Папки-передвижки

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Почему листья опадают»

наталья черевко
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Почему листья опадают»

Цель: Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе.

Задачи:

1. Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева. В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

2. Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем, делать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

3. Развивать внимание, связную речь, мыслительные операции (рассуждение, доказательство, выстраивание предложений, установление причинно-следственных связей).

Публикация «Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе „Почему листья опадают“» размещена в разделах

4. Воспитывать любознательность, желание изучать природу.

Оборудование: Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, кусочки белой ткани, деревянные кубики.

Предварительная работа: На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев. Сбор листьев разной формы и окраски. Игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки». Беседы об осени; Чтение художественных произведений: «Листопадничек», И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина; Разучивание стихов и поговорок об осени; Пение песен об осени и слушание музыки; Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы; Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев; Поделки из природного материала.

Ход занятия.

- Ребята, давайте поздороваемся. Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Теплые у вас ручки, это мы с вами передаем тепло друг другу. Повернитесь и подарите улыбку друг другу. А сейчас я приглашаю вас присесть на стульчики.

- Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то обнаружила вот такое письмо. Хотите узнать от кого оно? (Да)

Читаю письмо.

Дорогие ребята!

Пишет вам ЛУНТИК. Я недавно родился и многого еще не знаю. Поэтому мне нужна ваша помощь. Я гулял по парку и вдруг увидел, что на деревьях пожелтели листья и опадают. Я решил их покрасить зеленой краской, я подумал, может дереву не нравится желтый цвет и поэтому он сбрасывает листья, но прошел дождик и все смыл, и листья снова стали опадать. Почему это происходит? Помогите мне пожалуйста разобраться.

- Ну что, ребята, поможем лунтику разобраться почему так происходит в природе.

- А сейчас я вам предлагаю подумать и сказать, почему листья желтеют и опадают с деревьев? (Ответы детей)

- Молодцы ребята. А вы хотите узнать тайну, почему листья желтеют и опадают.

(Да)

- Тогда садитесь поудобнее на стульчики и послушайте меня внимательно. Сейчас я вам прочитаю рассказ Г. Граубина:

ПОЧЕМУ ЖЕЛТЕЮТ ЛИСТЬЯ?

Осень. До трескучих зимних морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Не сразу, не вдруг освобождаются они от листьев. Идет подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения. Перво-наперво листья начинают желтеть. Хотя никто не добавляет в соки желтой краски. Желтая краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он забивается более сильным - зеленым.

Зеленый цвет листьям придает особое вещество - хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету.

Летом солнце светит долго. Хлорофилл разрушается и тут же восстанавливается, разрушается и опять восстанавливается. Образование хлорофилла не отстает от его разрушения. Лист все время остается зеленым. Наступает осень, удлиняются ночи. Света растения получают меньше. Хлорофилл днем разрушается, но не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листве убывает, и заметным становится желтый: лист желтеет.

Но осенью листья становятся не только желтыми, а и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе.

- Я предлагаю вам провести эксперимент. Подойдите, пожалуйста к столам.

у вас на столах лежат кусочки салфеток белых, зеленый лист и обыкновенные карандаши, которые нам будут служить палочкой.

-Я сейчас предлагаю вам самим убедиться в том, что в листьях есть зеленый цвет, который называется хлорофилл.

«Почему лист зеленый

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой салфетки. Теперь деревянным карандашом сильно надавите на эту салфетку и раскатайте по нему. Что вы обнаружили в ходе опыта?

( Дети: на ткани появились зеленые пятна).

- Как называется это вещество которое окрашивает лист в зеленый цвет?

Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. Какой вывод вы можете сделать?

Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым.

- Вот, оказывается, что происходит в природе. Почему исчезает зеленый цвет в листьях? (ответы детей). А какой цвет постоянно живет в листьях (желтый). Как называется вещество которое постоянно летом окрашивает лист? (хлорофилл). А почему с наступлением осени хлорофилл не восстанавливается в листьях? (потому что с наступлением осени света меньше, поэтому хлорофилл не успевает восстановиться).

- Молодцы ребята. А вы хотите узнать тайну, почему же все таки листья желтеют и опадают.

(Да)

-Ну сначала мы с вами немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Мы - осенние листочки.

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул - полетели.

Мы летали, мы летали -

Все листочки так устали!

Перестал дуть ветерок -

Собрались мы все в кружок

Ветер снова вдруг подул

И листочки с веток сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

А чтобы нам еще лучше понять как это происходит в природе, я предлагаю вам посмотреть мультфильм. Рассаживайтесь поудобнее и смотрите внимательно. Все хорошо запомните, ведь нам с вами надо Лунтику еще сообщить о том, что мы с вами узнали. Обратите внимание, в мультфильме будет еще один секрет, почему листья опадают. (Дети смотрят мультфильм)

- Ну что ребята, вы все поняли (да) А ответьте тогда мне на один вопрос. Почему еще опадают листья? (ответы детей)

- Правильно ребята.

Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается. И наступает момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черешком. Еще вчера листья не смог сорвать даже сильный ветер, а теперь они отваливаются сами.

Что произошло? Оказывается, осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появился так называемый пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки. Теперь только несколько тонких волоконцев соединяют черешок листа с веткой. Даже легкое дуновение ветра обрывает эти волоконца. Листья падают.

- Ну что, вы теперь все поняли, почему так происходит в природе? - А как вы думаете, когда листья опадают они летят на землю одинаково или по разному?

(ответы детей).

- А чтобы в этом убедиться я предлагаю вам еще провести один эксперимент. Возьмите в руки, пожалуйста, по 2 листочка. Один большой, а другой поменьше.

«Как листья опадают»

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился? (Дети выполняют задание)

- Ну что вы заметили? (Ответы детей). Какой вывод можно сделать?

Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся, а маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

- Молодцы, ребята. А теперь ребята, как мы с вами сообщим Лунтику о том, почему листья желтеют и опадают (ответы детей). Решили написать письмо и сообщить все, о чем узнали сами. (Запечатываю письмо и решаем что мы его пошлем сегодня вечером после работы).

- А сейчас, ребята, встаньте, пожалуйста полукругом перед доской. У меня на доске изображено осеннее дерево с листочками. Вы подумайте и возьмите тот листочек, какой считаете нужным.

Если вы возьмете желтый листок, значит вы для себя сегодня узнали что-то новое и интересное., а если вы возьмете зеленый листок, значит вам сегодня было что-то трудно. (Дети берут листочки и встают в круг.

- Ну а на этом наше занятие окончено. Давайте попрощаемся с нашими гостями и пожелаем им всего самого доброго.

Публикации по теме:

Конспект игрового интегрированного занятия по окружающему миру в подготовительной группе ИГРОВОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Подготовительная группа. Цели: - Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.

Конспект занятия по окружающему миру «9 мая-День победы» в подготовительной группе Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе Тема: «9 мая – День Великой Победы» Цель: воспитывать.

Конспект занятия по лепке, развитию речи и окружающему миру «Дикие животные лесов Мордовии» в подготовительной группе Конспект занятия по лепке, развитию речи и окружающему миру «Дикие животные лесов Мордовии» в подготовительной группе Цель: 1. Закрепить.

Конспект занятия по окружающему миру «Первоцветы» в подготовительной группе Цель: знакомство с первоцветами Задачи: -Углубить и расширить знания ребят о первоцветах, об их значении в природе. - воспитывать бережное.

Конспект занятия по окружающему миру подготовительной группе «Весна. Изменения в природе» Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях. Задачи: Учить детей называть приметы весны, изменения.

Конспект занятия по окружающему миру «Весна пришла» в подготовительной группе детского сада Цель: повторение и закрепление весенних признаков и простейших природных закономерностей. Задачи: Образовательная. Обобщение и закрепление.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе на тему: «В мастерской художника» Программное содержание: продолжать знакомить детей с многообразием предметной среды, дизайном; закрепить роль цветовой гаммы в создании.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Здравствуй, детский сад!» Тема занятия : "Здравствуй, детский сад!" Цель: формировать у детей дружеские отношения, уважение друг к другу; воспитывать уважение к сотрудникам.

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру «Перелётные птицы» Цель: Создать условия для уточнения и расширения представлений детей о перелётных птицах, о времени года весна: учиться замечать весенние.

Презентация по окружающему миру для обучающихся 2 класса с нарушением слуха «Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?» Презентация по окружающему миру: «Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?» 2 класс Руководитель: Сарафанова О. В. Учитель начальных классов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Почему листья опадают»
Опубликовано: 29 сентября 2019 в 20:18
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД