Получи документы

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Имя существительное»

Аполлонова Ирина
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Имя существительное»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Имя существительное

Ход урока

1. Организационный момент. Введение в тему.

Введение

Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие и познакомимся с удивительным миром слов.

На какие группы можно разделить эти слова?

Арбуз, - думать, - весёлый, - солнце, - играть, - большой, - медведь, - собака, бежать, - хороший, - рисовать, - золотой.

Среди данных слов можно выделить слова- названия предметов.

Арбуз - солнце, - медведь, - собака.

Слова- названия признаков предметов:

Публикация «Конспект урока по русскому языку во 2 классе „Имя существительное“» размещена в разделах

Весёлый, - большой, - хороший, - золотой.

Слова- названия действий предметов.

Думать, - играть, - бежать, - рисовать.

На какой вопрос отвечают слова каждой группы?

Запишите слова-названия предметов первого столбика.

Выделите в словах изученные орфограммы.

В русском языке слова объединяются в группы, которые называются частями речи.

Каждая часть речи что-либо обозначает: или предмет, или признак предмета, или действие предмета.

Каждая часть речи имеет своё название: имя существительное, имя прилагательное, глагол и другие.

Рассмотрите схему «Части речи».

Расскажите по схеме о каждой части речи.

Назовём предметы.

К каждому слову-названию предмета -- поставим вопрос.

(Что) туча, - (что) снежинка, - (кто) бабочка, - (кто) медведь, - (что) морковь, - (что) часы,

(что) карандаши, - (что) мяч, - (кто) ёжик.

Можно сделать вывод: все слова обозначают предметы и являются именами существительными.

Запишите слова так:

Сначала слова, отвечающие на вопрос кто, затем слова, отвечающие на вопрос что?

Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? Или что, называют именами существительными.

Например, птица, девочка, заяц, солнце, звезда, яблоко.

Я слово удивительное,-

Сказало существительное.

Обозначаю я предмет,-

Всему опора спору нет:

Ведь солнце, воздух и вода,

Земля, леса и города.

Заводы, люди и планеты-

Всё это разные предметы.

Значит, я всех важней,

Значит, я всех, всех нужней!

Чистописание

Пропишите букву о и буквосочетания - от, - об, - он, - ос

При письме следите за высотой, наклоном и шириной букв.

На следующей строчке запишите словарное слово отец и слово отчество.

Можно ли по отчеству человека узнать, как зовут его отца?

2. Актуализация знаний.

Актуализация знаний

Имена существительные получили такое название потому,

что обозначают (называют, именуют) всякий предмет, который существует в окружающем нас мире.

Лексические значения имён существительных разнообразны.

Имена существительные обозначают :

Предметы и вещи.

Например, стол, книга, дерево, костюм.

Явления природы: гроза, метель.

Людей, животных и так далее: мальчик, белка, слон.

События: праздник, олимпиада.

Чувства и качества людей:

Например, радость, скромность.

На какие вопросы отвечают слова?

(Кто) Спортсмен, врач, заяц.

(Что) Утюг, шары, розы, радуга.

Интересно знать:

Наши предки считали живым только то, что ходит, бегает, плавает. А растения стоят на месте, не передвигаются. Поэтому мы все предметы растительного мира называем неодушевлёнными именами существительными и ставим к ним вопрос (что) розы.

Запишите слова по образцу.

Приведите свои примеры.

Объяснение материала

Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? и обозначают людей, животных, называются одушевлёнными.

Например, девочка, - кошка, - медведь.

Имена существительные, которые отвечают на вопрос что? и обозначают неживые предметы, называются неодушевлёнными.

Например, - дом, - часы, - машина.

Распределите слова в 2 столбика: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Свеча, кувшин, врач, голубь, воробей, пальто, карандаш, встреча, стрижи, девочка, класс, чайка.

Проверьте себя:

Одушевлё нные: - врач, - голубь, - воробей, - стрижи, - девочка, - чайка.

Неодушевлё нные: - свеча, - кувшин, - пальто, - карандаш, - встреча, - класс.

Запишите 3 одушевлённых существительных и 3 неодушевлённых.

Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, рек – это собственные имена существительные.

Например, Саша, Дмитрий, Иванов, Алексей Петрович, Новгород, Тверь, Волга.

Все остальные (несобственные) имена существительные - это нарицательные имена существительные. Они называют (нарицают) любой предмет, явление, свойство из множества им подобных.

Например, город, петух, иней, доброта.

Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Например, Россия, Ростовская, Неклиновский, Покровское.

Заглавная буква в именах собственных – это орфограмма.

Нарицательные имена существительные пишутся со строчной (маленькой) буквы.

Например, страна, область, район, село.

Подберите к нарицательным существительным собственные имена. Запишите их.

Никогда не забывайте-

Имя буквой выделяйте. Например, мальчик Петя

Все клички до одной

Пишут с буквы прописной. Например, хомяк Хомка

Страны, города и реки –

Посмотри и не спеши,

С большой буквы их пиши. Например, река Енисей

Обратите внимание! - Названия сказок, рассказов, картин, спектаклей – это собственные имена существительные.

Первое слово и имена собственные в этих названиях пишутся с заглавной буквы, а название заключается в кавычки:

Автор басни «Лебедь, Щука и Рак» - Иван Андреевич Крылов.

Музыку к балету «Щелкунчик» написал Пётр Ильич Чайковский.

Картину «Богатыри» написал Виктор Михайлович Васнецов.

Запишите одно предложение на выбор.

Физкультминутка

Хомячок Хомка приглашает нас отдохнуть.

Хомка, Хомка, хомячок,

Полосатенький бочок,

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, лапки трёт.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

1, 2, 3, 4, 5,

Хомка хочет сильным стать!

Объяснение материала (2)

Сколько предметов может обозначать имя существительное?

Книга –книги

Карандаш –карандаши

Ручка - ручки

Имена существительные изменяются по числам.

Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе.

Например, щенок, картина.

Для обозначения двух или нескольких предметов имя существительное употребляется во множественном числе.

Например, щенки, картины.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Раздели слова на группы:

Дерево, девочка, травы, корзины, города, завод, ученик, сороки, язык, деревни.

Запишите слова в два столбика. По какому признаку их распределяли по столбикам?

Проверьте себя.

В единственном числе употреблены существительные :

Дерево, девочка, завод, ученик, язык.

Имена существительные травы, корзины, города, сороки, деревни – употреблены во множественном числе.

Измени число каждого имени существительного :

Туфля – туфли

ягода – ягоды

море – моря

облако – облака

Простыни – простыня

улицы – улица

блюдца – блюдце

одеяла – одеяло

Обратите внимание!

При изменении числа имени существительного меняется его форма.

Запишите пары слов.

Над каждым словом укажите его число.

В русском языке есть имена существительные, которые употребляются только в одном числе:

Например, только в единственном числе употребляются имена существительные :

Москва, сахар, сметана, метро, пальто.

Только во множественном числе употребляются имена существительные :

Брюки, качели, шахматы, ножницы, санки.

Некоторые имена существительные надо правильно употреблять во множественном числе. Говорите правильно!

Нет чулок, сапог, ботинок.

Много мест, яблок, дел, сапог. Но:

Нет носков.

Много мандаринов, апельсинов, килограммов, помидоров.

Имена существительные могут отвечать не только на вопрос кто? или что, но и на другие вопросы.

Например, (чего) зимы, весны; - (кого) зайца, лётчика

(чему) зиме, весне; - (кому) зайцу, лётчику

(о чём) о зиме, о весне; - (о ком) о зайце, о лётчике.

Игра «Сам придумай»

Посмотрите на экран.

В стихотворении не хватает слов.

Вставьте подходящие по смыслу слова, изменяя их форму.

Подсказка находится справа.

Это слова: - цыплёнок, - слон, - волк, - мартышка, - козлёнок, - лиса.

Запишите стихотворение. Подчеркните имена существительные.

У ___ высокий рост,

У ___ пушистый хвост,

У ___ крепки рожки,

У ___ тонки ножки.

У ___ толсты губы,

А у ___ остры зубы.

Сам придумай про ежа,

Про ужа и про чижа!

Проверьте себя!

У слона высокий рост,

У лисы пушистый хвост,

У козлёнка крепки рожки,

У цыплёнка тонки ножки.

У мартышки толсты губы,

А у волка остры зубы.

Сам придумай про ежа,

Про ужа и про чижа!

В каком ряду слова отвечают на вопрос «что?»

1) красное, вкусное, сильное;

2) бежит, лежать, прыгать;

3) яблоко, забор, туча;

4) мощный, быстрый, ловкий.

В каком ряду все слова отвечают на вопрос «кто?»

1) воробей, черепаха, водитель, машина;

2) мотылёк, сосна, лев, рыбак;

3) собака, класс, заяц;

4) синица, моряк, повариха, дедушка.

ИТОГ УРОКА

Игра «Договори словечко»

Слова, отвечающие на вопрос кто? или что? …

Существительные, которые отвечают на вопрос кто? называются…

Существительные, которые отвечают на вопрос что? называются…

Какие ещё бывают имена существительные…

Имена существительные изменяются…

Рефлексия

Могут ли знания, которые мы получили на уроке, пригодится нам в жизни?

Почему?

Когда?

Зачем?

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Публикации по теме:

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Не с глаголом» по программе «Перспектива» Тема: «Не с глаголом» Цели: формировать умение письма частицы не с глаголом. Предметные результаты: познакомить учащихся с правописанием.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России». Обучающее изложение Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: обучающее изложение. Умк: «школа россии» Рыбакова Алёна Андреевна Тема урока:.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком. Умк: «школа.

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе «Образование и правописание сложных слов» Технологическая карта урока русского языка_2 класс УМК «Перспективная начальная школа» Автор: Жук Оксана Львовна Тема: Образование и правописание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Имя существительное»
Опубликовано: 11 июля 2021 в 08:31
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Имя существительное»» (включая файлы) размещена пользователем Аполлонова Ирина (УИ 2329407) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД