Наталья Гладышева
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Путешествие в лабораторию»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: изучение свойства различных предметов
Задачи:
Образовательные:
Помочь детям выяснить свойства различных веществ: песка, воды, крахмала.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, умение делать выводы и умозаключения.
Воспитательные:
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе;
Поддерживать интерес к экспериментальной деятельности.
Активизация словаря: – лаборатория, учёный, колба, микроскоп, пипетка, песчинки.
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию в средней группе „Путешествие в лабораторию“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Материалы: микроскоп, песок, вода, картофель, зубочистки, йод, камни, салфетки, картон, одноразовые стаканчики пластмассовая ёмкость для проведения игры «Тонет-не тонет», картинки по теме.
Предварительная работа: провести беседы с детьми «Что такое лаборатория?», «Кто работает в лаборатории», рассматривание картинок с изображением учёных, исследовательских лабораторий, микроскопов.
Индивидуально-дифференцированная работа: продолжать развивать интерес детей к опытнической деятельности, окружающему миру.
Ход занятий:
В. : Сегодня мы с вами посетим школу магии и волшебства ненадолго станем настоящими волшебниками. А кто-то к нам стучится? Кто же это? Посмотрите, главный маг школы «Волшебства» к нам в гости пришел. Он приглашает нас в свою научную мини лабораторию!
Маг: Здравствуйте, меня зовут Знайка. Я так рада, что вы пришли в мою лабораторию. А вы знаете, что такое научная лаборатория. (ответы детей)
В. : В такое место нельзя входить в обычной одежде. Воспитатель предлагает детям надеть фартуки. После этого дети рассаживаются вокруг стола, где и находится «Научная лаборатория».
М: В научных лабораториях работает учёные и лаборанты – помощники учёных. Ребята, посмотрите, здесь так много интересного и необычного! Есть микроскоп, различные колбочки, пипетки, пинцеты, мензурки. А кто из вас знает, для чего нужен микроскоп?
Ответы детей.
М. : да, вы правы. В микроскоп учёным-исследователям удаётся рассмотреть много разных вещей, которые мы не видим в обычной жизни. Это различные частички очень маленькой величины. И мы с вами в конце нашей экскурсии посмотрим в микроскоп. Но для начала я предлагаю вам несколько экспериментов. Вы согласны?
Ответы детей.
М. : у меня в коробочке есть песок. Посмотрите, пожалуйста, какой он?
Ответы детей.
М. : правильно. Давайте с вами попробуем его пересыпать из одной коробочки в другую. Получается?
Дети пробуют пересыпать сухой песок из одной ёмкости в другую, отмечают, что он хорошо сыплется.
М. : Он очень хорошо пересыпается, когда сухой. А если мы его намочим, что с ним произойдёт? Давайте проверим!
Воспитатель вместе с детьми наливает воду в сухой песок. Дети отмечают, что сырой песок не сыплется и к тому же стал темнее.
М. : да, ребята, у песка есть такое особенное свойство – когда он сухой, то его можно легко пересыпать из одной коробочки или стаканчика в другую, а если его намочить, то пересыпать его не удастся, он комкуется. Это происходить из-за того, что песок состоит из очень маленьких песчинок. Когда они сухие, они не прилипают друг к другу, но стоит только песок смочить водой, песчинки тут, же прилипают друг к другу, и песок становится комком.
Во время рассказа воспитатель показывает на картинке увеличенные песчинки в сухом и влажном состоянии.
М. : мальчики и девочки, как вы думаете, какой песок легче – сухой или сырой?
Ответы детей.
М. : да, верно. А как мы в этом убедимся?
Ответы детей.
М. : правильно. Взвешивает на чашечных весах песок – на одну чашу кладётся песок сырой, на другую – сухой. Дети убеждаются, что сухой песок легче.
М. : ребята, а у нас в лаборатории есть несколько предметов и с ними тоже можно провести эксперименты. Это салфетка, камень, бумага. Как вы думаете, что тяжелее и какой предмет утонет быстрее?
Ответы детей.
М. : да. Но давайте проверим на самом ли деле так. Известно, что тяжёлые предметы тонут в воде, а лёгкие – нет. Давайте попробуем опустить в таз с водой все эти предметы.
Маг вместе с детьми по очереди опускают в таз с водой все эти предметы. Выясняют, что камень тонет, т. к. он тяжёлый, бумага и салфетка – нет, потому что они лёгкие. Но если салфетку намочить, то она утонет быстро. Это связано с тем, что салфетка набрала в себя воды и стала тяжелее. Так же со временем утонет и бумага.
Вывод: Тяжёлые предметы тонут в воде, а лёгкие – не тонут.
М. : ребята, вам понравились наши эксперименты?
Ответы детей.
М. : И учёные во время проведения различных экспериментов очень сильно устают. И чтобы им отдохнуть, они проводят различные упражнения для отдыха.
Физминутка
Встали дети ровно в круг, а затем присели вдруг,
Дружно сделали прыжок,над головкою –хлопок.
А теперь все дружно перепрыгнем лужу!
А сейчас идём по кругу, улыбаемся друг другу.
М. : ну что, мальчики и девочки, поиграли, отдохнули? А теперь идём опять в нашу научную лабораторию! Нас ждёт следующий эксперимент. Мы с вами выяснили, что тяжёлые предметы в воде тонут, а лёгкие – нет. А как вы думаете, утонет ли в воде яйцо?
Ответы детей.
М. : ну тогда давайте с вами и проверим!
Маг опускает сырое яйцо в стакан с водой. Дети убеждаются, что оно тонет.
М. : а хотите узнать, что будет я яйцом, если его опустить в солёную воду?
Ответы детей.
М. : Тогда я предлагаю разделиться на пары, взять стаканчики с водой, насыпать в них соль и перемешать ложкой до полного растворения. Затем аккуратно опустить яйцо в солёную воду.
Дети (работают в парах) солят воду, размешивают её, опускают яйцо.
М. : ребята, это происходит из-за такого особого свойства солёной воды. Солёная вода помогает удерживаться предметам на поверхности и не тонуть. Ну и ещё один опыт в нашей лаборатории для вас припасён. Он называется «Измени цвет предмета». Как, по-вашему, можно изменить цвет любого предмета?
Ответы детей (покрасить краской).
М. : действительно, можно использовать краску. А можно и взять специальный раствор и выяснить, есть ли в продукте полезные или наоборот вредные вещества. И сейчас мы с вами в этом убедимся! Вам когда-нибудь мазали раны или ссадины йодом?
Ответы детей.
М. : а мы сейчас раны мазать йодом не будем, а намажем им разрезанную картофелину, и посмотрим, что же произойдёт!
М. : разрезает картофелину пополам, интересуется у детей – какого она цвета на разрезе. Дети отвечают, что она белая. Воспитатель кладёт небольшие (заранее заготовленные) кусочки картошки перед детьми на блюдечки и предлагает им намочить зубочистку йодом и провести ей по кусочку картошки.
М. : ребята, какой стала картошка?
Ответы детей (она посинела).
М. : да, верно. Это всё произошло из-за того, что в картошке содержится такое вещество, которое называется крахмал и когда на этот крахмал попадает йод, то крахмал синеет. Вот так и выясняют в лабораториях – есть ли в продуктах крахмал.
Наше экспериментирование подошло к концу. Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня побывали? Что нового и интересного мы узнали? Что больше всего вам понравилось?
Дети рассказывают, что они сегодня узнали и что больше всего им понравилось в научной лаборатории. Затем маг предлагает ребятам по очереди посмотреть в микроскоп различные частички на лабораторных стёклах.
М. : Вы – молодцы! Все очень старались и у вас всё получилось!