Папки-передвижки

Конспект семинара-практикума для «Школы молодого педагога» «Формулирование программных задач для мероприятий НОД»

Татьяна Кашина
Конспект семинара-практикума для «Школы молодого педагога» «Формулирование программных задач для мероприятий НОД»

План проведения

1. Практическое задание участникам семинара-практикума по анализу целей и задач конспектов НОД.

2. Просмотр презентации-консультации «Цель и задачи НОД».

3. Анализ конспектов НОД (повторный).

4. Памятки «Примерные формулировки цели и задач НОД».

1. Практическое задание.

Проанализировать цели и задачи конспектов НОД по различным образовательным областям для детей разных возрастных групп по предложенной таблице.

Публикация «Конспект семинара-практикума для „Школы молодого педагога“ „Формулирование программных задач для мероприятий НОД“» размещена в разделах

Необходимо заполнить столбец «Оценка 1», проанализировав цели и задачи на : соответствие содержания НОД поставленной цели и задачам, соответствие цели и задач, обеспечение триединства задач (образовательные, развивающие, воспитательные, правильность формулировки целей и задач, предложить возможные формулировки цели и задач.

Педагоги работают в парах, затем озвучивают результаты оценки и возникшие в ходе анализа сложности и вопросы.

Чтобы разрешить и разъяснить некоторые моменты и спорные вопросы, предлагается посмотреть презентацию.

2. Просмотр презентации-консультации «Цели и задачи НОД».

Слайд 2.

Цель педагогической деятельности – мысленное предвосхищение результатов процесса.

В своих формулировках педагогическая цель должна отражать те качества, на развитие которых направлен педагогический процесс.

Слайд 3. Цель должна быть:

-одна

Частая ошибка воспитателей – стремление объять необъятное. Они ставят перед собой столько целей, что достичь их в отведенный на образовательную деятельность отрезок времени невозможно. Ведь необходимо не только реализовывать поставленную цель, но и отслеживать, насколько успешно это получается сделать. Это не значит, что в процессе НОД воспитанники развиваются только в одном направлении. Интеграция глубоко проникла в образовательный процесс, и дети развиваются разнонаправленно. Но педагогическая деятельность в ходе НОД станет более эффективной, если воспитатель сосредоточится на одной конкретной цели.

Используются глаголы: совершенствование, воспитание, сохранение, систематизация, обогащение.

-конкретной, четко сформулированной

Формулировка цели не должна быть слишком объёмной. Из формулировки должно быть понятно, к чему педагог хочет прийти, чего хочет добиться. Воспитатель должен выстраивать образовательный процесс с учетом особенностей группы и конкретных детей.

-актуальной

Цель НОД должна быть актуальной: учитывать особенности детского сада, группы, конкретных детей. Например, воспитатель организует исследовательскую деятельность с целью расширения представлений детей об объекте или явлении. Но у дошкольников не получается работать совместно: они конфликтуют, не могут договориться. Какой вывод можно сделать? На данном этапе актуальнее в этой конкретной группе сформировать навыки бесконфликтного общения. То есть цель НОД – организовать ситуацию, в которой у детей формируются навыки бесконфликтного общения.

-Цель должна быть измеримой. Воспитатель не сможет «измерить» достижение 4–5 целей, когда проводит педагогическое наблюдение. Например, у какого количества детей наметился прогресс в овладении умением? Какой уровень самостоятельности проявляют дети, выполняя практические задания? Сколько детей из группы следуют правилам? А определить, достигнута ли одна цель, ему под силу.

-Цель должна быть достижимой и соотноситься с определенным сроком. Когда воспитатель планирует образовательную деятельность, не нужно ставить стратегические цели. Например, нельзя за 20 минут развить в детях познавательный интерес, но можно создать для этого условия, организовать образовательную ситуацию для развития познавательного интереса. В последующем анализе воспитатель сможет перечислить эти условия и подтвердить, что цель НОД достигнута.

-Цель НОД должна соотноситься с целью более высокого порядка. Главный принцип системы планирования – следовать от стратегических целей (целевых ориентиров) к тактическим, от годовых целей к целям на месяц, неделю, конкретным целям и задачам каждой образовательной деятельности.

Слайд 4. Примеры целей

Образовательная направленность:

-обеспечить усвоение знаний о…

-способствовать формированию знаний о…

-научить…

-доказать…

-формировать понятие…

-способствовать формированию или продолжить формирование умений …

-обеспечить повторение, обобщение, систематизацию знаний

-закрепить знания, умения…

-обобщить, систематизировать знания о…

-отработать навыки…

-совершенствовать умение…

-расширить, углубить…и т. д.

Слайд 5. Примеры целей

Воспитательная направленность:

-содействовать нравственному воспитанию дошкольников;

-обеспечить взаимодействие детей;

-содействовать эстетическому воспитанию;

-обеспечить воспитание усидчивости, инициативности;

-воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;

-воспитание толерантности.

Слайд 6. Примеры целей.

Развивающая направленность:

-развивать умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать,

-конкретизировать, классифицировать, наблюдать;

-развивать умение выделять главное, устанавливать единые общие признаки и свойства целого, делать обобщающие выводы;

- развивать умение частично-поисковой познавательной деятельности;

-развивать умение выдвигать гипотезы, решать проблемы;

-развивать умение планировать и оценивать результаты выполненных действий;

-развивать эмоции детей;

-развивать умение действовать самостоятельно;

-развивать умение творчески подходить к решению самых разнообразных задач;

-развивать умение применять знания на практике;

-развивать логическое мышление.

Слайд 7. Формулировку цели следует обязательно начинать с глагола:

Организовать ситуацию, в которой у детей формируются навыки бесконфликтного общения.

Формировать умение составлять описательные рассказы об игрушке.

Продолжать совершенствовать умение составлять связный рассказ по серии сюжетных картинок.

Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.

Учить составлять и решать простые математические задачи и примеры.

Слайд 8. (найдите ошибку в формулировках)

Формирование элементарных математических представлений.

Упражнять в использовании математических представлений в игровых ситуациях, развивать самостоятельность и инициативность детей.

Создать условия для формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет через дидактические игры.

Формировать умение находить в окружающей обстановке много одинаковых предметов и выделять из нее один предмет, давая оценку: много это или мало.

Закреплять умение сравнивать предметы по величине, называть геометрические фигуры, умение работать за столом.

Слайд 9. Задачи НОД должны отражать те шаги, которые планирует предпринять педагог, чтобы достичь поставленной цели. Часто у педагогов задачи – это те же цели, иногда даже шире самой цели, что нелогично. Также неверно цели и задачи менять на программное содержание. Педагогическая деятельность не может быть бесцельной.

Задачи должны носить триединый характер, т. е. должны включать обучающую, развивающую, воспитательную направленность.

Цели и задачи должны быть взаимосвязаны.

Формулирование обучающих задач должно отвечать современным требованиям ФГОС по реализации задач образовательных областей, этапам развития психических процессов, речевых умений и навыков, возрастным программным задачам. Их обязательно начинать с глагола.

Выбор нужного глагола зависит от того, какой характер НОД планируется: по сообщению нового знания, тренировочный или итоговый; от вида НОД: комплексная, интегрированная, традиционная; и т. д.

Слайд 10.

Обучающие задачи :

-обязательно начинать с глагола.

Выбор нужного глагола зависит от того, какой характер НОД планируется: по сообщению нового знания, тренировочный или итоговый; от вида НОД: комплексная, интегрированная, традиционная и т. д.

Обучающие задачи направлены на вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс, на организацию индивидуальной и групповой формы деятельности детей, на выявление умений и способностей детей работать самостоятельно по теме НОД.

Обучающие задачи направлены на вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс, на организацию индивидуальной и групповой формы деятельности детей, на выявление умений и способностей детей работать самостоятельно по теме НОД.

Слайд 11. Примерные формулировки обучающих задач НОД по сообщению нового знания с позиций современных принципов организации речевого развития в свете ФГОС:

-Расширить знания о…

-Обогатить представления детей о предметах и явлениях окружающего мира,

-Закрепить, уточнить, обобщить, систематизировать, совершенствовать и т. д. (какие-либо программные знания, умения, навыки).

-Актуализировать знания детей о …

-Создать условия для получения детьми знания о …

-Мотивировать детей к самостоятельному изучению…

-Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о …

-Сформулировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи притяжательные местоимения…

-Стимулировать детей к…

Слайд 12. Примерные формулировки обучающих задач НОД тренировочного и итогового характера:

-Актуализировать знания детей о …

-Закрепить в самостоятельной деятельности умение.

-Дать возможность применить на практике полученные знания о…

-Расширить знания детей … через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности.

-Содействовать усвоению… овладению….

Слайд 13. Примерные формулировки развивающих задач НОД.

Развивающие задачи должны быть направлены на развитие высших психических функций, (мышление, память, воображение, внимание, общей, мелкой, артикуляционной моторики, просодических компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация, речевого дыхания, на развитие интереса к предмету разговора, на развитие творческих способностей, поисковой активности, на развитие стремления к новизне.

Формулирование развивающих задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.

Слайд 14. В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой педагог хочет поработать, или ее компоненты, надо сделать выбор глагола:

- если функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов:

«начать работу по развитию…» и т. д.

- если функция недостаточно сформирована, необходимо закрепить какой – либо навык, то выбор глагола будет следующий: «продолжать развивать …», «продолжать формировать…», «совершенствовать …», «способствовать…» и т. д.

-Развивать умение.

-Развивать слуховое внимание при определении слов со звуком…

-Способствовать развитию плавности речи…

-Продолжать развивать умение …

-Продолжать формировать…

Слайд 15. Примерные формулировки воспитательных задач НОД :

Воспитательные задачи направлены, как правило, на развитие личностных качеств ребенка, его эмоционально – волевой сферы.

Формулирование воспитательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.

В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то качество (свойство, над которым педагог работает, будет сделан выбор глагола:

если качество (свойство) не сформировано, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «воспитывать …» и т. д.

если качество (свойство) недостаточно сформировано либо необходимо его закрепить, то выбор глагола будет следующий -

«продолжать формировать…», «продолжать воспитывать…», «совершенствовать …» и т. д.

- Модель составления формулировки задач НОД (в распечатанном виде, выдаётся каждому педагогу).

3. Повторный анализ конспектов НОД.

Заполнение столбца «Оценка 2» таблицы для анализа, сравнение результатов. Работа педагогов парами, обсуждение результатов.

4. Начинающим воспитателям предлагаются распечатанные памятки «Примерные формулировки цели и задач НОД».

Вывод.

При постановке цели и задач непосредственно образовательной деятельности помните:

• Цель всегда одна.

Задачи должны носить триединый характер, т. е. должны включать образовательную, развивающую, воспитательную направленность. При этом самих задач может быть более трех.

Формулирование образовательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.

• Выбор нужного глагола зависит от того, какой характер НОД Вы планируете: по сообщению нового знания, тренировочный или итоговый.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Аналитическая справка о проведении городского семинара-практикума «Математическое развитие в ДОУ в соответствии с ФГОС»Аналитическая справка о проведении городского семинара-практикума «Математическое развитие в ДОУ в соответствии с ФГОС» Аналитическая справка о проведении городского семинара-практикума "Математическое развитие в ДОУ в соответствии с ФГОС" 26 февраля 2020.

Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества»Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества» 26 апреля в МБДОУ «Детский сад № 11» прошел семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции.

Фотоотчет семинара-практикума с родителями «Здоровьесберегающие технологии в ДОО»Фотоотчет семинара-практикума с родителями «Здоровьесберегающие технологии в ДОО» Во второй младшей группе "Пчелки" прошёл семинар - практикум на тему: "Здоровьесберегающие технологии в ДОО". Присутствовали: 21 родитель,.

Фотоотчёт о посещении городского семинара-практикума «Истоки традиций. Масленица»Фотоотчёт о посещении городского семинара-практикума «Истоки традиций. Масленица» Масленица считается старинным русским народным праздником. По сути, это прощание с зимой и торжественная встреча красавицы-весны. Конкретной.

Конкурсная работа молодого педагога-организатора «Педагогический дебют» ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА УЧАСТНИКА 1. Ф. И. О. учителя: Торсунова Александра Сергеевна 2. Специальность по диплому: учитель русского языка и литературы.

Конспект семинара-практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развиваемся, играя»Конспект семинара-практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развиваемся, играя» Подготовили: методист Едокова О. В. ,учитель-логопед Вишнякова Е. Ю. ,педагог-психолог Шишкина И. Е. ,музыкальный руководитель Царева И. Н. Цель:.

Профилактическое коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога школы «Профилактика употребления психоактивных веществ» Тема: «Профилактика употребления психоактивных веществ и табакокурения, а так же формирование навыков здорового и безопасного образа жизни».

Работа с родителями в форме семинара-практикума «Движение и речь»Работа с родителями в форме семинара-практикума «Движение и речь» В нашей группе с родителями был проведен семинар-практикум «Движение и речь». Встреча проходила в теплой домашней обстановке за чашечкой.

Самообразование педагога. Отчет о посещении семинара-практикумаСамообразование педагога. Отчет о посещении семинара-практикума Самообразование педагога. Отчет о посещение семинара-практикума. 11 октября 2016 года я посетила городской семинар-практикум «Информационная.

Самообразование педагога. Посещение семинара-практикума (фотоотчет)Самообразование педагога. Посещение семинара-практикума (фотоотчет) Самообразование педагога «Посещение семинара – практикума»(фотоотчет) «Если не умеешь говорить – учись читать» итальянский гумманист Л. Помпоний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект семинара-практикума для «Школы молодого педагога» «Формулирование программных задач для мероприятий НОД»
Опубликовано: 12 ноября 2020 в 09:13
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД