Лучший педагог года

Конспект занятия по внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью в 5 классе

оксана кочнева
Конспект занятия по внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью в 5 классе

Конспект занятия по внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью в 5 классе

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области «Школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Отрадный»

Конспект

занятия по внеурочной деятельности

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) 5 класса

Публикация «Конспект занятия по внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью в 5 классе» размещена в разделах

Тема: Русская народная песня в

быту русского народа.

Составитель:

педагог-организатор

Кочнева О. В.

2022 год

Цель:

формирование основ народного фольклора обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как неотъемлемой части духовной культуры личности.

Задачи:

образовательные:

- приобщать к народному фольклору, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства;

- подводить к пониманию развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для занятий музыкальной деятельностью (музыкальное восприятие, музыкально познавательные процессы, музыкальная память, эмоциональные переживания, чувство ритма, звуковысотный слух и др.).

развивающие:

- развивать способности получать удовольствие от слушания русских народных песен;

- развивать способность точно воспроизведить ритмический рисунок с помощью ударов в ладони;

- развивать умение эмоционально выражать себя о в процессе исполнения музыкального произведения;

воспитательные:

- воспитывать духовно-нравственные качества личности (любовь к Родине, патриотизм, гордость за отечественную музыкальную культуру) во внеурочной деятельности;

коррекционные:

- обогащать представления о традициях воспевания русской народной песни в быту;

- формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения;

- обогащать словарь новыми словами;

- способствовать формированию психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений развития и профилактики возможной социальной дезадаптации.

Форма занятия : кружок.

Метод обучения : объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным.

Формы работы: групповая.

Личностные результаты:

- формирование эмоционально-ценностного отношения к русской песне;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности.

Предметные результаты:

- различие музыкальных интонаций и их связь с образами музыкальных произведений;

- способность называть изученные произведения и авторов;

- способность к рефлексии в ходе творческого сотрудничества, сравнению результатов

своей деятельности с результатами других обучающихся;

- адекватное восприятие художественных произведений, осознание многозначности

содержания их образов, существования различных интерпретаций одного произведения;

- выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения.

Оборудование занятия и методическое обеспечение:

- проектор, ноутбук, экран, муз. центр;

- презентация по теме;

- текст к песни.

Музыкальный материал:

- DVD, мр3 русс. н. п. «Ах, улица широкая» обр. Е. Туманян (плюсовка, минусовка).

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Слайд 1.

Учитель: Добрый день, дорогие дети! Сегодня мы с вами приблизимся к истоку русской народной песни. И конечно же сами постараемся разучить и попробовать исполнить одну песню.

Слайд 2.

II. Приветственная песенка-распевка:

2. Вы не дуйте не бушуйте, сине море не волнуйте.

Пр-в: Али-лей-лели-лели, Али-лей-лели-лели.

3. Сине море колыхливо, бела рыбица пуглива.

Пр-в: Али-лей-лели-лели, Али-лей-лели-лели.

III. Знакомство с русской народной песней.

Слайд 3.

Н. В. Гоголь говорил:

«Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси.

Подпесни мечутся из рук в руки кирпичи и как грибы

вырастают города. Под песни баб пеленается, женится

и хоронится человек».

Много разных песен у нашего народа.

Былины рассказывают о подвигах во имя счастья и благополучия народа и государства, исторические песни – о прославившихся людях и памятных событиях страны. От всех них отличаются бытовые песни. Их темы – семья, судьба человека, чувства и думы, навеянные повседневной жизнью. Эти песни разнообразны, как труд людей, их обычаи и обряды.

Слайд 4.

Бытовые песни сопровождают человека всю жизнь – от рождения до смерти.

«У нас народ, - писал Н. А. Добролюбов, - сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль».

Слайд 5.

Еще в колыбели дитя засыпало под баюканье («баять» - говорить, заговаривать, шептать)- пела мать, сестра, бабушка или нянька. Ребенок становился больше – его забавляли песнями о сороке - белобоке, петушке, об Иванушке-Иване, у которого ворота крашены, веретья -столбы точены, о кошкином доме. Эти веселые песенки-стишки не только забавляли- они по- своему учили, даже внушали правила поведения. Щедрая белобока накормила всех, только один остался без каши, лентяй:

А ты, мал-маленек,

За водицей не ходил,

Дров не носил,

Кашки не варил.

Слайд 6.

Человек вырастал, и песня следовала за ним в его семейную жизнь, в его взрослые заботы и веселье.

Не один из праздников не обходился без пения. Новый год встречали с надеждой на доброе житье: чтобы был «двор скота», чтобы водилась «светлая»денежка. На веселой масленице звучали песни и о самом празднике; масленицу называли ласково : «перепелочкой», «касаточкой», величали- «честная, широкая масленица». Весну встречали песенными закличками (от слова «закликать» призывать) о жаворонках, кулике, пчелах.

Представляли себе весну «дорогой гостьей», которая приехала на сохе и бороне. Когда сходил снег и на березах распускались листья, водили хороводы и в песнях упоминали густую листву: хотели, чтобы такой же густой была и пшеница.

Пением облегчали тяжелый труд в поле. Недаром говорилось: «Беседа дорогу коротает, а песня- работу».

Благодаря песне уже в юности человек приучался по-особому смотреть на мир, замечать прекрасное: затуманенное красное солнце, ветер, который клонит к земле березу, темную ночь и ясные звезды в небе.

Даже в обыденную речь проникали песенные образы. Пожилая женщина в северной деревне и теперь еще при встрече назовет парня «ясным соколом», а девушку «белой лебедью».

В семейных песнях пели о семейных неурядицах и о счастье. Перед нами встают картины старинного житья – бытия.

Тяжкую скорбь по безвременно умиравшем близкие выражали в похоронных причитаниях. К этим песням больше всего относятся слова пословицы: «Песня- правда».

Отлетала моя матушка,

Оставила меня жить в горюшке!

Как я без тебя буду жить,

Я еще молодешенька…-

плакала сирота.

Слайд 7.

Как однако, не была тяжела жизнь, оставалась неистребимой шутка.

В веселых песнях народ шутил над незадачливыми женихами, невестами, неумелыми стряпухами, щеголихами.

IV. Физминутка.

(Дети одевают маски комара, мухи. Двигаются под данный текст.)

Что задумал комарик жениться,

Что задумал наш комарик муху взять.

Прилетел слепец - муху расхаял:

«Это что же тебе муха за невеста?»

Она прясть-то, ткать не умеет,

Она шелком шить не училась,

Она золотом класть не горазда,

Она с клеточки на клеточку летала,

Она с криночки на криночку содилась,

Из-под крайчика сметанкку выедала».

Полетел наш комарик в чисто поле,

Уж как сел наш комарик на дубинку,

На осинову на осинку.

Вот свалился комарик с дубинки,

Свалился тут и убился.

Шуточные песни не обижали - они учили.

Как память о прошлом, старинные песни сохранили свое значение в современной жизни.

Русский народ всегда уважительно и бережно относился к матушке Природе, от сюда и обращение нежное, ласковое – «рябинушка», «березонька», «калинушка», «травушка-муравушка» «ручеёк» и «водица ключевая» и «солнышко красное» и «лебёдушка».

Такое же обращение и людей друг к другу: молодчик, красна - девица, матушка, батюшка, братец, сестрица, сударь, сударыня-барыня.

Слайд 8.

V. Практическая работа.

Учитель:- Сегодня мы с вами познакомимся и разучим русс. нар. песню

«Ах, улица, улица широкая» обр. Е. Туманян.

Дети смотрят и слушают видеозапись данной песни в исполнении профессионалного русс. нар. коллектива.

Учитель: - Дети в этой песни звучат такие слова как:

травушка-муравушка, девицы – красавицы, милые подруженьки. Все это характерно для русской народной песни, воспевая такими словами тем самым показывая доброе отношение людей к природе, друг к другу.

Учитель: - Для разучивания песни мы с вами выполним несколько шагов:

Шаг1.

- Прослушайте мелодию со словами.

Шаг2.

- Приготовьте ладони. Прохлопаем ритмический рисунок песни на слог «ля».

Шаг3.

- Проговорим слова к песне, определим паузы и распределим дыхание.

Шаг4.

- Пропоем на слог «ля» мелодию с паузами и дыханием.

Шаг5.

- Поем мелодию со словами выдерживая паузы распределяя дыхание.

Дети выполняют пошагово задания и пробуют спеть первый куплет песни, затем все остальные куплеты.

VI. Подведение итогов:

Слайд 9.

Учитель: Сегодня мы с вами, ребята, на протяжении всего занятия знакомились с песней русского народа. Что же вы узнали?

Да, ребята, русская народная песня отображает в себе судьбу человека, чувства и думы, полный и многообразный характер и быт народа. Она легко поется и ее хочется петь. Она простая, песенная и певучая.

Нет в мире подобных России раздольной,

Цветов наших ярче и крепче пород.

Бессмертен народ наш, великий и вольный,

Наш русский, наш вечный, наш гордый народ.

Включается запись плюсовка русс. нар. песню «Ах, улица, улица широкая» обр. Е. Туманян.

Спасибо! До свидания!

Конспект

занятия по внеурочной деятельности

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) 5 класса

Тема: Русская народная песня в

быту русского народа.

Составитель:

педагог-организатор

Кочнева О. В.

2022 год

Цель:

формирование основ народного фольклора обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как неотъемлемой части духовной культуры личности.

Задачи:

образовательные:

- приобщать к народному фольклору, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства;

- подводить к пониманию развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для занятий музыкальной деятельностью (музыкальное восприятие, музыкально познавательные процессы, музыкальная память, эмоциональные переживания, чувство ритма, звуковысотный слух и др.).

развивающие:

- развивать способности получать удовольствие от слушания русских народных песен;

- развивать способность точно воспроизведить ритмический рисунок с помощью ударов в ладони;

- развивать умение эмоционально выражать себя о в процессе исполнения музыкального произведения;

воспитательные:

- воспитывать духовно-нравственные качества личности (любовь к Родине, патриотизм, гордость за отечественную музыкальную культуру) во внеурочной деятельности;

коррекционные:

- обогащать представления о традициях воспевания русской народной песни в быту;

- формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения;

- обогащать словарь новыми словами;

- способствовать формированию психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений развития и профилактики возможной социальной дезадаптации.

Форма занятия : кружок.

Метод обучения : объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным.

Формы работы: групповая.

Личностные результаты:

- формирование эмоционально-ценностного отношения к русской песне;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности.

Предметные результаты:

- различие музыкальных интонаций и их связь с образами музыкальных произведений;

- способность называть изученные произведения и авторов;

- способность к рефлексии в ходе творческого сотрудничества, сравнению результатов

своей деятельности с результатами других обучающихся;

- адекватное восприятие художественных произведений, осознание многозначности

содержания их образов, существования различных интерпретаций одного произведения;

- выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения.

Оборудование занятия и методическое обеспечение:

- проектор, ноутбук, экран, муз. центр;

- презентация по теме;

- текст к песни.

Музыкальный материал:

- DVD, мр3 русс. н. п. «Ах, улица широкая» обр. Е. Туманян (плюсовка, минусовка).

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Слайд 1.

Учитель: Добрый день, дорогие дети! Сегодня мы с вами приблизимся к истоку русской народной песни. И конечно же сами постараемся разучить и попробовать исполнить одну песню.

Слайд 2.

II. Приветственная песенка-распевка:

2. Вы не дуйте не бушуйте, сине море не волнуйте.

Пр-в: Али-лей-лели-лели, Али-лей-лели-лели.

3. Сине море колыхливо, бела рыбица пуглива.

Пр-в: Али-лей-лели-лели, Али-лей-лели-лели.

III. Знакомство с русской народной песней.

Слайд 3.

Н. В. Гоголь говорил:

«Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси.

Подпесни мечутся из рук в руки кирпичи и как грибы

вырастают города. Под песни баб пеленается, женится

и хоронится человек».

Много разных песен у нашего народа.

Былины рассказывают о подвигах во имя счастья и благополучия народа и государства, исторические песни – о прославившихся людях и памятных событиях страны. От всех них отличаются бытовые песни. Их темы – семья, судьба человека, чувства и думы, навеянные повседневной жизнью. Эти песни разнообразны, как труд людей, их обычаи и обряды.

Слайд 4.

Бытовые песни сопровождают человека всю жизнь – от рождения до смерти.

«У нас народ, - писал Н. А. Добролюбов, - сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль».

Слайд 5.

Еще в колыбели дитя засыпало под баюканье («баять» - говорить, заговаривать, шептать)- пела мать, сестра, бабушка или нянька. Ребенок становился больше – его забавляли песнями о сороке - белобоке, петушке, об Иванушке-Иване, у которого ворота крашены, веретья -столбы точены, о кошкином доме. Эти веселые песенки-стишки не только забавляли- они по- своему учили, даже внушали правила поведения. Щедрая белобока накормила всех, только один остался без каши, лентяй:

А ты, мал-маленек,

За водицей не ходил,

Дров не носил,

Кашки не варил.

Слайд 6.

Человек вырастал, и песня следовала за ним в его семейную жизнь, в его взрослые заботы и веселье.

Не один из праздников не обходился без пения. Новый год встречали с надеждой на доброе житье: чтобы был «двор скота», чтобы водилась «светлая»денежка. На веселой масленице звучали песни и о самом празднике; масленицу называли ласково : «перепелочкой», «касаточкой», величали- «честная, широкая масленица». Весну встречали песенными закличками (от слова «закликать» призывать) о жаворонках, кулике, пчелах.

Представляли себе весну «дорогой гостьей», которая приехала на сохе и бороне. Когда сходил снег и на березах распускались листья, водили хороводы и в песнях упоминали густую листву: хотели, чтобы такой же густой была и пшеница.

Пением облегчали тяжелый труд в поле. Недаром говорилось: «Беседа дорогу коротает, а песня- работу».

Благодаря песне уже в юности человек приучался по-особому смотреть на мир, замечать прекрасное: затуманенное красное солнце, ветер, который клонит к земле березу, темную ночь и ясные звезды в небе.

Даже в обыденную речь проникали песенные образы. Пожилая женщина в северной деревне и теперь еще при встрече назовет парня «ясным соколом», а девушку «белой лебедью».

В семейных песнях пели о семейных неурядицах и о счастье. Перед нами встают картины старинного житья – бытия.

Тяжкую скорбь по безвременно умиравшем близкие выражали в похоронных причитаниях. К этим песням больше всего относятся слова пословицы: «Песня- правда».

Отлетала моя матушка,

Оставила меня жить в горюшке!

Как я без тебя буду жить,

Я еще молодешенька…-

плакала сирота.

Слайд 7.

Как однако, не была тяжела жизнь, оставалась неистребимой шутка.

В веселых песнях народ шутил над незадачливыми женихами, невестами, неумелыми стряпухами, щеголихами.

IV. Физминутка.

(Дети одевают маски комара, мухи. Двигаются под данный текст.)

Что задумал комарик жениться,

Что задумал наш комарик муху взять.

Прилетел слепец - муху расхаял:

«Это что же тебе муха за невеста?»

Она прясть-то, ткать не умеет,

Она шелком шить не училась,

Она золотом класть не горазда,

Она с клеточки на клеточку летала,

Она с криночки на криночку содилась,

Из-под крайчика сметанкку выедала».

Полетел наш комарик в чисто поле,

Уж как сел наш комарик на дубинку,

На осинову на осинку.

Вот свалился комарик с дубинки,

Свалился тут и убился.

Шуточные песни не обижали - они учили.

Как память о прошлом, старинные песни сохранили свое значение в современной жизни.

Русский народ всегда уважительно и бережно относился к матушке Природе, от сюда и обращение нежное, ласковое – «рябинушка», «березонька», «калинушка», «травушка-муравушка» «ручеёк» и «водица ключевая» и «солнышко красное» и «лебёдушка».

Такое же обращение и людей друг к другу: молодчик, красна - девица, матушка, батюшка, братец, сестрица, сударь, сударыня-барыня.

Слайд 8.

V. Практическая работа.

Учитель:- Сегодня мы с вами познакомимся и разучим русс. нар. песню

«Ах, улица, улица широкая» обр. Е. Туманян.

Дети смотрят и слушают видеозапись данной песни в исполнении профессионалного русс. нар. коллектива.

Учитель: - Дети в этой песни звучат такие слова как:

травушка-муравушка, девицы – красавицы, милые подруженьки. Все это характерно для русской народной песни, воспевая такими словами тем самым показывая доброе отношение людей к природе, друг к другу.

Учитель: - Для разучивания песни мы с вами выполним несколько шагов:

Шаг1.

- Прослушайте мелодию со словами.

Шаг2.

- Приготовьте ладони. Прохлопаем ритмический рисунок песни на слог «ля».

Шаг3.

- Проговорим слова к песне, определим паузы и распределим дыхание.

Шаг4.

- Пропоем на слог «ля» мелодию с паузами и дыханием.

Шаг5.

- Поем мелодию со словами выдерживая паузы распределяя дыхание.

Дети выполняют пошагово задания и пробуют спеть первый куплет песни, затем все остальные куплеты.

VI. Подведение итогов:

Слайд 9.

Учитель: Сегодня мы с вами, ребята, на протяжении всего занятия знакомились с песней русского народа. Что же вы узнали?

Да, ребята, русская народная песня отображает в себе судьбу человека, чувства и думы, полный и многообразный характер и быт народа. Она легко поется и ее хочется петь. Она простая, песенная и певучая.

Нет в мире подобных России раздольной,

Цветов наших ярче и крепче пород.

Бессмертен народ наш, великий и вольный,

Наш русский, наш вечный, наш гордый народ.

Включается запись плюсовка русс. нар. песню «Ах, улица, улица широкая» обр. Е. Туманян.

Спасибо! До свидания!

Публикации по теме:

Мастер-класс для обучающихся 5–9 классов по внеурочной деятельности «Цветочная фантазия»Мастер-класс для обучающихся 5–9 классов по внеурочной деятельности «Цветочная фантазия» Мастер-класс «Цветочная фантазия»Описание: Мастер-класс предназначен для обучающихся 5-9 классов по внеурочной деятельности. Для детей.

Фотоотчёт по внеурочной деятельности по лепке в 1 классе «Любимые сказки»Фотоотчёт по внеурочной деятельности по лепке в 1 классе «Любимые сказки» Внеурочна деятельность (далее ВД) в ГПД (группа продлённого дня) в начальной школе (1 класс) на тему "Любимые сказки". В начале занятия.

Фотоотчёт о внеурочной деятельности к 8 Марта в группе продленного дня в 1 классеФотоотчёт о внеурочной деятельности к 8 Марта в группе продленного дня в 1 классе 8 Марта- международный женский день. Внеурочна деятельность (далее ВД) в ГПД (группа продлённого дня) в начальной школе (1 класс) на тему.

Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с легкой умственной отсталостью 5 класс Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся и воспитанников.

Перспективное планирование внеурочной деятельности в 1 классе Перспективное планирование внеурочной деятельности в 1 классе. (1 часть).Задачи воспитательной работы в 1 классе. 1. В области формирования.

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5–6 классов «Три Кита» 1. Пояснительная записка Одной из главных задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Оренбургском президентском.

Технологическая карта занятия по математике в рамках внеурочной деятельности в 3 классе «Думай. Решай. Смекай» Тема Думай. Решай. Смекай. Цель Задачи развитие познавательного интереса, интеллекта, формирование математического мышления. развитие интереса.

Технологическая карта занятия по пожарной безопасности в рамках внеурочной деятельности в 3 классе «Огонь — друг или враг?» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Пожарная безопасность 3 «А» КЛАСС ДАТА 13.03.2019г Тема занятия Огонь друг или враг? Форма Дискуссия за круглым.

Тематическое планирование по ФГОС. 2 класс для детей с умственной отсталостью Тематическое планирование 2 класс по ФГОС I четверть 2 раза в неделю 16 часов № Тема занятий Коррекция нарушений звукопроизношения Лексические.

Занятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостьюЗанятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостью Конспект занятия "Путешествия в мир сказок" Цели: - соотносить движения, жесты, мимику, интонации с настроением и эмоциональным состоянием;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью в 5 классе
Опубликовано: 1 июня 2022 в 09:57
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД