Конспект речевого развития в старшей группе «Воробьишко»

Любовь Кузнецова
Конспект речевого развития в старшей группе «Воробьишко»

Программные задачи: Продолжать развивать интерес к художественной литературе. С помощью разных приемов способствовать формированию эмоционального отношения к воспринимаемому. Помочь понять, осмыслить. высказать свое отношение к героям сказки. Умение анализировать содержание сказки. Расширять знания о образе жизни кошек. Формирование умение отвечать на вопросы сложными предложениями. Отрабатывать интонационную выразительность речи. Развивать воображение.

Словарь: Воробьиха, писклята, желторотый, Пудик, чебурахнешься, чадо.

Методы и приемы: Чтение сказки, беседа, игровой прием, оценка, объяснение.

Материал: Макет крыши, картинки воробьинной семьи, портрет А. М. Горького, магнитофон, кулоны - сердечки, корзины.

Ход:

Макет крыши: на краю расположено гнездо, в котором сидит воробьинная семья.

(Раздается чириканье.)

Воспитатель: слышите? Где-то воробей чирикает. Да вот он! уселся на краю гнёздышка - взъерошенный, желторотый. Как вы думаете, кто это?

Ребята: воробей, птенец, птенчик, воробышек.

Воспитатель: да здесь он не один. Посмотрите на эту птицу: крылья R-голове поднесла похоже, очень волнуется, крыльями, словно руками всплеснула. Как вы думаете, кто же это обеспокоенный воробей?

Дети: мама - воробьиха.

Воспитатель: мне тоже кажется, что это воробьиха - мама. Уж очень она обеспокоена, или может быть удивлённо выглядит.

Здесь в гнезде ёщё один воробей. Он по крупнее, в клюве держит гусеницу. Как вы считаете что же это?

Дети: наверно это папа воробей.

Воспитатель: действительно, это скорее всего, воробей - папа. Вот мы с вами и разобрались: в этом уютном гнёздышке живёт воробьиная семья. Они очень болтливы, любят поговорить между собой, но со всем так как мы с вами, а на своём воробьином языке. Вот послушайте их любимую семейную песенку: чик чирик, чик чирик, чив чив чив чу! Вы догадались, кто из воробьёв про чирикал свою песенку. (папа воробей). Вы сразу узнали, что папа - воробей потому что, я очень старалась чирикать низким грубоватым голосом. Послушайте эту же песенку ёщё раз. Кто же на этот раз её прочирикает (тембр чириканье чуть по выше).

Вы очень внимательные ребята. А теперь покажите какие вы артисты. Сможете помочь малышу - воробьишке спеть эту песенку? Только не забудьте, что голосок у него ещё тоненький, не даром маленьких птенцов как еще называют? Вспомните как я вам читала. (Писклята) А почему? (потому что они пищат). Кто хочет помочь воробьишке?

Стряхните перышки, взмахните своими малюсенькими крылышками и. (чирикают).

Ай да, молодцы, конечно- же воробьишка научился петь эту песенку. А хотите я открою секрет это воробьиная семья мне хорошо знакома! Маленького желторотого воробьишку зовут Пудик. О нём и его родителях есть интересная сказка. Хотите послушать? Тогда усаживайтесь по удобнее. Посмотрите на обложку книги: вот воробьи. А кто же это в низу? (кошка). Действительно кошка, рыжая, глаза зелёные, а когти выпустила, острые, не добрые.

(рассказывает сказку).

Воспитатель: вам понравилась сказка? А может быть я рассказала вовсе и не сказку, а рассказ? Не торопитесь с ответом. Прежде чем поднять руку - антенку, хорошо подумайте, как вы будите, отвечая на мой вопрос, объяснять, почему вы так считаете.

Ребята: это сказка потому, что воробьи говорят на человеческом языке.

Это сказка, ведь птицы не думают как люди.

И я думаю что это сказка потому, что человечьих слов воробьи не знают.

Воспитатель: конечно вы правы* Это сказка. Написал её писатель Алексей Максимович Горький.

Посмотрите на его портрет. (экран) Не правда ли писатель похож на доброго дедушку? У него очень добрый и внимательный взгляд. Ведь только наблюдательный и думающий человек может так интересно рассказать об обыкновенных воробьях.

А теперь, как вы думаете писателю нравится этот птенец - Пудик? Или не нравится? И самое главное, не забывайте объяснять, почему вы так считаете?

Ребята: я думаю что Пудик ему нравился, он маленький ещё и не очень умный.

Мне кажется, что писателю воробейчик понравился. Он же хотел всё узнать.

Воспитатель: а кто запомнил, как писатель Алексей Максимович назвал эту сказку? (Воробьишко)

Вот, слышите, как ласково это звучит. Можно было назвать “непослушный воробейчик” или “Балованный птенец” или просто “воробьиная семья. ” А он назвал лаского “воробьишко” даже в самом слове чувствуется ласка и понимание, что воробьишко - пока неразумный малыш, но он вырастет и станет умным.

Вы же дома будете рассказывать эту сказку. Давайте поучимся нежно, лаского произнести название, так, как наверно произносил сам писатель. Обращайтесь к воробьишке, пусть ему будет приятно.

(дети тренируются ласково произносить слово)

вы так ласково проговаривали слово, что у вас даже глазки светились добротой, лицо становилось нежным. А помните я вам рассказывала, что у добрых и злых людей даже дыхание разное: полезное и не полезное для организма.

Давайте с вами вспомним какое дыхание у такого человека (пиктограмма злости).- злого: частое быстрое с громкими выдохами (показывают как дышит человек когда он злится используя мимику: три частых вдоха с быстрыми громкими выдохами). А теперь покажите как же дышит вот такой человек (пиктограмма доброты)- добрый счастливый (показывают используя мимику: глубокий вдох руки разводят в стороны, при выдохе словно кого - то обнимают). Я вижу вы все такие счастливые, очень добрые и внимательные. Писатель в этой сказке много “воробьиных,” но чирикающих слова наши, хорошо знакомые, но в них прямо слышится чириканье воробьёв. Давайте напомним воробьям о чём они чирикали в сказки. Слышите, как они притихли, заинтересовались, ждут. Я буду вам тихонько напоминать слова, а вы громко и очень похоже на воробьёв, как артисты, будите показывать это воробьям.

Папа хвастался: “чив ли я?” чив ли я?

Мама его хвалила: “Чив! чив”

Мама беспокоилась:”чадо! Чадо!” (так говорят на своих детей не только воробьи, но и некоторые бабушки.)

Папа предупреждал:”сейчас чебурахнешься!”

Как вы понимаете слово “чебурахнешься?”

Ребята: упадешь, свалишься, перевернешься.

Воспитатель: вы правильно поняли эти слова. Писатель так удачно подобрал это слово. Что даже чувствуешь. Что чебурахнешься –

это не просто упадешь, а перевернешься, перекувыркнешься да шлепнешься - чебурахнешься!

А Пудик капризничал, не хотел слушаться - чушь! Чепуха!

А когда из гнезда вывалился - очень испугался кошки - честь имею! честь имею!

Храбрая воробьиха клювом в глаз кошке целит: прочь! Прочь! Лети - чик - на окно!

Понравилось воробьям как вы о них рассказывали. Спустились пониже, расселись чего - то ещё ждут. И кошка рядом примостилась, не на воробьев смотрит, а на нас. И словно улыбается.

Посмотрите: рядом с каждым героем сказки стоят пустые плетенные тарелочки. Давайте подарим свои сердца - кулоны героям сказки.

(дети выполняют задание)

Как много сердец положили перед воробьихой! Какая она? Действительно, такая маленькая, беззащитная а не испугалась кошки с острыми зубами и длинными когтями. Ай да воробьиха! Ну и умница. Об этом говорят ваши кулончики.

Давайте заглянем в тарелочку Пудика. Всего три кулончика. Ну конечно он ещё маленький, глупенький, много не знает. Вы наверно помните как он говорил:

А зачем деревья качаются? Пусть перестанут качаться, тогда и ветра не будет». А как вы думаете, ветер бывает оттого, что деревья качаются? Нет! Это ветер качает деревья.

Воспитатель: Да, Пудик был еще желторотым птенцом, помните, я вам рассказывала, что все птенцы желтороты. Почему?

Ребята: Чтобы маме было видно, куда класть червяк

Воспитатель: Верно, пока птенцы не умеют самостоятельно добывать пищу у них рот желтый. Взрослая птица спешит «Отдать жучка в ярко окрашенный клюв птенца и опять улетает за кормом. Пудик был желторотым птенцом и несмышленышем. Помните, что он сказал о человеке. (Воспитатель повторяет отрывок). Он считал, что если ему нравится летать, то и все должны летать. Это неправильно. Он должен был понять что мы люди отличаемся от птиц. Нужно уважать такими какими они есть. Этому надо учиться. Но пудик не понимал и не хотел слушать своих родителей. Он не слушал маму и вывалился из гнезда. Что же случилось потом?

Ребята: Он упал на землю.

Воспитатель: Аи, аи, по его глупости чуть не произошла беда. Но все кончилось благополучно, если не считать, что воробьиха осталась без хвоста. Как вы думаете, станет ли теперь Пудик послушным?

Ребята: Да, он теперь будет слушать маму.

Воспитатель: Я тоже считаю, что он станет послушным. А вот если бы вы увидели, что кошка вот-вот прыгнет на беззащитного воробья, что бы вы сделали?

(Ответы детей).

Воспитатель: Кошка, это животное, которое добывает себе пищу. Она питается мышами, птицами и поэтому ругать ее сильно за это нельзя. В подобном случае надо криком вспугнуть воробья или прогнать кошку, а лучше накормить ее. Сейчас вы услышите эту же сказку, но только без слов, ее вам расскажет музыка.

Какой отрывок сказки вы слышите? Покажите тоже без слов.

Звучат три мелодии: радостная (дети выполняют движения: летают, клюют зерна, тревожная (дети изображают, как кошка крадется к воробьихе) и снова веселая (все заканчивается хорошо).

Публикации по теме:

Конспект игрового занятия для развития речевого дыхания «Зайчик» Игра-занятие «Зайчик» Ознакомление детей с признаками зимы. «Снежинки» - упражнение для развития речевого дыхания. Цель: расширять знания.

Конспект комплексного занятия с приоритетом речевого развития в подготовительной группе «Приключения в стране Жидкости» Цель: закреплять умение читать слова с изученными буквами; активизировать и обогащать словарь детей. Программные задачи: - устанавливать.

Конспект комплексного занятия с приоритетом речевого развития во второй младшей группе «Встречи в лесу» Цель: активизировать словарный запас детей, побуждать к высказываниям в виде полных предложений. Программные задачи: -продолжать формировать.

Конспект занятия по интеграции логико-математического и речевого развития дошкольников с ТНР Лексическая тема: «Дикие животные». Цель: развивать связную речь на базе русской народной сказки; Задачи: 1. Развивать связную речь; 2.

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей 3–4 года жизни и причины задержки речевого развития» Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимуляторов развития ребенка в целом. Речь - основное средство общения людей, орудие мышления.

Оснащение центра речевого развития детей в первой младшей группеОснащение центра речевого развития детей в первой младшей группе Оснащение центра речевого развития детей в первой младшей группе. Цель: Насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие.

Особенности развития мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития В статье рассматриваются актуальные проблемы развития мелкой моторики у детей раннего возраста; описываются особенности развития детей раннего.

Центр речевого развития в подготовительной группе Презентация: "Центр речевого развития" в подготовительной группе. В презентации представлены задачи по каждому разделу работы по речевому.

Развлечение в средней группе по мотивам рассказа М. Горького «Воробьишко» .

Родительское собрание в старшей группе «Особенности речевого развития у детей старшего возраста» Цель : взаимодействие родителей и воспитателей для развития речи детей, рассказать о направлениях по которым ведется работа по развитию.

Библиотека изображений:
  • ПДД
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Конспект речевого развития в старшей группе «Воробьишко»
Опубликовано: 26 апреля 2016 в 15:23
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект ОД по познавательному развитию «И на пустырях растут цветы» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному развитию «И...
Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 7-х классов «Мы вместе!»
Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 7-х классов. «Мы вместе! » Цель : сплочение классного коллектива, развитие коммуникативных...
Мастер-класс по изготовлению игры на закрепление счета и усвоение чисел «Готовим...
Арькова Екатерина Сергеевна, воспитатель МКДОУ «Детский сад №3 «Улыбка» г. Калача-на-Дону, Волгоградской области Задачи: 1. Упражнять в знании цифр 2....
Занятие «Путешествие в весенний лес»
Задачи: – побуждать детей читать стихотворения выразительно, по средствам художественного слова закрепить правила поведения в лесу; — развивать память,...
Фотоотчёт «Посткроссинг на МAAM. У нас новые друзья из Удмуртии!»
Замечательный проект по посткроссингу шагает по России семимильными шагами и всё больше набирает ход! Мы с ребятами нашей группы являемся непосредственными...