.

В. А что мы можем сделать, что бы воздух никогда не закончился? Человек должен сажать молодые деревья,

Деревья работают как пылесосы они очищают воздух.

Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха.

Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.

Воспитатель: Запомните! Воздух очень важен для всех жителей Земли

Добавим к нашим записям еще одну.

Эксперимент : «Воздух нужен всему живому».

Если погибнет лес, то может погибнуть и все живое на земле.

Значит можно сделать вывод: чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистым, нужно беречь нашу природу.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксаграфия. Хотите попробовать?

Воспитатель: Сейчас мы с вами при помощи воздуха, красок и трубочки будем рисовать. ( Показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу с помощью трубочки и раздуть ее при помощи трубочки в разные стороны).

Я предлагаю вам нарисовать деревья осенью.

Дети рисуют.

Воспитатель и Буратино помогают ставить кляксы.

Воспитатель: Молодцы, ребята, красивые рисунки у вас получились!

Рефлексия.

Воспитатель: Итак, Что вы сегодня узнали нового? (ответы детей)

Обобщение знаний о воздухе по карточкам – символам:

- На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.

Мы открыли много секретов о воздухе, но не все…

В. Буратино, а ты понял теперь, почему разгадка находится сундучке?

Буратино: Спасибо, ребята, что рассказали мне о воздухе так много интересного.. А вам хочу сделать подарок, воздушные шарики, которые вы сможете надуть воздухом сами. А я пойду к своим друзьям и расскажу, сколько я всего тут интересного узнал! До свидания!

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель :Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего? Если вам понравилось наше занятие, то возьмите солнышко, если нет, то тучку.

Воспитатель: Молодцы, все сегодня хорошо потрудились.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию «Этот таинственный космос» для детей старшей группыКонспект НОД по познавательному развитию «Этот таинственный космос» для детей старшей группы Интеграция ОО: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие". Цель:Расширять представление детей.

Конспект НОД по познавательному развитию «Этот таинственный космос» для детей старшей группыКонспект НОД по познавательному развитию «Этот таинственный космос» для детей старшей группы Воспитатель Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили вчера на занятии и на каком месте мы остановились. (о космосе, Вселенной, мечтали.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию для средней группы «Откуда хлеб пришел?» Конспект открытого занятия по познавательному развитию для средней группы Тема: «Откуда хлеб пришел?» Цель: • дать знания детям о хлебе.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Овощи и фрукты — витаминные продукты»Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Овощи и фрукты — витаминные продукты» Цель: Формирование представлений детей о полезной пище; об овощах и фруктах - полезных для растущего организма детей Задачи: 1. формировать.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Путешествие в лес» в средней группе Цель: -Закрепить знания детей о лесе, о диких животных. - Активизировать и расширить словарь по данной теме. - Углубить и систематизировать.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в младшей группе «Тайны подводного мира» Конспект открытого занятия по познавательному развитию в младшей группе «Аистенок». Тема:«Тайны подводного мира». Выполнила: воспитатель.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группеКонспект открытого занятия по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группе Цель: Закреплять представления детей об овощах, фрукта, местом и этапами их выращивания. Расширять словарный запас, связную речь. Развивать.

Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух-волшебник»Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух-волшебник» Цель: формирование знаний детей о воздухе и его свойствах, через исследовательскую деятельность. Задачи: Образовательные: - познакомить.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Сбережём планету нашу»Конспект открытого занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Сбережём планету нашу» Цель: Создание условий для расширения и закрепления знаний у детей об окружающей среде на планете земля. Задачи: Образовательные: - расширять.

Конспект занятия по познавательному развитию «Невидимка — воздух» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Таинственный и необходимый воздух»
Опубликовано: 6 декабря 2020 в 22:40
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД