Получи документы

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Почему высыхает лужа»

Наталья Приходько
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Почему высыхает лужа»

Конспект познавательно-исследовательской деятельности

на тему «Почему высыхает лужа

с детьми подготовительной к школе группе.

Цель: Формирование знаний у старших дошкольников о неживой природе, о круговороте воды в природе.

Задачи:

выявить причины возникновения луж и исчезновения капель воды с поверхности земли;

дать элементарные знания о круговороте воды в природе;

развивать творческие способности детей, фантазию;

продолжить знакомство с физическими свойствами воды в процессе опытов и наблюдений.

Ход исследования.

На прогулке.

Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Почему высыхает лужа“» размещена в разделах

Воспитатель: - Ребята, для того чтобы узнать о чем сегодня мы будем наблюдать, отгадайте загадку:

«Если на нос сели кляксы

Кто тогда наш первый друг

Снимает грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды,

Жить нельзя нам без!» (воды)

Воспитатель: - А что вы знаете о воде? Ответы детей.

Воспитатель: - Вода - уникальное вещество нашей планеты.

Безбрежная ширь океана…

И тихая заводь пруда, струя водопада,

И брызги фонтана, и все это - только вода.

Тучи, туман, облака - это ведь тоже вода.

Бескрайние ледяные пустыни полярных областей,

снежные покровы, застилающие почти половину планеты - и это вода.

В кружевах будто одеты деревья, кусты, провода.

И кажется сказкой это…

А, в сущности – только вода.

Жизнь без воды невозможна!

Воспитатель:- Сейчас на прогулке мы можем с вами увидеть воду? Ответы детей.

Воспитатель: - Посмотрите, какие огромные лужи. Вчера на прогулке их не было, как и откуда они появились? Ответы детей.

Воспитатель:- Да, мы с вами поговорим о дождевой воде. Правильно вы заметили, сегодня ночью шел сильный дождь. И после него остались огромные лужи. Я взяла линейки, и мы сейчас с вами измерим глубину луж. И так у кого самая глубокая лужа? А у кого лужа мелкая? Ответы детей.

Воспитатель: - Дети, как вы думаете, от чего зависит глубина и ширина лужи? Ответы детей.

Воспитатель: - Правильно глубина и ширина лужи зависит от размера ямки, в которую натекла дождевая вода, а еще от того какой был дождь. Нам можно гулять по лужам? Ответы детей.

Воспитатель: - Правильно, по лужам бегать нельзя, можно намочить ноги и простудится, можно поскользнуться и упасть в воду, можно испачкать одежду ведь вода в луже грязная. И вообще лужи занимают много места и мешают играть на участке. А лужи останутся здесь навсегда? Что влияет на исчезновение луж? Ответы детей.

Воспитатель: - Ребята, я предлагаю понаблюдать за лужами. М ы очертим контур лужи на мягкой почве палочкой, а на асфальте – мелом. И посмотрим, какая лужа исчезнет быстрее. Как исчезает вода в луже, мы поговорим с вами в группе.

В группе.

Воспитатель: - Солнечное тепло превращает воду в крошечные капельки, которые поднимаются в воздух. Этот процесс, когда жидкость на воздухе быстро становится газом или паром, называется испарением, а крошечные капельки - водяным паром.

Из-за чего происходит испарение? Представьте себе, что вода, как и все вещества, состоит из мельчайших частичек - молекул. Они держаться друг за дружку и поэтому, например, мы наблюдаем воду в луже или в стакане. Но если мы начнем нагревать воду, то мельчайшие частички начнут разлетаться друг от друга и улетят в воздух. Вот этот процесс вылета частичек – молекул и называется испарением. Так что, когда вода высыхает, это означает, что она превратилась в газ или пар и стала частью воздуха.

Давайте рассмотрим плакат.

Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхностей морей, океанов, рек, из почвы. Воду испаряют все растения.

Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки или кристаллики льда – они образуют знакомые всем облака. Воздушные течения разносят пары воды и облака над землей. Накопившаяся в них влага выпадает в виде дождя или снега.

Таким образом, в природе вода находится в постоянном движении, совершает движение по кругу: под действием солнечных лучей вода всё время испаряется с поверхности суши и водоёмов, с листьев растений и возвращается на поверхность Земли в виде осадков, пополняя запасы в океанах, реках, озерах и т. п.

Такое передвижение воды ученые называют круговоротом воды в природе.

Благодаря ему, количество воды на Земле практически не изменяется, она только меняет свои формы.

Круговорот воды в природе от желаний человека не зависит. Он цикличен и постоянен. Остановить или прервать его невозможно.

Дожди, туманы, росы, лёд –

Нам всем нужна вода.

Такой её круговорот

В природе навсегда!

Вывод.

Воспитатель:- Лужи образуются потому, что вода стекает в углубления на местности. Это происходит, когда воды столько, что она уже не может впитываться в почву. А исчезает она при испарении. А еще что влияет на исчезновение лужи? Затруднение с ответом.

Воспитатель: - Еще вода из лужи впитывается в почву. А сколько ее может впитаться зависит от того, из чего состоит почва в этом месте. Мы рассмотрели лужи на песке и на асфальте. Какая лужа быстрее впитается в почву? Ответы детей.

Воспитатель: - Конечно, частично дождевая вода уходит в землю, но далеко не вся. Например, на асфальте воде просто некуда уходить, ведь земли нет, а асфальт воду не пропускает, или пропускает очень слабо.

Но вода с асфальта просто испаряется. Солнце нагревает лужи, вода в них разогревается, ее молекулы начинают двигаться быстрее и переходят в атмосферу. Вода превращается в пар. В жаркую погоду можно даже видеть, как парят лужи, столь быстро в них протекает процесс испарения.

Воспитатель:- Мы сейчас проведем эксперименты.

Опыт №1. Как зависит то, сколько впитается воды, от состава почвы.

Отрежем от пластиковой бутылки верхнюю часть, чтобы получилась воронка. Возьмем три емкости - с песком, с хорошей рыхлой землей, и с глиной. Вставим в емкость с песком нашу воронку - горлышко бутылки воткнем в грунт. Выливаем в нее воду. Считаем хором, за сколько секунд вода полностью впитается из воронки в грунт. Записываем результат. Теперь точно так же поступаем с емкостями с другими образцами земли. Результаты записываем, а потом сравниваем - где было быстрее (в песке, где медленнее (в глинистой земле).

Вывод - скорость впитывания воды зависит от состава почвы. Если вода впитывается плохо и долго, а тем более если внизу под почвой есть слой глины, то на этом месте образуется лужа.

Опыт №2. Водопроницаемость почвы.

Возьмем стакан с сухой землей, нальём в него немного воды. Через прозрачные стенки будет видно, как вода просачивается вглубь по трещинкам и проходам в почве. Через некоторое время вся вода с поверхности уйдет вглубь.

Добавляем воды до тех пор, пока она не перестанет впитываться. В какой-то момент на поверхности земли в стакане появится лужа. Если посмотреть сбоку, то можно увидеть, что все полости и трещинки заполнены водой.

Делаем вывод - лужа появляется тогда, когда воды столько, что земля ее уже впитывать не может.

Опыт № 3

Берем два одинаковых прозрачных стакана, заполним каждый наполовину водой.

Проверим, чтобы уровень воды в них был одинаковым, и отметим фломастером линию уровня воды.

Один стакан плотно накрываем фольгой, а второй оставим открытым.

Затем поставим оба стакана в теплое место: на подоконник с солнечной стороны.

Через несколько дней проверим уровень воды в стаканах. В одном из них, раскрытом, воды стало значительно меньше.

Вывод: тепло заставило воду испаряться в обоих стаканах, но крышка из фольги не дает водяному пару из одного стакана улетучиться в воздух, поэтому в нем уровень воды выше.

Чем сильнее греет солнце, тем сильнее испарение. Испарение происходит даже тогда, когда солнца на небе нет. Зимой также происходит испарение, на землю падает не дождь, а снег. Круговорот воды в природе происходит круглый год.

В результате наблюдений и проведенных экспериментов мы узнали, как образуется лужа, и выяснили, почему высыхает лужа. Узнали что такое круговорот в природе и что он непрерывен.

1. Вода в лужах исчезает в результате испарения.

2. Основным фактором, влияющим на процесс испарения воды, является солнечный свет

3. Вода находится в постоянном движении по кругу - происходит круговорот воды в природе.

4. Круговорот воды в природе непрерывен.

5. Чем сильнее греет солнце, тем сильнее испарение. Испарение происходит даже тогда, когда солнца на небе нет. Зимой также происходит испарение, на землю падает не дождь, а снег. Круговорот воды в природе происходит круглый год.

6. Вода впитывается в почву.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Почва» КОНСПЕКТ НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «ПОЧВА» Цель: Ознакомление детей с понятием.

Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 3–4 лет «Где живет Капелька?»Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 3–4 лет «Где живет Капелька?» Вид деятельности: интегрированная (познавательно-исследовательская, игровая) Форма проведения: подгрупповая Образовательные области: «познавательное.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с профессором Любознайкиным»Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с профессором Любознайкиным» Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с профессором Любознайкиным»(старший дошкольный возраст 5-6 лет) Цель:.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Знакомство с воздухом»Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Знакомство с воздухом» Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе №1 «Солнышко» Тема: «Знакомство с воздухом» Цель: формировать.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Неньютоновская жидкость» (подготовительная группа)Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Неньютоновская жидкость» (подготовительная группа) Программные задачи: -Продолжать знакомить детей со свойствами воды. -Развивать воображение умение проводить несложные эксперименты. -Продолжать.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки»Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки» .

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Искусственный снег»Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Искусственный снег» Конспект познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе «Исскуственный снег».Цель – Создание условий для формирования представлений.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «День превращений»Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «День превращений» Цель: Формирование познавательного интереса к познанию нового. Задачи: Развить творческую индивидуальность детей; Развить воображение,.

«Волшебная вода». Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе Тема: "Волшебная вода" Задача: выявить свойства воды (вода может быть теплой и холодной, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух». Старший дошкольный возраст (5–6 лет) Образовательная область: Познавательное развитие - познавательно-исследовательская деятельность. Тема: "Воздух". Возраст: Старший дошкольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Почему высыхает лужа»
Опубликовано: 8 декабря 2021 в 19:13
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД