Гребенюк Татьяна Николаевна
Конспект занятия «Роспись рушника с использованием трафарета»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Дать представление об истории рушника, как символа семьи казаков. Продолжать развивать познавательный интерес к искусству родного края.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с традициями казачества.
2. Приобщать к культуре и быту казаков;
3. Познакомить с понятием «рушник»
4. Продолжать учить рисовать узоры на полосе
5. Развивать эстетическое восприятие, мышление, произвольное внимание и память
6. Воспитывать любовь к родному краю, воспитывать уважение к труду народных умельцев, восхищения их творчеством;
7. Познакомить с техникой рисования на ткани - батик.
Публикация «Конспект занятия „Роспись рушника с использованием трафарета“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Предварительная работа:
Знакомство детей с вышивкой, как видом народного искусства; рассматривание в мини-музее «казачья хата» вышитых изделий; составление узора из геометрических фигур на картоне прямоугольной формы; чтение пословиц, поговорок о труде и рукоделии.
Материалы и оборудование: предметы быта курени: рушники, лавка, стол, сундучок, люлька (колыбелька, вязаные половики, тканный половик, белая ткань, краски, помпоны, салфетки, палитры).
Ход совместной деятельности:
(звучит русская народная музыка).
Воспитатель:
- Здорово ночевали,
Озорные казачки.
Здорово ночевали - казаки - удальцы!
Улыбнитесь всем вокруг
Слева друг и, справа друг! Дня хорошего желаем и занятье начинаем!
Добро пожаловать в нашу хату!
Казаки гостям всегда рады…
Вот и мы с вами сейчас сядем рядком да поговорим ладком!
Я расскажу вам много интересного, а вы слушайте внимательно.
Смотрите, сколько красивых вещей перед вами их сделали руки взрослых с любовью и терпением.
Узнаете ли вы их? (скатерти, полотенца, коврики, прялка и т. д.)
Вокруг нас много вещей, к которым мы так сильно привыкли, что часто не придаем им никакого значения. В первую очередь это касается полотенца – человек использует его постоянно на протяжении всей своей жизни: с младенчества и до самой смерти. Полотенце имело много названий: постенник, набожник,рукотёр, рушник,утиральник, утирка.
Рушник – оторванный кусок ткани, который украшали вышивкой и использовали в ритуалах и обрядах.
Давайте посмотрим, что вышивали казачки на рушниках. Какие узоры подбирали. Узоры для своих вышивок они подсматривали у природы. Это были цветы, птицы, животные.
- А какиецвета использовали мастерицы, чтобы вышить рушник?
-Красный, чёрный.
- А знаете, что означает эта вышивка?
Вышивка означала следующее. Цветок красный с бутонами и корнями - символ крепкой семьи. Корни - бабушка и дедушка. Цветы - родители, бутоны – дети. В крепкой семье уважают стариков, берегут родителей, любят детей. Прямая чёрная линия - символ земли. Рушниками любили украшать свои хаты, самый красивый вешали в красный угол, то есть в красивый, видный угол, где обычно висела икона.
Гости дорогие, ну а вы не засиделись ли без дела?
Давайте поиграем!
Физкульт. минутка.
Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- «Где же лучшая земля?»
Отвечал он, пролетая:
- «Лучше нет родного края!»
Воспитатель:
Ой, беда-беда-беда!
Помогайте, детвора!
Как у нас в станице
Разленились мастерицы.
Не хотят ни шить, ни прясть –
Не поймем, что за напасть!
Ребята, выручайте. Мастерицы у нас отказываются работать. Не шьют, не вышивают. А у нас на станице скоро посиделки давайте с вами сегодня приготовим подарки для гостей.
Мастерицы вышивали, а мы нарисуем узор. А вместо иголки и нитки мы будем использовать краски.
Сначала рассмотрим, как располагается узор на рушнике. Сложим полотенце пополам и загладим серединочку. Сравним обе половинки, какой узор на одной половинке, точно такой же и на другой.
Воспитатель приглашает детей за столы расписать полотенца, обращает внимание на то, что узор должен располагаться на полосе.
Теперь приступим непосредственно к росписи - накладывайте на ткань трафарет и короткими круглыми большими помпонами или губкой заполняйте цветом вырезанные места. При работе с трафаретами помпоны держите вертикально по отношению к ткани и сильно пропитывайте краской, нажимая на ткань, словно прибиваете ее.
Затирку краски производите от краев прорезанного рисунка к центру - так краска ровнее ложится и менее лохматится трафарет.
Краска для трафарета налита в палитры, помпон погрузите в нее не более чем на 1 см. Для снятия излишков краски с помпонов нужно ею легонько обмакнуть по приготовленной специально для этого салфетки, сложенной в несколько слоев. Тогда при затирке краски ее излишки не затекут под края вырезанного рисунка. Краску следует наносить тонким слоем, чтобы сохранить эластичность ткани.
Воспитатель напоминает воспитанникам об осанке, технике безопасности, оказывает индивидуальную помощь, осуществляет контроль за выполнением работы.
Вы большие молодцы, мастера и рукодельницы. У вас получились изумительные рушники.
Подведем итоги занятия, посмотрим, что же у нас получилось. Внимательно рассмотрите свою работу и скажите, все ли у вас получилось? Что помешало? Поменяйтесь работами, их оцените достоинства и недостаткисоберем все работы и устроим мини-выставку. Как вы оцениваете свою сегодняшнюю работу? Какие трудности были при ее выполнении? Какие ошибки? Что нужно предпринять, чтобы в дальнейшем этого избежать? Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? Что показалось вам наиболее интересным?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всего сказанного выше следует, что рушник играл в жизни людей важную роль, сопровождал человека от рождения до смерти, был важным элементом в быту и сохранился до наших дней. Ими по-прежнему украшают дома, да и во многих городских квартирах он стал почетным гостем.
Подводя итог моей работы по теме «Роспись рушника с использованием трафарета», я сделала вывод, что рушник и сегодня является предметом быта в современном мире. Вышитый рушник и сегодня занимает важное место в нашей жизни. Он частица нашей культуры.