Папки-передвижки

Конспект урока «Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхательной системы человека»

Ермилова Татьяна
Конспект урока «Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхательной системы человека»

Цель урока : сформировать представление о строении органов дыхательной системы человека в связи с их функциями: дыхательной, образования звуков, формирования членораздельной речи.

Задачи: 1. Образовательная.

Расширять знания о биологической сущности дыхания, его значении в обмене веществ и превращении энергии в организме человека.

2. Развивающая.

Публикация «Конспект урока „Дыхание, Значение дыхания, Органы дыхательной системы человека“» размещена в разделах

Создавать условия для развития познавательного интереса к строению органов дыхания человека и выполняемых ими функциях. Объяснить, как изменяется воздух в дыхательных путях и почему надо дышать через нос.

3. Воспитательная.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Планируемые результаты:

Предметные результаты обучения: Учащиеся должны знать:

— биологическую сущность процесса дыхания;

значение понятий «дыхание», «жизненная емкость легких», «плевра», «плевральная полость»;

— роль дыхания в обмене веществ и превращении энергии в организме человека;

— особенности строения органов дыхания человека

их функции;

— процесс образования голоса и членораздельной речи.

Учащиеся должны уметь:

— распознавать на таблицах, моделях основные орга-ны дыхательной системы человека, называть и описывать их;

— объяснять взаимосвязь строения воздухоносных путей и легких с выполняемой ими функцией;

— раскрывать сущность процесса дыхания, понятий «дыхание», «плевра», «плевральная полость»;

— характеризовать строение голосового аппарата человека, роль носовой и ротовой полостей в усилении звуков и формировании членораздельной речи;

— сравнивать правое и левое легкое;

— обосновывать правила гигиены голосового аппарата.

Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью;

— наблюдать, анализировать, обобщать и формулировать выводы, объяснять результаты;

— выбирать информацию, необходимую для сохранения здоровья своего и окружающих;

— уметь отстаивать свою точку зрения по решаемой проблеме.

Личностные результаты обучения:

— познавательный интерес и мотивация к изучению данной темы в силу ее практической значимости для человека, сохранения здоровья дыхательных путей, голосового аппарата.

Основные термины, понятия:

«Дыхательная система», «плевра», «плевральная полость», «органы дыхания», «надгортанник», «гортань», «носовая полость».

Оборудование Учебник «Биология 9 класс. Человек» М. Р. Сапин, Н. И. Сонин, рабочие тетради к учебнику, мультимедийная презентация «Дыхательная система человека», атлас анатомии человека.

План урока

1. Организационный момент. – 2 мин.

2. Актуализация знаний - 5 мин.

3. Открытие нового знания – 8 мин.

4. Работа по теме урока. - 10 мин.

5. Закрепление материала. – 7 мин.

6. Итог урока. – 4 мин.

7. Рефлексия – 2,5 мин.

8. Домашнее задание. – 1,5 мин.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку. Сегодня нас ждёт много интересного. Приступаем!

2. Актуализация опорных знаний.

- Вспомните, пожалуйста, какую систему организма мы изучали на прошлых уроках? (Мы изучали кровеносную систему организма).

- Назовите основную функцию крови? (Кровь переносит питательные вещества к органам и тканям организма, снабжает их кислородом, выводит углекислый газ).

- Замечательно. А где же кровь берёт кислород? (в лёгких).

- А в лёгкие он как попадает? (при дыхании).

- Верно. И сегодня мы начинаем изучение дыхательной системы человека. Узнаем, какие органы входят в состав дыхательной системы, разберёмся, как они работают.

3. Открытие нового знания.

- Есть такая поговорка «Это нужно нам как воздух!». Она в полной мере отражает особую потребность организма в воздухе. Ещё древнегреческий философ Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух главной первопричиной жизни. Такого же мнения придерживался и древнегреческий врач Гиппократ. И хотя представления древних о воздухе, как первопричине жизни, наивны, но они отражают понимание огромного значения воздуха для организма.

- Сколько человек может прожить без пищи? Не более 3-х месяцев. Без воды человек может обойтись всего 3-4 дня. Без воздуха, как вы думаете, сколько человек может протянуть? ( из практики: дети обычно отвечают – 10, 20 минут)

- На самом деле, без воздуха мы сможем жить не более 3-4 минут. Давайте проверим это опытным путём. Задержите дыхание и не дышите так долго, сколько сможете. (Дети задерживают дыхание, но уже через полторы-две минуты делают вдох)

- Ребята, скажите, что вы чувствовали, пока не дышали? (очень хотелось сделать глоток воздуха)

- Такое состояние называется гипоксия – кислородное голодание. Когда клетки организма буквально кричат : «Дайте нам кислород!». При начинающейся гипоксии человек испытывает головокружение. При более длительном кислородном голодании в организме начинается необратимые процессы, приводящие к смерти.

В организме нет запасов кислорода, поэтому воздух должен поступать непрерывно через органы дыхания.

4. Работа по теме урока.

- Что такие органы дыхания и из чего они состоят? (дети отвечают, что органы дыхания – это нос и лёгкие)

- Откройте учебники на странице 160-163, прочитайте и проверьте, правильно ли вы ответили.

- Итак, какие же органы входят в состав дыхательной системы человека? (носовая полость, носоглотка, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, лёгочные доли, гортань).

- Все эти органы на стр. 95 в рабочей тетради обозначены цифрами, подпишите их. (работа в печатной тетради)

- Там же, в рабочей тетради выполните задания 139 и 140, используя учебник. (ученики заполняют таблицу «Органы дыхания и их функции»).

- А теперь расскажите, какую функцию выполняет носовая полость? Бронхи? Трахея? Лёгкие? Плевра? Надгортанник? Гортань? (ученики рассказывают о функциях каждого органа дыхательной системы).

- Дыхательные пути иногда становятся проводниками для вирусов и бактерий, вызывающих заболевания. Следовательно, мы должны соблюдать определённые правила гигиены дыхания, руководствуясь следующими направлениями: осанка, влажная уборка, нос, свежий воздух, физкультура, носовой платок. (ученики работают в тетрадях)

- Давайте обменяемся тем, что у вас получилось. И составим перечень правил гигиены дыхания. (1. Для правильного дыхания важна хорошая осанка. 2. Необходимо регулярно проводить влажную уборку помещений. 3. Дышать надо только через нос. 4 В течение суток полезно бывать на свежем воздухе. 5. Надо заниматься физкультурой. Причихании и кашле надо закрывать нос и рот носовым платком.)

- Может быть кому-то есть, что добавить? Какое дыхании считается здоровым, когда человек дышит ровно, или же сбивчиво? (Здоровое дыхание – когда человек дышит ровно, это значит, что ему ничто не мешает дышать нормально).

5. Закрепление материала.

- Назовите органы дыхания человека. Расскажите, какую функцию они выполняют. - Почему лёгкие получили такое название? (Потому что лёгкие состоят из лёгочных пузырьков, они в буквальном смысле наполнены воздухом, оба лёгких весят всего 1200 граммов).

- Почему имеются различия в строении правого и левого лёгкого? (Правое лёгкое состоит из 3-х долей, а левое всего из двух. Это связано с тем, что слева находится сердце. А правому лёгкому ничего не мешает развиваться).

6. Итог урока.

- Давайте подведём итог урока. Сделайте вывод, каково значение дыхания для человека? (Почти все сложные реакции превращения веществ в организме идут с обязательным участием кислорода. Без кислорода невозможен обмен веществ, и для сохранения жизни необходимо постоянное поступление кислорода).

7. Рефлексия.

- У вас на столах листы, на которых нарисовано Дерево знаний. Оно разделено на уровни. Каждый обозначает, насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока. На одном из уровней нарисуйте человечка – себя.

8. Домашнее задание.

Для всех: учебник. Стр. 160-163, вопросы. Рабочая тетрадь: с. 97-98, № 141-143.

Индивидуальны сообщения для хорошо успевающих учащихся: «Возрастные особенности дыхания», «Жизненная ёмкость лёгких, как важный показатель здоровья человека».

Список использованной литературы: «Биология 9 класс. Человек» М. Р. Сапин, Н. И. Сонин; «Атлас анатомии человека» изд. АСТ; «Возрастная физиология» А. Г. Хрипкова, сайт «Инфоурок», сайт «Мультиурок».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Органы человека» Цель: 1. Дать общее понятие о строении человека, что скелет состоит из головы, туловища, рук и ног. 2. Знать значение сердца и легких.

Конспект НОД на тему «Органы чувств человека» КОНСПЕКТ НОД ТЕМА: «Органы чувств человека» средняя группа общеразвивающей направленности Воспитатель :Гнездова Н. А г. Ейск,.

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Органы чувств» Предмет : Окружающий мир УМК: «Школа России» Тип урока : объяснение нового материала Тема : «Органы чувств» Цель: дать полное представление.

Конспект занятия для детей средней группы «Органы чувств человека» Тема: Органы чувств человека Цель: Закреплять знания детей об органах чувств человека: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Задачи: Помочь.

Консультация для родителей «Лёгкое дыхание. Развитие речевого дыхания» Консультация для родителей «Лёгкое дыхание. Развитие речевого дыхания» Учитель-логопед Солдатова Т. Н. Что может затормозить речевое.

Методическая разработка урока обществознания в 7 классе по теме «Правоохранительные органы» Открытый урок по обществознанию в 7 классе Тема: Правоохранительные органы Цели урока: 1. Сформировать у учащихся общее представление о.

Образовательная деятельность по валеологии «Тело человека. Органы чувств» МБДОУ детский сад «Колокольчик» Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Тело человека. Органы чувств». Подготовила:.

Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Тело человека. Органы чувств» Конспект занятия по валеологии в старшей группе: «Тело человека. Органы Чувств». Цель: Дать детям представления об органах чувств, как наших.

«Как живет луг. Значение лугов для человека». План урока по окружающему миру в 4 классе План конспект урока Предмет: окружающий мир Класс: 4 УМК «Гармония» Тема: «Как живет луг. Значение лугов для человека» Тип урока: усвоение.

Значение дыхательной гимнастики в речевом развитии детей дошкольного возраста Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая нена-пряженная артикуляция. У детей дошкольного возраста речевое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока «Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхательной системы человека»
Опубликовано: 11 марта 2019 в 06:07
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД