МААМ-картинки

ОД по формированию лексико-грамматического строя речи и обучению грамоте в старшей группе «В гостях у Пугала огородного»

Лилия Чукаева
ОД по формированию лексико-грамматического строя речи и обучению грамоте в старшей группе «В гостях у Пугала огородного»

Конспект по формированию лексико-грамматического строя речи и обучению грамоте в старшей группе

В гостях у Пугала огородного

Цели:

- формирование лексико-грамматических категорий по лексической темы «Овощи»;

- закрепление знаний детей о звуках [А] и букве А;

- развитие ориентирование в пространстве;

- формирование графомоторных навыков

Публикация «ОД по формированию лексико-грамматического строя речи и обучению грамоте в старшей группе „В гостях у Пугала огородного“» размещена в разделах

Задачи:

Коммуникативное развитие

• Активизировать и актуализировать словарь по теме «Овощи».

• Закреплять умение образовывать прилагательные от существительных.

• Закрепить умение подбирать прилагательные к существительным.

• Развивать зрительный гнозис и пространственные представления.

Интеллектуальное развитие

• Дифференцировать овощи, которые растут в земле и овощи, которые растут на земле

• Развитие произвольного внимания, памяти и логического мышления

Социально-личностное развитие

• Развитие самостоятельности, дисциплинированности, аккуратности

• Воспитание навыков сотрудничества в коллективе

• Развитие умения работать по словесной инструкции

Физическое развитие

• Развивать общую и мелкую моторику

• Развивать пространственное ориентирование

Оборудование:

корзина с натуральными овощами (или с муляжами овощей, карточки в виде осенних листьев для выполнения заданий, счетные палочки синего и желтого цвета, предметные картинки с изображением овощей, импровизированная грядка с натуральными овощами, две корзинки.

Привлечение ребенка героя Пугало.

Содержание организованной деятельности детей.

1. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуйте.

Ход занятия

Логопед: Сегодня у нас не совсем обычное занятие, чем оно необычно вы узнаете позже. Стук в дверь, входит хозяюшка.

Хозяйка: Я ходила на базар и купила продукты. Да позабыла как они называются. Поможете мне вспомнить?

А мы вот с тобой сейчас проверим, загадаем загадки и посмотрим, отгадают ли ребята. (По мере отгадывания загадок Хозяюшка выкладывает из корзинки овощи.)

1задание «Загадки»

1. Над землей трава,

Под землей

бордовая голова. (Свекла)

3. Кто на грядке зеленеет,

И желтеет, и краснеет,

Он похож на светофор,

Это круглый (помидор) 4. В мире моды овощной,

Каждый блещет красотой.

Фиолетовый кафтан.

Одевает (баклажан)

2. Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь.

(Репка) 5. Что за странный кабачок

Весь в каёмочках бочок,

Может, мне приснился сон? Это просто

(патиссон)

6. В сто одежек завернется

И от холода спасется.

Много листьев,

много хруста…

Звать красавицу (Капуста) 7. Кругла, рассыпчата, бела,

На стол с полей она пришла,

Ты подсоли её немножко,

Ведь, правда, вкусная….

(Картошка)

Хозяюшка: Как можно назвать все наши слова-отгадки одним словом?

Дети: Это овощи.

Логопед: Скажите, где растут овощи?

Дети: Овощи растут в огороде на грядках.

Логопед: Все верно. Ребята, а как мы можем защитить наш урожай овощей, от непрошенных гостей. Чтобы никто не потоптал грядки, и чтобы козы и кролики ни съели нашу капусту, что нужно сделать?

Дети: Нужно построить забор. Задание 2 «Ответы на вопросы»

Логопед: Очень хорошо. Я прямо сейчас предлагаю вам построить заборчик для нашего огорода. Давайте пройдем за столы и выложим забор из счетных палочек. Желтые палочки – это перекладины, а красные столбики. (Дети выполняют задание).

Логопед: У вас получился очень хороший забор. Но урожай могут склевать птицы. Кто нам поможет его сберечь?

Дети: Нам поможет Пугало.

Логопед: Да, верно. Посмотрите, какой урожай овощей сберегло для нас Пугало. Давайте посмотрим, какие овощи есть в корзине. (Дети рассматривают и называют овощи).

Логопед: Молодцы! Все овощи назвали правильно, а теперь давайте поиграем в игру «Какой овощ». Я буду называть и показывать овощ, а вы будете мне называть как можно больше слов про него какой он.

Задание 3 Игра «Скажи какой?»

помидор (какой) – вкусный, красный, мелкий, круглый, полезный, сочный, сладкий….

капуста — (какая) – вкусная, хрустящая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….

Патиссон-(какой) –, Перец (какой)

Логопед: Молодцы, много слов придумали. Ой, посмотрите-ка, на дне корзинки я нашла конвертик. Это письмо. Да не простое, а письмо задание!

Но прежде, чем отправится в путь. Нужно немного зарядится.

ФИЗМИНУТКА

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох.

Вот овощи спор завели на столе

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свёкла?

Ох.

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох.

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свёкла.

Ох.

И суп овощной оказался не плох!

Логопед читает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам огородное Пугало. Все лето я простояло в огороде, охраняя урожай от птиц. Теперь пришло время его собирать. Приходите ко мне в гости в огород и помогите собрать урожай»

Логопед: Ребята, вы согласны пойти в гости к Пугалу?

Дети: Да, согласны.

Задание № 4 Игра: «Квест с листочками»

Логопед: Поможем Пугалу собрать урожай? (Да). В огород к Пугалу, нас приведет тропинка с разноцветными листочками. А вы знаете почему, на нашей тропинке листики красного, коричневого и желтого цвета?

Дети: Потому что наступила Осень.

Логопед: Правильно. Наступила осень – время сбора урожая. Ну что же отправляемся в гости к Пугалу. Только я должна вас предупредить, тропинка наша не простая, а волшебная. Мы сможем по ней пройти, если выполним задания, написанные на листочках.

Логопед читает задание с 1-го листочка: В названии, каких овощей и зелени есть звуки [А]?

Дети: ТЫКВА, КАПУСТА, РЕПА, ПАТИССОН, ПЕТРУШКА, КАРТОФЕЛЬ, СВЕКЛА, БАКЛАЖАН.

Логопед: молодцы, правильно. Какой буквой на письме обозначаются звуки [А]? Логопед дает характеристику звука и буквы А.

Дети: Звуки [А] на письме обозначаются буквой А.

Логопед: Вспомните, на что похожа буква А? (ответы детей)

Логопед: Очень хорошо, можем идти дальше.

Логопед: Читает задание со 2-го листочка: Найдите буквы А среди других и обведите их в кружок. (А У а у А У а А)

Детям раздаются листочки, на которых они выполняют задания.

Логопед читает задание с 3-го листочка: Соедините все точки и посмотрите, что у вас получилось. (Дети отвечают) Дорисуйте к этому кругу детали так, чтобы получился овощ.

Дети выполняют задание и идут дальше.

Логопед читает задание с 4-го листочка: Нужно выложить букву О из семян тыквы.

Дети выполняют задание и идут дальше.

Логопед: Вот мы и пришли. Здравствуй, Пугало!

Пугало (ребенок) :

Я — огородный сторож,

Я Чучелом зовусь,

Мне слышен каждый шорох,

Без пищи обхожусь!

И даже в сильный ветер,

И в дождик проливной,

Покинуть пост не смею,

Ни днём, ни в выходной!

Логопед: Ребята, посмотрите, на грядках еще остались овощи. Давайте поможем собрать урожай, а потом поиграем с нашим новым другом - Пугало.

Пугало :

А услышать был бы рад,

Про огород я от ребят.

Что растет на грядках?

Все ли там в порядке?

Игра № 5 Дети играют в игру «Вершки — корешки».

Логопед: Посмотрите, некоторые овощи растут в земле, а другие над землей. То, что растет над землей, называется вершки, а то, что под землей – корешки. У одних овощей съедобны вершки, а у других корешки. Давайте соберем в одну корзину съедобные вершки, а в другую корешки (Дети собирают овощи в корзины). Вот и собрали урожай овощей, теперь давайте поиграем в игру «Вершки — корешки» и еще раз вспомним, что нам кушать у какого овоща. Разделимся на две команды. Девочки будут вставать на цыпочки и поднимать руки вверх, когда услышат название «вершков» (капуста, помидор, огурец и т. д.). А мальчики — приседать, когда я назову «корешки». (картофель, лук, морковь, редис и т. д.).

Логопед: Вот и поиграли, повеселились. Знаете, ребята, наше Пугало очень любит разные блюда из овощей. Что мы можем ему приготовить?

6. (Игра «Поварята»).

- Сделаем салат из чего? (Из свеклы). Какой получится салат? (Свекольный)

-Сделаем пюре из чего? (Из картофеля). Какое пюре получится? (Картофельное)

- Испечем пирог из чего? (Из капусты). Как называется пирог? (Капустный)

- Сделаем икру из чего? (Из кабачков). Какая икра получится? (Кабачковая)

- Угостим Пугало соком из чего? (Из моркови). Как называется сок из моркови? (Морковный)

Логопед: Молодцы! Хорошие из вас получились повара.

Пугало : Ребята приглашаю вас попробовать урожай.

Игра: «Чей вкус?»

Пугало : Проходите гости дорогие я вас урожаем угощу

Пугало приглашает всех детей присесть на стульчики и закрыть глаза детям раздается кусочки помидора, огурца, моркови и зеленого лука. Стакан с водой.

7. Подведение итогов занятия. Прощание.

Логопед: Ребята, понравилось вам в гостях? (Да). Спасибо тебе Пугало, нам было очень весело и интересно. А теперь пора прощаться и возвращаться в детский сад. А из собранных овощей нам повар приготовит вкусный обед. (Дети по тропинке из листьев возвращаются в детский сад.)

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Прогулка в лес» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Развитие.

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методикРазвитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ОД по формированию лексико-грамматического строя речи и обучению грамоте в старшей группе «В гостях у Пугала огородного»
Опубликовано: 30 сентября 2020 в 21:25
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД