Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимний лес» (старшая группа)

Людмила Саминина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимний лес» (старшая группа)

Задачи

Образовательные.

• Закрепить представления детей о лесе как о сообществе растений и животных, проживающих на одной территории, особенностях приспособления обитателей леса к зиме.

• Упражнять в умении различать деревья по веткам, шишкам.

• Показать знания детей о животном мире.

• Учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос, отгадывать загадки.

• Продолжать учить детей собирать из частей целое.

Развивающие

• Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.

• Развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы.

• Способствовать развитию познавательных интересов, побуждать эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные.

• Укреплять познавательный интерес к природе, воспитывать желание к познанию нового.

• Воспитывать любовь к природе, необходимость бережного отношения к ней.

• Воспитывать чувства сопричастности к окружающей природе, стремление сдержаться, проявить терпение.

Материалы.

• Изображения лесных обитателей и их следов;

• Набор веток и картинки с изображением деревьев (сосна, ель, береза);

• Еловые и сосновые шишки;

• Картинки кормушек с птицами и без птиц;

• Подносы с кормом для птиц;

• Картина с изображением зимнего леса.

Предварительная работа.

• Рассматривание иллюстраций птиц и зверей;

• Рассматривание плодов деревьев, веток и шишек елки и сосны;

• Чтение произведения В. Павловой «Зимняя пирушка»;

• Отгадывание загадок, чтение стихов про животных и птиц;

• Дидактическая игра «Собери из частей целое»;

• Подкормка птиц на участке детского сада, наблюдение за птицами.

Ход занятия.

Под музыку П. Чайковского из цикла «Времена года» выходят дети.

Воспитатель.

Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Подвязалася сосна, Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А над самою макушкой Долбит дятел на суку. С. Есенин

Много тайн и загадок хранит зимний лес. Сегодня мы с вами постараемся разгадать некоторые из них. А что происходит в зимнем лесу, нам расскажет волшебная шкатулка. Но я не могу ее открыть. Нужно ответить на вопросы и шкатулка откроется. Ребята, вы поможете?

• Ребята, как вы думаете, без чего не бывает леса?

(Леса не бывает без деревьев, птиц, животных, насекомых и т. д.)

Воспитатель: Очень тяжело узнать деревья в зимнем лесу. Но некоторые деревья все же мы узнаем. Какие? (Ель, сосна, береза). Волшебная шкатулка открывается.

[i]Задание 1[/i].[/u] Игра «С какого дерева ветка? (Вытащить из шкатулки веточки сосны и ели, показать детям). Давайте, назовем с какого дерева ветка? С ели, значит - еловая. С сосны - сосновая. (Вытащить из шкатулки шишки еловую и сосновую, показать детям, дети называют)

Игра «С какого дерева шишка?» У вас на столе есть шишки, нужно определить с какого дерева шишка и отнести к нужной ветке.

Словарная работа: ветка, шишка – сосновая, еловая.

(Дети садятся на свои места).

Воспитатель: А чтобы шкатулка открылась нам нужно ответить на следующие вопросы. Вы готовы?

• Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест, так как клесты питаются семенами шишек, а зимой их много. Чем объясняются такие сроки гнездования? Оказывается, своих птенцов клесты выкармливают измельченными семенами сосны и ели. А как раз к концу зимы шишки начинают раскрываться и легко вышелушиваются.)

• Чем заяц питается зимой? (корой деревьев осины, в коре осины до 10% жира, яблони, мелкими ветками, сеном, сухой травой.)

Волшебная шкатулка открывается и следующее задание.

Задание 2.[/i] Игра «Какая птица лишняя? (на стенде кормушка с птицами)

Воспитатель: Перед вами кормушка, на которую слетелись разные лесные птицы. Посмотрите внимательно и скажите, какие птицы залетели сюда по ошибке? Дети называют и снимают с кормушки изображение птиц (ласточка, скворец – перелетные, остальные – зимующие. Объяснить почему лишние.

Воспитатель: Ребята, мы разгадали еще одну тайну, почему перелетные птицы не остаются зимовать. Чтобы волшебная шкатулка открылась, что нужно сделать? Ответить на вопросы. Следующий вопрос.

• Почему говорят, что «волка ноги кормят»? (Волк не стережет добычу в засаде, как рысь, а догоняет. Чтобы прокормиться, волку надо искать себе добычу, а не сидеть на одном месте и ждать.)

• Какие птицы прилетают к нам с Севера? (Снегири – прилетают с северных лесов; Свиристели – живут в тайге. Это леса хвойные, густые. Кроме комаров свиристель питается ягодами рябины, калины, клюквы. Но с приходом зимы комары исчезают. А ягод становится все меньше. Поэтому птицы собираются в стаи и летят южнее, туда, где теплее и где еще можно найти корм)

Волшебная шкатулка открывается и следующее задание.

Задание 3 [/u]«Игра «Чей след?»

Воспитатель: В зимнем лесу можно встретить разных зверей и птиц. (Изображение зимнего леса). Вам необходимо угадать на картинке - чей след. (Детям показать следы разных животных)

Воспитатель: Волшебная шкатулка открывается и предлагает следующую игру.

[u]Задание 4[/u] Игра «Кто где живет?»

Воспитатель: Я буду называть животное, а вы – домик животного.

Лиса. (в норе, Белка. (в дупле, Волк. (в логове, Медведь. (в берлоге, Мышка. (в норке, Крот. (в норе, Еж… (в норе, Заяц… (под кустиком).

Физкультминутка. Ребята, а волшебная шкатулка предлагает нам поиграть. Игра «Изобрази любое животное».

Воспитатель: А чтобы волшебная шкатулка открылась и помогла разгадать еще одну тайну зимнего леса. Нам нужно ответить еще на вопросы. Вы, согласны?

• Объясните. Почему дятла называют «санитаром леса»? (Истребляет личинки насекомых с больных деревьев. Он не просто истребляет жуков и их личинки, но еще извлекает их оттуда, куда добраться до них не может больше никто.)

• Что птицам страшнее – холод или голод? Объясните, почему? (голод, Голодные птицы погибают. А сытому и мороз не так страшен. Хороший обед изнутри греет, тепло по всему телу идёт. Если за зиму не исхудать и жир под кожей сохранить, то даже лютый мороз, который сквозь перо пройдёт, и тот не опасен: не может жировую подкладку заморозить.

Воспитатель: Открывается шкатулка и у нас еще одно задание. (Из волшебной шкатулки вытащить разрезные картинки зимующих птиц.) У вас на столе есть разрезные картинки. Нужно быстро собрать и назвать, что изображено на картинке.

Задание 5 [/i][/i] Дидактическая игра «Собери из частей целое и назови» Воспитатель: Кто изображен на картинке? Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие)

Воспитатель: Ребята, волшебная шкатулка предлагает нам помочь птицам.

Задание 6 «Покорми птиц» .

У вас на столе подносы с кормом для птиц. Посмотрите внимательно, определите, что за корм и какую птицу вы покормите этим кормом. (Дети берут поднос с кормом: сало, ягоды рябины, хлебные крошки, зерно, арбузные семечки, семена подсолнуха). Индивидуальная работа : «Какую птицу ты покормил и чем?

Воспитатель: Ребята: сегодня с помощью волшебной шкатулки мы разгадали некоторые тайны зимнего леса. Мы будем узнавать все больше нового и интересного о живой и неживой природе. Давайте, скажем спасибо волшебной шкатулке.

Литература.

1. Михайлова З. А., Полякова М. Н., Образовательная область «Познание» Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС Москва Творческий центр СФЕРА 2013

2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. ТЦ «Учитель» Воронеж 2004г

Публикации по теме:

Конспект НОД для детей младшей группы, в области «Познавательное развитие», на тему «Большие и маленькие» Тема. Большие и маленькие. Задачи: 1. Научить находить и объяснять взаимосвязь между предметами и явлениями окружающего мира. 2. Развивать.

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» «В гости к игрушкам» в младшей группе Программное содержание Образовательные задачи. Продолжать учить детей различать и называть цвета: красный, синий, зеленый, желтый, черный,.

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие. Ознакомление с миром природы» «Ежик и яблоко» Программное содержание: - Расширять представления детей о фруктах (о яблоке). - Учить различать по внешнему виду фрукты. - Узнавать некоторых.

Конспект НОД по ФЭМП по сюжету сказки «Гуси-лебеди» (средняя группа) Автор Попова Н. Р., воспитатель МАДОУ д/с «Тополёк», г. Советский ХМАО-Югра Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной.

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием ИКТ. «Бумага и её свойства». Программное содержание: 1. Уточнить представление детей о бумаге, продолжать знакомить с её свойствами, и применением. Познакомить с историей.

Конспект НОД по реализации образовательной области «Познавательное развитие» с детьми 5–6 лет «Перелётные птицы» Задачи: Образовательная область "Познавательное развитие" Уточнять и расширять знания детей о птицах весной (прилетают птицы,.

Конспект НОД по реализации образовательной области «Познавательное развитие» «День Победы» Задачи: Образовательная область "Познавательное развитие" Закреплять знания детей о Великой Отечественной Войне, об армии.

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» по формированию математических представлений Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» по формированию математических.

«Моря Краснодарского края». Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» Конспект ООД Тема:"Моря Краснодарского края" (подготовительная к школе группа)ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: дать представление о море,.

План конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» Тема: Путешествие в зимний лес Программное содержание: Закреплять названия животных и их детенышей, место их обитания; совершенствовать грамматический строй речи; упражнять.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимний лес» (старшая группа)
Опубликовано: 25 октября 2015 в 19:08
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Перспективное планирование по ручному труду по программе «радуга». Часть 2
Февраль 1. Аппликация «Вырежи и наклей какую хочешь картинку». Цель: учить детей задумывать несложный сюжет для передачи в аппликации. Закреплять...
Перспективное планирование по ручному труду по программе «Радуга». Часть 1
Октябрь 1. Аппликация «На лесной полянке выросли цветы». Цель: учить вырезать большие и маленькие грибы по частям, составлять несложную красивую...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение сказки М. Л. Михайлова...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности...
Мастер-класс «Новогодние игрушки. Поросенок»
Мастер – класс «Новогодние игрушки - Поросенок» Задачи: - Продолжить знакомство работы с шерстяной нитью. - Продолжить изготавливать новогодние...
Консультация для родителей. Значение игры во всестороннем развитии ребенка
Значение игры во всестороннем развитии ребенка. «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». Д. В....