Получи документы

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»

Лидия Захарова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: «ЧТЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ ЦАРЕВНА – ЛЯГУШКА (В ОБРАБОТКЕ М. БУЛАТОВА)»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

№ Организационно-методическая

информация Содержание

1. Тема образовательной

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Чтение русской народной сказки „Царевна-лягушка“» размещена в разделах

деятельности Чтение русской народной сказки «Царевна лягушка» (в обработке М. Булатова)

2. Доминирующая

образовательная область Речевое развитие

3. Виды деятельности детей

Коммуникативное: отгадывание загадок, игра «Вспомни и произнеси».

4 Методы и приемы реализации содержания занятия

4.1 Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания:

1. Разъяснение как нужно будет выполнять задание, что для этого нужно делать.

2. Беседа, о произведении.

3. Пример: иллюстрации.

Методы стимулирования и мотивации деятельности:

1. Ситуации успеха, загадки о персонажах сказки, которых знают дети.

2. Наглядность, иллюстрации из сказки.

4.2 Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности Словесный метод: беседа по произведению, загадки

Наглядный метод: иллюстрации из сказки

Игровой метод: «Вспомни и произнеси»

5. Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие : анализ.

Физическое: направленное на отдых и разминку детей в середине занятия.

6. Возрастная группа Старший школьный возраст (5 – 6 лет)

7. Цель Знакомство детей старшей группы с волшебной сказкой «Царевна – лягушка» (в обработке М. Булатова)

8. Задачи:

1. Формировать умение анализировать содержание сказки.

2. Развивать память, мышление, умение отвечать на вопросы, поддерживать беседу.

3. Воспитывать доброты и чувство взаимопомощи. Планируемые результаты:

1. Дети анализировали содержание сказки.

2. Дети отвечали на вопросы и поддерживали беседу.

3. Дети сочувствовали персонажам сказки.

7. Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Некоторые дети затруднялись отвечать на вопросы по произведению Способы преодоления

Давала возможность другим детям помочь товарищу.

8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Презентация по сказке, книга.

9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Разучивание физминутки, отгадывание загадок о персонажах сказок, чтение русских народных сказок.

Ход ЗАНЯТИЯ

№ Этап Содержание

I. Вводная часть

1.1

Введение в тему Я рада видеть вас таких красивых!

Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. Пусть она сопровождает вас на протяжении всего нашего общения. Улыбнемся и пожелаем друг другу радостного настроения.

Воспитатель показывает книги со сказками.

Воспитатель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети: О сказке.

Воспитатель: Что такое сказка? Откуда к нам пришли сказки? Какие бывают сказки?

Дети отвечают (Авторские – придумал и написал автор, а русские народные придумал народ много лет назад и рассказал их такими словами, которые живут только в русских народных сказках.

Сказка - это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего на свете не бывает).

1.2 Мотивация деятельности детей Я принесла волшебную коробочку, в ней спряталась сказка, о которой мы сегодня будем говорить, а как она называется, вы скажите сами, но сначала надо отгадать загадки.

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают

Средь болот жила царевна,

но зелёною была.

Вы же знаете наверно --

рукодельницей слыла.

Я скажу тебе на ушко,

что царевна та

(Лягушка)

***

Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляя сноровку.

Хлеб пекла и скатерть ткала,

Шила рубашку, узор вышивала,

Лебедью белой в танце плыла.

Кто мастерица эта была?

(Василиса Премудрая.)

***

Я в семействе не один,

Третий, неудачный сын,

Каждый, кто со мной знаком,

Называет дураком.

Не согласен я никак -

Не дурак я, а добряк.

(Иван - царевич)

***

Я — богатый, всемогущий,

Очень стройный, страшно злющий,

Смерти вовсе не боюсь.

Угадайте, как зовусь?

(Кощей Бессмертный)

***

В ступе летаю,

Следы заметаю.

Без чудес старушке

Скучно жить в избушке.

(Баба Яга.)

***

К лесу передом стоит

И кривой трубой дымит.

Там Яга - лесная бабка -

На печи зевает сладко.

(Избушка на курьих ножках)

Воспитатель показывает иллюстрации, дети называют сказку.

Воспитатель

Ребята, приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в этот волшебный сказочный мир.

1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) - Вы хотите волшебный сказочный мир отправиться? А как же можно это сделать?

II. Основная часть:

2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний Ребята, а с какими русскими народными сказками мы уже знакомы? А кто их написал? В нашем книжном центре есть много разных сказок. И сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Царевна лягушка» в обработке М. Булатова

2.2 Открытие (сообщение и приятие) нового знания Чтение сказки «Царевна-лягушка». К каждому из эпизодов, представляется иллюстрация из презентации.

2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Мы с вами познакомились с замечательной сказкой. Давайте немного отдохнем.

Сказки слушать я люблю, (поочерёдно подставлять ладонь к правому и левому уху)

Маму вечером молю: (ладони сложить перед грудью)

Почитай мне эти сказки, (ладони вместе, то закрываются, то открываются)

Я потом закрою глазки, (ладони сложить под щёчку)

Будет сниться мне во сне,

Будто на лихом коне (попрыгать)

Я скачу на бой с Кощеем (попрыгать)

Или с трёхголовым Змеем. (сделать "очки" из большого и указательного пальца, соединить вместе средние пальцы)

Побеждаю в сказке зло, (выставить кулак, а другой рукой забрать к себе)

Людям делаю добро.

Все ребята это знают – (похлопать друг другу по рукам)

Сказки в жизни помогают :

Быть нам честными всегда (сделать крест из рук на груди)

Не бояться никогда, (покачать головой)

Слабым помогать в пути (взяться за руки)

К людям с добротой идти. (поднять руки вверх и пошагать на месте)

1. Почему произведение так называется?

2. О чем вы узнали?

3. Что автор хотел нам рассказать этим произведением?

4. Что произошло?

5. Почему Иван женился на лягушке?

6. Что было бы, если никто из зверей не помог Ивану Царевичу?

7.

Воспитатель: Предлагаю вам сыграть в игру «Вспомни и произнеси»

Попробуйте произнести таким голосом и тоном, каким вы думаете, говорили персонажи этой сказки.

Девочкам.

• Что сказала лягушка, когда Иван-Царевич попросил её отдать ей стрелу. («Возьми меня замуж Иван-царевич, жалеть не будешь!»)

• Что сказала Василиса Премудрая Ивану царевичу, когда увидела, что он сжёг лягушечью кожу. («Ах, Иван-Царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще только три дня подождал, я бы вечно твоей была. А теперь прощай. Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного»)

• Что говорила лягушка, когда Иван-царевич грустный приходил от царя, который давал задание для невесток? («Не тужи, Иван-Царевич, ложись лучше спать, утро вечера мудренее»)

• Как Баба Яга рассказала Ивану-царевичу о смерти Кощея Бессмертного. («Его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук весит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный как свой глаз бережет»)

Мальчикам.

• Что сказал царь сыновьям, когда они спросили «За кого же нам, батюшка, посватать-ся?» («А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет — там и сватайтесь»)

• Что сказал Иван-царевич гостям, на пиру, когда они услышали стук да гром? («Не пугайтесь, это моя лягушонка в коробчонке едет»)

• Что сказал Иван-царевич избушке на курьих ножках, когда её увидел? («Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом!»)

• Что сказал медведь Ивану-царевичу, когда тот хотел выстрелить в него? (Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь я тебе пригожусь»).

III. Заключительная часть

3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей С каким произведением мы с вами познакомились? Почему оно так называется? Что вы расскажете родителям? Что мы сделали, чтобы вспомнить всю сказку? Что вам сегодня понравилось? Что было трудно?

Многие из вас и раньше слышали эту сказку, но и сейчас наверняка с удовольствием ее прослушали. Замечательная волшебная сказка. „В ней русский дух… в ней Русью пахнет!“

Только в русских сказках живут Иван-царевич, Василиса Премудрая, Кощей Бессмертный; стоит избушка на курьих ножках с Бабой-ягой; А чтобы злое колдовство победить, надо быть упорным, сильным и добрым.

ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

№ Культурные практики/

виды деятельности детей/

мероприятия Содержание

I. Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1 Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т. д., вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т. п.) Повторное чтение сказки «Царевна – лягушка» (в обработке М. Булатова)

II. Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1 Ребенок сам Рисует понравившегося персонажа из сказки

2.2 Ребенок по приглашению педагога Пересказывает сказку «Царевна – лягушка» (в обработке М. Булатова)

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино». Реализация содержания программы.

Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Чтение русской народной сказки «Рукавичка»Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Чтение русской народной сказки «Рукавичка» Цвикло Ирина Васильевна, воспитатель МБДОУ «Называевский детский сад №1», г. Называевск, Омская область Конспект непосредственно образовательной.

Конспект НОД в младшей группе «Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят» Развитие речи. Художественная литература. Тема: Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Цель: Ознакомление с русской народной.

Конспект НОД в младшей группе по художественной литературе «Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой "Гуси - лебеди". Способствовать формированию коммуникативных навыков через ознакомление.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко»Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» Конспект НОД в средней группе по развитию речи. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Интегрированное занятие с.

Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев. Предварительная работа:.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Горская Наталья Юрьевна Конспект по развитию речи во второй младшей группе Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Цели: Познакомить.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» Цель: Развивать диалогическую и.

Конспект занятия «Рассказывание русской народной сказки  «Заяц-хваста» в старшей группе Задачи. Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к оценке поступков и характера главного героя. Закрепить знания о жанровых.

Сценарий развлечения «Путешествие по русской народной сказке «Царевна — лягушка» в старшей группе Задачи. • Формировать умение правильно выполнять задания. • Развивать у детей слуховое внимание, связную речь, умение отгадывать загадки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»
Опубликовано: 3 апреля 2020 в 10:59
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД