Папки-передвижки

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Устное народное творчество»

Елена Карасёва
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Устное народное творчество»

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе : «Устное народное творчество»

Цель: Познакомить детей с различными жанрами устного русского народного творчества, с русскими народными традициями.

-активизировать словарь детей.

-пробудить у детей интерес к истории ;

Интеграция образовательных областей:

1. Познание.

2. Коммуникация.

Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе „Устное народное творчество“» размещена в разделах

3. Физическая культура.

4. Социализация.

Задачи занятия :

Обучающие: уточнить и обогатить знание детей об устном народном творчестве.

Развивающие - развивать умение действовать согласованно, развивать речь детей как средство общения, развивать логическое мышления, память.

Воспитывать -интерес к устному народному творчеству, навыки к сотрудничеству, снятие мышечного и нервного напряжения.

Планируемые результаты -проявляет интерес к устному народному творчеству, эмоционально откликается на юмор в потешках, сказках, скороговорках.

Овладел навыками практического использования считалок в игре.

Материал и оборудование: бутафорская печь, коромысло, ухват, чугунок, куклы би-ба-бо, кроватка с куклой, ,ширма, русский народный сарафан, записи русской народной музыкой.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Дети заходят в музыкальный зал, звучит русская народная музыка «Как у наших у ворот», у стены печь, на ней стоит керосиновая лампа, рядом кровать, атрибуты русской избы, воспитатель в русском народном сарафане.

Воспитатель: -Здравствуйте гости дорогие! Вы пришли ко мне в гости, я всегда рада гостям. Проходите, присаживайтесь и давайте знакомится я Тетушка Матрёнушка! Я люблю рассказывать разные удивительные истории и сегодня я хочу рассказать одну из них. Хотите ее послушать? Садитесь по удобней и слушайте.

Давным- давно, когда люди не умели не читать,не писать, жила –была бабашка Фекла, любила она с внуками нянчиться, сказки сказывать, колыбельные петь, потешки сочинять, да и много чего другого придумывать.

Ребятки слушали бабушку Феклу, запоминали, а когда выросли, стали рассказывать своим детям те своим. Так и передавали из уст в уста.

Потом люди обучились грамоте и стали записывать услышанные песни, колыбельные, пословицы, загадки, поговорки и многое другое.

Благодаря этому мы с вами имеем возможность познакомиться с этими песнями, стихами, сказками, загадками и т. п.

- Как называется это творчество?

Дети:

(Называется это – устное народное творчество или фольклор).

- А почему Устное?

Дети:

(Потому, что передавалось из уст в уста, то есть на словах).

Совершенно верно.

По содержанию эти сказки, потешки простые, но в них собрана мудрость веков.

- Как вы думаете, что же слышит первое, маленький ребёнок, лёжа в колыбели?

Дети:

(Это колыбельные, которые поют мамы, когда укладывают малышей спать).

- Верно, послушайте. (тетушка Рассказушка качает кроватку с куклой и тихонько поет).

Баю, баюшки, баю,

Не ложися на краю,

Придёт серенький волчок,

И ухватит за бочок.

Баю, баю, баюшки,

Спите мои заюшки.

- Как пели песенку?

Дети:

(Песенку пели тихо, дитя успокаивалась и засыпала).

Т. М. достает из кроватки куклу, разворачивает из пеленки

-Потом ребеночку рассказывали «пестушки». Распеленают малыша, гладят по животику, ручкам, ножкам и приговаривают:

Потягунушки, потягунушки!

Поперёк толстунушки,

А в ножки ходунушки,

А в ручки хватунушки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

- Какие слова вы услышали?

Дети:

(Ласковые, певучие слова и в каждом слове заложен свой смысл «ножки ходунушки», чтоб ребенок был шустрый. Ручки – хватунишки, что бы ребёнок мог ручками брать всё что он захочет. Роток – говорок, что бы мог говорить. В головку разумок, что бы умненьким был).

Ребенок подрастает, и ему уже рассказывают потешки.

Какие потешки вы знаете?

Дети:

1. Петушок-петушок

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка.

Что ты рано встаёшь,

Голосисто поешь,

Детке спать не даешь?

2. Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

3. – Ладушки, ладушки!

Где были?

– У бабушки!

– Что ели?

– Кашку!

– Что пили?

– Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели!

4. Сорока, сорока,

Сорока – белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

Этому не дала:

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил

Тебе ничего нет!

5. Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

Ножками — топ-топ!

Глазками — хлоп-хлоп!

Кто кашку не ест?

Кто молочка не пьет?

Забодаю, забодаю!

Т. Р. –МОЛОДЦЫ! Вы очень много знаете потешек.

-Дети, когда вы играете и нужно выбрать кто будет водить, что вы делаете?

Д. –СЧИТАЕМСЯ.

Т. Р. -Правильно! Считалочки тоже устное народное творчество.

Дети:

1. Вышли мыши как-то раз

Поглядеть, который час,

Раз, два, три, четыре,

Мыши дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон -

Убежали мыши вон!

2. Раз, два, три, четыре,

Жили мушки на квартире.

К ним на чай притопал вдруг

Крестовик, большой паук.

Пять, шесть, семь и восемь,

Паука мы вон попросим:

- К нам обжора не ходи.

Ну а ты, дружок, води.

3. Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети.

Все кричали:"Кукумак!"

Убирай один кулак!

Т. Р. - Какие вы все молодцы! Предлагаю выбрать при помощи считалочки ведущего,

и поиграть в русскую народную игру «Шёл козёл по лесу ….».(Проводиться игра 3-4 раза).

Хороводная игра «Шел козел по лесу…»

Цель игры: снятие усталости, создание хорошего настроения.

Текст и правила игры:

Выбирают одного ведущего — «козла».

Шёл козел по лесу,

По лесу, по лесу,

«Козел» проходит мимо сидящих детей, показывая указательными пальцами «рога».

Нашёл себе принцессу,

Принцессу нашёл.

Приглашает поклоном выбранную девочку.

«Козел» вместе с «принцессой» выходят на середину зала и поворачиваются лицом друг к другу.

— Давай с тобой попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем

Прыгают на двух ногах.

И ножками подрыгаем,

Подрыгаем, подрыгаем,

Продолжают прыгать, поднимая то одну, то другую ногу в сторону.

Ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем

Стоя па месте, хлопают в ладоши.

И ножками потопаем,

Потопаем, потопаем,

Топают ногами, высоко поднимая колени.

Хвостиком помашем,

Помашем, помашем,

Выполняют движения бедрами — «машут хвостиками».

Ну а потом попляшем,

Попляшем, попляшем мы!

Кружатся поскоками.

Игра продолжается, но уже два «козла» идут искать «принцесс», затем — четыре, восемь и т. д.

Дети садятся на стульчики.

Т. М. – Что ещё относится к русскому устному народному творчеству?

-Дети:

Загадки.

Да, загадки тоже относятся к устному народному творчеству. Я буду вам загадывать, а вы отгадывать.

(Дети отгадывают загадки)

1. Кого бьют по голове, чтобы ровно шел? (Гвоздь)

2. Кланяется, кланяется, придёт домой — растянется. (Топор)

3. Нос стальной, хвост льняной. (Нитка с иголкой)

4. Два кольца, два конца, в середине гвоздик. (Ножницы)

5. Стучит, вертится, страху божьего не боится.

Считает наш век – а не человек. (Часы)

6. Один братец отдыхает зимой, а другой летом. (Телега и сани)

7. Черная гагара по полю скакала, золото сбирала. (Кочерга)

8. Без рук, без ног, лапшу крошит. (Нож)

9. Встану, так выше коня,

А лягу, так ниже кота. (Коромысло)

10. Маленький, пузатенький, а весь дом бережет. (Замок)

11. Никого не обижает, а ее все толкают. (Дверь)

12. С потолка свисает груша,

И не думай ее скушать.

Ярко светится, как солнце,

А уронишь – разобьётся. (Лампочка)

13. Без счёту одёжек, и все без застёжек. (Капуста)

14. Не огонь, а жжётся. (Крапива)

- Как вы думаете, что же ещё было?

Дети:

(Народные песни).

Верно, послушайте (слушают песню «Ой, встала я ранёшенько», в исполнении музыкального руководителя).

Т. М. -Дети как вы думаете, что мы забыли? О чем еще не поговорили.

Что все дети любят, чтоб им читали на ночь?

-Дети:

Конечно, это сказки! Какие русские народные сказки вы знаете?

Д. : «КУРОЧКА – РЯБА», «ГУСИ-ЛЕБЕДИ», «КОЛОБОК», «РЕПКА», «ТЕРЕМОК»,

Т. М. -Правильно. Кто помнет сказку «Теремок»?

Какие там были персонажи?

- Дети:

Конечно, это мышка, лягушка, зайка, лиса, волк, медведь.

Кто хочет быть актером (выбираем актеров, убираем ширму).

Дети показывают спектакль, импровизация.

Остальные стараются подсказать, как правильно держать куклу, где лучше встать.

По окончанию спектакля дети садятся на стульчики.

Т. М. - РЕБЯТА! Вот наше удивительное путешествие в мир фольклора или устного народного творчество завершилось! Вам понравилось?

Давайте вспомним вместе, что относиться к фольклору?

(Дети перечисляют).

Т. М. - Вы хорошо все запомнили, молодцы! В старину было принято, если кто приходил в гости обязательно, чем не будь угощать, я тоже хочу вас угостить. (Т. М. УГОЩАЕТ ДЕТЕЙ).

До свидание дети, приходите ко мне в гости еще.

(Дети говорят спасибо за угощения, прощаются и уходят.)

Теремок - русская народная сказка

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка! А ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка!

— Я, лягушка-квакушка!

— А ты кто?

— А я зайчик-побегайчик.

— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.

Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— А ты кто?

— А я лисичка-сестричка.

— Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— А ты кто?

— А я волчок-серый бочок.

— Иди к нам жить!

Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.

Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— Я, волчок-серый бочок.

— А ты кто?

— А я медведь косолапый.

— Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:

— А я лучше у вас на крыше буду жить.

— Да ты нас раздавишь.

— Нет, не раздавлю.

— Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.

Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.

Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили!

1. Петушок-петушок

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка.

Что ты рано встаёшь,

Голосисто поешь,

Детке спать не даешь?

2. Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

3. – Ладушки, ладушки!

Где были?

– У бабушки!

– Что ели?

– Кашку!

– Что пили?

– Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели!

4. Сорока, сорока,

Сорока – белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

Этому не дала:

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил

Тебе ничего нет!

5. Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

Ножками — топ-топ!

Глазками — хлоп-хлоп!

Кто кашку не ест?

Кто молочка не пьет?

Забодаю, забодаю!

1. Вышли мыши как-то раз

Поглядеть, который час,

Раз, два, три, четыре,

Мыши дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон -

Убежали мыши вон!

2. Раз, два, три, четыре,

Жили мушки на квартире.

К ним на чай притопал вдруг

Крестовик, большой паук.

Пять, шесть, семь и восемь,

Паука мы вон попросим:

- К нам обжора не ходи.

Ну а ты, дружок, води.

3. Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети.

Все кричали:"Кукумак!"

Убирай один кулак!

Публикации по теме:

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : "Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?" любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество»Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество» (Появляются ведущие,Хозяин с Хозяюшкой.) -Здравствуйте,гости дорогие! -Веселья вам да радости! давно мы вас ждем-поджидаем,праздник не начинаем.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Я — человек» в старшей группе Конспект открытого занятия по развитию речи «Я - человек» в старшей группе. Цель: Учить детей последовательно пересказывать литературный.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе 5–6 лет «Зимушка-зима» с презентациейКонспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе 5–6 лет «Зимушка-зима» с презентацией Форма работы с детьми: игра – путешествие «Зимушка – зима». Образовательные области: • Речевое развитие; • Познавательное развитие; • Социально.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие на остров» в старшей группе Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Путешествие на остров» Цель: Создание социальной ситуации речевого развития.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа»Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа» Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».Цель:Развивать.

Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки»Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страницу! Разрешите предложить вам методическую разработку.

Устное народное творчество. Потешки про петушка и курочкуУстное народное творчество. Потешки про петушка и курочку Сейчас в нашей группе проходит проект "Петушок и его семья". Скоро в рамках проекта будет развлечение "Как курочка с цыплятами весну встречали".

Устное народное творчество «Потешки про зиму»Устное народное творчество «Потешки про зиму» Цель: способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора. Потешки про зиму помогут в игровой форме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Устное народное творчество»
Опубликовано: 27 апреля 2021 в 07:17
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД