Лучший педагог года

Конспект урока обучения грамоте «Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш»

Абрамова
Конспект урока обучения грамоте «Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш»

Обучение грамоте

Тема: «Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

1. Формировать широкую мотивационную основу учебной деятельности;

2. Формировать элементарные умения в проведения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.

Публикация «Конспект урока обучения грамоте „Согласный звук [ш], буква Ш, Строчная буква ш“» размещена в разделах

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения :

Учащиеся получат возможность:

Регулятивные:

1. принимать и сохранять учебную задачу и решать ее в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности ;

2. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

1. Формировать умение понимать полученные знания в измененных условиях.

2. формировать мыслительные операции анализа и синтеза, обобщение, делать умозаключения

Коммуникативные:

1. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

2. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь

Направленные на достижение предметных результатов обучения :

Учащиеся научатся:

1. наблюдать за произношением нового звука в словах

2. устанавливать на основе наблюдений, что звук [ш] глухой и всегда твёрдый.

3. выделять звук [ш] из слов

4. Характеризовать его, обозначать буквой.

5. Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и

Оборудование: образцы штриховки; схемы предложений; знаки-символы для обозначения пунктов плана и знаки, символизирующие выполнение этого пункта (желательно связать их с оранжевым цветом, который символизирует регулятивные УУД); печатный слог ШИ с И красного цвета.

Символы:

Этапы урока Ход урока Формирование УУД

Мотивация к учебной деятельности. - А вот и звонок. Начинается урок.

- Вспомните занятия «Мира деятельности»!

- Какими ученики должны быть на уроках? (Активными, внимательными).

- Проверим с первых же минут, какие вы внимательные.

Вначале сядьте те, у кого имя начинается с гласного звука, а теперь те, у кого со звонкого согласного, и в конце те, у которых - с согласного глухого звука.

- Вы хорошо работали на прошлых уроках, сегодня вы продолжите открывать новые знания. Мы познакомимся с новой буквой и звуком!

А вы не растеряетесь? (Нет. Главное понять, что мы еще не знаем, и постараться самим открыть новое.)

- Что будем делать вначале урока? (Повторять пройденное.)

- Начинаем с чистоговорки:

Ши-ши-ши, ши-ши-ши

Что-то шепчут камыши.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше

Это утка в камыше.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши

Вот что шепчут камыши!

. Актуализация знаний

Работа в «Букваре». 1 5

– Посмотрите на знакомые нам схемы-«человечки» в «Букваре» на с. 80, которые держатся за руки. Что мы можем про них сказать?

(Эти буквы обозначают глухие согласные звуки [т], [т’], [к], [к’], [с], [c’], [п], [п’].)

– Дайте характеристику этим звукам. Нарисуйте им башмачки и шляпки.

– Что здесь для вас необычного?

(Один «человечек» стоит в стороне и держит восклицательный знак.) Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

. Постановка учебной проблемы

III. Открытие нового знания – Какой вопрос возникает?

– На это вопрос нам надо ответить на сегодняшнем уроке.

– Давайте составим план.

План (примерный) 3 2

1. Работа с рисунками.

2. Составление схемы слова.

3. Знакомство с новой буквой. В чём её особенность?

4. Чтение слогов и слов.

5. Письмо букв, слогов и слов.

6. Работа с предложением.

7. Работа с текстом.

– Что мы сейчас сделали? (Спланировали свою работу.)

– Давайте, когда будем выполнять каждый пункт плана, рядом ставить какой-то знак, что пункт выполнен.

1. – Рассмотрите рисунки. Давайте их озвучим. (Уши, шуруп, шалаш, шляпа.)

– Что общего в произношении этих слов? (Есть звук [ш].)

2. Работа в парах.

На письме звук [ш] обозначают буквой Ш. Посмотрите внимательно на схему буквы Ш. Почему «человечек» держит восклицательный знак?

– Чем отличается схема-«человечек» Ш от других?

- Поработайте в парах и откройте новый эталон звуковичка-человечка. (Эта буква особенная. Она обозначает согласный звук [ш]. Это глухой согласный. Рисуем на голове шляпу, закрашиваем её в чёрный цвет. Этот согласный всегда твёрдый. Оба башмачка закрашиваем в синий цвет.)

– Какие новые знания мы открыли?

– Какой пункт плана выполнили?

– Отметьте знаком на доске.

3. Знакомство с печатной буквой Ш.

– Найдите на ленте букв (на доске) букву, которая обозначает [ш].

– Что напоминает буква Ш? (Гребешок, ковш экскаватора, вилы, зубья этого ковша.)

Посмотри на букву Ш –

Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё. (А. Шибаев.)

Ах, табуретка хороша!

Перевернул – и буква Ш. (Г. Тарлапан.)

2. Загадка-шутка.

На сосне она висит,

Очень далеко глядит!

Ну а если упадёт,

То получит кто-то в лоб. (Шишка)

4. Работа в тетради для печатания.

–Назовите слово-отгадку.

- Произведём звуко-буквенный анализ этого слова.

- Сколько в этом слове слогов? Почему?

– Выделите в нём звук [ш] и скажите, где он слышится: в начале слова,

в середине или в конце?

– Произнесите новый звук ещё раз. Какой это согласный? (Звук [ш] всегда твёрдый.) – Напечатайте новую букву.

– Прочитайте слоги, которые получатся

Аналогично характеризуется каждый звук.

Формулирование темы и цели.

5. Работа в прописи. 4 3 2

1) – Посмотрите на печатную и прописную буквы Ш. Чем они похожи, а чем отличаются?

– Где мы потренируемся писать прописную букву Ш?

– Откройте с. 26 в прописи, посмотрите на рисунок.

2) Работа с иллюстрацией.

– Кто изображён на картинке?

– Как называют того, кто любит пошутить?

– Назовите, глядя на рисунок, как можно больше слов со звуком [ш]. (Шары, шутит, шутник, ширма, воздушные.)

– Заштрихуйте 1 шар штриховкой любого вида.

3) Написание букв.

Написание наклонной линии. Знакомство с написанием буквы Ш.

Сравнение письменной и печатной букв. Сравнение с буквой И (с. 27).

а) Запись элементов буквы Ш. (Счё т: раз-и-два-и-три-и.)

б) Обведение буквы Ш. Комментируют учащиеся.

в) Анализ ошибок: разная высота элементов, не сохранена параллельность. Можно показать возможные ошибки на доске, затем стереть их.

г) Заполнение схемы-«человечка» в прописи. 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

V. Применение нового знания 1. Работа в «Букваре». 2 5 3

1) Чтение слогов с буквой Ш.

Игра «Доскажи словечко».

– Дополните слоги так, чтобы получились слова.

Можно выставить эти слоги на доске и добавлять буквы из кассы или ленты букв.

Ша-р

Шо-у

Шу-м

Ши-шка и т. д.

– Попробуем записать эти слоги прописными буквами. Где мы будем сейчас работать?

Физминутка музыкальная.

2. Работа в прописи. 2 5

– Прочитайте слоги, которые нам надо записать.

– В каких словах есть эти слоги?

– Какой слог самый интересный? (Ши.) Чем?

– Сколько одинаковых элементов в сочетании ши? (Пять.) Будьте внимательны, не пропустите элемент. Чтобы удобнее было читать этот слог, нужно последний элемент буквы Ш (прямую наклонную с закруглением внизу) немного удлинить. Посмотрите, вот как нужно это сделать.

Учитель на доске даёт образец (написать этот слог на доске не менее трёх раз).

– Произнесите ещё раз слог ши.

– Какой звук слышится после [ш]? (Звук [ы].)

– А какая пишется буква? Написание этого буквосочетания надо запомнить.

Подчё ркивание: ш и.

– Догадались, почему в руках у человечка был восклицательный знак?

– Какой пункт плана ещё выполнили? Отметьте.

3. Работа в «Букваре». 5 6 3 1

Чтение и анализ слов.

Работа над лексическим значением, наблюдение над однокоренными словами, оттенками их значений.

Чтение 1-го столбика слов про себя, затем вслух по заданиям.

– Что общего у этих слов? (Эти слова односложные.)

Чтение слов 2-го столбика.

– Чем интересны пары слов? (Называют большой и маленький предметы.)

– Что есть в слове-названии маленького предмета, но нет в названии большого? (ПРОПЕДЕВТИКА. Суффикс.)

4. Работа в прописи. 2

1) Анализ слов шут, шутник, шутит. Запись слов. Выделение корня.

2) Анализ слов: ширма, пушинка, уши.

– В слове ширма выделяем орфограмму – букву И, подчёркиваем её одной чертой. Двумя чертами подчёркиваем букву Ш. Это означает, что мы графически объяснили, почему пишется буква И.

Запись слова.

– Найдите ширму на картинке. Обведите узоры на ширме.

3) Работа с предложением.

- Что такое предложение?

- Составьте из слов предложение.

- Проверьте по образцу.

- У какой группы слова расположены иначе?

Анализ предложения: У клоуна Паши шары.

а) Постановка ударения в словах.

б) Подчёркивание опасных мест.

в) Составление схемы. (Или выбор её из предложенных на доске.)

г) Повторение правописания заглавной буквы в именах людей.

Комментированное письмо.

Взаимопроверка.

– Нам предстоит ещё что-то интересное узнать о клоуне Паше. Посмотрим в «Букваре».

5. Работа в «Букваре». 7 6 1 1 3

Чтение текста «Паша-шутник».

1) Работа с текстом до чтения.

Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации.

– Кого изобразил художник?

– Что уже можно сказать? (Мы будем читать про Пашу-шутника. Это понятно из заглавия. На иллюстрации мы видим клоуна, так как у него разрисовано лицо. Он смеётся. Это, наверное, и есть Паша. Одет Паша как клоун на сцене. У него штанишки на лямочках. На штанишках изображены ромашки. На голове смешная шляпа, на ногах смешные ботинки. А в руках держит ромашки.)

– Чтобы до конца разобраться, прочитаем текст.

2) Работа с текстом во время чтения.

Чтение про себя, затем вслух по предложениям.

Вопросы по ходу чтения.

– Кто же Паша? (Паша – клоун.)

– Кто такой клоун? (Клоун – это артист цирка, который в цирке веселит народ, поднимает настроение.)

– Значит, какой Паша, раз он шутник? (Весёлый, задорный, остроумный.)

– Можно ли приготовить окрошку из ромашек? (Нет, это Паша шутит.)

– А на самом деле из чего окрошку делают?

Повторное чтение.

3) Беседа после чтения.

– Что смешного в Пашином наряде?

– Ещё раз посмотрите на иллюстрацию. Прочитайте предложения, к которым она относится.

– Почему Паша так необычно одет? (Он же клоун, должен смешить людей, поэтому и одет смешно.)

– Как вы думаете, для чего Паше шишки? (Он ими жонглирует.)

– А почему окрошка из ромашек, а не из других цветов?

– Подсчитайте, сколько слов с буквой Ш встретилось в тексте.

Прочитайте их.

– Отметьте точкой звук, который обозначен этой буквой.

– Какого цвета точка?

Желательно закончить один из двух уроков этого конспекта, подведя итоги урока. Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое

V. Домашнее задание (по желанию) – Штриховка рисунка на с. 28 прописи.

Показав карточки с вариантами штриховки, можно предложить детям самостоятельно выбрать варианты и заштриховать картинку.

V. Итог урока. - Какова была тема урока?

– Чем похож звук [ш] на другие согласные звуки? Чем отличается? 4 4

– Чему сегодня научились?

– Что больше всего понравилось на уроке?

– Все ли пункты плана выполнили? (Возвращаемся к плану, составленному на уроке.)

- Мы достигли своей цели?

– Как бы оценили своё настроение после урока?

- У каждого из вас шарики трёх цветов. Оцените сами свою работу на уроке. Выберете нужного цвета шар: зелёный, жёлтый или красный. Если вы были активны и всё поняли - зелёный, если не совсем хорошо работали – жёлтый, ну а если совсем ничего не поняли и не работали на уроке, то возьмите шар красного цвета.

ТООУ

Публикации по теме:

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Л], [Л`], буква Л» Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук Л (Л)`, буква Л» [Задачи: Ознакомление с буквой Л. Буква Л и.

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Согласный звук [ж] и буквы Ж, ж» Тема: Согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала. Задачи урока: образовательные:.

Конспект занятия по грамоте «Согласный звук [Д], [Д’] и буква Д» в подготовительной группе Цель: закрепить знания детей о букве Д и звуке Д. ДЬ Задачи: Формировать умение детей сопоставлять звук по твердости и мягкости звучания,.

Конспект занятия по грамоте «Звук [Ы] и буква Ы»Конспект занятия по грамоте «Звук [Ы] и буква Ы» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве ы Материал: демонстрационный материал, ,неваляшки, рабочие тетради 1 часть, цветные карандаши,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный звук [Р]-[Р’]. Буква Р» Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный звук Р (Р’). Буква Р» Цель: Познакомить со звуком{ Ри Р`} и буквой (Р,р). Задачи : Закрепить.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Д Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Г Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве К (КЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве С (СЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ш Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока обучения грамоте «Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш»
Опубликовано: 24 марта 2021 в 21:45
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД