Татьяна Мальгина
Конспект прогулки для средней группы «Прогулка по экологической тропе. Конец лета»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект прогулки для средней группы «Прогулка по экологической тропе-конец лета».
Программное содержание :
Цель: Обобщить и систематизировать представление о лете как времени года по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления погоды, состояние растений (рост и цветение, созревание ягод и плодов, особенности жизнедеятельности насекомых. Уточнить представление о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом. Учить устанавливать связь между комплексом условий (тепло, свет, влага) и состоянием растений и животных.
Публикация «Конспект прогулки для средней группы „Прогулка по экологической тропе, Конец лета“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лето
- Средняя группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи:
- Расширить представление детей о многообразии и значении растений и насекомых на территории детского сада;
- Учить ориентироваться по маршруту экологической тропы;
- Развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами.
- Развивать воображение и логическое мышление.
- Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.
- Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
Содержание прогулки :
Дети строятся в кружок.
Воспитатель проводит разминку «По дорожке, по дорожке» :
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.
По тропинке побежим.
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнём,
На лужок пешком пойдём.
Выходит, (из-за веранды) почтальон с письмом. Вручает воспитателю.
Воспитатель: К нам пришло письмо, сейчас узнаем от кого.
Дети вместе с воспитателем открывают конверт и читают письмо:
«Здравствуйте, ребята! Всё лето вы были большие молодцы. Помогали мне ухаживать за овощами и растениями, не рвали цветы, не обижали насекомых. За это я приготовил для вас маленькие подарочки. В конверте лежит маршрут. На каждой точке маршрута вас будут ждать разные задания. Желаю отличного путешествия, ваш друг- Лесовичок».
Воспитатель: А вот и первая загадка для вас:
День становится короче,
То жара, то гром грохочет.
Спеют яблоки и груши,
Люди их на солнце сушат,
Заготавливают впрок –
Скоро лету выйдет срок!
Что за месяц? Угадай!
А потом сентябрь встречай.
Воспитатель: Угадали, о каком месяце идёт речь? (Август). А лето начинается или заканчивается? Какой по счёту летний месяц -август?
Правильно, молодцы. Август- это конец лета.
Ребята, посмотрите, а тут еще карта, на ней отмечен маршрут- тропинка, которая приведет нас к окончанию лета. Ну что ребята, отправимся в путешествие? (Да)
А на чём отправимся в путешествие? Посмотрите, на прогулочный участок, отгадайте ещё одну загадку из конверта: о каком транспорте идёт речь?
Через поле, через лес
Мчится он в страну чудес —
Сто вагонов в длинный ряд.
Пассажиры в них сидят.
Слышно даже за версту
Его радостное «Ту-у!».
А колёса — тук-тук-тук:
«В добрый путь, мой милый друг!»
Тянет непосильный воз.
Да ведь это — … (паровоз).
Уважаемые пассажиры, занимай те свои вагончики!
Звучит музыка.
Итак, у нас первая остановка. И чтобы узнать, как она называется, я предлагаю вам отгадать следующую загадку из конверта:
Ни за что её не брошу, Ведь я труженик большой, Строю домик я горой. Отгадайте поскорей, Кто такой я? … (Муравей) Правильно. Наша первая остановка называется «Муравьиная». Воспитатель: А где же есть муравейник на территории детского сада?
На территории детского сада муравейника нет!
А где можно увидеть муравейник? Правильно в лесу. Кто из вас видел муравейник и наблюдал за жителями домика? Как муравьи работают?
А мы с вами можем понаблюдать за отдельными муравьями, которые живут возле дерева. Они ползают по дорожкам между травы. Показ картинок.
Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились. У муравья утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти. Как у всех насекомых, у муравьев есть усики- антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям. Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать. Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений. Муравьи — хищники, они уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой. Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери.
Воспитатель: Скажите, так почему муравьев называют «Санитарами леса»?
Но нам пора отправляться дальше. Но чтобы попасть нам на следующую остановку, мы поиграем с вами в игру «Во саду ли, в огороде».
Далее воспитатель приглашает детей прогуляться в волшебное место, которое он не называет, а просит отгадать по описанию. Это место, где: есть дорожки; грядки; где трудятся взрослые и дети; на грядках растут овощи. Догадались?
Молодцы ребята, это огород! И наша следующая остановка «Огородная».
Посмотрите, какие овощи выросли на грядках?
Что помогло растениям вырасти?
Вспомните, как мы сажали эти овощи?
Давайте обратим внимание, как они растут?
Чем полезны овощи?
А теперь скажите мне, какими овощами можно запастись на зиму?
А что ещё растёт у нас на огороде?
Какие цветы вам знакомы? Для чего люди садят цветы?
Воспитатель: Ребята у нас немного времени, пора отправляться в путешествие дальше.
И наша следующая остановка называется «Цветочная».
Дарят радость, аромат,
В лепестках их весь наряд,
С весны до осени цветут,
Пыльцу всем пчелкам раздают.
Ребята посмотрите, какие здесь цветы! Опишите, а какие цветы сейчас цветут на нашей клумбе?
Лесовичок приготовил для вас загадки про цветы. Воспитатель достаёт из конверта загадки с картинками-ответами.
Воспитатель: Продолжим наше путешествие! А для начала я прочту вам стихотворение
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость
И садам украшенье,
А друзьям- птичкам- угощенье.
И наша следующая остановка называется «Рябиновая».
Воспитатель:
Игра «Угадай, чей листок». (по картинкам из конверта).
Ребята, а что на дереве изменилось?
Сколько ягод на веточке: одна или много? (На веточке много ягод.)
Если на одной веточке много ягод, её называют гроздью рябины.
В старину считали, что рябина защищает дом от плохих людей и вестей, она считалась символом счастья и мира в семье, поэтому возле дома всегда старались посадить рябиновое деревце. Давно забыты старые поверья, но люди продолжают сажать рябину у своих домов, и не за магическую ее силу, а за скромную, но такую трогательную красоту.
Ягодки рябины ещё не совсем собрали свою краску, с приходом осени ягоды станут ярко оранжевые. Обратите внимание: сколько ягод на дереве? Есть народная примета: «Если много ягод на рябине, то осень будет дождливая». Но проверим с вами это уже осенью.
Воспитатель: Дыхательное упражнение «Чей листок дальше улетит?»
Дети стоят в одну шеренгу, делают вдох носом и дуют на листочек (бумажный, лежащий у них на ладони.
Воспитатель: Все по вагончикам, нам пора возвращаться на наш прогулочный участок.
Итог прогулки :
Воспитатель: Лето – это весёлая пора! Но, к сожалению, сейчас последние деньки августа, вскоре самое тёплое время года подойдёт к концу. Давайте с вами поиграем в игру и закрепим знания о признаках лета.
Игра «Присядь - похлопай»
Если вы со мной согласны хлопайте в ладоши, если нет, присядьте на корточки.
- Летом птицы улетают на юг.
- Летом жарко.
- Летом в лесу много ягод.
- Летом звенит капель.
- Летом после дождя на небе можно увидеть радугу.
- Летом животные готовятся к зиме.
- Летом у школьников каникулы.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. В конверте остались маленькие подарочки для вас от Лесовичка- это раскраски! В любое время, вы можете их раскрасить.
О чем мы с вами сегодня беседовали? Где побывали? Что больше всего понравилось?