МААМ-картинки

Конспект занятия по математическому развитию для детей средней группы «Счёт до четырёх. Число и цифра 4»

Марина Леонтьевна Чеботарёва
Конспект занятия по математическому развитию для детей средней группы «Счёт до четырёх. Число и цифра 4»

Конспект по математическому развитию для детей средней группы

«Счёт до четырёх. Число и цифра 4» на 06.10.2017

Подготовила: Овчаренко Марина Леонтьевна

Программное содержание:

• сформировать представления о числе и цифре 4. Умение считать до четырёх, соотносить цифру 4 с количеством;

Публикация «Конспект занятия по математическому развитию для детей средней группы „Счёт до четырёх, Число и цифра 4“» размещена в разделах

• сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спроси у того, кто знает»;

• закрепить счетные умения, умения выделять и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счет и составление пар, умение сравнивать и упорядочивать предметы по высоте, умение видеть и продолжать закономерности чередования фигур, отличающихся цветом;

• тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.

Материал к занятию :

демонстрационный материал : картинка с изображением белки.

раздаточный материал : 4 желтых треугольника, 4 круга синего цвета, карточка с цифрой 4 на каждого ребёнка; карточки с нарисованными на них грибочками, на которых разное количество грибов (парные, на количество детей.)

Ход занятия

1. Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания о времени года «Осень».

Воспитатель собирает детей около себя.

Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года? (осень)

- Как вы определили, что сейчас осень? (листья пожелтели и опадают, солнце светит меньше, птицы улетают)

- Что делают осенью лесные жители? (белка делает себе запасы на зиму, медведь собирается спать, зайчик скоро поменяет шубку)

- У белки в лесу сейчас много хлопот, нужно и за малышами бельчатами присматривать и запасы делать на зиму? Не успевает белка сделать запасы и просит вас помочь. Хотите помочь белке? Сможете?

2. Актуализация знаний (Мотивационная игра)

Игра «Собери орешки»

Дидактические задачи:

• актуализировать счет до трёх, сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар и пересчётом, сравнение и упорядочивание предметов по высоте;

• тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление.

Дети садятся за столы, где разложены по 3 жёлтых треугольника и 3 синих круга на каждого ребёнка.

Воспитатель: Ребята, треугольники – это бельчата.

- Сколько бельчат у белки? (3)

- Белка насобирала им орешки, но волнуется, хватит ли орешков.

- Как это узнать? (дети могут сосчитать бельчат и орешки, бельчат – 3,

орешков -3, их поровну).

- Как белке показать, что орешков действительно хватит? (нужно дать каждому бельчонку по одному орешку).

3. Затруднение в игровой ситуации

Игра «Собери орешки» (продолжение)

Дидактические задачи:

• создать мотивационную ситуацию для введения числа 4, счета до четырёх;

• сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

• тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.

Воспитатель рассказывает, что белка нашла ещё один орешек. На стол кладутся круги по количеству детей. Каждый ребёнок берёт по одному кругу.

Воспитатель: Ребята, помогите белочке сосчитать сколько всего орешков?

Дети хором считают, дотрагиваясь пальчиком до каждого круга: один, два, три. (некоторые дети могут сбиться, так как они еще не знают счета до четырёх).

Возникает затруднение – как правильно сосчитать дальше?

Фиксация затруднения:

Воспитатель: Смогли вы помочь белочке сосчитать орешки? (Нет, да)

Выявление причины затруднения:

Воспитатель: Почему не смогли? (потому, что не знаем, как считать дальше).

Постановка образовательной цели (опыт целеполагания)

Воспитатель: Что же нам нужно сделать, чтобы помочь белочке? (научиться считать дальше)

-Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (надо спросить у того, кто знает).

4. «Открытие» нового знания

Игра «Собери орешки» (окончание)

Дидактические задачи:

• закрепить представления детей об образовании последующего числа из предыдущего, сформировать представление о числе четырёх, умение считать до четырех, сравнивать и уравнивать численность групп, состоящих из четырёх предметов;

• сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;

• тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.

Воспитатель: Ребята, значит, что нам надо теперь сделать? (надо узнать, как считать дальше)

- Кто знает, какое число следует при счете за числом 3 (выслушивает ответы детей, хвалит тех, кто ответил правильно)

При счете за числом 3 идет число 4.

- Как получили 4 орешка? (было 3, нашли ещё один).

- Сколько всего стало орешков? (4)

(Воспитатель вместе с детьми считают до четырех. Воспитатель фиксирует внимание детей на технике счета до четырёх : при счёте надо дотрагиваться до каждого предмета один раз, проговаривая: один, два, три, четыре. Затем надо обвести все предметы рукой и сказать: «всего четыре предмета»).

Воспитатель: Поровну ли теперь орешков и бельчат? (нет).

- Чего больше? (орешков больше, бельчат меньше).

- Что нужно сделать, чтобы их было поровну? (надо пригласить еще одного бельчонка или убрать один орешек).

Воспитатель кладет на стол дополнительные треугольники желтого цвета. Дети берут по треугольнику и уравнивают группы предметов. Пересчитывают и сравнивают их.

Воспитатель: Сколько бельчат? (четыре).

- Сколько орешков? (четыре)

Воспитатель хвалит детей и делают вывод, что бельчат и орешков поровну (четыре и четыре поровну)

Воспитатель: Все бельчата получили орешки, и приглашают вас с ними попрыгать под веселую музыку.

Затруднение в игровой ситуации

Игра «Заготовим орешки на зиму»

Дидактические задачи:

• создать мотивационную ситуацию для введения новой цифры 4;

• сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

• тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, развивать речь, логическое мышление, инициативность.

Воспитатель рассказывает, что бельчата решили спрятать орешки на зиму. И чтобы не забыть, где искать орешки, они решили обозначить цифрами деревья, в дуплах которых будут прятать орешки.

Воспитатель: Ребята, помогите подобрать карточки с цифрами к каждому дереву по порядку (слева направо).

Может возникнуть затруднение: какой цифрой обозначить четвертое дерево.

Воспитатель: Почему не смогли? (потому что не знаем, как обозначается число четыре).

Преодоление затруднения

Игра «Заготовки на зиму» (продолжение)

Дидактические задачи:

• познакомить детей с цифрой 4, соотносить цифру с количеством;

• закрепить умение преодолевать затруднения способом «спроси у того, кто знает»;

• тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, развивать речь.

Воспитатель: Что нужно сделать, если не знаешь, но очень хочется узнать? (надо спросить у того, кто знает).

После вопроса воспитатель показывает цифру четыре.

Воспитатель: Это значок говорит о том, что предметов четыре.

Дети выбирают из цифр, лежащих на столе, цифру четыре и обозначают четвертое дерево.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Игра «Собери грибы»

Дидактическая задача: развивать внимание, мыслительные операции, закрепление счета до четырех.

Воспитатель: Ребята, мама белка попросила вас собрать для бельчат по 4 грибочка каждому. Дети идут на «полянку», на которой разложены грибы. Дети собирают каждый по 4 гриба.

Вместе с воспитателем дети проговаривают способ счета предметов: при пересчете надо не пропустить не один предмет и не один предмет не посчитать дважды.

Игра «Наведи порядок»

Дидактическая задача: закрепить счет до четырех, умение соотносить цифру 4 с количеством.

Воспитатель: Ребята, белка просит навести порядок в дупле и разложить грибы по корзинкам. В каждую корзину нужно положить столько грибов, сколько обозначено на корзине. (Дети раскладывают грибы по корзинам)

6. Итог занятия

Дидактическая задача: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

Воспитатель: Кому вы сегодня помогли?

Ответы детей :

(помогли белке сосчитать хватит ли орешков для бельчат, спрятать орешки на зиму, навести порядок в дупле)

- Почему вам это удалось?

Ответы детей :

(Потому что научились считать до 4 и узнали как обозначается цифра 4).

Публикации по теме:

Конспект занятия «Число и цифра 7» Цель: сформировать представление о числе и цифре 7, умение считать до семи и обратно, соотносить цифру 7 и с количеством; сформировать опыт.

Конспект НОД по математическому развитию «Количественный и порядковый счёт в пределах 10 с использованием палочек Кюизенера» Конспект НОД по математическому развитию в старшей группе[/b] Задачи: - Уточнять знание последовательности дней недели. - На основе развивающих.

Конспект интегрированного занятия по математике в старшей группе для детей с ОВЗ Тема: Число 8. Цифра 8. Конспект интегрированного занятия по математике в старшей группе с ОВЗ Тема: Число 8. Цифра 8. Задачи: Познавательное развитие: Продолжать.

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Число 9. Цифра 9» Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе Тема: «Число 9. Цифра 9» Программное содержание: Познакомить с.

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений «Число и цифра 5» в старшей группе Цель: Закрепить порядковый и количественный счёт в пределах пяти, знание цифр в пределах пяти. Задачи: Развивающие: 1. Закреплять умения.

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений для старшей группы на тему «Число и цифра 8» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №93» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе. «Число и цифра 4» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе. «Число и цифра 4».

Конспект занятия по ФЭМП «Число 7. Цифра 7» Вид занятия: учебно – познавательное. Тип занятия: комбинированное. Цель: познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7. Задачи:.

Конспект занятия в старшей группе по теме «Число и цифра 4». Конспект занятия по ФЭМП (в старшей группе)«Число и цифра 4.» Задачи: 1. закрепить знание цифр от 1 до 4; 2. закрепить умение соотносить.

Конспект занятия «Число 7. Цифра 7» Цель: Познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7. Закрепить представления о составе числа 6, взаимосвязь целого и частей. Повторить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по математическому развитию для детей средней группы «Счёт до четырёх. Число и цифра 4»
Опубликовано: 15 октября 2017 в 20:58
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД