Лучший педагог года

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная бумага»

Светлана Витальевна Маркитантова
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная бумага»

Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.

Программные задачи:

Образовательные: учить детей обследовать предмет и устанавливать причинно – следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, режется и т. д.).

Закрепить представление детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях.

Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе „Удивительная бумага“» размещена в разделах

Развивающие: Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.

Развивать словарь детей по данной теме, умение правильно сочетать слова во фразах и по смыслу.

Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность. Учить самостоятельно проводить опыты и эксперименты. Формировать у детей умения самостоятельно делать выводы исследований.

Воспитательные: воспитывать интерес к свойствам окружающих нас

предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.

Воспитывать дружеские отношения.

Активизация словаря: инструкция, свойства, фиксируем, делаем выводы.

Приемы руководства деятельностью детей :

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей :

ритуал приветствия, загадывание загадки, рассматривание посылки.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: активизация

речевой деятельности, беседа, создание проблемной ситуации, анализ

и выводы.

3. Приемы организации практической деятельности детей : экспериментирование, решение проблемных ситуаций,

рассуждение обобщения, выводы.

4. Приемы поддержания интереса у детей: планирование, чередование видов деятельности, музыкальное сопровождение, физкультурная пауза.

5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместная с педагогом и детьми деятельность, определение результата исследовательской деятельности.

Создание среды для организации и проведения НОД:

Демонстрационный: посылка от Мальвины, волшебное дерево, снежинки с заданиями, инструкция к игрушкам, шапочки, правила безопасности, магнитная доска, видео запись.

Раздаточный: квадратные листочки бумаги разных видов (салфетка, писчая

бумага, картон, емкость с водой.

Виды детской деятельности в НОД :

Игровая.

Коммуникативная.

Познавательно-исследовательская.

Продуктивная.

Музыкально-художественная…др.

Планируемые результаты: ребенок изучил свойства бумаги, умеет

поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и

давать необходимые пояснения; проявляет любознательность,

интерес к исследовательской деятельности; активно участвует

в образовательном процессе.

Ход исследовательской деятельности.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Елена Николаевна, а как вас зовут я вижу по вашим бейджикам.

(стук в дверь).

К нам гости? – нет! это принесли посылку. Интересно, для кого посылка и от кого? Ах. здесь есть адрес. Давайте проверим, может это не нам.

Воспитатель: Подходите поближе, мальчики пропустите пожалуйста девочек вперёд!

Назовите, как называется ваш детский сад?

А Группа? (Д/САД «Радуга старшая группа «В»)

Все правильно, значит это для нас посылка.

Обратный адрес: сказка «Золотой ключик» - Мальвина. (Открывают посылку)

Воспитатель: Ну, что, посмотрим, что в посылке?

(достаёт бумажную куклу).

Воспитатель: Ой, что это?

Дети: Это кукла.

Воспитатель: В посылке еще что лежит (достает). Это письмо.

(читает письмо).

«Здравствуйте Ребята! Мне на день рождения друзья подарили бумажную куклу и сказали, чтобы я аккуратно и бережно обращалась с ней. А то может случиться беда. А какая не сказали. Помогите, мне, пожалуйста, узнать, что же может с ней произойти».

Воспитатель: Ребята, а что же может произойти с такой красивой куклой? Как вы думаете? (версии детей).

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, когда вам мамы, папы бабушки дарят игры и игрушки, что к ним прилагается?

(ответы детей)

Как ты думаешь Саша? А ты может по другому думаешь Маша?

Правильно инструкция. Повтори Даша.

Воспитатель: А ребята, как вы думаете что написано в инструкции?

( Дети: Как пользоваться этой игрушкой или как играть в ту или иную игру).

Правильно, молодцы.

Воспитатель: Чем мы можем помочь Мальвине?

Что мы сможем для нее составить? кто догадался?

(Дети; Составить инструкцию.)

Воспитатель: Правильно мы составим инструкцию, которая поможет Мальвине, правильно обращаться с куклой, чтобы с ней не случалась беда». Ребята потрогайте из чего сделана кукла?

Как вы думаете, если наша кукла бумажная, то что мы сегодня будем изучать?

(Ответы детей – изучать свойства бумаги)

С чем проводить исследования?

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно мы сегодня будем изучать свойства бумагу и проводить исследования с ней.

Воспитатель: А хотите стать настоящими исследователями. Для этого я вам предлагаю отправится в научную лабораторию для изучения свойства бумаги.

-Ребята, для того чтобы пройти в лабораторию необходимо одеть специальную одежду.

Проходите пожалуйста, наденьте шапочки.

- А теперь я вам предлагаю вспомнить правила, которые нужно соблюдать в лаборатории.

Обратите внимание на экран.

(Презентация с правилами)

- ухо – внимательно слушать;

- глаз - внимательно смотреть и запоминать;

- губы – тихо разговаривать;

- уметь договариваться друг с другом;

- хочешь выразить свои мысли - подними руку;

- в конце опытов делать выводы.

-Молодцы ребята, вспомнили правила.

Воспитатель: Ребята, а после каждого проведенного нами опыта, мы будем делать вывод и фиксировать его в нашей инструкции.

А поможет нам составить инструкцию моя помощница волшебная елочка….

А как вы думаете почему елочка?

(Ответы детей)

Какой скоро приближается праздник?

(Ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, на елочке снежинки.

А почему снежинки, кто догадался?

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Снежинки - символ, какого времени года?

Дети: Зимы.

Молодцы!

Ой, посмотрите, снежинки необычные, они с заданиями, которые вы должны будите выполнить. Найдите снежинку с цифрой 1 (давайте снимем ее с елочки, помогает детям снять.

№1. «Бумага рвется»

У вас на подносах лежат два вида бумаги. Назовите какая (картон, альбомная?

Возьмите, порвите ее.

Какую бумагу было легче порвать?

Какую труднее?

Какой сделаем вывод?

2 Вывод: картон толще, чем альбомная бумага. Тонкая бумага рвется легче, картон - труднее.

Воспитатель: так что же может произойти с куклой? Ответь пожалуйста, Даша? Её можно порвать и она испортится.

(Индивид. Спросить у детей, что может произойти. Как ты думаешь Саша)

Отмечаем в инструкции. Какая карточка сюда подходит, а почему?

Воспитатель: Нас ждёт следующее задание. С какой цифрой нам нужно найти снежинку? Какая следующая цифра по – порядку? Цифра 2.

Опыт №2. «Капля воды».

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете бумага имеет свойство намокать или нет?

Предлагаю вам провести опыт и узнать что же произойдёт с бумагой. Возьмите сначала салфетку.

Опустите ее в воду.

Посмотрите, что произошло с салфеткой?

Ответы детей - намокла и распалась

Теперь возьмите лист цветной бумаги. Опустите его в воду.

Что произошло с ним?

он тоже намок, но не распался

(ответы детей)

А теперь возьмите картон, опустите его в воду.

Что произошло с ним?

Ответы детей

Ребята скажите - Вся бумага намокла?

(ответы детей)

Воспитатель какой можешь сделать вывод

А какая бумага намокла медленнее, а какая быстрее? (ответы детей)

Вывод: тонкая бумага намокает быстрее и распадается, бумага потолще тоже медленнее намокает.

Отмечаем в инструкции, так что же может произойти с куклой?

пока дети выбирают подхожу и спрашиваю.

Наташа подойди к столу, выбери карточку, которая соответствует нашему выводу.

(ответы детей)

Воспитатель: Нас ждёт следующее задание. С какой цифрой нам нужно найти снежинку 3?

№3. "Комочек" – физминутка – (музыка)

Воспитатель: Предлагаю размяться и поиграть в снежки, которые я для вас приготовила (показывает ведерко с водой - на ведерке цифра 3). Ой, где мои снежки, что с ними случилось? (Ответы детей).

Воспитатель: «Почему снежки растаяли? Что делать?» (Ответы детей.).

Дети - снежки можно сделать из бумаги.

Бумага лежит разная, беседа из какой бумаги можно сделать снежки?

Спросить у детей какую бумагу взяли и почему.

Звучит музыка.

Воспитатель: «Подойдите, пожалуйста, к столу, возьмите лист бумаги и приступайте к работе.

Воспитатель: «Снежки готовы, приглашаю поиграть в игру “Кто выше подбросит снежок и поймает, не уронив?” посмотрим кто самый ловкий. Молодцы, ребята, но самыми ловкими и быстрыми были Лаура и Ислам.

Звучит музыка.

Воспитатель: А теперь посмотрим - "Кто самый меткий», но прежде чем мы начнем играть, мы вспомним с вами правила, как нужно играть? (играть нужно аккуратно, в лицо попадать нельзя, что может произойти – можно нанести травму).

а теперь бросаем снежками друг в друга - звучит музыка.

(Воспитатель хвалит детей).

Воспитатель: «Вот мы и поиграли. Возьмите, пожалуйста, снежки, и подойдите ко мне. Какие замечательные комки!

Что вы сделали с бумагой, чтобы они получились? (Ответы детей.). Попробуйте, положите бумагу на стол и попробуйте её разгладить получилось у вас?.

Воспитатель: «Да, ребята, бумага мнется. Это третье свойство. А можно бумагу разгладить, чтобы она приняла прежний вид?

ДЕТИ: Нет. Бумага мнется и не может принять тот же вид, какой она была.

Воспитатель: Что может произойти с куклой - она помнется и разгладить ее уже не получится. Складываем снежки в корзину.

Фиксируем полученный результат наш в инструкции.

Вася, подойди пожалуйста к столу, выбери карточку, которая соответствует нашему выводу.

Воспитатель: Нас ждёт следующее задание. Какая идет следующая цифра за цифрой 3?

Дети: Цифра 4 .

(повтори Даша, повтори Маша)

№ 4 Схема «Спички»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что обозначает этот знак?

Почему перечёркнуты спички?

Дети: спички нельзя брать – это опасно.

«Помни правило – ты бумагу и огонь никогда один не тронь».

Что может произойти, если мы подожжём бумагу?

Ответы детей - Она загорится.

Поджигать бумагу мы не станем, все знают, что может произойти, если она загорится. Ребята, запомните: «Спички детям не игрушка».

А что может произойти?

Дети: Пожар.

Воспитатель: Правильно ребята, а если вдруг произойдет пожар, что вы будите делать?

Какие твои действия,Саша?

ответы детей: Вызовем пожарную службу. А ты как будешь действовать что будешь делать,Вася?

Воспитатель: Куда звоним?

Дети: 01, сообщаем адрес, Имя, фамилию.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Очень много знаете.

Вывод: Что может произойти с куклой, если она загорится? (сгореть)

Фиксируем в инструкции.

Наташа подойди к столу, выбери карточку, которая соответствует нашему результату.

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим нашу инструкцию.

Что у нас получилось?

Что должна знать Мальвина, для того чтобы играть с куклой, чтобы не случилось никакой беды?

Рассматриваем

Кукла может намокнуть, под дождем играть с ней нельзя.

Кукла может помяться.

Она может сгореть.

Порваться.

Воспитатель: Как вы думаете, как надо обращаться с бумажной куклой?

Дети:

-аккуратно,

-бережно,

-ее надо беречь от огня и воды,

- и не ронять.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что бумага материал не прочный.

Воспитатель: Сейчас мы с вами соберем и отправим посылку Мальвине.

Положим куклу, инструкцию. И отправляю.

Воспитатель: Ребята, сегодня вы справились со всеми заданиями: Провели опыты и открыли все секреты бумажной куклы. Мне очень понравилось как вы сегодня работали, теперь вы можете показывать опыты и рассказывать о свойствах бумаге своим друзьям даже маме и папе!

Подводим итог.

Кирилл, скажи, Какое доброе дело мы сегодня с вами сделали?

Ксюша, а тебе понравилось проводить исследования с бумагой?

Карина, что нового ты узнали?

Ребята, а у меня такое радостное и веселое настроение осталось после встречи с вами и я хочу вам сделать приятное.

А для того чтобы настроение у нас всегда было прекрасное, я предлагаю посадить вам красивый цветник. Возьмите пожалуйста, по цветочку и аккуратно положите на поверхность воды. А что бы цветочки раскрылись их нужно вежливо попросить «ЭЙ, ЦВЕТОЧКИ, ПРОСЫПАЙТЕСЬ! ЛЕПЕСТОЧКИ РАСКРЫВАЙТЕСЬ!» - звучит музыка

Дети наблюдают за раскрытием лепестков. Наши чудные цветки распускают лепестки.

Воспитатель: Как вы думаете, а в чем секрет этого фокуса?

Воспитатель: Почему лепестки стали раскрываться? (Дети высказывают свои предположения)

Необходимо подвести детей к правильному ответу: бумага впитывает в себя воду и лепесточки под тяжестью воды раскрываются, и ложатся на поверхность воды.

Дети наблюдают за раскрытием цветов.

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Снимаем с себя специальную одежду.

Видео звонок

На экране появляется Мальвина.

Воспитатель: Ой, ребята, нам видео звонок. Обратите внимание на экран.

Мальвина: Привет Ребята…., ( Дети : привет Мальвина. Слушаем, что говорит Мальвина). Я благодарю Вас за инструкцию, которую вы для меня разработали, теперь я знаю, как можно играть с бумажной куклой. Спасибо вам большое. И за это вам от меня сюрприз. Пока, пока….

Воспитатель: ребята, посмотрите что вам прислала Мальвина – шоколадки. (раздает детям). Давайте поблагодарим её и скажем спасибо.

Воспитатель: Нам пора прощаться до свиданья, ребята.

Прощается и уходит.

Публикации по теме:

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Такая простая непростая бумага»Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Такая простая непростая бумага» Егорова Валентина Александровна МБДОУ детский сад 290 г. о Самара. Фотоотчет о проведенной опытно экспериментальной деятельности "Такая.

Конспект итогового занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни»Конспект итогового занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни» Тема: "Удивительные камни" Цель: Систематизирование и закрепление знаний у детей о разнообразном мире камней и их свойствах. Задачи: Обучающие:.

Конспект НОД «Что лучше — ткань или бумага?» во второй младшей группе на основе экспериментальной деятельностиКонспект НОД «Что лучше — ткань или бумага?» во второй младшей группе на основе экспериментальной деятельности Цель: способствовать накоплению у детей представлений о разных видах материала: ткань и бумага. Задачи: 1. Обучающая: Формировать представления.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух» Тема: «Волшебный воздух» Возраст воспитанников: старшая группа Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительный лимон» в старшей группеКонспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительный лимон» в старшей группе Цель: Формирование умения получать сведения о новом объекте в процессе практического исследования. Задачи: 1. Продолжать знакомить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная бумага»
Опубликовано: 30 января 2024 в 07:56
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД