Лучший педагог года

Конспект семинара «Ребёнок как экспериментатор и исследователь природы. Культурные практики в ДОУ»

Людмила Королева
Конспект семинара «Ребёнок как экспериментатор и исследователь природы. Культурные практики в ДОУ»

Конспект семинара «Ребёнок как экспериментатор и исследователь природы…». Тема: «Культурные практики в дошкольной образовательной организации».

Дата: 23 марта 2017 года.

Ход мероприятия:

1 слайд

Мы расскажем сегодня о новых тенденциях в дошкольных образованиях, а именно, о культурных практиках.

2 слайд

ФГОС нацеливает нас на:

1. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

Публикация «Конспект семинара „Ребёнок как экспериментатор и исследователь природы, Культурные практики в ДОУ“» размещена в разделах

2. признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

3. поддержку инициативы детей в различных видах деятельности.

3 слайд

На слайде вы видите определение культурных практик, данное Натой Борисовной Крыловой.

Культурные практики - обычные для ребёнка (привычные) способы самоопределения, саморазвития и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми. Это также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целых удовлетворения разнообразных потребностей и интересов ребенка.

4 слайд Зачем дошкольнику культурная практика?Ребенку важно проявлять себя в разных видах деятельности, важно быть значимым, важно научиться решать задачи самостоятельно.

5 слайд

На слайде вы видите основные признаки культурных практик, такие как

6 слайд Откуда берутся…

Как появляются культурные практики?

Культурная практика возникает из : вопроса ребенка, детских догадок, разговоров, обсуждений, происшествий. Таким образом, мы решаем задачу ФГОСа о полноценном участии ребенка в образовательном процессе.

Например, вам нужно научить детей рисовать цветок. Что вы будете делать? (мозговой штурм).

Часто воспитатели дают информацию сами. Для того, чтобы ребенок стал субъектом, воспитатель может задавать вопросы: Как нарисовать, сделать, узнать? Во что превращается? Что, чем может быть? Этими вопросами мы даём детям возможность поразмышлять самим и найти решения какой-то задачи.

7 слайд

В основе культурных практик всегда лежит проблема, сформулированная как вопрос. Вопрос побуждает не к прямому ответу, а к поиску – деятельности.

8 слайд

Какие актуальные задачи – проблемы своей жизнедеятельности может решить ребенка на примере этой темы?

Для выстраивания культурной практики нам нужно ответить на три вопроса:

1. На какой вопрос, задаваемый ребенком (высказывание ребенка) отвечает Ваша культурная практика?

2. Какую образовательную задачу она решает?

3. Какую культурную практику вы используете?

А теперь пришло время для практической части

Например, у нас тематическая неделя «Весна»

И мы предлагаем тему «Откуда берется дождь?»

Дети спрашивают откуда берется дождь?

Культурные практики :

1. беседа о том, когда еще бывают дожди, какие (летние, весенние, даже зимние, теплые, ливневые, моросящие, грибные и пр.)У каждого дождика свое настроение. Соотнесение картинок с дождиком с картинками-лицами людей, изображающих настроение (грустный, веселый, сердитый и пр.);

2. опыт-наблюдение как кипящая вода превращается в пар и конденсируется в капли; вода так же может превратиться в лед (заморозить воду в форме для льда и понаблюдать за процессом). Дети делают вывод, что вода имеет несколько форм. Вода-путешественница, совершая свой великий круговорот в природе, она все время меняется. Превращается то в прозрачный легкий пар, то в крохотные капельки воды, то в льдинки. У нее много разных приключений!

3. Сказка о дождике (как мама-туча не пускала маленького Дождика гулять, а тот без спроса сам пролился на землю и подружился с мальчиком Димой).4. По результатам предыдущих практик дети рисуют рисунки про дождик: кто про Дождик из сказки, кто-про дождь с любым настроением, кто-о том, откуда дождик появляется в природе. 5. Выставка рисунков, на которую можно пригласить детей из других групп дс, родителей и т. д.

Образовательные результаты: ребенок умеет находит причинно-следственные связи на примере изучения свойств воды. У ребенка развивается воображение и ассоциативное мышление. Умеет делать выводы. Совершенствуется художественно-эстетическое развитие.

Позиция педагога. Деятельность современного педагога направляется, в первую очередь, на создание психолого-педагогических условий для сознательного и самостоятельного выбора детьми индивидуальной образовательной стратегии, на индивидуальную помощь каждому ребенку в планировании разных видов деятельности (в первую очередь тех, в которых наиболее ярко проявляются индивидуальные интересы и способности, на консультирование детей по применению тех или иных информационных источников и дидактических пособий, а также на гармонизацию взаимодействия с родителями. Сегодня важнее не то, что знают и умеют выпускники образовательного учреждения, а как они умеют реализовывать свой личностный потенциал в соответствии с индивидуальными способностями. И это важная примета времени в современном образовании.

Каждый день в перспективных планах запланировано чтение художественной литературы, сюжетно – ролевые игры, опытно – экспериментальная деятельность, рассматривание, наблюдения, свободная изодеятельность, конструктивные игры, что мы и осуществляем каждый день. Воспитатель объявляет детям, какое произведение будет читать и зовет детей. Музыкальный досуг обычно тематический. То есть в преддверии какого – то события, мы проводим с детьми беседу, как они хотели бы отметить это событие. Современный педагог осознает, что развитие детской самостоятельности и инициативы во многом зависят от него, особенно от признания, что ребенок – это свободная личность. Он имеет право выражать себя соответственно только его пониманию и теми способами, которые он считает подходящими. Авторитарный стиль педагогики, который долгое время «царствовал» в нашей стране, не позволял развивать инициативу и самостоятельность ребенка дошкольного возраста. Поменять мышление необходимо, прежде всего, педагогу.

Как организуются культурные практики? 1. Предоставлять выбор - места, времени, дела, развлечения, общения и др. Мера свободы осознается ребенком пропорционально количеству выборов. На организацию различных вариантов выбора и должно быть в первую очередь направлено педагогическое творчество воспитателя. Кроме того, хороший воспитатель всегда предоставит ребенку, в числе прочих, и выбор того действия, в котором он особенно успешен. 2. Побуждать к созданию нового материального или духовного продукта. Новое в содержании социального опыта ребенка возникает тогда, когда требуется не автоматическое пользование известными предметами или правилами, а необходимо по-иному приспособиться к возникшей ситуации. Интересно, что К. Роджерс видел творчество не столько в создании чего-то нового в окружающей обстановке, сколько в создании новых граней собственной личности. 3. Применять "позитивные поглаживания" (термин Э. Берна, известного американского психотерапевта). Он считал "поглаживание" единицей социального взаимодействия. По определению Э. Берна, "поглаживание" - это любой акт, предполагающий признание присутствия и существования другого человека. Оно бывает словесным и практическим, условным и безусловным, позитивным и негативным – демонстрировать признание. 4. Развивать рефлексивные потребности детей. Рефлексивная потребность проявляется у детей достаточно рано, уже к трем годам жизни. Это не что иное, как обращение познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, на свои личностные качества.

Каковы уровни культурных практик? Первый уровень предметного содержания социального опыта ребенка складывается вокруг знания о том, "как делать" : как есть ложкой, как пить из чашки, как переходить улицу, как завязывать шнурки, как ездить на велосипеде, как читать и писать. В этом содержательном наборе опыта человек нуждается сразу после рождения. Он расширяется в разнообразных действиях ребенка, как спонтанных, так и специально организованных взрослыми. Второй уровень предметного содержания социального опыта ребенка связан с формированием "вторичного знания", получаемого в общении, знания "как делают другие". Ребенок включает в свой опыт не только то, что было продуктом его собственной деятельности, но и то, что сделали другие люди. Но это произойдет лишь при условии, что действия "другого" или сам их "продукт" как-то эмоционально затронут ребенка: заинтересуют, вызовут любопытство, удивление или тревогу, страх, ревность. В противном случае ребенок лишь заучит то, что ему сказали взрослые, организовавшие обучающую ситуацию.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Открытое занятие в рамках регионального семинара для средней группы «Весеннее пробуждение природы» «ВЕСЕННЕЕ ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ» Открытое занятие в рамках регионального семинара для средней группы Тема: Весеннее пробуждение природы.

Конспект семинара-практикума «Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по вопросам физического воспитания» МДОУ № 38 «Искорка» г. Подольск Семинар – практикум «Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по вопросам физического.

Конспект семинара для педагогов ДОУ «Патриотическое воспитание детей в ДОУ» Старший воспитатель – Жданова С. В. «Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; самое.

Культурные практики в ДОУ МБДОУ ДС №6 «РАДУГА» г. Котельниково, Волгоградской области ДОКЛАД НА ТЕМУ «Культурные практики в ДОУ» Музыкальный руководитель.

Культурные практики. Исследовательская деятельность «Угадай на вкус и запах» Исследовательская деятельность «Угадай на вкус и запах» Ход исследовательской деятельности. Воспитатель: Ребята, сегодня на нашем огороде.

Педсовет «Культурные практики в дошкольном образовании» Педсовет «Культурные практики в дошкольном образовании» С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Районный семинар-практикум «Культурные практики в дошкольном образовании»Районный семинар-практикум «Культурные практики в дошкольном образовании» В феврале 2016 года, в нашем детском саду прошла «Неделя по приобщению детей к русскому народному творчеству». Наша идея о проведении такой.

Семинар «Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности» Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности, их виды и реализация в режиме дня детского сада.

Совместная образовательная деятельность и культурные практики воспитателя и детей в режимных моментах Ситуации общения, беседы и разговоры с детьми, игровые тренинги Беседы: «Летний отдых», компьютерная презентация «Правила поведения в детском.

Экологический проект «Юный исследователь природы» Не порти дерев). ибо дерево на поле не человек, чтобы могло уйти от тебя в укрепление. Ветхий Завет — Второзаконие, 20:19 Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект семинара «Ребёнок как экспериментатор и исследователь природы. Культурные практики в ДОУ»
Опубликовано: 11 марта 2018 в 22:47
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД