Лучший педагог года

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» в старшей группе

Людмила Рябых
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12»

«Волшебница вода» конспект познавательно – исследовательской деятельности

в старшей группе

Подготовила: воспитатель старшей группы

Рябых Л. Н.

г. Махачкала, 2019 г.

Конспект

познавательно-исследовательской деятельности

«Волшебница вода»

в старшей группе

Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Волшебница вода“ в старшей группе» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально – коммуникативное, физическое, художественно – эстетическое.

Цель: путем эксперимента закрепить ранее полученные знания о воде и раскрыть новые представления детей о ее состояниях.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.

- способствовать умению детей определять физические свойства воды (запах, вкус, форма, прозрачность, хороший растворитель).

Развивающие:

- развивать навыки проведения лабораторных опытов;

- развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, логического мышления;

- развивать любознательность и наблюдательность.

Воспитательные: воспитывать желание исследовать окружающий мир доступными способами – экспериментирование;

- воспитывать бережное отношение к воде.

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, беседа, художественное слово, игровые действия.

Оборудование: глобус, микроскоп с подключенным к ноутбуку (смартфону, оборудование для проведения опытов на каждого ребенка, белые халаты, два стакана, чайные ложки, сахар – рафинад,песок, подносы, салфетки, карточки – схемы (плакат) «Свойства воды», емкость с водой, аудиозапись «Музыка дождя» муз. С. Бурцева.

Предварительная работа: беседа с детьми о воде; рассматривание воды после рисования красками; дидактическая игра «Разноцветные капельки»; чтение сказки народов Сибири «Живая вода» и сказки горцев «Два ручья»; загадывание загадок о воде; просмотр познавательного фильма : «Урок чистой воды», сказки Н. А. Рыжовой «Как люди обидели речку»; выполнение дидактических заданий на прогулке, связанных с водой; оформление карточек-схем; чтение рассказов и стихотворений о воде.

Ход образовательной деятельности

Вос – ль: Ребята сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

Дети:

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро всем нам

Добрым, хорошим друзьям!

Воспитатель приглашает детей:

-1, 2, 3, 4, 5,

Приглашаю всех играть!

Всё хотим на свете знать,

Тайны мира раскрывать!

Пальчиковая игра «Дружат в нашей группе…»

Поиграем в игру «Дружат в нашей группе»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики. (соединяем пальцы в «замок»)

С вами мы подружимся маленькие пальчики. (касаемся кончиками пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы считать. (парное касание пальцев от мизинцев)

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать. (руки вниз, встряхиваем кистями)

(На столе стоит глобус накрытый салфеткой)

В: Ребята посмотрите, что я принесла, а что это, вы узнаете из загадки.

На ноге стоит одной

Кружит, вертит головой

Нам показывает страны

Реки, горы, океаны. (глобус)

В: А что такое глобус?

Д: Это наша планета

В: Правильно, дети, глобус это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. Посмотрите какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем?

Д: Синий, желтый, коричневый, зеленый.

В: А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим?

Д: Леса, пустыни, горы, моря и реки.

В: А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?

Д: Значит, что воды больше.

В: Для чего вода нужна человеку?

Д: Пить, мыться, купаться, готовить еду, поливать растения, мыть посуду и т. д.

В: Ребята как вы думаете, могут ли без воды прожить растения, животные, мы с вами?

(Ответы детей)

В: Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Вы хотите узнать, какими свойствами обладает вода. Ребята, а как вы думаете кто занимается исследованиями, изучают нашу планету?

Д: Ученые.

В: А сейчас я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем учеными -исследователями.

(Дети проходят в лабораторию, надевают халаты)

Проведение опыта-эксперимента

Опыт 1. Вода не имеет запаха

В: И так коллеги ученые, как вы считаете, вода имеет запах?

Дети высказывают предположения

- Вода имеет запах

-Я думаю, что вода не имеет запах.

В: Давайте проверим. Имеет вода запах?

- Вода не имеет запаха.

-Какой делаем вывод?

( Воспитатель обращается к детям: ученый Ахмед, ученая Султанат и т. д.)

Вывод: вода не имеет запаха.

В: Ребята, обозначим это свойство этой схемой.

(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)

Опыт 2. Вода не имеет вкуса

В: Ребята, как вы думаете, имеет ли вода вкус?

Предположения детей:

- Я считаю, что вода не имеет вкуса.

- А я думаю, что вода имеет вкус.

В: Попробуйте воду на вкус. Имеет вода вкус?

Примерные ответы детей:

- Вода не имеет вкуса.

-Какой делаем вывод?

Вывод: вода не имеет вкуса.

(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)

Опыт 3. Вода прозрачная

В: Ребята, как вы считаете, имеет ли вода цвет?

Предположения детей:

- Я считаю, что вода не имеет цвет.

- А я думаю, что вода имеет цвет.

В: Перед вами два стакана. Один с водой, другой с молоком. Если в оба стакана положить ложки. В каком из стаканов ложка будет видна: в стакане с водой или в стакане с молоком?

Предположения детей:

- Я думаю, что ложка будет видна в стакане с водой.

- А я считаю, что ложка будет видна в стакане с молоком.

В: Проверим. Опускаю ложку в стакан с водой и в стакан с молоком. В каком из стаканов ложка видна? Почему?

Примерные ответы детей:

- В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком ложка не видна.

В: Какой вывод можно сделать?

Вывод: - Вода не имеет цвета, вода прозрачная.

(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)

Опыт 4. Вода не имеет формы

В: А теперь воспользуемся другой посудой, стоящей на ваших столах. Обратите внимание на форму чашек, она разная: одни низкие широкие, другие высокие и узкие, третьи овальной формы.

На ваших столах есть мелкие предметы, положите их в чашки. Они изменились? (ответы детей)

- Их форма совсем не зависит от того, в каком сосуде они лежат.

В: Перельем воду в эти сосуды. Льется? Почему?

Вада та же самая, а форма у нее осталась или стала другой?

(ответы детей)

Вывод: Вода жидкая, не имеет формы.

В: Ребята, специально для нашего занятия я замораживала воду, и посмотрите что с ней произошло?

Д: Она превратилась в лед.

В: Какой лед?

Д: Твердый.

В: А что с ним сейчас происходит?

Д: Он тает и теряет форму.

В: А в этом сосуде у меня, сами видите какая вода.

Д: Горячая

В: Что мы с вами видим?

Д: Из сосуда подымается пар.

В: Это состояние воды называется газообразным. Хотите увидеть как пар превращается в воду? Накрываю стеклянным блюдцем кипяток и видим капельки воды на нем.

Игровое упражнение «Мы – капельки»

(звучит аудиозапись «Музыка дождя» муз. С. Бурцева)

- Ребята, а сейчас мы поиграем, превратимся в волшебные капельки. Произносим волшебные слова : вправо, влево повернись, в волшебную капельку превратись! Ой, как много капелек! Давайте вместе потанцуем, покружимся, польем растения. Скучно стало капелькам играть друг без друга. Собрались капельки парами и потекли маленькими, веселыми ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой (цепочкой). Текла, текла река и попала в большое море (в круг). А тут и солнышко пригрело! И капельки вернулись к тучке.

Проведение опытов-экспериментов

Опыт 4. В воде растворяется сахар, песок не растворяется

В: Ребята, как вы думаете, какие вещества растворяются в воде?

Предположения детей:

- В воде растворяется сахар.

- В воде растворяется мука.

В: Если в стакан с водой положить кусочек сахара, что произойдет?

Примерные ответы детей:

- Сахар в воде растворится.

- А я думаю, что сахар не растворится.

В: Давайте проверим. Положим в стакан кусочек сахара. Попробуйте воду ложкой. Что произошло?

Примерные ответы детей: сахар в воде растворился, и вода стала сладкой. - Какой сделаем вывод?

Вывод: сахар в воде растворяется.

(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)

В: Что получится, если в стакан с водой опустить песок?

Примерные ответы детей:

- Песок растворится в воде.

- А я считаю, что песок не растворится в воде.

В: Давайте проверим. Положим в стакан с водой песок, размешаем ложкой.

Растворился песок в воде?

- Песок в воде не растворился.

- Какой вывод делаем?

Вывод: Песок в воде не растворяется.

(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)

В: Предлагаю рассмотреть каплю воды из стакана, где мы старались растворить песок под микроскопом. Пипеткой я капну на стеклышко и помещу под микроскоп, а изображение я выведу на экран ноутбука (смартфона, чтоб было видно всем.

Игровое упражнение «Вода какая

: Ребята, поиграем в игру «Вода какая Передаем капельку и говорим: вода какая?

Примерные ответы детей:

- Вода чистая, вода родниковая, вода прозрачная, вода холодная, вода газированная, вода грязная.

- Молодцы, ребята!

Игра «Хорошо-плохо» (ТРИЗ)

: Ребята, вода хорошо - почему?

Примерные ответы детей:

- Вода – хорошо, потому что можно купаться.

- Вода – хорошо, потому что можно пить воду.

- Вода – хорошо, потому что можно полить растения.

- Вода – хорошо, потому что можно сварить компот и т. д.

В: Ребята, вода – плохо - почему?

Примерные ответы детей:

- Вода – плохо, потому что можно заболеть, если пить холодную воду.

- Вода – плохо, потому что можно намокнуть под дождем

- Вода – плохо, потому что можно выпачкаться, если бегать по лужам.

- Вода – плохо, потому что, если затопит квартиру и т. д.

Беседа о свойствах воды по схемам.

В: Ребята, давайте расскажем о свойствах воды по схемам.

Примерные ответы детей:

- Вода не имеет запаха.

- Вода не имеет вкуса.

- Вода не имеет цвета, она прозрачная.

- Сахар в воде растворяется, а песок не растворяется

- Вода становится цветной, если добавить краску.

- Вода отражает предметы, как зеркало.

В: Молодцы! Сколько интересного мы узнали о воде.

Ситуативный разговор «Берегите воду!»

В: Ребята, вода у нас много, она - везде. А нужно беречь воду? Как будем беречь воду?

Примерные ответы детей:

- Нужно не забывать закрывать краны.

- Если заметили, что кран неисправен, сразу сообщить взрослым.

- Не засорять водоемы.

- Не мусорить на берегах рек.

- Не мыть в водоемах машины.

-Правильно, ребята, воду нужно беречь! Вода – это жизнь!

(Воспитатель читает отрывок из стихотворения)

Без воды нам не умыться

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Фокус с водой

В: А вы любите фокусы? Тогда - смотрите!

У меня есть стеклянная баночка. Я наливаю в нее воду. Посмотрите, вода чистая, прозрачная. Закрываю баночку крышкой, произношу волшебные слова : «Крибли, крабли, бумс! (в это время потрясти баночку).

И какая вода у меня получилась (получилась окрашенная вода).

Попробуйте показать такой фокус дома.

Ребята, вы были любознательными учеными, примите на память маленькие капельки (дети получают сувениры-капельки).

Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебница Вода» Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебница Вода» Цель: Формировать представления о том, что вода.

Конспект познавательно-исследовательской НОД «Чудо-вода» в старшей логопедической группе КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ " ЧУДО - ВОДА ". Цели: - познакомить детей с некоторыми свойствами воды; - закрепить знание об агрегатном состоянии.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Разноцветная вода» Цель: Продолжать работу по обобщению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности (познавательно-исследовательской,.

Конспект НОД по познавательному развитию «Волшебница-вода» с познавательно-исследовательской технологией для старшей группы Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 50 Приморского района, Санкт-Петербург Конспект НОД по.

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебница Капуста» Конспект ООД познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе МБДОУ Детский сад №1 «Сказка». Ст. Отрадная. Воспитатель Булыгина.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми в подготовительной группе «Вода — бесценный дар природы» Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми в подготовительной группе Тема: «Вода — бесценный дар природы». Цель: актуализация.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебная вода» с детьми подготовительной к школе группы Программное содержание Образовательные задачи: 1. Закрепить полученные знания о воде. 2. Расширить и углубить представления детей об окружающем.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебная вода» Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности «Волшебная вода» Виды детской деятельности: игровая, познавательно –.

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Волшебница вода» Конспект открытого занятия НОД по экспериментально – исследовательской деятельности (ФЦКМ) во второй младшей группе на тему «Волшебница.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Вода, вода, кругом вода, в Неве — вода» для старшего возраста Цель: Способствовать формированию представления у детей дошкольного возраста значения воды в жизни человека. Задачи: Фомировать понятие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» в старшей группе
Опубликовано: 5 июня 2019 в 17:58
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД