Ирина Сидоренко
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух». Старший дошкольный возраст (5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Познавательное развитие - познавательно-исследовательская деятельность.
Тема: "Воздух".
Возраст : Старший дошкольный возраст (5-6 лет).
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи: Образовательные:
• Познакомить с понятием «воздух», его свойствами.
Публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности „Воздух“, Старший дошкольный возраст (5–6 лет)» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
• Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
• Способствовать развитию органа зрения, слуха, обоняния.
• Продолжить формировать понятие о значении воздуха для жизни, использовании свойств воздуха человеком.
Развивающие:
• Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.
• Способствовать развитию сообразительности, внимания, любознательности.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к окружающей жизни.
Предварительная работа:
Беседа о воздухе, его пользе для человека;
наблюдение за ветром;
проведение эксперимента с вертушкой, доказывающего
движение воздуха;
изготовление веера из бумаги;
чтение стихов о ветре.
Методы и приемы:
• Двигательная;
• Игровая;
• Познавательно-исследовательская;
• Коммуникативная;
• Восприятие художественной литературы и фольклора.
Материалы и оборудование:
пластиковые стаканчики;
шарики из бумажных салфеток:
трубочки для коктейля;
воздушные шарики;
целлофановые пакеты.
Ход НОД:
I. Вводная часть:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Представьте, что вы находитесь в научной
лаборатории. Давайте вспомним, чем занимаются в лабораториях?
Дети: Экспериментируют, проводят различные опыты.
Воспитатель: А вы знаете, как называют людей, которые делают опыты? Их называют исследователями. Хотите побывать в роли исследователей?
Дети: Да.
Воспитатель: Уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. В нашей лаборатории есть всё необходимое для этого.
II. Основная часть:
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем.
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно. А что такое воздух? (ответы детей).
Воспитатель: Воздух – это то, чем мы дышим. Без воздуха на нашей планете была бы невозможна жизнь. Если без воды мы можем продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 10 минут, ведь нельзя 10 минут не дышать! Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. А кто ещё дышит кроме человека?
Дети: Животные, растения.
Воспитатель: Верно, растения и животные тоже дышат, им необходим воздух, как и людям.
Игра «Пузырь»
Воспитатель: Дети, давайте с вами поиграем!
(Игра начинается с того, что воспитатель предлагает всем детям сесть на стульчики, расположенные полукругом, и подходит к одному из них с вопросом: «Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!» Ребёнок называет свое имя, а воспитатель повторяет его: «Варенька, пойдём играть». Берёт ребенка за руку и вместе с ним подходит к следующему, спрашивая его имя, затем предлагает и ему присоединиться к ним и подать руку Вареньке. Теперь они уже втроём идут приглашать следующего. Так по очереди приглашаются все дети. После того как все дети приглашены, образуется длинная цепочка. Воспитатель даёт руку ребенку, стоящему последним, и замыкает круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился! Как пузырь! А теперь давайте сделаем маленький кружок». Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и «раздувают пузырь» : наклонив голову вниз, дети дуют в кулачки, поставленные один под другим, как в трубку. Они выпрямляются, набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух и произносят «ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяются два-три раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного раздулся. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют
круг, двигаясь назад и произнося следующие слова:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой.
Оставайся такой,
Да не лопайся!
К концу текста образуется большой растянутый круг. Воспитатель входит в круг, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, в каком-нибудь месте останавливается и говорит: «Лопнул пузырь! Полетели маленькие пузырьки, полетели, полетели, полетели.». Дети разбегаются в разные стороны.)
Воспитатель: Ребята, можем ли мы увидеть воздух?
Дети: Нет, он невидим.
Воспитатель: А давайте с вами проверим это.
Опыт №1 «Воздушные вихри» :
Для опыта нам понадобится стакан, маленькие шарики из бумажной салфетки и трубочка для коктейля. Чтобы создать «бурю», шарики положите в стакан, опустите туда трубочку, закройте ладонями поверхность стакана и подуйте. Бумажные шарики закружатся в воздушном вихре. Опыт показывает, что воздух, двигаясь, образует ветер, который может перемещать предметы.
Опыт № 2 «Дыхание» :
Воспитатель: Возьмём воздушный шарик. Если мы его надуваем, он наполняется воздухом. С нашими лёгкими происходит то же самое при вдохе. Выпускаем воздух из шарика, он уменьшается. То же самое происходит с лёгкими при выдохе. А мы можем не дышать?
Дети: Нет.
Воспитатель: Значит, делаем вывод, что без дыхания жизни нет. Ребята, как вы думаете, где можно встретить воздух? Давайте это проверим.
Опыт №3 «Как поймать воздух»
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Воздух прозрачный, он не имеет цвета, то есть, он бесцветный.
Физкультурная пауза «Беленькое облако»
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного разомнемся.
Беленькое облако Округленные руки перед собой, пальцы в замок.
Поднялось над крышей Не расцепляя рук, поднять их над головой.
Устремилось облако Выпрямить руки.
Выше, выше, выше Потянуться руками вверх.
Ветер это облако Плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону.
Зацепил за кручу Сцепить руки кончиками пальцев над головой.
Превратилось облако Руками описать через стороны вниз большой круг.
В дождевую кучу Присесть.
Воспитатель: Молодцы, присаживаемся на свои места.
III. Заключительная часть:
Воспитатель: Итак, исследователи, давайте подведём итог нашей работе.
Мы можем увидеть воздух?
Есть ли жизнь без воздуха?
Где есть воздух?
У воздуха есть цвет?
Какой опыт вам понравился больше всего?
Вам понравилось быть молодыми учеными?
Вы хотите еще побывать в нашей лаборатории?
Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить медали.
Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо!